АДМИНИСТРАЦИЯ РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2012 г. № 148
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ,
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В соответствии со ст. 50
Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнениями), в целях создания условий для воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в целях организации коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях района администрация Ракитянского района постановляет:
1. Утвердить Положение
о порядке открытия и функционирования в общеобразовательных учреждениях Ракитянского района классов компенсирующего обучения, специальных (коррекционных) классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в межрайонной газете "Наша жизнь" и на сайте местного самоуправления Ракитянского района.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района по социально-культурному развитию и социальной защиты населения Ю.Д.Костинова.
Глава администрации
Ракитянского района
В.ПЕРЦЕВ
Приложение
Утверждено
постановлением
администрации Ракитянского района
от 10.12.2012 № 148
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССОВ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1. Общие положения
1.1. Классы компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - классы компенсирующего обучения или компенсирующие классы) создаются в общеобразовательных учреждениях Ракитянского района в соответствии с Законом
Российской Федерации "Об образовании", принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения.
Цель организации компенсирующих классов - создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, компенсация и коррекция имеющихся недостатков развития, укрепление физического, психологического и нравственного здоровья, ранняя профориентация и на этой основе - предупреждение школьной и социально-психологической дезадаптации указанной категории обучающихся.
1.2. В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости недостатков физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).
Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы компенсирующего обучения являются:
1.2.1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:
- астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка;
- церебрастенические состояния без нарушения интеллектуального развития;
- астено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы;
- астенические состояния на фоне не резко выраженных сенсорных дефектов.
1.2.2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения:
- ситуационные реакции с нарушением поведения;
- невротические и неврозоподобные состояния;
- психогенное патологическое формирование личности;
- синдром истинной невропатии;
- избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий;
- синдром гармонического психического (психофизического) инфантилизма;
- синдром раннего детского аутизма;
- психопатические синдромы;
- некоторые психические заболевания в стадии ремиссии;
- легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы, не требующие направления в специальную школу.
1.2.3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.
1.3. Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний:
- задержка психического развития церебрально-органического генеза;
- олигофрения;
- деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Дети, страдающие различными видами слабоумия, задержкой психического развития, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера.
1.4. Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья указанной категории обучающихся.
2. Открытие и функционирование компенсирующих классов
2.1. Компенсирующие классы могут быть организованы во всех общеобразовательных учреждениях района, располагающих необходимыми для работы кадрами, и открываются общеобразовательным учреждением по предложению совета этого учреждения (при наличии детей, обучающихся по специальной коррекционной программе VIII вида, необходимо наличие соответствующей лицензии).
2.2. В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия родителей (законных представителей) дети, не имеющие по результатам проводимой перед поступлением в общеобразовательное учреждение диспансеризации противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным программам, но обнаруживающие низкий уровень готовности к обучению или испытывающие затруднения в их освоении.
2.3. Классы компенсирующего обучения создаются на ступени начального и основного общего образования.
2.4. Сроки обучения для освоения программ по общеобразовательным предметам в классах компенсирующего обучения соответствуют срокам, предусмотренным для освоения программ начального и основного общего образования.
2.5. Отбор детей в компенсирующие классы на основе психолого-педагогического диагностирования осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом и оформляется его решением. Психолого-медико-педагогический консилиум создается в образовательном учреждении приказом директора. В состав психолого-медико-педагогического консилиума входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя компенсирующих классов, другие опытные педагоги, педиатр, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты. Специалисты, не являющиеся работниками данного учреждения, привлекаются для работы в психолого-медико-педагогическом консилиуме на договорной основе. Психолого-медико-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимся.
2.6. Основанием для зачисления в класс компенсирующего обучения является выписка из решения психолого-медико-педагогического консилиума.
2.7. Для работы класса (группы) компенсирующего обучения оборудуется помещение для занятий и отдыха. Распорядок дня обучающихся в классах компенсирующего обучения устанавливается с учетом их повышенной утомляемости.
2.8. Наполняемость класса компенсирующего обучения составляет 8 - 12 человек. Наполняемость классов компенсирующего обучения в малокомплектных сельских школах устанавливается с учетом условий их работы.
2.9. Для класса компенсирующего обучения обязательны проведение необходимых оздоровительных, психологических и лечебных мероприятий, динамический час.
2.10. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных предметов в классах компенсирующего обучения, по решению психолого-медико-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс, работающий по основным общеобразовательным программам.
2.11. При отсутствии положительной динамики развития в условиях компенсирующего обучения, обучающиеся в установленном порядке направляются на Центральную межведомственную постоянно действующую психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения.
2.12. Методическую помощь педагогам компенсирующих классов оказывают методисты районного методического кабинета, специалисты БелРИПКППС (в том числе при прохождении курсов повышения квалификации).
3. Организация образовательного
процесса в компенсирующих классах
3.1. Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся.
3.2. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа коррекционной работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеурочных занятий с обучающимися, и направлена на:
- целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях (осознания каждым ребенком своей социальной роли - роли ученика и возлагаемых этой ролью обязанностей и ответственности, умения строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации);
- формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих большинство детей "группы риска" на начальном этапе их обучения, интересами познавательными;
- развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц руки, пространственной ориентации, координации в системе глаз - рука;
- обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал;
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, преодоление характерной для большинства детей группы риска интеллектуальной пассивности, безынициативности);
- формирование до необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие учебных умений - общедеятельностных (умений выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, план деятельности на основе сознательной ориентировки в условиях; выбирать адекватные средства; удерживать учебную задачу на протяжении всего цикла деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку) и интеллектуально-перцептивных (умений вычислять и логически перерабатывать на основе анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления закономерных и причинно-следственных связей, учебную информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний).
3.3. Работу с обучающимися в компенсирующих классах проводит учитель, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог. В обязанности учителя-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с теми из них, которые имеют не резко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.
3.4. Педагог-психолог оказывает помощь на этапе углубленного обследования детей, отобранных в компенсирующие классы, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям.
Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с педагогом-психологом, в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.
3.5. Текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в педагогической карте обучающегося и классном журнале.
4. Кадровое, материально-техническое и финансовое
обеспечение компенсирующих классов
4.1. В компенсирующих классах работают учителя и воспитатели (при наличии групп продленного дня), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку для работы по соответствующим программам (курсы на базе БелРИПКППС).
4.2. Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с обучающимися в режиме продленного дня одновременно с воспитателями могут привлекаться учителя на условиях дополнительной оплаты. Целесообразность таких занятий, их формы и продолжительность определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом.
4.3. В необходимом случае для работы с обучающимися компенсирующих классов привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, на договорной основе.
4.4. Дополнительные расходы, связанные с открытием и содержанием компенсирующих классов, производятся в пределах фонда оплаты труда учреждения.
5. Функции руководителей общеобразовательных
учреждений и учителей компенсирующих классов
5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечивает создание необходимых условий для работы компенсирующих классов, осуществляет контроль за их работой, несет ответственность за комплектование.
5.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу психолого-медико-педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении направлений и планировании работы компенсирующих классов, анализирует результаты обучения.
5.3. Работающие в компенсирующих классах учителя проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с психологом заполняют на них педагогические карты.