Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 ноября 2012 г. по делу № А50-15772/2012

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2012 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Мещеряковой Т.И.,
судей: Алексеева А.Е., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плотниковой Т.Ю.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Энергия" - Гиляшов А.Н., по доверенности от 01.09.2012, предъявлен паспорт,
от ответчика Региональной энергетической комиссии Пермского края
- Мелехина Т.И. по доверенности от 04.05.2012, предъявлен паспорт,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Энергия" (ИНН: 5918841648, ОГРН: 1115918000076)
к Региональной энергетической комиссии Пермского края (ИНН: 5902184588, ОГРН: 1025900537574)
о признании нормативного правового акта недействующим

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Капитал-Энергия" (далее-заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим Постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края от 31.05.2012 № 81-вг "О тарифах на горячую воду ООО "Капитал-Энергия" (Лысьвенский район)" (далее - постановление РЭК ПК № 81-вг).
В обоснование заявленных требований обществом указано на то, что при установлении тарифов на горячую воду Региональной энергетической комиссией Пермского края (далее - ответчик, РЭК ПК) не проведены анализ финансовых потребностей организации, проверка правильности расчета предлагаемых заявителем расчетов. Согласно экспертному заключению ответчика заявленные обществом размеры тарифа на горячую воду на 2012 год признаны обоснованными и достоверными, между тем, тариф утвержден в меньшем размере. Полагает, что поскольку в отношении общества ранее не осуществлялось тарифное регулирование, снижение предлагаемых тарифов в соответствии с установленными предельными индексами недопустимо. Считает, что оспариваемое Постановление существенным образом нарушает его законные права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании представитель общества доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме. Просит проверить постановление РЭК ПК № 81-вг на предмет его соответствия Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210) и Постановлению Правительства Российской Федерации № 520 от 14.07.2008 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление № 520).
Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагает, что регулирующим органом правомерно установлен тариф в пределах предельного уровня платы граждан за коммунальные услуги. Ссылку заявителя на невозможность его применения в силу п. 53 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы), утвержденных Постановлением № 520 считает несостоятельной. Указывает, что установленный для предприятия тариф экономически обоснован.
В судебном заседании представитель РЭК ПК доводы отзыва поддержал полностью. Полагает, что обществом не доказано нарушение прав в сфере предпринимательской деятельности. Процедура, связанная с вопросом по рассмотрению предложений общества и утверждения тарифа, соблюдена, что подтверждается материалами дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в заявлении и отзыве, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с уставной деятельностью общество вырабатывает и поставляет тепловую энергию и обеспечивает горячим водоснабжением потребителей, расположенных на территории Лысьвенского муниципального района.
17.04.2012 общество обратилось в РЭК ПК с заявлением об установлении тарифов на горячую воду на 2012 год с приложением обосновывающих документов. Предлагаемые заявителем тарифы на горячую воду указаны в размерах с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 100,39 руб./куб.м., с 01.09.2012 - 106,02руб./куб.м.
Постановлением РЭК ПК от 31.05.2012 № 81-вг установлен тариф на горячую воду для потребителей общества с календарной разбивкой: с 01.07.2012 по 31.08.2012, с 01.09.2012 по 30.06.2013 и с 01.07.2013 по 31.12.2013 в размере 87,25руб./куб. м.(НДС не облагается).
Считая данное Постановление противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушающим права общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, заявитель в порядке гл. 23 АПК РФ оспорил его в арбитражном суде.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Оспариваемый акт издан в форме постановления, уполномоченным в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ, а также Положением о РЭК ПК, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 г. № 14-п органом.
Постановление в установленном законом порядке опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 23(202) от 11.06.2011.
Постановление содержит норму права, устанавливает тарифы на горячую воду на территории Лысьвенского муниципального района. Действие постановления распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Таким образом, оспариваемое Постановление является нормативным правовым актом, изданным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, сфера действия которого поименована в п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ и относится к сфере экономической деятельности, в связи с чем рассмотрение настоящего спора находится в компетенции арбитражного суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающие финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования установления тарифа.
В частях 2 и 3 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
В целях реализации положений части 2 статьи 3 и пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ Правительством Российской Федерации 14.07.2008 принято Постановление № 520, которым утверждены Основы и Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила).
В пункте 3 Правил определено, что организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами в том числе производственную программу; расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности.
В случае представления организацией коммунального комплекса всех документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, орган регулирования регистрирует эти документы и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение (пункт 6 Правил).
Согласно пунктам 14 и 16 Правил процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
В процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок (пункт 17 Правил).
Таким образом, тариф на услуги организации коммунального комплекса устанавливается в соответствии с определенной процедурой, с учетом производственной программы (разработанной организацией коммунального комплекса и согласованной в установленном порядке с органом регулирования) и предельных индексов.
Из материалов дела усматривается, что на основании поступившей 17.04.2012 от общества заявки на установление тарифов и приложенных к ней документам 19.04.2012 РЭК ПК издан приказ об открытии дел об установлении тарифов на горячую воду № 67-од (л.д. 71-72).


