Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 февраля 2012 г. по делу № 33-793/2012

Судья Ирхина Е.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Крамаренко О.А.
судей: Поникаровской Н.В., Струковой А.А.
при секретаре: М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе совета депутатов МО "Гурьевский муниципальный район" на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 14 ноября 2011 года, которым в удовлетворении заявления совета депутатов МО "Гурьевский муниципальный район" об оспаривании отказа Управления Министерства юстиции РФ по Калининградской области в государственной регистрации решения совета депутатов МО "Гурьевский муниципальный район" от 24 июня 2011 года № 23 "О принятии изменений и дополнений в Устав Гурьевского муниципального района" - отказано.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения представителя совета депутатов МО "Гурьевский муниципальный район" - К., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Решением совета депутатов МО "Гурьевский муниципальный район" от 24 июня 2011 года № 23 приняты следующие изменения и дополнения в Устав Гурьевского муниципального района:
- часть 1 статьи 17 Устава "Структура органов местного самоуправления муниципального района" дополнена абзацем следующего содержания: "В порядке, предусмотренном настоящим Уставом и Уставом Гурьевского городского поселения, может быть предусмотрено образование администрации Гурьевского муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий администрации городского поселения";
- в части 1 статьи 18 Устава "Гурьевский районный совет депутатов" слова "районный Совет является представительным органом муниципального района, состоящим из 20 депутатов" заменены словами "Районный Совет является представительным органом муниципального района, состоящим из 19 депутатов";
- Устав дополнен статьей 19.1 "Порядок принятия и реализации решений об образовании администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий администрации Гурьевского городского поселения", в которой указаны субъекты выдвижения инициативы образования указанной администрации (глава и совет депутатов муниципального района, глава и совет депутатов Гурьевского городского поселения), определены кворум и срок принятия районным советом депутатом решения о согласовании такой инициативы, установлена подотчетность и подконтрольность главы муниципального района городскому совету депутатов в части осуществления администрацией муниципального района полномочий администрации городского поселения.
Заключением № 78 от 29 июля 2011 года Управления Министерства юстиции РФ по Калининградской области в государственной регистрации решения совета депутатов МО "Гурьевский муниципальный район" от 24 июня 2011 года № 23 "О принятии изменений и дополнений в Устав Гурьевского муниципального района" отказано по тем основаниям, что данное решение не содержит положений о вступлении его в силу, вследствие чего норма об изменении численности совета депутатов муниципального района с учетом ч. 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вступает в силу после истечения срока полномочий действующего состава представительного органа муниципального района, а вышеуказанный дополнительный абзац части 1 статьи 17 и статья 19.1 Устава муниципального района противоречат ч. 1 и ч. 8 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ.
Совет депутатов МО "Гурьевский муниципальный район" обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа в государственной регистрации решения совета депутатов МО "Гурьевский муниципальный район" от 24 июня 2011 года № 23, ссылаясь на соответствие вышеперечисленных изменений и дополнений, внесенных в Устав Гурьевского муниципального района, положениям Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, в том числе ч. 2 ст. 34 и ч. 8 ст. 44 названного Федерального закона.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе совет депутатов МО "Гурьевский муниципальный район" просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований вследствие неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании ч. 7 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.
В силу ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона № 38-ФЗ от 20 марта 2011 года) не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.
Статьей 4 Закона Калининградской области № 231 от 18 марта 2008 года "О муниципальных выборах в Калининградской области" (в редакции Закона области № 8 от 21 июня 2011 года) если в уставе муниципального образования не установлена избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа, то данные выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства, за исключением случаев проведения выборов представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов (ч. 4); не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов (ч. 5).
Из приведенных норм следует, что законом установлено единственное ограничение применительно к определению численности депутатов представительного органа муниципального района - не менее 15 депутатов, в связи с чем само по себе уменьшение численности депутатов Гурьевского районного совета депутатов с 20 до 19 закону не противоречит, тем более, что предусмотренный статьей 8 Устава Гурьевского муниципального района вид избирательной системы (мажоритарная система относительного большинства) не изменен.
В соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Поскольку согласно ст.2 Федерального закона № 131-ФЗ депутат представительного органа муниципального образования не является выборным должностным лицом местного самоуправления, ссылки Управления Министерства юстиции РФ по Калининградской области на несоответствие нормы решения совета депутатов МО "Гурьевский муниципальный район" от 24 июня 2011 года № 23 (пункт 2 Приложения к решению) об изменении численности представительного органа Гурьевского муниципального района требованиям ч. 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ являются, по мнению судебной коллегии, ошибочными.
Кроме того, само по себе отсутствие в решении Гурьевского районного совета депутатов № 23 от 24 июня 2011 года нормы о вступлении в силу изменений и дополнений в устав не является достаточным основанием к отказу в регистрации муниципального правового акта, поскольку в подобной ситуации вопрос о вступлении в силу соответствующего нормативного акта подлежит разрешению в общем порядке, предусмотренном законом.
На основании абзаца 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 29 ноября 2010 года) уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.
Согласно ч. 1 ст. 34 названного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, при этом в силу ч. 2 этой же статьи наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из приведенных положений ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ не следует, что при принятии уполномоченными органами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, решения об исполнении полномочий администрации городского поселения администрацией муниципального района должен быть создан новый исполнительно-распорядительный орган муниципального района.
Напротив, по смыслу закона исполнение полномочий администрации городского поселения в таком случае возлагается на существующую администрацию муниципального района, а использованный в абзаце 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ термин "образование местной администрации муниципального района" по сути означает только расширение объекта полномочий действующей администрации муниципального района.
Аналогичную позицию правомерно занимает и совет депутатов Гурьевского муниципального района.
Однако решением совета депутатов МО "Гурьевский муниципальный район" от 24 июня 2011 года № 23 норма о возможном образовании администрации Гурьевского муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий администрации Гурьевского городского поселения, некорректно включена в часть 1 статьи 17 Устава Гурьевского муниципального района "Структура органов местного самоуправления муниципального района", а не в статью 31 "Полномочия администрации муниципального района", что не соответствует правилам юридической техники и порождает возможность неоднозначного толкования части 1 статьи 17 Устава муниципального района о структуре органов местного самоуправления муниципального района.
Поскольку в силу прямого указания закона (абзац 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ) вопрос об образовании местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий администрации городского поселения, являющегося административным центром муниципального района, подлежит правовому регулированию в уставах муниципального района и указанного городского поселения, судебная коллегия считает, что само по себе установление в Уставе Гурьевского муниципального района порядка принятия и реализации решений об образовании такой администрации муниципального района закону не противоречит.
Принимая во внимание, что Федеральным законом № 131-ФЗ не регламентирована процедура образования администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий администрации городского поселения, являющегося административным центром муниципального района, в устав муниципального района возможно включение положений о субъектах выдвижения инициативы образования такой администрации, о кворуме для поддержания этой инициативы, о порядке и сроках реализации инициативы.
В то же время, в частях 1 и 6 статьи 19.1 Устава муниципального района (пункт 3 Приложения к решению совета депутатов МО "Гурьевский муниципальный район" от 24 июня 2011 года № 23) поименованы такие инициаторы выдвижения инициативы образования администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий администрации городского поселения, являющегося административным центром муниципального района, как глава и совет депутатов Гурьевского городского поселения.
Однако определение органов городского поселения, уполномоченных на выдвижение соответствующей инициативы, не относится к компетенции Гурьевского мунипипального района и подлежит регулированию исключительно в уставе Гурьевского городского поселения.
Учитывая, что вышеперечисленные положения Приложения к решению совета депутатов МО "Гурьевский муниципальный район" от 24 июня 2011 года № 23 "О принятии изменений и дополнений в Устав Гурьевского муниципального района" не в полной мере соответствуют нормам федерального закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Управления Министерства юстиции РФ по Калининградской области об отказе в регистрации упомянутого решения Гурьевского районного совета в целом не нарушает законные права и интересы последнего, тем более, что заявитель вправе повторно обратиться за регистрацией соответствующих изменений и дополнений в Устав Гурьевского муниципального района после приведения их в соответствие с законом.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 14 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru