Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2012 г. по делу № 3-49/12

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дьяконовой З.С.,
при секретаре судебного заседания Никитине В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзац 2, в части абзац 3 пункта 2 и абзац 1 пункта 4 Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом для нужд РС(Я), утвержденных постановлением Правительства РС(Я) от 27 февраля 2012 года № 60,

установил:

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2012 года № 60 утверждены "Правила принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом для нужд Республики Саха (Якутия)" (далее - республиканские правила).
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзац 2, в части абзац 3 пункта 2 и абзац 1 пункта 4 указанных Правил.
В обоснование заявления указано, что в соответствии с п. 2 республиканских правил государственные заказчики вправе заключать долгосрочные государственные контракты в соответствии с настоящими Правилами:
на срок и в пределах средств государственных программ Республики Саха (Якутия), стратегических планов органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по базовому варианту;
на срок и в пределах средств, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия) либо решениями главных распорядителей бюджетных средств об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Саха (Якутия), не включенные в государственные программы, принимаемые по отдельному порядку, установленному Правительством Республики Саха (Якутия).
Согласно абзацу 1 пункта 4 республиканских правил долгосрочные государственные контракты, не включенные в государственные программы Республики Саха (Якутия) и стратегические планы органов государственной власти Республики Саха (Якутия), могут заключаться государственными заказчиками на срок и в пределах средств, установленных решением Правительства Республики Саха (Якутия).
По мнению прокурора, абзац 2, в части абзац 3 пункта 2 и абзац 1 пункта 4 республиканских правил, противоречат требованиям части 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ и пунктам 2 и 3 Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 978, поскольку право государственным заказчикам на заключение долгосрочных государственных контрактов предоставлено названными нормами федерального законодательства на срок и в пределах средств долгосрочных (целевых) программ субъектов Российской Федерации. Право на заключение таких контрактов на срок и в пределах средств государственных программ и стратегических планов органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.
В судебном заседании прокурор Ефремов Д.В. поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Правительства РС(Я) Владимиров Д.Г., действующий на основании доверенности от 29 августа 2012 года № 813-П1 и представитель Государственного комитета РС(Я) по размещению государственных заказов Тогуллаев Е.А., действующий на основании доверенности от 02 августа 2012 года требования прокурора не признали, считают их необоснованными. Указывают, что постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2010 года № 588 утвержден порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации. Пунктом 2 Порядка определено, что Государственная программа - это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 08 мая 2011 года № 636 утвержден Порядок разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - Порядок). Согласно пункту 2 Порядка, государственная программа - это документ, представляющий собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по целям, задачам, ресурсам и инструментам, направленный на достижение стратегических целей и приоритетов в определенной сфере социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Кроме того, пунктом 4 установлено, что стратегический план органа государственной власти - это документ, определяющий стратегические направления, цели, задачи, показатели результатов деятельности государственного органа. Считают, что понятие "государственная программа" и "долгосрочная целевая программа" являются тождественными и имеют единообразный смысл.
На основании вышеизложенного, представители заинтересованных лиц просят отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Бюджетного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в том числе, установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны принимать нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с указанным Кодексом.
Статьей 179 БК РФ установлено, что долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 1). Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ утверждается законом о бюджете в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим программу. Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию с очередного финансового года, подлежат утверждению высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган (п. 2).
Исходя из содержания статьи 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З № 51-1 (ред. от 24.01.2006) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" (принят постановлением ПР ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 15.02.1995 З № 52-I) Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).
Частью 1 статьи 25 того же закона предусмотрено, что Правительство Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции принимает постановления, издает распоряжения и иные акты, подлежащие обязательному исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия). При этом согласно части 2 статьи 25 названного закона решения, имеющие нормативный характер, принимаются и оформляются в виде постановлений Правительства Республики Саха (Якутия).
Правительство Республики Саха (Якутия) приняло постановление от 27 февраля 2012 года № 60 "Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом для нужд Республики Саха (Якутия)" (далее республиканские правила).
Указанное постановление опубликовано в печатном издании "Якутские ведомости" № 26 14 марта 2012 года.
Из преамбулы оспариваемого постановления видно, что оно принято в соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и положениями постановления Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 978 "Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом" (далее - федеральные правила).
Пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если предметами государственного (муниципального) контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами), а также в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 федеральных правил установлено, что государственные (муниципальные) заказчики вправе заключать долгосрочные государственные (муниципальные) контракты:
на срок и в пределах средств, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования либо решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства соответственно государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаемыми в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Иные долгосрочные государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с пунктами 3 - 6 настоящих Правил.
Пунктом 3 федеральных правил установлено, что долгосрочные государственные (муниципальные) контракты могут заключаться государственными (муниципальными) заказчиками на срок и в пределах средств, установленных решением соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования.
Оспариваемыми в настоящем деле нормами, а именно пунктом 2 республиканских правил определено, что государственные заказчики вправе заключать долгосрочные государственные контракты в соответствии с настоящими Правилами:
на срок и в пределах средств государственных программ Республики Саха (Якутия), стратегических планов органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по базовому варианту;
на срок и в пределах средств, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия) либо решениями главных распорядителей бюджетных средств об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Саха (Якутия), не включенные в государственные программы, принимаемые по отдельному порядку, установленному Правительством Республики Саха (Якутия).
Согласно абзацу 1 п. 4 республиканских правил долгосрочные государственные контракты, не включенные в государственные программы Республики Саха (Якутия) и стратегические планы органов государственной власти Республики Саха (Якутия), могут заключаться государственными заказчиками на срок и в пределах средств, установленных решением Правительства Республики Саха (Якутия).
Доводы представителей заинтересованных лиц о тождественности понятий "государственная программа, стратегический план органа государственной власти" и "долгосрочная целевая программа" являются необоснованными по следующим основаниям.
Стратегический план органа государственной власти, как определено в пункте 4 "Порядка разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)", утвержденного Указом Президента РС(Я) от 05 октября 2011 года, это документ, определяющий стратегические направления, цели, задачи, показатели результатов деятельности государственного органа. Согласно п. 3.8.3 "Положения о системе планирования социально-экономического развития в РС(Я)", утвержденного Указом Президента РС(Я) от 27.12.2011 г., стратегический план органа государственной власти утверждается нормативным правовым актом органа государственной власти.
Государственная программа, согласно пункту 2 указанного Порядка, это документ, представляющий собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по целям, задачам, ресурсам и инструментам, направленный на достижение стратегических целей и приоритетов в определенной сфере социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Государственные программы утверждаются Указом Президента Республики Саха (Якутия) (п. 29). Государственная программа состоит из подпрограмм, определяющих стратегические направления, реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) (п. 11). Государственные программы, за исключением государственной программы в сфере бюджетной деятельности и государственного долга, разрабатываются в двух вариантах - базовом и интенсивном (п. 12).
Базовый вариант формирования государственной программы определяет основные параметры развития отрасли при объемах финансирования, необходимых для обеспечения возложенных на орган государственной власти Республики Саха (Якутия) функций с учетом возможностей государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (п. 12.1).
Интенсивный вариант формирования государственной программы определяет параметры развития отрасли при финансировании, обеспечивающем достижение стратегических целей, улучшение состояния отрасли, существенное снижение негативных факторов, сдерживающих эффективное развитие отрасли. Интенсивный вариант предусматривает расходы на развитие и модернизацию отрасли (п. 12.2).
По приоритетным направлениям, определенным в основных параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), государственные программы реализуются по интенсивному сценарию развития, предусматривающему ускоренное достижение поставленных целей. Финансирование государственных программ, не включенных в перечень приоритетных направлений, осуществляется по базовому сценарию развития.
Абзацем 2 пункта 2 республиканских правил предусмотрено право государственных заказчиков на заключение долгосрочных государственных контракты на срок и в пределах средств государственных программ РС(Я), стратегических планов органов государственной власти РС(Я), которые реализуются по базовому варианту, то есть программ, не включенных в перечень приоритетных направлений.
Таким образом, государственная программа, согласно вышеприведенным нормам регионального законодательства представляет собой, прежде всего, стратегию развития субъекта РФ на плановый период в определенной сфере социально-экономического развития, тогда как долгосрочная целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых для достижения конкретных результатов, обеспеченных финансовыми ресурсами. Принципиальным отличием долгосрочной целевой программы является то, что это понятие используется для определения расходного обязательства, утверждаемого органом исполнительной власти, с целью включения его в проект бюджета.
Федеральным законодательством предусмотрено, что государственные заказчики заключают долгосрочные государственные контракты на выполнение работ (оказание услуг) длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на срок и в пределах средств долгосрочных (целевых) программ субъектов Российской Федерации, а также при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства соответствующей государственной собственности, не включенные в долгосрочные целевые программы, указывая, что целевые программы утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Между тем региональным законодательством предусмотрено право государственных заказчиков заключать такие контракты в пределах средств и на сроки государственных программ РС(Я) и стратегических планов органа государственной власти РС(Я), а также при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РС(Я), не включенные в указанные государственные программы и стратегические планы, которые утверждаются, соответственно, Президентом РС(Я), то есть высшим должностным лицом, возглавляющим исполнительную власть республики, и соответствующим органом государственной власти республики (к примеру, государственным комитетом РС(Я) по торговле и МТР).
Сравнительный анализ вышеприведенных норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации, норм федеральных и республиканских правил позволяет сделать вывод о том, что абзац 2, в части абзац 3 пункта 2 и абзац 1 пункта 4 "Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом для нужд Республики Саха (Якутия)", утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2012 года № 60 противоречат пунктам 2 и 3 Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года № 978, а также части 3 статьи 72 и статье 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, поскольку предусматривают иные основания для заключения долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом для нужд Республики Саха (Якутия), то есть устанавливают иное правовое регулирование и тем самым вступают в противоречие с нормами большей юридической силы.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая исследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений республиканских правил недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими абзац 2 пункта 2, абзац 3 пункта 2 в части слов: "...государственные программы" и абзац 1 пункта 4 "Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом для нужд Республики Саха (Якутия)", утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2012 года № 60 со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 24 августа 2012 года.

Председательствующий
З.С.ДЬЯКОНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru