Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2012 г. по делу № 1038-ФАС52-03/11

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнев  Ю.Н. - председатель    комиссии,    заместитель     руководителя

- Довгаль Р.Ю.  - управления;  член  комиссии,  начальник  отдела  контроля
                  естественных монополий;

- Рябухина И.В. - член комиссии, главный государственный  инспектор  отдела
                  контроля естественных монополий;

- Пика Е.В.     - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля
                  естественных монополий, -

с участием:

Т.Е.А.          - представителя ООО "Э" (доверенность от 01.12.2011);

Т.Е.А.          - представителя ООО "М" (доверенность от 01.01.2012);

Ш.О.А.          - представителя ОАО "А" (доверенность от 23.01.2012);

В.М.В.          - представителя ОАО "Н" (доверенность № 155 от 30.12.2011);

К.Э.В.          - представителя ОАО "МР" (доверенность от 26.12.2011);

Б.В.В.          - представителя ОАО "МР" (доверенность от 26.12.2011), -

рассмотрев дело № 1038-ФАС52-03/11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Э" (Нижегородская область, г. Кстово, <...>; ИНН <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "А" (далее - ООО "А", Заявитель), поданное в территориальный антимонопольный орган в связи с введением обществом с ограниченной ответственностью "Э" (далее - ООО "Э", Ответчик) по заявке общества с ограниченной ответственностью "Ме" (далее - ООО "Ме") 24 августа 2011 года в 06 часов 45 минут полного ограничения режима потребления электрической энергии на объект Заявителя - торговый центр "П", расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, <...>, - в связи с неисполнением потребителем обязательств по оплате потребленной электрической энергии.
В ходе рассмотрения заявления в действиях ООО "Э" Управлением обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") в части необоснованного введения полного ограничения режима потребления электрической энергии на объект Заявителя.
По результатам рассмотрения заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело № 1038-ФАС52-03/11 в отношении ООО "Э" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (приказ Нижегородского УФАС России от 12.12.2011 № 437).
На заседании комиссии, а также в письменных пояснениях к заявлению от 28.03.2012, Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении в территориальный орган ФАС России.
Представитель открытого акционерного общества "Н" (далее - ОАО "Н"), привлеченного определением от 21.12.2011 № 03/13.012 в качестве заинтересованного лица, доводы и факты, изложенные Заявителем, также подтвердил.
Представитель ООО "Э" факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях по делу (письмо от 20.01.2012). Ходатайством об отложении рассмотрения дела от 16.02.2012 № 473-ЭС просил привлечь ООО "Ме" в качестве ответчика по делу № 1038-ФАС52-03/11, возбужденному по признакам нарушения ООО "Э" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Представитель открытого акционерного общества "МР" (далее - ОАО "МР"), привлеченного определением от 21.12.2011 № 03/13.012 в качестве заинтересованного лица, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях по делу (письмо от 24.01.2012 № <...>) поддержал позицию Ответчика.
ООО "Ме", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела № 1038-ФАС52-03/11, на рассмотрение дела не явилось, явку представителя в заседание комиссии не обеспечило. В Управление направлена письменная позиция по делу (письмо от 28.03.2012), согласно которой общество считает свои действия, выразившиеся в подаче в ООО "Э" заявки на ограничение режима потребления электрической энергии на объект Заявителя, а также действия ООО "Э" по введению данного ограничения, обоснованными.
Определением Комиссии УФАС по Нижегородской области по рассмотрению дела № 1038-ФАС52-03/11 от 24.01.2012 № 03/537 общество с ограниченной ответственностью "М" (далее - ООО "М") привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Представитель ООО "М", являющийся также представителем ООО "Э", на заседании комиссии указал на то, что позиция ООО "М" аналогична позиции Ответчика.
Комиссия, изучив материалы дела № 1038-ФАС52-03/11 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
В целях электроснабжения указанного выше объекта Заявителя (торгового центра) между ООО "А" и ООО "Ме" (энергосбытовая компания) 01.10.2010 заключен договор энергоснабжения электрической энергией NМИ/050/10 (далее - договор).


Сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой осуществлено технологическое присоединение рассматриваемого объекта, является ООО "Э" (точка поставки - РП-2, расположенная на территории ОАО "З").
ООО "Э" владеет указанным объектом электросетевого хозяйства на основании договора аренды электрооборудования от 14.07.2009, заключенного между ООО "Эн" и ООО "Э".
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20.12.2010 № 46/1 для ООО "Э" установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии.
ООО "Ме", будучи энергосбытовой компанией, не является участником оптового рынка электрической энергии и мощности, приобретая ее на розничном рынке в целях дальнейшей перепродажи своим покупателям. Так, между ООО "Ме" и обществом с ограниченной ответственностью "НЭ" (далее - ООО "НЭ") заключен договор энергоснабжения от 28.10.2010 <...>, на основании которого ООО "НЭ" осуществляет продажу электрической энергии, покупаемой на оптовом рынке, ООО "Ме" по группе точек поставки (далее - ГТП) ОАО "З".
Подтверждением тому, что ООО "НЭ" имеет право распоряжаться указанной электрической энергии, поставляемой на данную ГТП, являются следующие данные:
- включение ООО "НЭ" в Реестр субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности): подраздел 2.1. "Энергосбытовые организации", регистрационный номер - 2.1.0318 (сведения подтверждены с официального сайта некоммерческого партнерства "Совет рынка" - http://www.<...>htm);
- наличие у ООО "НЭ" договора с ОАО "Ад" об оказании услуг по организации оптовой торговли электрической энергией, мощностью и иными допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами № 297-ДП/10 от 30.08.2010 (http://www.<...>);
- решением РСТ Нижегородской области от 05.08.2011 № 32/4, из которого следует, что ГТП PNIGEL19 (открытое акционерное общество ОАО "З") зарегистрированы на оптовом рынке за ООО "НЭ".
29.06.2011 Заявителем было направлено уведомление № 91 в адрес ООО "Ме" о расторжении договора в связи с намерением перейти на обслуживание к гарантирующему поставщику - ОАО "Н". Данный факт установлен решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-20617/2011 от 21.12.2011 по иску ООО "А" с требованием признать договор расторгнутым.
В результате в целях энергоснабжения рассматриваемого объекта Заявителя 06.07.2011 между названным гарантирующим поставщиком и Заявителем заключен договор энергоснабжения № 1640000 (источник питания - РП-2 - ООО "Э"), начало действия которого определено с 01.08.2011.
Письмом от 26.07.2011 № 100 ООО "А" уведомило ООО "Э" о том, что между ООО "А" и ОАО "Н" заключен договор энергоснабжения.
29 июня 2011 года ОАО "Н" обратилось в адрес ООО "НЭ" с заявкой (исходящий <...>) на покупку электрической энергии в объемах, потребляемых энергопринимающими устройствами объекта ООО "А" (путем заключения дополнительного соглашения к договору от 21.02.2011 № <...>).
В письме (исходящий № 05-02/747 от 27.07.2010) ООО "НЭ" сообщило ОАО "Н", что указанная заявка не может быть выполнена в связи с тем, что между данным обществом и ООО "Ме" заключен и действует договор энергоснабжения в интересах ООО "А".
05.08.2011 ОАО "Н" повторно обратилось к ООО "НЭ" с заявкой на покупку электрической энергии для Заявителя. По результатам данного обращения 19.08.2011 между сторонами подписано дополнительное соглашение № 1 к договору купли-продажи от 21.02.2011 № <...> о продаже гарантирующему поставщику объемов электроэнергии для ООО "А".
Ранее, 14.07.2011, ОАО "Н" обратилось в адрес ОАО "МР" с заявкой на включение точек поставки ООО "А" в единый договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности), так как данная организация является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в Нижегородской области.
ОАО "МР" заявку гарантирующего поставщика не согласовало в силу того, что гарантирующим поставщиком не были представлены документы, подтверждающие право последнего распоряжаться электрической энергией по данным ГТП. При этом фактически поставка электрической энергии по данным ГТП производится (Протокол № 1 от 24.01.2012).
С учетом изложенного с 01 августа 2011 года заявитель оплачивает потребленную электрическую энергию на основании выставляемых ОАО "Н" платежных документов (платежное поручение № 1731 от 09.08.2011).
Однако ООО "Ме", полагая, что договор с ООО "А" надлежащим образом не расторгнут, руководствуясь положениями раздела XIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Положения № 530), 08.08.2011, 19.08.2011 направляло в адрес ООО "Э" заявки о принятии мер по полному ограничению режима энергопотребления объекта заявителя по основаниям, предусмотренным пунктами 161, 169, 177 Положений № 530.
22 августа 2011 года в 09 часов 00 минут на основании заявки ООО "Ме" от 19.08.2011 № 15 ООО "Э" ввело режим частичного ограничения режима потребления электрической энергии на объект Заявителя.
24 августа 2011 года в 06 часов 45 минут ООО "Э" ввело режим полного ограничения режима потребления электрической энергии на объект Заявителя.
Впоследствии письмом (исходящий № 940-МИ от 13.09.11) ООО "Ме" обратилось в адрес ООО "НЭ" с просьбой о внесении изменений в договор энергоснабжения <...> от 28.10.2010 в части исключения с 01.08.2011 из данного договора объемов потребления электрической энергии ООО "А".
Кроме того решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-20617/2011 от 21.12.2011 договор энергоснабжения электрической энергией от 01.10.2012 <...>, заключенный между ООО "А" и ООО "Ме", признан расторгнутым с 01.08.2011.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, письменном объяснении и устных выступлениях присутствующих на заседании комиссии представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующему.
I. Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Услуги по передаче электрической и тепловой энергии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон "Об электроэнергетике") субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Таким образом, поскольку ООО "Э" оказывает услуги по передаче и распределению электроэнергии, оно в силу закона является субъектом естественной монополии и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и его положение признается доминирующем на рынке передачи электрической энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
С учетом изложенного действия ООО "Э" могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
II. По смыслу статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с подпунктом а) пункта 161 Положений № 530 Ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.
Согласно статье 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Пунктом 171 Положений № 530 установлено, что ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (далее - инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними.
Как следует из представленных документов, ООО "Э" на основании заявки № 15 от ООО "Ме" 22.08.2011 ввело частичное, а 24.08.2011 полное ограничение режима потребления электрической энергии на объект ООО "А", что подтверждается актами о введении ограничения режима потребления электрической энергии ООО "А" от 22.08.2011 и 24.08.2011.
Основанием отключения энергоснабжения, согласно уведомлениям ООО "Ме" от 08.08.2011 № 824-МИ, 15.08.2011 № 851-МИ в адрес ООО "А", стало неисполнение ООО "А" обязательств по оплате электрической энергии (за август 2011 года).
Однако с 01 августа 2011 года заявитель оплачивает потребленную электрическую энергию на основании выставляемых ОАО "Н" платежных документов (платежное поручение № <...> от 09.08.2011) на основании договора энергоснабжения № <...> от 06.07.2011.
ООО "А" в адрес ООО "Ме" в июне 2011 года направлялись уведомления о расторжении договора энергоснабжения электрической энергии в связи с намерением перейти на обслуживание к гарантирующему поставщику - ОАО "Н".
Также уведомление о заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком в июле 2011 года было направлено в адрес ООО "Э".
О том, что ООО "Э" знало (должно было знать) о расторжении прежнего договора и заключении нового с гарантирующим поставщиком, свидетельствует тот факт, что ООО "Ме" и ООО "Э" являются группой лиц в силу пункта 4 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции" - в ООО "Ме" и в ООО "Э" функции единоличного исполнительного органа осуществляет ООО "М" (Договор № <...> передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации от 08.07.2010 с ООО "Ме", Договор № <...> передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации от 24.11.2009 с ООО "Э").
Кроме того в материалах дела имеются уведомления в адрес ООО "А" - от ООО "Ме" (от 08.08.2011 № 824-МИ) и от ООО "Э" (от 08.08.2011 № 823-Э), - сообщающие о планируемом введении полного отключения электроснабжения ввиду неисполнения обязательств по оплате электрической энергии, оба из которых подписаны одним и тем же лицом - генеральным директором управляющей организации Л.К.А.
Таким образом, ООО "Э" необоснованно ввело ограничение режима потребления на объект Заявителя ввиду того, что:
- во-первых, задолженность, явившаяся основанием введения ограничения, отсутствовала на момент введения ограничения;
- во-вторых, к исполнению была принята заявка на введение ограничения от лица, которое не может являться инициатором введения ограничения по смыслу пункта 171 Положений № 530, поскольку договор между ООО "А" и ООО "Ме" расторгнут с 01.08.2011, что также подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-20617/2011 от 21.12.2011.
Согласно статье 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
III. Также Комиссией Нижегородского УФАС России по делу № 1038-ФАС52-03/11 отмечено, что введение режима ограничения потребления электрической энергии на объект Заявителя производилось с нарушением порядка, установленного разделом XIII Положений № 530.
Пунктом 175 Положений № 530 предусматривается следующий порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц:
а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления. Уведомление подписывается уполномоченным представителем инициатора введения ограничения и вручается потребителю под расписку о вручении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), договором оказания услуг по передаче электрической энергии;
б) обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок;
в) полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.
Таким образом, прекращение подачи электроэнергии ООО "А" произведено с нарушением подпункта в) пункта 175 Положений № 530, поскольку между частичным (22 августа 2011 года) и полным (24 августа 2011 года) ограничением режима потребления прошел один рабочий день.
Учитывая совокупность вышеизложенных фактических обстоятельств и положений приведенных правовых норм, комиссия приходит к выводу о том, что действия ООО "Э" по необоснованному введению на объект Заявителя - торговый центр "П" - ограничения режима потребления электрической энергии, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать общество с ограниченной ответственностью "Э" (<...>) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем необоснованного введения ограничения режима потребления электрической энергии на объект потребителя (ООО "А").
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Э" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ

Члены Комиссии
Р.Ю.ДОВГАЛЬ
И.В.РЯБУХИНА
Е.В.ПИКА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru