Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 декабря 2012 г. № 23-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
В.Ю.ФЕДОТОВОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД СТАТЬЕЙ 41 ЧАСТИ II ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО УСТАВА
Г. КАЗАНИ, УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ КАЗАНСКОГО СОВЕТА
НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОТ 22 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА № 51-19
(В РЕДАКЦИИ РЕШЕНИЯ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ОТ 8 ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА № 5-54)

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.В.Кузьминой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки В.Ю.Федотовой,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан 11 октября 2012 года поступила жалоба гражданки В.Ю.Федотовой на нарушение ее конституционных прав и свобод статьей 41 части II Градостроительного устава г. Казани, утвержденного решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года № 51-19 (в редакции решения Казанской городской Думы от 8 октября 2010 года № 5-54), в той мере, в какой обжалуемые положения позволяют применять при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками не утвержденные в установленном законодательством порядке красные линии.
Оспариваемой нормой установлено, в частности, что в составе проектов планировки территории разрабатываются, согласовываются, утверждаются и изменяются красные линии, которые обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессах планирования, проектирования и строительства на территории г. Казани; красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ земельных участков. Красные линии подлежат обязательному отражению и учету: в документации по планировке территории; в проектной документации объектов капитального строительства, проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при установлении границ территориальных зон; в проектах территориального землеустройства; при установлении границ земельных участков.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, решением Советского районного суда города Казани от 18 апреля 2012 года, оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 18 июня 2012 года, гражданке В.Ю.Федотовой, являющейся собственником земельного участка, расположенного в поселке Кульсеитово города Казани, было отказано в удовлетворении исковых требований о восстановлении границ и устранении препятствий в пользовании земельным участком к гражданке Н.Г.Равдель - собственнику соседнего участка.
Заявительница считает, что отказ в иске был обусловлен ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости, выявленной заключением судебной землеустроительной экспертизы, которое принято судом в качестве доказательства по ее делу. Как отмечает гражданка В.Ю.Федотова, судебный эксперт, выявляя кадастровую ошибку, руководствовался в том числе тем, что часть принадлежащего ей земельного участка заходит за красные линии, однако границы этого земельного участка в силу статьи 41 части II Градостроительного устава г. Казани должны быть установлены с соблюдением красных линий и не выходить за их пределы.
При этом заявительница полагает, что судом не было учтено письмо заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о том, что красные линии улицы Айнур, на которой находится ее земельный участок, являются проектными, т.е. не утверждены в установленном порядке.
По мнению гражданки В.Ю.Федотовой, суды различных инстанций применили в ее деле не утвержденные в установленном порядке красные линии, что позволяет оспариваемая норма. В этой связи она считает, что положение статьи 41 части II Градостроительного устава г. Казани является нечетким и неясным, содержит неопределенность в вопросе о том, с какого момента (разработки, согласования или утверждения) могут применяться при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками не утвержденные в установленном законодательством порядке красные линии.
Кроме этого, заявительница указывает, что федеральным законодателем вопрос о необходимости утверждения красных линий разрешен. В обоснование своей позиции она ссылается на части 2 и 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу которых красные линии отображаются на чертеже или чертежах планировки территории, включаемых в основную часть проекта планировки территории, которая подлежит утверждению. Из этого, по мнению заявительницы, следует, что не утвержденные в установленном законодательством порядке красные линии не могут являться правовым основанием для регулирования имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
На основании изложенного гражданка В.Ю.Федотова просит признать обжалуемую статью Градостроительного устава г. Казани, в той мере, в какой ее положения позволяют применять при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками не утвержденные в установленном законодательством порядке красные линии, не соответствующей статьям 28 (часть первая), 49, 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым все равны перед законом и судом; право частной собственности охраняется законом; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
2. Оспариваемые гражданкой В.Ю.Федотовой правовые положения относятся к сфере градостроительной деятельности. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному Кодексу (часть 4 статьи 3); к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится в том числе утверждение правил землепользования и застройки городских округов (пункт 3 части 3 статьи 8).
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Идентичная по содержанию норма закреплена статьей 26 части II Градостроительного устава г. Казани.
Как установлено оспариваемыми положениями, в составе проектов планировки территории разрабатываются, согласовываются, утверждаются и изменяются красные линии (часть 1 статьи 41 части II Градостроительного устава г. Казани). При этом согласно Закону Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года № 98-ЗРТ "О градостроительной деятельности в Республике Татарстан" подлежащая утверждению основная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 2 статьи 17). Данное республиканское регулирование основано на нормативных положениях, закрепленных в частях 2 и 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу которых красные линии отображаются на чертеже или чертежах планировки территории, включаемых в основную часть проекта планировки территории, которая подлежит утверждению. Аналогичные нормы предусмотрены также пунктом 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 года № 18-30. Следовательно, как федеральное, так и основанное на нем республиканское законодательство устанавливает, что красные линии подлежат утверждению в составе проектов планировки территорий. Исходя из этого проверка конституционности оспариваемых заявительницей нормативных положений фактически означала бы оценку указанных норм федерального законодательства на их соответствие Конституции Республики Татарстан, что в силу статьи 109 Конституции Республики Татарстан и статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
Кроме этого, оспариваемая гражданкой В.Ю.Федотовой статья 41 части 11 Градостроительного устава г. Казани, устанавливающая порядок разработки, согласования, утверждения и изменения красных линий, а также определяющая их правовое значение, не содержит неопределенности в вопросе ее соответствия Конституции Республики Татарстан, поскольку данная норма содержит императивное требование, в том числе об утверждении красных линий в составе проектов планировки территории, в связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба заявительницы не является допустимой.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72 и частью первой статьи 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки В.Ю.Федотовой на нарушение ее конституционных прав и свобод статьей 41 части II Градостроительного устава г. Казани, утвержденного решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года № 51-19 (в редакции решения Казанской городской Думы от 8 октября 2010 года № 5-54), поскольку разрешение поставленного в ней вопроса неподведомственно Конституционному суду Республики Татарстан и жалоба в соответствии с установленными требованиями не является допустимой.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке В.Ю.Федотовой, а также в Казанскую городскую Думу Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru