СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2012 г. по делу № 33-6570/2012
Судья Волкова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Орловой А.И., судей Коренева А.С., Шурыгиной Л.Г. при секретаре Г. рассмотрела в открытом судебном заседании 05 июня 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Артинского района Свердловской области о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части
по апелляционному представлению прокурора Артинского района Свердловской области на решение Артинского районного суда Свердловской области от 04 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Орловой А.И., объяснения прокурора Даниловой А.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя Администрации Артинского городского округа К., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Артинского района Свердловской области обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части.
В обоснование заявления указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в соответствии с п. 1.1
Положения о порядке работы межведомственной постоянно действующей комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Артинского городского округа, утвержденного Постановлением Администрации Артинского городского округа от 11 ноября 2011 года № 950, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по оценке жилых домов частного жилищного фонда, а осуществляют обследование и оценку лишь муниципального жилищного фонда. Данный пункт противоречит ст. 40
Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 1
, п. 6 ст. 2
Жилищного кодекса Российской Федерации, п. п. 2
, 7
Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. Просили признать противоречащим действующему законодательству, не подлежащим применению пункт 1.1
. указанного положения.
В судебном заседании прокурор Гаина Л.П. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации Артинского городского округа Р. предъявленные требования не признала, указав, что действующим законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность по принятию решения о признании частных жилых домов и/или помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и созданию межведомственной комиссии об оценке муниципальных и частных жилых домов. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Решением Артинского районного суда Свердловской области от 04 апреля 2012 года в удовлетворении требований прокурора Артинского района Свердловской области отказано.
В апелляционном представлении помощник прокурора Артинского района Гаина Л.П. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления в соответствии с ч. 1 ст. 327.1
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 13
Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ч. 4 ст. 7
Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции
Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону
, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 14
Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Из ч. 4 ст. 15
Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение
о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании абз. 1
, 4
- 6 п. 7
указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В силу п. 8
Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, суд пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством орган местного самоуправления вправе, а не обязан, принимать решения о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать межведомственной комиссии полномочия по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, в связи с чем урегулирование в принятом органом местного самоуправления Положении
о порядке работы межведомственной постоянно действующей комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Артинского городского округа, утвержденном постановлением Администрации Артинского городского округа от 11 ноября 2011 года № 950, вопросов связанных с оценкой и признанием непригодными для проживания только жилых помещений муниципального жилищного фонда не противоречит действующему законодательству, и обоснованно отказал в удовлетворении заявления прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии закону установления обязанности межведомственной комиссии только в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда, о нарушении тем самым прав граждан не могут быть признаны состоятельными. Тот факт, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, не означает, что эти вопросы могут быть урегулированы только одним нормативным актом. Урегулирование оспариваемым положением вопросов связанных с оценкой и признанием непригодными для проживания только жилых помещений муниципального жилищного фонда не препятствует изданию иных нормативных актов, которыми, в частности, могут быть урегулированы вопросы, связанные с оценкой и признанием непригодными для проживания жилых помещений частного жилищного фонда, а также не препятствует делегировать комиссии, компетенция которой определена оспариваемым Положением
, полномочия по оценке помещений и принятию решений о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан в отношении жилых помещений частного жилищного фонда, как это предусмотрено п. 8
Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 28 января 2006 года № 47.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, приведенные в апелляционном представлении, не являются основаниями для отмены решения суда в силу ст. 330
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 328
, 329
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Артинского районного суда Свердловской области от 04 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.