Уполномоченным по делу назначен начальник отдела регулирования организаций коммунального комплекса Бабиян А.С.
При установлении тарифов применен метод установления фиксированных тарифов. Тарифы установлены с календарной разбивкой.
При использовании метода установления фиксированных тарифов, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов (п. 20 Основ).
Состав расходов определен на основании требований Федерального закона № 210-ФЗ, Постановления № 520.
Для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются данные, указанные в п.п. 26, 27 Основ.
В соответствии с п. 16 Правил РЭК ПК произведена экспертиза, по итогам которой подготовлено заключение по результатам рассмотрения предложений об установлении тарифов на услуги горячего водоснабжения, оказываемые обществом, на 2012 год.
Согласно экспертному заключению РЭК ПК данные, приведенные в предложениях общества, признаны достоверными и обоснованными (л.д. 17).
В установленном Правилами порядке вопрос об экономической обоснованности заявленных обществом расходов и установлении ему тарифов на услуги горячего водоснабжения рассмотрен на заседании правления РЭК ПК, по итогам которого обоснованными признаны предложенные обществом тарифы в следующих размерах: с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 100,39 руб./куб.м., с 01.09.2012 по 31.12.2013 - 106,02руб./куб.м. Между тем, было решено установить тарифы на горячую воду для потребителей общества в соответствии с предельным индексом платы граждан за коммунальные услуги с 01.07.2012 по 31.08.2012, с 01.09.2012 по 30.06.2013 и с 01.07.2013 по 31.12.2012 в размере 87,25руб./куб.м.(НДС не облагается) (л.д. 15-16).
В обоснование заявленного довода о необоснованном занижении тарифов, заявителем указано на отсутствие в силу п. 53 Основ для применения предельного индекса к обществу оснований, поскольку ранее для него тарифное регулирование не осуществлялось.
Суд, оценив представленные в материалы дела документы по правилам ст. 71 АПК РФ полагает, что РЭК ПК при установлении оспариваемого тарифа был применен предельный индекс платы граждан за коммунальные услуги.
В силу пункта 20 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ).
Согласно пункту 53 Основ, предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам.
Из материалов дела следует, и ответчиком данный факт подтвержден, что до 2012 года в отношении заявителя не осуществлялось государственное регулирование тарифов на горячую воду, т.е. общество подпадает под предусмотренные пунктом 53 Основ условия.
Вместе с тем баланс публичных и частных интересов в данном случае достигается применением статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон № 184-ФЗ). Согласно этой норме размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии со статьей 6 Федерального Закона № 184-ФЗ.
Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - устанавливаемые по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года (пункт 1.1 статьи 6 Федерального Закона № 184-ФЗ).
Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, по субъектам Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными индексами по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг (пункт 2 статьи 6 Федерального Закона № 184-ФЗ).
Пунктами 6, 6.1 статьи 6 Федерального Закона № 184-ФЗ установлено ограничение роста размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на основании предельных индексов изменения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которые устанавливаются по субъектам Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В случае если увеличение размера платы граждан за жилое помещение и (или) увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и (или) размер платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за жилое помещение и (или) размер платы граждан за коммунальные услуги должны быть приведены в соответствие с указанными индексами.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального Закона № 184-ФЗ приведенное выше положение действует до 1 января 2012 года.
Между тем, согласно письму Минрегионразвития России от 25.11.2011 № 32565-ИБ/14 в целях недопущения увеличения платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2012 применять указанную статью 6 необходимо непосредственно при государственном регулировании тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса на 2012 год.
В порядке реализации полномочий, предоставленных частью 2 статьи 6 Федерального Закона № 184-ФЗ РЭК ПК издано Постановление от 30.11.2011 № 24 "Об установлении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год".
В соответствии с ч. 3 к указанному Постановлению установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по всем муниципальным образованиям Пермского края на 2012 год в размере 112,0% (л.д. 61).
Частью 7 статьи 6 Федерального Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что государственный контроль за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из представленного ответчиком расчета изменения платы граждан за коммунальные услуги по Лысьвенскому муниципальному образованию рост платы граждан в 2012 году в процентном отношении к размеру платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец 2011 года составил 111,993%.
Таким образом, представленный ответчиком расчет расценен судом в качестве доказательства, свидетельствующего о том, что установление тарифов в заявленном обществом размере превысило установленные для муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в то время как на недопустимость превышения предельного индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного для соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 08.02.2007 № 288-О-П, № 291-О-П.
Доказательств того, что РЭК ПК при установлении оспариваемого тарифа применены индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заявителем в нарушение ст. 65 АПК РФ не приведено и судом не установлено. Соответственно, довод заявителя о нарушении регулирующим органом п. 53 Основ судом отклонен как основанный на неверном толковании норм материального права.
По изложенным выше основаниям суд не усматривает несоответствия оспариваемого акта требованиям федерального законодательства.
В силу пункта 3 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 названного Федерального закона.
Из буквального толкования указанных положений Федерального закона № 210-ФЗ следует, что в течение периода действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, который должен быть не менее года, тарифы могут быть установлены с календарной разбивкой.
Таким образом, установление оспариваемым Постановлением тарифов на срок с 01.07.2012 по 31.12.2013, т.е. на срок более года, не противоречит ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ.
Довод заявителя, приведенный в судебном заседании, о том, что тариф для общества установлен на 2012-2013 годы, в то время как на 2013 год предельные индексы на момент утверждения спорных тарифов не установлены, судом отклонен в силу следующего.
Статьей 14 Федерального закона № 210-ФЗ установлен досрочный пересмотр тарифов и надбавок, в том числе в случае изменения установленных или установления предельных индексов (п. 9 ч. 1). При этом в части 8 данной статьи предусмотрено, что досрочный пересмотр тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса производится органами регулирования в течение не более двух календарных месяцев со дня возникновения основания для досрочного пересмотра указанных тарифов и надбавок, за исключением случаев досрочного пересмотра тарифов и надбавок по основаниям, указанным в п. 4, 5 и 9 ч. 1 и п. 3 и 4 ч. 1.1 настоящей статьи.
Действительно, на момент установления спорных тарифов предельные индексы на 2013 год не установлены, и, соответственно, не могли быть учтены регулирующим органом. Между тем, при установлении предельных индексов на 2013 года, оспариваемые тарифы могут быть пересмотрены РЭК ПК в порядке ст. 14 Федерального закона № 210-ФЗ.
Относительно довода общества о том, что в результате установленных тарифов в размере ниже экономически обоснованного им понесены убытки, суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений (определения от 8 июля 2004 года № 255-О, от 8 февраля 2007 года № 288-О-П и от 8 февраля 2007 года № 291-О-П), в силу предписаний Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка и основ ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации (пункт "ж", статья 71); государственное регулирование цен (тарифов) следует рассматривать как государственную функцию, осуществляемую в том числе, в целях воспрепятствования экономически не обоснованному росту тарифов и предотвращения резкого ухудшения социального положения граждан.
Вместе с тем, применение государственного регулирования тарифов предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты соответствующих организаций и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях таким организациям понесенных ими экономических потерь.
Российская Федерация, ограничив Федеральным Законом № 184-ФЗ рост размера платы граждан за коммунальные услуги, не указав источник возмещения выпадающих доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства от введения данного правового регулирования, по сути, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 09.04.2002 г. № 68-О, приняла на себя обязанность полного возмещения организациям коммунального комплекса, непосредственно обеспечивающим предоставление коммунальных услуг населению, расходов, связанных с ограничением такого роста.
Российская Федерация в целях обеспечения социальной защиты населения от роста цен на коммунальные услуги в период реформы жилищно-коммунального хозяйства предусмотрела государственное регулирование размера изменения платы граждан за коммунальные услуги путем закрепления императивного требования о соблюдении установленных предельных индексов, что, в свою очередь, явилось мерой социальной защиты для населения по оплате коммунальных услуг, повлекшей реализацию коммунальных услуг по тарифам, имеющим меньшую величину по сравнению с ранее установленными экономически обоснованными тарифами.
К установлению надлежащего правового механизма возмещения такого рода потерь законодателя обязывают вытекающие из Конституции Российской Федерации, ее статей 8, 17, 34, 35 и 55 (часть 3) и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 18 июля 2003 года № 14-П, от 16 июля 2004 года № 14-П, от 31 мая 2005 года № 6-П, от 28 февраля 2006 года № 2-П) требования, в силу которых при регулировании предпринимательской деятельности коммерческих организаций следует исходить из того, что возможные ограничения федеральным законом свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты основных конституционных ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а государственное вмешательство должно обеспечивать баланс частного и публичного начал в сфере экономической деятельности.
Судом установлен, подтвержден материалами дела и представителем ответчика в судебных заседаниях факт того, что оспариваемый тариф установлен РЭК ПК в размере ниже признанного им экономически обоснованным тарифа вследствие применения предельного индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного оспариваемый нормативный правовой акт не может быть признан судом недействующим, как несоответствующий требованиям федерального законодательства.
Соответствующие требования общества подлежат отклонению.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче заявления относятся на общество.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату обществу на основании ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

решил:

Признать Постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края от 31.05.2012 № 81-вг "О тарифах на горячую воду ООО "Капитал-Энергия" (Лысьвенский район) соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Капитал-Энергия" из средств федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению № 478 от 03.08.2012 государственную пошлину в размере 2 000 (Две тысячи) рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Информация о деле, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы размещена в сети Интернет на соответствующих сайтах Арбитражного суда Пермского края по адресу - perm.arbitr.ru, и Федерального арбитражного суда Уральского округа - fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Т.И.МЕЩЕРЯКОВА

Судьи
А.Е.АЛЕКСЕЕВ
Е.М.ТРЕФИЛОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru