Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. по делу № А50-17756/2012

Резолютивная часть определения объявлена 24 декабря 2012 года
Полный текст определения изготовлен 27 декабря 2012 года
Арбитражный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мещеряковой Т.И., судей: Алексеева А.Е., Катаевой М.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плотниковой Т.Ю.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания": Синцова И.А. по доверенности № 96 от 02.05.2012, предъявлен паспорт,
от ответчика - Региональной энергетической комиссии Пермского края: Мелехина Т.И. по доверенности от 04.05.2012, предъявлен паспорт,
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "СМУ № 11": Злобин А.В. на основании протокола № 3 от 04.06.2011, предъявлен паспорт,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ИНН 5904176536, ОГРН 1075904022644)
к Региональной энергетической комиссии Пермского края (ИНН: 5902184588, ОГРН: 1025900537574)
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "СМУ № 11" (ИНН: 5902210855, ОГРН: 1075902002351)
о признании нормативного правового акта недействующим в части

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими п. п. 1, 3 Постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края от 10.04.2012 г. № 17-т "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "СМУ № 11" (г. Пермь) (далее - постановление РЭК ПК № 17-т).
Определением суда от 14.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено Общество с ограниченной ответственностью "СМУ № 11" (далее - ООО "СМУ № 11").
В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что оспариваемым постановлением РЭК ПК от 10.04.2012 № 17-т внесены изменения в недействующее постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края от 19.10.2010 № 155-т "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "СМУ-11" (г. Пермь)" (далее - постановление РЭК ПК от 19.10.2010 № 155-т). Соответственно, срок действия тарифов, прекративших действие 31.12.2011, продлен до 01.07.2012.
Заявитель просит проверить Постановление РЭК ПК от 19.10.2010 г. № 155-т на предмет его соответствия Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление № 109).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении. Нарушение прав оспариваемым постановлением обосновывает тем, что установление тарифа в нарушение норм действующего законодательства обязывает оплачивать услуги по транспортировке тепловой энергии в период, когда тариф фактически не был установлен.
Региональная энергетическая комиссия Пермского края (далее - ответчик, РЭК ПК, регулирующий орган) представила письменный отзыв. С заявленными требованиями не согласна.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в результате продления срока действия тарифов на спорный период права заявителя не нарушены. Действующим законодательством не установлен запрет на продление экономически обоснованных тарифов. Представил письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
ООО "СМУ № 11" с заявленными требованиями не согласно, представило письменный отзыв.
Представитель ООО "СМУ № 11" в судебном заседании поддержал позицию ответчика, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Пояснил, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы общества. Оспариваемые тарифы установлены на уровне тарифов 2011 года, что соответствует Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 № 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" (далее - Приказ ФСТ от 06.10.2011 № 242-э/7).
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в заявлении и отзывах, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела постановлением РЭК ПК от 19.10.2010 № 155-т утверждены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "СМУ № 11", в том числе в размере 54,72 руб./Гкал. (приложение № 2), который, согласно п. 4 действует с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года.
Оспариваемыми положениями п. 1 и п. 3 постановления РЭК ПК от 10.04.2012 № 17-т внесены изменения в Постановление РЭК ПК от 19.10.2010 № 155-т: приложение 2 изложено в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему Постановлению (п. 1.1.); пункт 4 исключен (п. 1.2.) (п. 1); Постановление РЭК ПК 19.10.2010 № 155-т признано утратившим силу с 1 июля 2012 года (п. 3).
Считая п.п. 1, 3 постановления РЭК ПК от 10.04.2012 № 17-т противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушающим права общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, заявитель в порядке гл. 23 АПК РФ оспорил его в арбитражном суде.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ часть 4 отсутствует.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч.ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Положении о Региональной энергетической комиссии, утвержденном Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 14-п пункт 3.2.5 отсутствует.

Оспариваемый акт издан в форме постановления, установленной Законом о теплоснабжении, уполномоченным в соответствии с п. 1.1, 2.1.1, 3.2.5 Положения о Региональной энергетической комиссии Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края 24.07.2006 № 14-п органом.
Постановление в установленном законом порядке опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 15, 16.04.2012.
Постановление содержит норму права, в оспариваемой части устанавливает размер и срок действия тарифов на передачу тепловой энергии - продлевает срок действия ранее установленного тарифа. Действие постановления распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Таким образом, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, изданным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, сфера действия которого поименована в п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ и относится к сфере экономической деятельности в связи с чем рассмотрение настоящего спора находится в компетенции арбитражного суда.


Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Закон о теплоснабжении.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются в том числе: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
Частью 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Постановлением № 109 утверждены "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования), а также "Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил при направлении в регулирующий орган обосновывающих материалов для установления тарифов организация обязана представлять расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, оценку выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности.
Согласно пункту 4 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов. Пунктом 7 Правил предусмотрено, что установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов.
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников, экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов (п. 16 Правил).
В соответствии с положениями пунктов 18, 21 Правил решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; дату введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
В соответствии с п. 8 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов.
На основании п. 21 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 № 130-э по результатам рассмотрения заявления руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (лицо, исполняющее обязанности руководителя) принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела. Единственным основанием для отказа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в открытии дела об установлении тарифов является отсутствие каких-либо материалов либо их части, предусмотренных Регламентом.
Из материалов дела усматривается, что ООО "СМУ № 11" обратилось в РЭК ПК с заявлением об установлении тарифа об установлении тарифа по передаче тепловой энергии с приложением обосновывающих документов 18.10.2011, т.е. с нарушением срока, установленного п. 8 Правил. В то же время, суд полагает, что несоблюдение срока обращения для установления тарифа является основанием для рассмотрения вопроса о привлечении организации к административной ответственности, но не может служить основанием для отказа в открытии тарифного дела.
Приказом РЭК ПК от 03.04.2012 № 60-од после получения необходимых обосновывающих документов, в отношении ООО "СМУ № 11" открыто тарифное дело. Уполномоченным по рассмотрению дела назначен главный специалист отдела регулирования организаций коммунального комплекса Ямова В.В. (л.д. 45 т. 1).
Таким образом, как указано ранее, несоблюдение срока представления материалов для установления тарифов не является основанием для отказа в открытии тарифного дела и не влияет на законность оспариваемого положения нормативного правового акта.
В соответствии с п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Из протокола заседания правления РЭК ПК следует, что в целях приведения в соответствие с действующим законодательством, в связи с переходом ООО "СМУ-11" на упрощенную систему налогообложения, решено внести изменения в постановление РЭК Пермского края 19.10.2010 № 155-т: установить тариф на услуги по передаче тепловой энергии в размере 54,72 руб./Гкал (НДС не облагается), т.е. на уровне тарифов, действовавших в 2011 году, пункт 4 постановления исключить.
Данное решение принято на основании заключения уполномоченного Приказом РЭК ПК от 03.04.2012 № 60-од лица, присутствующего на заседании правления РЭК ПК с учетом предложения Председателя Правления РЭК ПК.
ООО "СМУ № 11" в письменном виде согласованы тарифы на услуги по передаче тепловой энергии с 01.01.2012.
В обоснование заявленных требований обществом указано, что оспариваемым постановлением РЭК ПК № 17-т внесены изменения в уже недействующее постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края от 19.10.2010 г. № 155-т, соответственно, регулирующим органом необоснованно срок действия тарифов, прекративших действие 31.12.2011, продлен до 01.07.2012.
Согласно п. 2 ст. 10 Закона о теплоснабжении срок действия установленных тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, тарифов на теплоноситель не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Основ ценообразования сроком действия тарифов (цен) является период времени между изменениями тарифов (цен) регулирующими органами; расчетным периодом регулирования является период (календарный год), на который рассчитываются тарифы (цены).
Тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года (п. 6 Правил).
Действие данного положения не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Проанализировав нормы действующего законодательства, а также соответствующие материалы дела, суд полагает, что оспариваемым решением не установлено новых тарифов для ООО "СМУ № 11" на 1-е полугодие 2012 года, а продлено действие тарифов, применяемых в 2011 году.
В конкретном случае РЭК ПК, исходя из сложившейся ситуации, действовало в интересах организации, с целью соблюдения принципов и сущности государственного регулирования тарифов, определенных в ст. 7, 10 Закона о теплоснабжении. При этом, ранее установленные тарифы экономически необоснованными признаны не были.
Также суд принимает во внимание следующее объяснение ответчика и третьего лица.
Приказом ФСТ от 06.10.2011 № 242-э/7 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год. Предельный максимальной уровень величины роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, на 2012 год в среднем по Пермскому краю установлен со следующей календарной разбивкой: с 01.01 по 30.06.2012 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по Пермскому краю, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2011, и максимальной величины роста тарифов по Пермскому краю на уровне 100%.
Так, судом установлено, что оспариваемым п. 1 постановления РЭК ПК № 17-т введен в действие тариф на услуги по передаче тепловой энергии в размере 54,72 руб./Гкал (НДС не облагается), фактически продливший срок действия тарифа, действующего в 2011 году до 01.07.2012.
В связи с чем, является целесообразным принятие РЭК ПК п. 3 оспариваемого постановления, продляющего срок действие Постановления РЭК ПК от 19.10.2010 № 155-т.
Таким образом, поскольку максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию в среднем по Пермскому краю согласно приказу ФСТ России составляет с 01.01.2012 по 01.07.2012 - 100%, факт установления регулирующим органом тарифов на первое полугодие 2012 года на уровне действовавших в 2011 году тарифов признан судом не противоречащим Закону о теплоснабжении и Правилам.
Кроме того, установление тарифов оспариваемым постановлением на уровне тарифов, действовавших в 2011 году, соответствует приведенному приказу ФСТ России, не нарушает права и законные интересы общества в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование довода о том, что в результате необоснованного внесения изменений в уже недействующий нормативный правовой акт, и продления срока действия тарифов, нарушаются права и законные интересы общества в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку общество обязано оплачивать услуги по транспортировке тепловой энергии за период в котором тарифы не были утверждены, заявителем представлены исковые заявления ООО "СМУ № 11" о взыскании с общества задолженности, расчет которой произведен на основании оспариваемого тарифа.
Данный довод заявителя признан необоснованным, поскольку судом установлено, что тарифы на передачу тепловой энергии утверждены оспариваемым постановлением РЭК ПК в соответствии с Законом о теплоснабжении, Правилами и Приказом ФСТ России.
Отсутствие договорных отношений между обществом и ООО "СМУ № 11" и наличие споров о взыскании задолженности также не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов заявителя утвержденным оспариваемым постановлением тарифом. Общество не лишено права обратиться в регулирующий орган с документами, подтверждающими экономически обоснованные расходы, связанные с оплатой ООО "СМУ № 11" по утвержденным тарифам, для их учета в последующем периоде регулирования тарифов.
По изложенным выше основаниям суд не усматривает нарушения прав заявителя принятием оспариваемого постановления и несоответствия оспариваемого акта требованиям Закона о теплоснабжении и Постановления № 109.
В силу вышеизложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

решил:

Признать п.п. 1, 3 Постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края от 10.04.2012 № 17-т "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "СМУ № 11" (г. Пермь) соответствующими Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Т.И.МЕЩЕРЯКОВА

Судьи
А.Е.АЛЕКСЕЕВ
М.А.КАТАЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru