Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Белгородская область


АДМИНИСТРАЦИЯ РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2012 г. № 148

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ,
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В соответствии со ст. 50 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнениями), в целях создания условий для воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в целях организации коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях района администрация Ракитянского района постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке открытия и функционирования в общеобразовательных учреждениях Ракитянского района классов компенсирующего обучения, специальных (коррекционных) классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (прилагается).

2. Опубликовать настоящее постановление в межрайонной газете "Наша жизнь" и на сайте местного самоуправления Ракитянского района.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района по социально-культурному развитию и социальной защиты населения Ю.Д.Костинова.

Глава администрации
Ракитянского района
В.ПЕРЦЕВ





Приложение

Утверждено
постановлением
администрации Ракитянского района
от 10.12.2012 № 148

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССОВ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1. Общие положения

1.1. Классы компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - классы компенсирующего обучения или компенсирующие классы) создаются в общеобразовательных учреждениях Ракитянского района в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения.
Цель организации компенсирующих классов - создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, компенсация и коррекция имеющихся недостатков развития, укрепление физического, психологического и нравственного здоровья, ранняя профориентация и на этой основе - предупреждение школьной и социально-психологической дезадаптации указанной категории обучающихся.
1.2. В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости недостатков физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).
Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы компенсирующего обучения являются:
1.2.1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:
- астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка;


- церебрастенические состояния без нарушения интеллектуального развития;
- астено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы;
- астенические состояния на фоне не резко выраженных сенсорных дефектов.
1.2.2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения:
- ситуационные реакции с нарушением поведения;
- невротические и неврозоподобные состояния;
- психогенное патологическое формирование личности;
- синдром истинной невропатии;
- избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий;
- синдром гармонического психического (психофизического) инфантилизма;
- синдром раннего детского аутизма;
- психопатические синдромы;
- некоторые психические заболевания в стадии ремиссии;
- легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы, не требующие направления в специальную школу.
1.2.3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.
1.3. Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний:
- задержка психического развития церебрально-органического генеза;
- олигофрения;
- деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Дети, страдающие различными видами слабоумия, задержкой психического развития, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера.
1.4. Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья указанной категории обучающихся.

2. Открытие и функционирование компенсирующих классов

2.1. Компенсирующие классы могут быть организованы во всех общеобразовательных учреждениях района, располагающих необходимыми для работы кадрами, и открываются общеобразовательным учреждением по предложению совета этого учреждения (при наличии детей, обучающихся по специальной коррекционной программе VIII вида, необходимо наличие соответствующей лицензии).
2.2. В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия родителей (законных представителей) дети, не имеющие по результатам проводимой перед поступлением в общеобразовательное учреждение диспансеризации противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным программам, но обнаруживающие низкий уровень готовности к обучению или испытывающие затруднения в их освоении.
2.3. Классы компенсирующего обучения создаются на ступени начального и основного общего образования.
2.4. Сроки обучения для освоения программ по общеобразовательным предметам в классах компенсирующего обучения соответствуют срокам, предусмотренным для освоения программ начального и основного общего образования.
2.5. Отбор детей в компенсирующие классы на основе психолого-педагогического диагностирования осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом и оформляется его решением. Психолого-медико-педагогический консилиум создается в образовательном учреждении приказом директора. В состав психолого-медико-педагогического консилиума входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя компенсирующих классов, другие опытные педагоги, педиатр, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты. Специалисты, не являющиеся работниками данного учреждения, привлекаются для работы в психолого-медико-педагогическом консилиуме на договорной основе. Психолого-медико-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимся.
2.6. Основанием для зачисления в класс компенсирующего обучения является выписка из решения психолого-медико-педагогического консилиума.
2.7. Для работы класса (группы) компенсирующего обучения оборудуется помещение для занятий и отдыха. Распорядок дня обучающихся в классах компенсирующего обучения устанавливается с учетом их повышенной утомляемости.
2.8. Наполняемость класса компенсирующего обучения составляет 8 - 12 человек. Наполняемость классов компенсирующего обучения в малокомплектных сельских школах устанавливается с учетом условий их работы.
2.9. Для класса компенсирующего обучения обязательны проведение необходимых оздоровительных, психологических и лечебных мероприятий, динамический час.
2.10. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных предметов в классах компенсирующего обучения, по решению психолого-медико-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс, работающий по основным общеобразовательным программам.
2.11. При отсутствии положительной динамики развития в условиях компенсирующего обучения, обучающиеся в установленном порядке направляются на Центральную межведомственную постоянно действующую психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения.
2.12. Методическую помощь педагогам компенсирующих классов оказывают методисты районного методического кабинета, специалисты БелРИПКППС (в том числе при прохождении курсов повышения квалификации).

3. Организация образовательного
процесса в компенсирующих классах

3.1. Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся.
3.2. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа коррекционной работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеурочных занятий с обучающимися, и направлена на:
- целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях (осознания каждым ребенком своей социальной роли - роли ученика и возлагаемых этой ролью обязанностей и ответственности, умения строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации);
- формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих большинство детей "группы риска" на начальном этапе их обучения, интересами познавательными;
- развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц руки, пространственной ориентации, координации в системе глаз - рука;
- обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал;
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, преодоление характерной для большинства детей группы риска интеллектуальной пассивности, безынициативности);
- формирование до необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие учебных умений - общедеятельностных (умений выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, план деятельности на основе сознательной ориентировки в условиях; выбирать адекватные средства; удерживать учебную задачу на протяжении всего цикла деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку) и интеллектуально-перцептивных (умений вычислять и логически перерабатывать на основе анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления закономерных и причинно-следственных связей, учебную информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний).
3.3. Работу с обучающимися в компенсирующих классах проводит учитель, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог. В обязанности учителя-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с теми из них, которые имеют не резко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.
3.4. Педагог-психолог оказывает помощь на этапе углубленного обследования детей, отобранных в компенсирующие классы, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям.
Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с педагогом-психологом, в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.
3.5. Текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в педагогической карте обучающегося и классном журнале.

4. Кадровое, материально-техническое и финансовое
обеспечение компенсирующих классов

4.1. В компенсирующих классах работают учителя и воспитатели (при наличии групп продленного дня), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку для работы по соответствующим программам (курсы на базе БелРИПКППС).
4.2. Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с обучающимися в режиме продленного дня одновременно с воспитателями могут привлекаться учителя на условиях дополнительной оплаты. Целесообразность таких занятий, их формы и продолжительность определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом.
4.3. В необходимом случае для работы с обучающимися компенсирующих классов привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, на договорной основе.
4.4. Дополнительные расходы, связанные с открытием и содержанием компенсирующих классов, производятся в пределах фонда оплаты труда учреждения.

5. Функции руководителей общеобразовательных
учреждений и учителей компенсирующих классов

5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечивает создание необходимых условий для работы компенсирующих классов, осуществляет контроль за их работой, несет ответственность за комплектование.
5.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу психолого-медико-педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении направлений и планировании работы компенсирующих классов, анализирует результаты обучения.
5.3. Работающие в компенсирующих классах учителя проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с психологом заполняют на них педагогические карты.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru