Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2012 г. № 809-ФАС52-03/11

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

резолютивная часть решения оглашена 22.03.2012
решение изготовлено в полном объеме 28.03.2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнев Ю.Н.  - председатель    комиссии,    заместитель     руководителя
                  управления;

- Довгаль Р.Ю.  - член комиссии,  начальник  отдела  контроля  естественных
                  монополий;

- Рябухина И.В. - член комиссии, главный государственный  инспектор  отдела
                  контроля естественных монополий;

- Горохова М.В. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля
                  естественных монополий, -

с участием:

- К.В.Ю.        - генерального директора ООО "О" (паспорт <...>);

- П.Р.Н.        - представителя ООО "О" (доверенность от 12.01.2012
                  № <...>);

- ИП Ф.И.Н.     - заявителя, -

рассмотрев дело № 809-ФАС52-03/11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "О" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Нижегородское УФАС России, Управление) поступило заявление индивидуального предпринимателя Ф.И.Н. (далее также - ИП Ф.И.Н., заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью "О" (далее - ООО "О"), связанные с нарушением установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче электрической энергии.
По результатам рассмотрения указанного заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело № 809-ФАС52-03/11 в отношении ООО "О" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (приказ Нижегородского УФАС России от 21.10.2011 № 329).
На заседании комиссии Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении в территориальный орган ФАС России. Кроме того сообщил, что за защитой своих нарушенных прав также обращался в региональную службу по тарифам Нижегородской области, по результатам чего уполномоченное должностное лицо ООО "О" привлечено к административной ответственности.
Представители Ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признали по основаниям, изложенным в письменных объяснениях по делу от 26.09.2011 № 2-05 и от 05.12.2011 № 2-05.
Комиссия, изучив материалы дела № 809-ФАС52-03/11 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
Как установлено комиссией, ООО "О" является арендатором нежилого здания трансформаторной подстанции площадью 79,0 кв. м (инв. № <...>), расположенного по адресу: <...> (договоры аренды: от 01.11.2009 № <...>; от 01.09.2010 № <...>; от 01.01.2011 № <...>).
Исходя из схемы электроснабжения энергопринимающие устройства объекта ИП Ф.И.Н. технологически присоединены к ячейкам трансформаторной подстанции ООО "О", принадлежащей на праве аренды данному обществу.
Кроме того, из представленной схемы электроснабжения, а также заключенных договоров энергоснабжения следует, что имеются иные потребители электрической энергии, которые технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйств ООО "О". К таким потребителям относятся:
- ООО "П" <...>;
- К.Е.В. (<...>);
- ООО "Ц" <...>;
- Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования "С" <...>;


- ИП П.А.И. <...>;
- ООО "Ф" <...>;
- ИП Х.Е.В. <...>;
- ГОУ ВПО "Н" <...>;
- ООО "В" <...>;
- ИП Е.Н.Н. <...>;
- ОАО "М" <...>.
Как следует из заявления и представленных к нему документов, между ИП Ф.И.Н. и ООО "О" заключены договоры энергоснабжения от 01.09.2009 № <...>, от 30.12.2009 № <...> и от 20.12.2010 № <...> на подачу электрической энергии к арендуемому заявителем помещению производственного цеха, расположенного по адресу: <...>.
Так, в соответствии с пунктом 2.2.1 договора энергоснабжения от 30.12.2010 № <...> ИП Ф.И.Н. обязуется произвести оплату ООО "О" за потребленную электроэнергию и мощность, а также дополнительно оплатить эксплуатационные расходы в размере 4,00 р/кВт ч.
Аналогичные условия оплаты за потребленную мощность, а также суммы эксплуатационных расходов за передачу электрической энергии содержатся в каждом заключенном договоре между ООО "О" и вышепоименованными потребителями, объекты которых имеют технологическое присоединение к сетям данного общества.
В письменном пояснении (от 26.09.2011 № <...>), направленном в адрес Нижегородского УФАС России, ООО "О" сообщило о том, что выставление потребителям счетов-фактур к оплате за потребленную энергию производилось в соответствии с платежными документами, предъявляемыми обществу со стороны ОАО "Ни". Одновременно с этим стоимость эксплуатационных расходов по передаче электрической энергии отдельно выставлялась к возмещению на основании заключенных договоров энергоснабжения между ООО "О" и потребителями, в том числе с ИП Ф.И.Н., которые в свою очередь подлежали оплате.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, письменном объяснении и устных выступлениях присутствующих на заседании комиссии представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующему.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2, а не приказом ФСТ РФ от 18.02.2005 № СН-570/14.

В соответствии с пунктом 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке), утвержденных приказом ФСТ РФ от 18.02.2005 № СН-570/14, зарегистрированных в Минюсте РФ 20.10.2004 № 6076, расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
- передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);
- поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;
- содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
В соответствии с пунктом 54 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (в ред. от 14.07.2011 № 576), а также пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" от 29 декабря 2011 г. № 1178, тарифы на услуги по передаче электрической энергии подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 3.1.1 "Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 № 171, в Нижегородской области установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляет региональная служба по тарифам Нижегородской области.
Как установлено в ходе рассмотрения документов, решения Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "О" на 2009, 2010 и 2011 годы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Как ранее было указано, в пункте 2.2.1 договора энергоснабжения от 30.12.2010 № <...>, заключенного между ООО "О" и ИП Ф.И.Н., предусмотрена обязанность заявителя оплачивать принятую электрическую энергию, а также суммы эксплуатационных расходов по передаче электроэнергии. При этом энергопринимающие устройства объекта ИП Ф.И.Н. технологически присоединены к ячейкам трансформаторной подстанции № 1, принадлежащей на праве аренды ООО "О", что подтверждается однолинейной схемой энергоснабжения потребителей данной организации.
Таким образом, ИП Ф.И.Н. оплачивал принятую электрическую энергию от ООО "О" в соответствии с выставленными счетами, в которые была включена договорная сумма за эксплуатационные расходы по передаче электрической энергии за каждый месяц, что подтверждается платежными поручениями (например, № <...> от 20.01.2011; № <...> от 27.01.2011; № <...> от 08.02.2011; № <...> от 28.02.2011; № <...> от 10.03.2011; № <...> от 18.05.2011; № <...> от 03.06.2011; № <...> от 15.06.2011).
Комиссией по рассмотрению настоящего дела установлено, что ранее указанные потребители ООО "О", объекты которых технологически присоединены к сетям данного общества, согласно выставленным счетам за электрическую энергию также произвели оплату эксплуатационных расходов по передаче электрической энергии.
Согласно ранее приведенным правовым нормам, осуществление регулируемого вида деятельности в отсутствие установленных уполномоченным органом цен (тарифов) и применение при расчетах с потребителями самостоятельно установленного тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в том числе по оплате эксплуатационных расходов по передаче электрической энергии, является нарушением норм действующего законодательства в сфере электроэнергетике.
Аналогичная позиция приведена в письме региональной службы по тарифам Нижегородской области (от 21.10.2011 № 516-5258/11), где указано, что взимание платы в целях компенсации эксплуатационных расходов по передаче электрической энергии в отсутствие установленного уполномоченным органом регулирования тарифа, является нарушением действующего законодательства, а также в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2011 по делу № А82-9050/2010.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых может являться ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии являются естественно-монопольным видом деятельности и осуществляются хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Как следствие, ООО "О" в силу закона занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче электрической энергии, географическими границами которого является территория, охваченная присоединенной электрической сетью ООО "О".
Учитывая совокупность вышеизложенных фактических обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм, комиссия приходит к выводу о том, что взимание ООО "О" с лиц, энергопринимающие устройства объектов которых технологически присоединены к электрическим сетям указанного общества, в том числе с ИП Ф.И.Н., платы за эксплуатационные расходы, возникающие при передаче электрической энергии, свидетельствует о нарушении данным обществом пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать общество с ограниченной ответственностью "О" <...> нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче электрической энергии (взимание с потребителей платы за эксплуатационные расходы по передаче электрической энергии по сетям ООО "О").
2. Выдать ООО "О" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ

Члены Комиссии
Р.Ю.ДОВГАЛЬ
И.В.РЯБУХИНА
М.В.ГОРОХОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru