Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2012 г. № 971-ФАС52-03/11

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

резолютивная часть решения оглашена 13.03.2012
решение изготовлено в полном объеме 23.03.2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнев Ю.Н.  - председатель    комиссии,    заместитель     руководителя
                  управления;

- Довгаль Р.Ю.  - член комиссии,  начальник  отдела  контроля  естественных
                  монополий;

- Пика Е.В.     - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля
                  естественных монополий;

- Горохова М.В. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля
                  естественных монополий, -

с участием:

- О.Д.В.        - представителя ОАО "Н" (по доверенности  от  22.12.2011  N
                  <...>);

- Т.Е.И.        - представителя ОАО "Н" (по доверенности  от  22.12.2011  N
                  <...>);

- Ш.С.А.        - представителя ООО ПКП "А" (по доверенности от  28.09.2011
                  № <...>), -

рассмотрев дело № 971-ФАС52-03/11 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Н" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческое предприятие "А" (далее также - ООО ПКП "А", заявитель) на действия открытого акционерного общества "Н" (далее - ОАО "Н"), выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче электрической энергии, а также угрозе прекращения подачи электрической энергии.
По результатам рассмотрения указанного заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело № 971-ФАС52-03/11 в отношении ОАО "Н" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (приказ Нижегородского УФАС России от 23.11.2011 № 402).
На заседании комиссии Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении в территориальный орган ФАС России. Также пояснил, что договор купли-продажи электрической энергии от 01.04.2009 № <...> между ООО ПКП "А" и ОАО "Н" расторгнут, так как заключен новый договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком - ОАО "НС".
Представители Ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признали по основаниям, изложенным в письменных объяснениях по делу от 10.10.2011 № 7754.
Комиссия, изучив материалы дела № 971-ФАС52-03/11 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
Между ОАО "Н" и ООО ПКП "А" заключен договор купли-продажи электрической энергии от 01.04.2009 № <...> на подачу электрической энергии и мощности на энергопринимающие устройства заявителя, расположенные по адресу: <...>.
Кроме того, энергопринимающие устройства объекта ООО ПКП "А" технологически присоединены к ячейкам трансформаторных подстанций № 647 и № 672, принадлежащих ОАО "Н" на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 07.08.2008 серии <...> и от 07.08.2008 серии <...>).
На основании распоряжения территориального Управления Минимущества России по Нижегородской области от 04.03.2004 № 88 в состав имущественного комплекса ОАО "Н" также входят линии электросетей от ТП-647 и ТП-672.
Согласно пункту 2.1.2 договора от 01.04.2009 № <...> ОАО "Н" (хозяйствующий субъект) обязуется осуществлять подачу электрической энергии ООО ПКП "А" (потребителю) по собственным электрическим сетям в соответствии с согласованными параметрами надежности с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств (энергетических установок) до границы ответственности с потребителем в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно пункту 2.2.12 вышеприведенного договора, а также пунктов 1.5 - 1.6. приложения № 3 к договору ООО ПКП "А" обязано принимать долевое участие в ремонтных работах, реконструкциях и проектных работах электросетей ОАО "Н", а также оплачивать суммарные потери в сетях и компенсировать абонентскую плату штрафных санкций за превышение фактической активной часовой электрической мощности (в размере 7,47%).
Письмом от 26.05.2011 № 72 ОАО "Н" уведомило ООО ПКП "А" о наличии задолженности в размере 19 393 рубля за долевое участие в работе по проведению ревизии и испытаниям силового оборудования трансформаторных подстанций № 647 и № 672, которое проводится на основании п. 2.2.12 заключенного договора, а также предупредило о прекращении подачи электрической энергии в случае неоплаты данной задолженности.
Аналогичным письмом от 15.07.2011 № 95 ОАО "Н" также уведомило заявителя о вышеуказанной задолженности за долевое участие в работе по проведению ревизии и испытаниям силового оборудования трансформаторных подстанций № 647 и № 672, а также указало о возникшей задолженности еще и за работу по ремонту кабельной линии 6 кВт в размере 10 106 рублей (с предупреждением о прекращении подачи разрешенной мощности в случае непогашения задолженности).
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, письменном объяснении и устных выступлениях присутствующих на заседании комиссии представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующему.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2, а не приказом ФСТ РФ от 18.02.2005 № СН-570/14.

В соответствии с пунктом 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке), утвержденных приказом ФСТ РФ от 18.02.2005 № СН-570/14, зарегистрированных в Минюсте РФ 20.10.2004 № 6076, расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
- передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);
- поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;
- содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
Договором купли-продажи электрической энергии от 01.04.2009 № <...>, заключенного ОАО "Н" с ООО ПКП "А", как было ранее указано, предусмотрена обязанность заявителя принимать долевое участие в ремонтных работах, реконструкциях и проектных работах электросетей ОАО "Н". Согласно указанному договору ООО ПКП "А" получает электрическую энергию от ТП-647 и ТП-672, принадлежащих на праве собственности ОАО "Н".
В соответствии с пунктом 54 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, тарифы на услуги по передаче электрической энергии подлежат государственному регулированию
Согласно пункту 3.1.1 "Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 № 171, в Нижегородской области установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляет региональная служба по тарифам Нижегородской области.
В то же время решения Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Н" на 2009 - 2011 годы отсутствуют, что также отражено в письме данного общества от 05.10.2011 № 143 в адрес Нижегородского УФАС России.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Комиссией по рассмотрению настоящего дела установлено, что в адрес заявителя ОАО "Н" направлены счет от 04.05.2011 № <...> и счет-фактура от 09.06.2011 № <...> на оплату выполнения работ по ревизии испытания силового оборудования ТП-672 и ТП-647, а также счет-фактура от 16.06.2011 № <...> на оплату работы по ремонту кабельной линии 6 кВ.
Согласно ранее приведенным правовым нормам, осуществление регулируемого вида деятельности в отсутствие установленных уполномоченным органом цен (тарифов) и применение при расчетах с потребителями самостоятельно установленного тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в том числе по оплате услуг за ремонт кабельной линии и за долевое участие в работе по проведению ревизии и испытаний силового оборудования ТП № 647 и № 672 ОАО "Н", является нарушением норм действующего законодательства в сфере электроэнергетики.
Аналогичные выводы (позиция) содержатся в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2011 по делу № А82-9050/2010.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых может являться ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии являются естественно-монопольным видом деятельности и осуществляются хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Как следствие, ОАО "Н" в силу закона занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче электрической энергии, географическими границами которого является территория, охваченная присоединенной электрической сетью ОАО "Н".
Более того, в письмах ОАО "Н" (от 26.05.2011 № 72 и от 15.07.2011 № 95) содержатся угрозы введения ограничения режима потребления электрической энергии ООО ПКП "А" в случае неоплаты выставленных заявителю счетов за долевое участие в ремонтных работах, реконструкциях и проектных работах электросетей ОАО "Н".
Учитывая совокупность вышеизложенных фактических обстоятельств и положений приведенных правовых норм, комиссия приходит к итоговому выводу о том, что направление ОАО "Н" в адрес ООО ПКП "А" платежных документов на оплату выполненных работ по ревизии испытания силового оборудования ТП-672 и ТП-647 и на оплату работ по ремонту кабельной линии 6 кВ (счет от 04.05.2011 № <...>, счетов-фактур от 09.06.2011 № <...> и от 16.06.2011 № <...>), а также писем (от 26.05.2011 № 72 и от 15.07.2011 № 95), содержащих угрозы отключения энергопринимающих устройств заявителя от источников питания, свидетельствует о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать открытое акционерное общество "Н" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем выставления счетов за совершение действий по передаче электрической энергии в отсутствие утвержденного тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а также путем направления писем и совершения иных действий, связанных с угрозой прекращения подачи электрической энергии на объект заявителя.
2. Выдать открытому акционерному обществу "Н" предписание о прекращении выявленного нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ

Члены Комиссии
Р.Ю.ДОВГАЛЬ
Е.В.ПИКА
М.В.ГОРОХОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru