Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2012 г. по делу № 3-79/2012

Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Кубасова И.Г.
при секретаре Б.С.
с участием прокурора Елансковой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 августа 2012 года гражданское дело по заявлению К.В. о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Административного регламента Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и приравненным к ним гражданам, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, гражданам, находившимся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы, ветеранам труда Волгоградской области", утвержденного приказом Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской обл. от 21.01.2009 № 21 (ред. от 29.06.2012),

установил:

К.В. обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 2.4 Административного регламента Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и приравненным к ним гражданам, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, гражданам, находившимся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы, ветеранам труда Волгоградской области", утвержденного приказом Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской обл. от 21.01.2009 № 21 (ред. от 29.06.2012) (далее - Административный регламент) в части слов "пенсионное удостоверение" и "мужчины, достигшие возраста 60 лет".
В обоснование заявленных требований заявителем указано на то, что вышеприведенные положения Административного регламента, установили, что для реализации права на получение государственной услуги в виде получения соответствующих ежемесячных выплат необходимо предоставление, в том числе, пенсионного удостоверения. Кроме того, для лиц мужского пола - ветеранов труда и граждан, приравненных к ним в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" при предъявлении удостоверений "Ветеран труда" или "Ветеран военной службы" необходимо достижение возраста 60 лет.
Указанные нормы Административного регламента противоречат статьям 22 и 28 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которым единственным условием для получения мер социальной поддержки лиц, относящихся к категории ветеранов труда, является предъявление удостоверения "Ветерана труда" установленного образца.
Кроме того, по мнению заявителя, законодатель субъекта Российской Федерации при утверждении порядка осуществления и перечня мер социальной поддержки гражданам, имеющим удостоверение "Ветерана труда", не вправе устанавливать какие-либо дополнительные условия, в том числе, такие как достижение 60-летнего возраста для мужчин, предъявление дополнительных документов - пенсионного удостоверения.
Заявитель К.В. и его представитель В.Д. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представили суду письменные заявления с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель Министерства социальной защиты населения Администрации Волгоградской области В.Е., действующая на основании доверенности, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что в силу ст. 22 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Названные меры являются согласно п. 2 ст. 10 указанного закона расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В силу положений ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 02.08.2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки, в том числе ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже размеров по состоянию на 31 декабря 2004 года, а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляющейся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Установление в оспариваемом заявителем Административном регламенте обязанностей по предоставлению пенсионного удостоверения и необходимость достижения возраста 60 лет для мужчин имеет цель точного определения круга субъектов из числа лиц, имеющих звание "Ветеран труда", пользующихся правом на получение мер социальной поддержки, в полной мере отвечает требованиям федерального законодательства о сохранении условий предоставления мер социальной поддержки соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Так, в силу положений ст. 22 Федерального закона № 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции, действующей до передачи соответствующих полномочий субъектам Российской Федерации (до принятия Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), правом на получение соответствующих льгот обладали лица, имеющим звание "Ветеран труда" только после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 ст. 22).
Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 статьи 22, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставлялись при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" - то есть при достижении 60 лет для мужчин.
С учетом характера заявленных требований по делу, заключения прокурора и при отсутствии оснований для признания явки представителей заявителя и заинтересованных лиц обязательной по правилам части 4 статьи 246 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и его представителя.
Выслушав объяснения представителя министерства социального развития Волгоградской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Елансковой Л.Ф., полагавшей заявленные требования необоснованными, Волгоградский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации (пункты "б", "ж" части 1 статьи 72).
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" и постановления Администрации Волгоградской области от 25 июля 2011 г. № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг", Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области 21 января 2009 года издало приказ № 21, которым утвердило, в том числе, Административный регламент Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги "предоставление ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и приравненным к ним гражданам, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, гражданам, находившимся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы, ветеранам труда Волгоградской области".
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская правда", № 15, 28.01.2009 года.
В настоящее время Административный регламент действует в редакции приказа Министерства социальной защиты населения Волгоградской обл. от 29.06.2012 № 404.
В силу пункта 2.4 Административного регламента документами, необходимыми для предоставления государственной услуги ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и приравненным к ним гражданам, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, гражданам, находившимся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы, ветеранам труда Волгоградской области, являются:
паспорт или заменяющий его документ;
пенсионное удостоверение (кроме жертв политических репрессий и ветеранов труда Волгоградской области);
документы, подтверждающие права граждан на получение государственной услуги:
ветераны труда и граждане, приравненные к ним в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", - удостоверение "Ветеран труда" или удостоверение "Ветеран военной службы" (мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины - 55 лет).
Установление в оспариваемом в части пункте Административного регламента требований о предоставлении пенсионного удостоверения и необходимость достижения мужчинами, получившими удостоверение "Ветеран труда" требованиям федерального законодательства не противоречит.
Так, на федеральном уровне правоотношения, связанные с социальной поддержкой ветеранов труда, регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями).
Статьей 22 данного Федерального закона (действовавшей в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 года № 124-ФЗ до 1 января 2005 года) предусматривалось, что льготы лицам, имеющим звание "Ветеран труда", предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности. При этом пунктом 4 этой статьи было установлено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) в статью 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ) внесены изменения, согласно которым меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Действующие в настоящей редакции вышеуказанные федеральные законы не содержат предписаний о конкретных мерах социальной поддержки ветеранов труда, принимаемых субъектами Российской Федерации. Также они не определяют круг лиц, имеющих звание "Ветеран труда", которым данные меры социальной поддержки должны предоставляться, и условий предоставления мер социальной поддержки.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно пункту 2 статьи 3 названного Федерального закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В рамках реализации переданных субъектам Российской Федерации полномочий в Волгоградской области принят и действует Закон Волгоградской области от 03.03.2005 № 1016-ОД (ред. от 21.07.2011) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области".
Из системного анализа приведенных выше норм федерального законодательства следует, что Волгоградская область как один из субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать вопрос социальной поддержки ветеранов труда, в том числе определять круг лиц, которым надлежит предоставлять меры социальной поддержки, и определять условия их предоставления.
Абзацами 2 и 3 пункта 2 части 1 статьи 1 Закона области № 1016-ОД установлено, что право на социальную поддержку в соответствии с настоящим Законом имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Волгоградской области (кроме граждан, находящихся на полном государственном обеспечении), из числа лиц, получивших удостоверение ветерана, образец которого утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 г. № 423 "Об удостоверениях, на основании которых реализуются меры социальной поддержки ветеранов военной службы и ветеранов труда":
получающих трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
получающих пенсию по иным основаниям либо пожизненное содержание за работу или службу при присвоении им звания "Ветеран труда" до 10 августа 2001 года - независимо от возраста, после 10 августа 2001 года - по достижении ими возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин (если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное).
Кроме того, статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ в редакции от 8 августа 2001 года (действовавшей до 1 января 2005 года), также было предусмотрено, что лица, имеющие звание "Ветеран труда", получали право на льготы после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а в случае получения такими лицами пенсии по иным основаниям, либо получения пожизненного содержания за работу (службу), право на льготы предоставлялось при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах требование Административного регламента о предоставление лицом, претендующим на получение государственной услуги, пенсионного удостоверения необходимо для подтверждения факта установления (назначения) названному лицу пенсии и не противоречит федеральному законодательству.
Установление в Административном регламенте условия достижения лицами, имеющими звание "Ветеран труда", возраста 60 лет для мужчин также соответствует положениям статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ в редакции от 8 августа 2001 года (действовавшей до 1 января 2005 года), которым корреспондируют сходные по регулированию положения Закона Волгоградской области от 03.03.2005 № 1016-ОД (ред. от 21.07.2011) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области".
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых норм Закона области статье 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" являются несостоятельными в силу следующего. Согласно вышеуказанной статье Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, должны определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, принятие Административного регламента во исполнение Закона Волгоградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства.
Содержащееся в ст. 28 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" положение о том, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации, не свидетельствует о том, что для реализации названных мер законодатель субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать для этого дополнительные условия и требования по сравнению к условиям и требованиям действующего до 31 декабря 2004 года федерального законодательства.
В оспариваемом заявителем пункте Административного регламента дополнительных требований не установлено, поскольку федеральный законодатель среди условий реализации права на получение мер социальной поддержки лиц, имеющих звание "Ветеран труда", закреплял требования установления (назначения) пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". В случае получения такими лицами пенсии по иным основаниям, либо получения пожизненного содержания за работу (службу), обязательным условием являлось достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", то есть 60 лет для мужчин.
Принимая во внимание, что оспариваемые заявителем нормы Административного регламента федеральному законодательству не противоречат, в удовлетворении заявленных требований К.В. надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления К.В. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 2.4 Административного регламента Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и приравненным к ним гражданам, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, гражданам, находившимся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы, ветеранам труда Волгоградской области", утвержденного приказом Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской обл. от 21.01.2009 № 21 (ред. от 29.06.2012) в части слов "пенсионное удостоверение" и "мужчины, достигшие возраста 60 лет" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца через Волгоградский областной суд.

Судья
И.Г.КУБАСОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru