Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 3 октября 2012 г. по делу № 04-01/12-2012

Резолютивная часть решения оглашена 19 сентября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 3 октября 2012 года.
Комиссия по рассмотрению дела № 04-01/12-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в составе <...>
рассмотрев дело № 04-01/12-2012 по признакам нарушения ООО "О" (<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Смоленское УФАС России) поступило заявление жителей города Гагарина Смоленской области (представитель <...>, далее - Заявитель), касающееся нарушения ООО "О" (далее - Ответчик) антимонопольного законодательства, в части прекращения трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов.
Из представленных материалов следует, что ООО "О" является оператором связи, оказывающим услуги связи для целей кабельного телевизионного вещания (далее - телевещание) в г. Гагарине Смоленской области, имеет лицензию <...> (выдана в порядке продления срока действия лицензии <...>) сроком действия <...> на услугу телевещания.
На основании выданной лицензии Ответчиком заключены договоры с гражданами, жителями г. Гагарина Смоленской области на предоставление услуг электросвязи в области телевизионного вещания (далее - Договоры телевещания). Согласно данным договорам ООО "О" предоставляло абонентам услугу телевещания в виде сформированных пакетов с различным количеством телепрограмм и разной по стоимости абонентской платой: "Социальный", "Базовый", "Расширенный".
Ответчик, через средства массовой информации (телевидение и бесплатная газета "О"), сообщил абонентам, пользовавшимся разными пакетами телеканалов, о расторжении с 01.04.2012 Договоров телевещания и предложение о необходимости заключения новых договоров вещания с единственным пакетом ("Расширенный"), состоящим из 60 телеканалов с абонентской платой 240 руб./мес. 01.04.2012 с абонентами, не заключившими новый договор на телевещание "Расширенного" пакета телевизионных каналов и не внесших оплату за телевещание до начала очередного календарного месяца, ООО "О" в одностороннем порядке прекратило трансляцию всех телевизионных каналов, в том числе и общероссийских обязательных общедоступных телеканалов.
Заявитель считает, что такими действиями Ответчик злоупотребляет доминирующим положением и нарушает права абонентов, лишая их выбора просмотра телеканалов по количеству и разной тематике, а также нарушает Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2009 № 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" (далее - Указ № 715), в части прекращения трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов.
На рассмотрении дела представитель Заявителя сообщил, что Заявитель являлся пользователем услуг телевещания в виде пакета телеканалов "Социальный", состоящего из 6 телеканалов с абонентской платой 60 руб./мес., предоставляемых ООО "О". С 01.04.2012 Ответчик стал транслировать 60 телеканалов, абонентская плата в одностороннем порядке была увеличена до 240 руб./мес. Абоненты, не внесшие авансовый платеж Ответчику за телевещание, автоматически отключены от кабельной сети телевидения ООО "О". Заявитель не нуждается в таком количестве телеканалов и не согласен оплачивать телевещание по новому тарифу. В г. Гагарине Смоленской области услуги кабельного телевидения оказывает только ООО "О", что исключает возможность получения аналогичной услуги от иного оператора связи.
В ходе рассмотрения дела представитель Заявителя пояснил, что в действиях Ответчика усматривает злоупотребление доминирующим положением, выразившееся не только в прекращении услуг телевещания по заключенным договорам, но и в прекращении абонентам трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов.
Представитель Ответчика не согласился с изложенными доводами, считает, что со стороны ООО "О" нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют, и пояснил, что ООО "О" не занимает доминирующее положение на рынке услуг кабельного телевидения в географических границах административных границ Гагаринского городского поселения, т.к. на данном рынке в г. Гагарине услуги кабельного телевидения оказывают и другие операторы связи. Доля ООО "О" на рынке услуг кабельного телевидения, по мнению Ответчика, составляет около 30%, что нельзя назвать доминирующим.
Также на рассмотрении дела представитель Ответчика заявил, что не имея технологических и экономических возможностей предоставить Заявителям, пользовавшимся "Социальным" пакетом телеканалов, трансляцию полного пакета общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также во исполнение Указа № 715 и приведения своей деятельности к соответствию лицензионным требованиям и условиям, ООО "О" в одностороннем порядке отказалось от исполнения не только Договора телевещания "Социального" пакета телевизионных каналов, но и других договоров на телевещание, включающих в себя "усеченный" пакет общероссийских обязательных общедоступных телеканалов. При этом трансляция общероссийских обязательных общедоступных телеканалов не прекращалась ни для одной категории абонентов ООО "О".
Представитель Ответчика отметил, что оборудование, используемое ООО "О", может осуществлять вещание только 60 телевизионных каналов с абонентской платой в размере 240 руб./мес., формировать из них пакеты с разным количеством телеканалов и предоставлять их абонентам на выбор законодательно в обязанность Ответчика не входит.
При этом доказательств отсутствия технической возможности предоставлять абонентам "Социальный" и другие пакеты телеканалов, а также то, что трансляция общероссийских обязательных общедоступных телеканалов не прекращалась ни для одной категории абонентов ООО "О" Ответчиком не предоставлено.
К участию в рассмотрении дела было привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Смоленской области (далее - Управление Роскомнадзора по Смоленской области), в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах дела № 04-01/12-2012.
Оценивая действия ООО "О" по соблюдению лицензионных условий, Управление Роскомнадзора по Смоленской области сообщило, что действующая сеть кабельного телевидения Ответчика представляет собой совокупность технических средств, предназначенных для приема телевизионных программ, формирования их в социальный, базовый и расширенный пакеты. Трансляция обязательных общедоступных телеканалов по сети кабельного телевидения осуществляется в соответствии с согласованием точек местонахождения источников сигнала или точек присоединения сетей связи с вещателем этих программ.
При этом представитель Управления Роскомнадзора по Смоленской области сообщил Комиссии о том, что законодательством не установлено ограничений по тематикам либо количеству "пакетов" телевизионных каналов, а также обязанность оператора связи формировать телеканалы в пакеты. Также представитель указал, что ООО "О" в настоящее время транслирует абонентам телеканалы, в состав которых включены общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, плата за которые не взимается, тем самым права абонентов на получение бесплатных общероссийских обязательных общедоступных телеканалов не нарушены.
Рассмотрение дела откладывалось для получения дополнительных материалов и сведений (определение от 13.07.2012) и 19.09.2012 рассмотрение дела было продолжено.
Комиссия, исследовав материалы и документы по делу о нарушении антимонопольного законодательства, позиции лиц, участвующих в деле, установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в данной норме последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Следовательно, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О естественных монополиях"; далее - Закон о естественных монополиях).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 утвержден перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, а не перечень услуг общедоступной электросвязи.

Услуги общедоступной электросвязи (перечень услуг общедоступной электросвязи утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637), которые оказывает Ответчик, относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий в силу статьи 4 Закона о естественных монополиях.
Более того, Ответчик Приказом Смоленского УФАС России от 11.01.2000 № 1 включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по услугам - кабельного телевидения с долей более чем 65% (в географических границах муниципального образования "город Гагарин" Смоленской области).
Ответчик на территории города Гагарина Смоленской области осуществляет свою деятельность на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций <...> (выдана в порядке продления срока действия лицензии <...>) сроком действия <...> на услуги связи для целей кабельного вещания. Пунктами 5, 10 лицензионных условий установлено, что Ответчик обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, в неизменном виде за свой счет (без заключения договоров с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов и без взимания платы за прием и трансляцию таких каналов с абонентов и вещателей обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 785 (далее - Правила телевещания), регламентирует взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
В соответствии с частью 4 статьи 46 Закона о связи оператор связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) на основании договора с абонентом, в соответствии с условиями полученной лицензии обязан осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в неизменном виде за свой счет (без заключения договоров с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов и без взимания платы за прием и трансляцию таких каналов с абонентов и вещателей обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов).
В силу подпункта 13.1 статьи 2 Закона о связи под оператором обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов подразумевается оператор связи, который на основании договора с абонентом оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) и в соответствии с настоящим Федеральным законом обязан осуществлять трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указом Президента РФ от 24.06.2009 № 715 утвержден перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, а не перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, бесплатных для потребителей.

Указом № 715 утвержден перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, бесплатных для потребителей, куда вошли: Первый канал (открытое акционерное общество "Первый канал"); Телеканал "Россия" (Россия-1) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"); Телеканал "Россия-2" (Россия-2) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"); Телекомпания НТВ (открытое акционерное общество "Телекомпания НТВ"); Петербург - 5 канал (открытое акционерное общество "Телерадиокомпания "Петербург"); Телеканал "Россия - Культура" (Россия-К) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"); Российский информационный канал "Россия-24" (Россия-24) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"); Детско-юношеский телеканал "Карусель" (закрытое акционерное общество "Карусель"); Телеканал "Общественное телевидение России" (автономная некоммерческая организация "Общественное телевидение России").
Из содержания статей 44, 45 Закона о связи, пунктов 12, 24 Правил телевещания следует, что услуги связи для целей телевизионного вещания оказываются пользователям на основании заключаемого с оператором договора об оказании услуг связи.
Под "предоставлением абоненту доступа к сети связи телерадиовещания" понимается совокупность действий оператора связи, оказывающего услуги связи для целей телерадиовещания, по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к средствам связи сети связи телерадиовещания (пункт 2 Правил телевещания).
Согласно пункту 31 Правил телевещания плата за формирование абонентской линии и подключение пользовательского (оконечного) оборудования абонента к сети связи телерадиовещания взимается оператором связи однократно.
Анализ вышеуказанных норм действующего законодательства позволяет прийти к выводу о том, что доступ потребителя к общероссийским обязательным бесплатным телеканалам обеспечивается на основании соответствующего договора, заключаемого между оператором связи и потребителем. При этом возможность создания доступа к просмотру данных телеканалов связана с необходимостью формирования абонентской линии и подключения пользовательского оборудования потребителя к сети связи телерадиовещания, услуги по осуществлению которых являются платными.
Таким образом, оператор связи, заключивший соответствующий договор, сформировавший за определенную плату абонентскую линию и подключив к сети связи телерадиовещания пользовательское (оконечное) оборудования абонента обязан предоставлять абоненту трансляцию общероссийских обязательных общедоступных бесплатных телеканалов и радиоканалов отдельным составом. В случае наличия у абонента задолженности при получении обязательных общедоступных бесплатных телеканалов и радиоканалов в составе с платными телеканалами, оператор связи вправе приостановить трансляцию только платных телеканалов.
Из имеющихся в деле материалов и пояснений сторон следует, что между Ответчиком и Заявителем заключены Договоры вещания (л.д. 56 - 66), сформированы абонентские линии, соединяющие средства связи сети связи для распространения программ телерадиовещания через абонентскую распределительную систему с пользовательским (оконечным) оборудованием. Формирование абонентской линии и подключение пользовательского (оконечного) оборудования к сети связи телерадиовещания ООО "О" оплачено Заявителем Ответчику, и не оспаривается сторонами.
01.04.2012 Ответчик в одностороннем порядке расторг Договоры вещания, увеличил количество транслируемых телеканалов до 60 с абонентской платой 240 руб./мес. и прекратил трансляцию всех телевизионных каналов, в том числе и общероссийских обязательных общедоступных телеканалов для всех абонентов, не внесших авансовый платеж за телевещание на счет Ответчика.
Как следует из позиции Ответчика, причиной для расторжения Договоров вещания и необходимостью заключения новых договоров послужило следующее. В момент заключения договора ООО "О" имелась техническая возможность приема от вещателей и доставки до абонентского оборудования Заявителя 6 телепрограмм, и была установлена абонентская плата в размере 60 рублей в месяц. В данный пакет телеканалов входил не полный перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, предусмотренных Указом № 715, что нарушало законодательство в области связи и условия выданной лицензии. В целях приведения своей деятельности в соответствие с действующим законодательством, лицензионным требованиям и условиям, а также в соответствии с пунктами 4.1, 8.2 Договора вещания, согласно которым оператор связи имеет право в одностороннем порядке изменять размер абонентской платы и расторгнуть договор, предварительно предупредив об этом другую сторону не менее чем за 30 дней до предполагаемой даты расторжения, ООО "О" расторгло Договоры вещания. Приказом от 02.03.2012 № 20/2 (л.д. 25) Ответчик установил плату в размере 240 рублей в месяц. Информация об изменении абонентской платы и расторжении Договоров вещания была размещена через средства массовой информации - телеканал "О", бесплатную газету "О" и информационный стенд в пункте приема платежей Ответчика. При этом абоненты получили возможность принимать до 60 телевизионных каналов. Ответчик также считает, что абоненты могут получить услуги связи для целей телевизионного вещания от других альтернативных операторов связи с использованием иных технологий, таких как "Триколор ТВ", "НТВ Плюс", "Ростелеком", "IP телевидение" и др., в связи с чем данными действиями не были нарушены права граждан г. Гагарина на получение телевещания.
Также на рассмотрении дела представитель Ответчика указал, что ООО "О" в одностороннем порядке отказалось от исполнения не только Договора телевещания "Социального" пакета телевизионных каналов, но и других договоров на телевещание, включающих в себя "усеченный" пакет общероссийских обязательных общедоступных телеканалов. При этом трансляция общероссийских обязательных общедоступных телеканалов не прекращалось ни для одной категории абонентов ООО "О". Трансляция общероссийских обязательных общедоступных телеканалов осуществляется ООО "О" бесплатно, в рамках имеющихся технических возможностей, при этом реализация абонентом своего права на получение данных телеканалов происходит посредством того, что с абонента не взимается (не включается в расчет) плата за их трансляцию.
К доводам представителя Ответчика об отсутствии технической возможности предоставлять абонентам услугу телевещания путем предоставления телевизионных каналов различными пакетами ("Социальный", "Базовый", "Расширенный"), не прекращение трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов для абонентов, не заключивших новые договоры вещания и не внесших платеж за телевещание на счет Ответчика, а также о наличии нарушения законодательства в области связи при предоставлении абонентам пакета телеканалов "Социальный" Комиссия Смоленского УФАС России относится критически, так как имеющимися в материалах дела доказательствами установлено иное.
Из акта проверки Управления Роскомнадзора по Смоленской области по соблюдению лицензионных условий и требований ООО "О" (л.д. 140 - 173), действующая сеть кабельного телевидения Ответчика представляет собой совокупность технических средств, предназначенных для приема телевизионных программ, формирования их в социальный, базовый и расширенный. Также представитель Управления Роскомнадзора по Смоленской области указал на то, что трансляция Ответчиком пакета телеканалов "Социальный" не нарушало требования законодательства в области связи и условий выданной лицензии.
Комиссией установлено, что Ответчик в своей сети кабельного телевидения транслирует единственный пакет, состоящий из 60 телеканалов с абонентской платой 240 руб./мес. Абоненты, не внесшие или несвоевременно внесшие плату за телевещание до начала очередного календарного месяца автоматически, посредством спецоборудования отключаются от сети связи Ответчика, что влечет прекращение телевещания всех телеканалов, включая и общероссийские обязательные общедоступные телеканалы.
Комиссией также установлено, что обязательства по Договору вещания со стороны Заявителя выполнялись в полном объеме до 01.04.2012. Каких-либо доказательств об изменении технических средств, не позволяющих исполнять свои обязательства по заключенным ранее Договорам вещания Ответчиком не представлено. Также не предоставлено доказательств того, что трансляция общероссийских обязательных общедоступных телеканалов абонентам не прекращалась.
Справка (л.д. 221), представленная Ответчиком на рассмотрение Комиссии как доказательство того, что трансляция общероссийских обязательных общедоступных телеканалов не прекращалась и не прекращается абонентам, отклоняется Комиссией, так как подготовлена заинтересованным лицом (Ответчиком) и не соответствует показаниям представителя Ответчика, сообщившего, что в сети телевещания ООО "О" установлено автоматическое устройство, отключающее абонентские линии от сети телевещания Ответчика при отсутствии поступления авансового платежа на счет Ответчика.
Согласно пункту 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Из статьи 309 ГК РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 45 Закона о связи и пунктом 17 Правил телевещания, договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.
Исходя из положений статей 426, 450, 451, 452 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в Определении от 6 июня 2002 года № 115-О, публичный характер договора означает не только недопустимость отказа коммерческой организации от его заключения, но и недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору, поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.
В соответствии с пунктом 19 Правил телевещания бремя доказывания отсутствия технической возможности предоставления абоненту доступа к сети телерадиовещания лежит на операторе связи.
Комиссия Смоленского УФАС России приходит к выводу о необоснованности одностороннего отказа Ответчика от исполнения своих обязательств по Договору вещания и, следовательно, об отсутствии факта расторжении Договора вещания.
Таким образом, Ответчик в период действия Договоров вещания, Заявителям и другим абонентам, которыми по каким-либо причинам не внесена плата за услугу телевещания, препятствует доступу к общероссийским обязательным бесплатным телеканалам путем автоматического отключения абонентской линии от сети связи телевещания ООО "О".
Также Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО "О" содержатся признаки нарушения требования пунктов 12, 30, 31, 34 Правил телевещания.
В силу указанных норм на Ответчика возложена обязанность по соблюдению письменной формы договора, заключаемого между оператором связи и абонентом. Оплата абонентом услуг связи для целей телерадиовещания может осуществляться посредством наличных или безналичных расчетов непосредственно после оказания услуг. При оплате услуг связи для целей телерадиовещания с применением абонентской системы оплаты за услуги связи для целей телерадиовещания оплата производится не позднее 10 дней с даты окончания расчетного периода. Плата за формирование абонентской линии и подключение пользовательского (оконечного) оборудования абонента к сети связи телерадиовещания взимается оператором связи однократно.
Как следует из материалов дела, Ответчиком осуществляется деятельность по оказанию услуг связи для целей кабельного вещания на основании лицензии <...>, выданной Управлением Роскомнадзора по Смоленской области. Пункт 5 Условий осуществления обществом деятельности в соответствии с указанной лицензией содержит требование об обязанности лицензиата оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Ответчиком в договор телевещания (публичный договор) (л.д. 26 - 27), заключаемый с абонентами, включены положения о взимании с абонента платы за повторное подключение в размере 150 рублей (л.д. 137) (пункт 4.2.10 договора телевещания), о внесении абонентской платы до 1 числа расчетного месяца (пункт 5.8 договора телевещания), что указывает на наличие признаков нарушения Ответчиком действующего законодательства и требованиям выданной лицензии.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, Ответчик незаконно препятствует абонентам в доступе к просмотру общероссийских обязательных общедоступных бесплатных телеканалов и радиоканалов отдельным составом.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Смоленского УФАС России

решила:

1. Признать действия общества с ограниченной ответственностью "О" по прекращению трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2009 № 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах", абонентам г. Гагарина Смоленской области, с которыми заключены договоры на предоставление услуг электросвязи в области телевизионного вещания, злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "О" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Копию настоящего решения направить в Управление Роскомнадзора по Смоленской области для принятия мер по контролю за соблюдением ООО "О" обязательных требований в области связи при оказании услуг связи для целей кабельного вещания.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru