Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 октября 2012 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Жданова Г.И. - заместителя руководителя - начальника отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
членов Комиссии:
Гребенщикова М.А. - старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Ивановой И.А. - государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
в присутствии:
от заявителя - <...>;
от ОАО "Л" - <...>,
рассмотрев дело № 108 по признакам нарушения ОАО "Л" (<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Липецкого УФАС России поступило заявление от <...> (далее - заявитель), согласно которому 20.07.2012 обратился в ОАО "Л" (далее - ОАО "Л") с заявлением о выдаче документов, подтверждающих технологическое присоединение объекта (<...> (далее - помещение)), необходимых ему для заключения договора энергоснабжения с ООО "Г" (далее - ООО "Г"). Однако по истечении 45 дней ОАО "Л" в нарушение п. 27 Правил технологического присоединения..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в редакции постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, далее - Правила), по состоянию на 06.09.2012 указанные документы не предоставило.
С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.
В соответствии с условиями Договора купли-продажи от 05.09.2011, заключенного между <...> (Продавец) и <...> (Покупатель), Покупатель приобрел в собственность помещение <...> (далее - помещение). Право собственности <...> на указанное помещение подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <...>.
ОАО "Л" письмом от 22.06.2012 № 1123-12 уведомило <...> о принятии участия в составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии 05.07.2012.
05.07.2012 представителем ОАО "Л" в присутствии <...> составлен Акт о бездоговорном потреблении электрической энергии за период с 26.09.2011 по 05.07.2012.
09.07.2012 в ООО "Г" от <...> поступило заявление о заключении договора энергоснабжения.
ООО "Г" письмом от 13.07.2012 № 4953 сообщило заявителю, что для заключения договора энергоснабжения необходимо представить документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств в установленном законом порядке, а также подтверждающие допуск в эксплуатацию приборов учета.
20.07.2012 <...> обратился в ОАО "Л" с заявлением о предоставлении документов, подтверждающих технологическое присоединение помещения, а также акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
ОАО "Л" 23.07.2012 направило <...> письмо № 1598-12 о взыскании стоимости бездоговорного потребления электрической энергии, определив мощность энергопринимающих устройств на объекте - 17,82 кВт.
В письме ОАО "Л" от 06.08.2012 № 4533, направленном в Липецкое УФАС России, указано, что ввиду невозможности восстановления ранее выданных технических условий в отношении присоединенного энергопринимающего устройства помещения № 11 <...> будут выданы новые технические условия согласно фактически имеющейся схеме электроснабжения в срок не позднее чем через 45 дней со дня обращения заявителя в сетевую организацию.
ОАО "Л" письмом от 14.08.2012 № 4729 сообщило заявителю, что электроснабжение складских помещений, расположенных по адресу: <...>, осуществлялось в соответствии с ранее выданными техническими условиями ООО "С", при этом технические условия отдельно на помещение № 11 по адресу: <...> не выдавались. С целью подготовки и выдачи новых технических условий, акта о разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и акта о разграничения эксплуатационной ответственности сторон предложило <...> представить данные об объемах максимальной мощности энергопринимающих устройств помещения № 11, а также сведения о балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию трансформаторной подстанции 6/0,4 кВ № 169 "А" и распределительной сети 0,4 кВ от трансформаторной подстанции до ВРУ-0,4 кВ помещения № 11.
<...> письмом от 16.08.2012 сообщил в ОАО "Л", что не является специалистом в данной области и ему неизвестно, кто подключен к указанной ТП, и просил сетевую организацию определить собственников, подключенных к ТП 169 "А", а также максимальную мощность энергопринимающих устройств помещения.
ОАО "Л" письмом от 23.08.2012 № 4991 сообщило <...>, что в связи с отсутствием информации о собственниках помещений по адресу: <...> направлен запрос в Управление Федеральной регистрационной службы по Липецкой области. После получения ответа будет определена Ваша доля в ТП-169 "А" и подготовлены новые технические условия.
Управление Федеральной регистрационной службы по Липецкой области письмом от 12.09.2012 № 01/09-4647 сообщило ОАО "Л" о необходимости соблюдения порядка предоставления информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи с тем, что прошло более 45 дней с момента обращения заявителя в ОАО "Л" (20.07.2012) и ему по состоянию на 06.09.2012 не выданы новые технические условия, необходимые для заключения договора энергоснабжения, <...> обратился в Липецкое УФАС России с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно ч. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Во исполнение указанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
Пунктом 27 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в случае если заявитель или владелец ранее присоединенных объектов обратился в сетевую организацию с заявлением о восстановлении ранее выданных технических условий, утрата которых наступила в связи с ликвидацией, реорганизацией, прекращением деятельности прежнего владельца (заявителя), продажей объектов и по иным причинам, сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о восстановлении ранее выданных технических условий выдает дубликаты ранее выданных технических условий с указанием величины максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя.
При невозможности восстановления ранее выданных технических условий в отношении присоединенных энергопринимающих устройств выдаются новые технические условия согласно фактически имеющейся схеме электроснабжения с указанием максимальной мощности, определенной исходя из представленных заявителями данных об объемах максимальной мощности энергопринимающих устройств, ранее присоединенных в установленном порядке. При этом новые технические условия должны быть выданы не позднее чем через 45 дней со дня обращения заявителя в сетевую организацию.
Для подготовки и выдачи дубликатов технических условий или новых технических условий сетевая организация не вправе запрашивать у лица, обратившегося с заявлением о восстановлении ранее выданных технических условий, материалы, подготовка и представление которых потребует от такого лица осуществления действий, которые невозможно осуществить в сроки, установленные для выдачи сетевой организацией дубликатов технических условий или новых технических условий.
При выдаче дубликатов технических условий или новых технических условий в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств составляются и выдаются заявителю акт об осуществлении технологического присоединения, акт о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акт о разграничении эксплуатационной ответственности сторон. Заявитель или новый владелец присоединенных энергопринимающих устройств обязан компенсировать сетевой организации затраты на изготовление новых технических условий и указанных актов. При этом размер компенсации затрат на изготовление указанных документов не может превышать 1000 рублей.
Из материалов дела следует, что МУП "Г" выдавало технические условия № 925-985 от 24.10.2001 ООО "С" на присоединение офиса на 20 сотрудников и складских помещений мощностью 60 кВт, III категории надежности электроснабжения, расположенного по адресу: <...>. По вышеуказанным техническим условиям ООО "С" была смонтирована и введена в работу трансформаторная подстанция 6/0,4 кВ № 169 "А", от которой в настоящее время осуществляется электроснабжение складских помещений по адресу: <...>.
Данные обстоятельства также подтверждаются письмами ОАО "Л" от 06.08.2012 № 4533, от 14.08.2012 № 4729.
Таким образом, складские помещения, расположенные по адресу <...>, частью которых является помещение № 11, принадлежащее <...>, были технологически присоединены к электрическим сетям в установленном порядке.
Однако в нарушение положений ч. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике, п. 27 Правил технологического присоединения, обязывающих сетевую организацию в установленные законодательством сроки предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение, ОАО "Л" не предоставило <...> - новому собственнику помещения № 11, расположенного по адресу: <...>, документы, подтверждающие наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств, либо новые технические условия в случае невозможности восстановления ранее выданных технических условий в отношении присоединенных энергопринимающих устройств.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Кроме того, ОАО "Л" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого управления ФАС России № 18 от 26.01.2010 в сфере услуг: 1) водоснабжение и канализация; 2) производство, поставка, передача тепловой энергии; 3) передача электрической энергии, с долей более 65% в географических границах г. Липецка.
Таким образом, ОАО "Л" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по принадлежащим ему на праве собственности и ином законном основании объектам электросетевого хозяйства.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Указанные действия (бездействие) ОАО "Л", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, повлекли за собой ущемление прав и законных интересов <...>, поскольку документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств помещения № 11, расположенного по адресу: <...>, необходимы ему для заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком электроэнергии (ООО "Г").
На заседании Комиссии Липецкого УФАС России представители ОАО "Л" пояснили, что документы, подтверждающие технологическое присоединение помещения, в настоящее время выданы <...>, что подтверждается письмом ОАО "Л" от 18.10.2012 № 2821-03.
<...> пояснил, что в настоящее время претензий по вопросу предоставления документов, подтверждающих технологическое присоединение помещения, к ОАО "Л" не имеет.
На основании изложенного в действиях ОАО "Л" усматривается нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путем непредоставления <...> в установленные законодательством сроки документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств помещения № 11, расположенного по адресу: <...>.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать наличие нарушения антимонопольного законодательства части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ОАО "Л", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путем непредоставления <...> в установленные законодательством сроки документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств помещения № 11, расположенного по адресу: <...>.
2. На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства прекратить в связи с добровольным устранением ОАО "Л" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
Г.И.ЖДАНОВ

Члены Комиссии
М.А.ГРЕБЕНЩИКОВ
И.А.ИВАНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru