Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2012 г. № 124-П

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственная поддержка развития производства сельскохозяйственной продукции в агропромышленном комплексе Краснодарского края реализуется за счет средств федерального и краевого бюджетов. Финансовые меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса края осуществляются на основе использования программно-целевого метода. Темп роста объемов финансирования указанных мер за период с 2008 по 2012 год составляет 139,4 процента.
За вышеуказанный период государственная поддержка агропромышленного комплекса Краснодарского края в рамках целевых программ составила 28177,8 миллиона рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 18636,7 миллиона рублей (66,1 процента от общего объема финансирования за обозначенный период), за счет средств краевого бюджета - 9541,1 миллиона рублей (33,9 процента от общего объема финансирования за обозначенный период).
С 2010 года отмечается уменьшение объемов средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление финансовых мер поддержки развития сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае. Если в 2009 году на долю федерального бюджета приходились 75,9 процента, то в 2012 году, по оперативной информации, доля средств федерального бюджета составит не более 60,8 процента.
Проведенный анализ хозяйственной деятельности и экономико-финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и информации министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, показал следующее.
За период с 2008 по 2011 год выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг предприятий агропромышленного комплекса Краснодарского края (без учета субъектов малого предпринимательства) увеличилась на 42,3 процента (с 71,1 миллиарда рублей в 2008 году до 101,2 миллиарда рублей в 2011 году).
Основной объем реализации финансовых мер государственной поддержки развития агропромышленного комплекса в Краснодарском крае осуществляется в соответствии с государственной программой поддержки агропромышленного комплекса страны в рамках краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае" на 2008 - 2012 годы, на долю которой приходятся около 80 процентов выделенных лимитов бюджетных средств.
В настоящее время на мероприятия указанной целевой программы по повышению финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса края, основу которой составляет субсидирование процентных ставок по кредитам (краткосрочным и инвестиционным), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных учреждениях, приходятся 58 процентов всех бюджетных ассигнований программы. Действующая в настоящее время практика субсидирования кредитов больше поддерживает кредитные учреждения, чем сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В связи со сложностью условий предоставления кредитных ресурсов использовать их могут позволить себе в основном крупные и средние организации: сельскохозяйственные холдинги и перерабатывающие предприятия. На долю субъектов малого предпринимательства приходятся всего три - четыре процента государственной поддержки по субсидированию процентных ставок по кредитам. Большое количество крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, особенно начинающих деятельность, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере агропромышленного комплекса, не соответствует условиям, предъявляемым банками при выдаче кредитов.
Необходимо отметить, что в рамках указанной программы на мероприятия по социальному развитию села (предоставление жилья, газо-, водоснабжение) приходятся более 11 процентов, на развитие растениеводства и животноводства предусмотрены 18 процентов от общего объема финансирования. В настоящее время меры государственной поддержки, направляемые на повышение качества жизни сельского населения и предоставляемые непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям, составляют меньшую часть выделяемых средств, что не вполне обоснованно.
Анализ значений целевых индикаторов выполнения программных мероприятий по социальному развитию села за последние три года показал следующее.
Целевые показатели обеспечения жильем граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов на селе, газификации и водоснабжения сельских населенных пунктов, достигались ежегодно по всем направлениям. Тем не менее объем финансирования мероприятий по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов на селе остается недостаточным. Выделяемые на эти цели бюджетные средства позволяют в год улучшить жилищные условия только 300 семьям, что составляет 12 процентов от общего количества нуждающихся семей.
Уровень обеспеченности населения природным газом в сельских населенных пунктах составляет порядка 77 процентов, системами централизованного водоснабжения - 67 процентов. Большинство систем водоснабжения имеют высокий уровень износа сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 38 процентов от общей протяженности уличной водопроводной сети находятся в аварийном состоянии и нуждаются в замене.
Существующий объем финансирования (105 - 110 миллионов рублей на газификацию и 110 - 120 миллионов рублей на водоснабжение ежегодно) развития инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов не позволит в ближайшее время полностью обеспечить природным газом и питьевой водой население нашего края.
Объем средств, выделяемых на реализацию мер государственной поддержки развития отрасли растениеводства с 2008 по 2012 год, составил 6015,3 миллиона рублей (без учета бюджетных ассигнований на предоставление мер государственной поддержки развития малых форм хозяйствования), в том числе за счет федерального бюджета - 3872,9 миллиона рублей (64,4 процента от общего объема финансирования), за счет средств краевого бюджета - 2142,5 миллиона рублей (35,6 процента от общего объема финансирования). Более половины бюджетных ассигнований на развитие отрасли растениеводства в сумме 3573,6 миллиона рублей (59,4 процента от общего объема финансирования) направлены на мероприятия по поддержанию почвенного плодородия, основу которого (92,6 процента) составляют субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение минеральных удобрений и других средств химизации.
В отрасли растениеводства были выполнены целевые показатели, и увеличились валовые сборы зерновых и зернобобовых культур (за исключением показателей по производству семян подсолнечника и озимого ячменя). С 2008 по 2011 год в хозяйствах всех категорий более чем в полтора раза увеличилось производство сахарной свеклы (с 6121 тысячи тонн до 9283 тысяч тонн). В 2011 году был собран самый большой за последние 10 лет урожай овощей, плодов, ягод и винограда.
По результатам производственной деятельности прибыль сельскохозяйственных организаций в отрасли растениеводства за последние 3 года увеличилась на 66 процентов. Этому способствовала положительная динамика роста цен практически на все сельскохозяйственные культуры. Более всего в период 2009 - 2011 годов повысились отпускные цены у производителей семян подсолнечника (на 170,3 процента), кукурузы (на 62,9 процента), ячменя и овса (примерно на 150 процентов).
Значительный объем бюджетных средств (из федерального бюджета - 2585,1 миллиона рублей и из краевого бюджета - 720,6 миллиона рублей), выделенных за последние 5 лет для субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений и других средств химизации, стимулировал внесение минеральных удобрений на 1 гектар посевной площади с 71 килограмма в 2007 году до 109 килограммов в 2011 году. За указанный период увеличился процент удобренной площади сельскохозяйственных земель с 71 до 75 процентов.
На протяжении многих лет практически без изменения остается количество внесенных органических удобрений под сельскохозяйственные культуры, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища - около 4 миллионов тонн ежегодно, что соответствует объему - 1,8 тонны на 1 гектар. Для бездефицитного баланса гумуса в почве необходимо ежегодно при минимальной норме вносить 9-10 тонн на 1 гектар. В настоящее время процент удобренной органическими удобрениями посевной площади не превышает 3 процентов.
С 2008 по 2012 год на реализацию мер по закладке многолетних насаждений бюджетные ассигнования составили 1543,9 миллиона рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 948,3 миллиона рублей и за счет средств краевого бюджета - 595,6 миллиона рублей.
Несмотря на значительные средства, выделяемые на поддержку отрасли, сохраняется динамика снижения площадей, занятых садами и виноградниками. Если в 2008 году садовые насаждения размещались на площади 48,5 тысячи гектаров, то в 2011 году площади сократились до 44,8 тысячи гектаров. Виноградники размещались в 2008 году на площади 25,4 тысячи гектаров, а в 2011 году площади сократились до 23,4 тысячи гектаров. В целом сокращение площадей многолетних насаждений с 2000 года до настоящего времени составляет: садов - 24,9 тысячи гектаров (35,7 процента), виноградников - 10,9 тысячи гектаров (31,8 процента).
Действующие в настоящее время ставки субсидий на закладку многолетних насаждений позволяют компенсировать не более 10 процентов фактически понесенных затрат при закладке садов и виноградников в соответствии с современными технологиями и требованиями рынка. Данная мера не стимулирует сельскохозяйственных товаропроизводителей, в особенности субъекты малого предпринимательства, вкладывать средства в развитие виноградарства и садоводства.
Еще одной важной проблемой развития виноградарства и садоводства в Краснодарском крае является неудовлетворительное состояние собственной питомниководческой базы и, как результат, крайне низкий уровень обеспеченности привитыми саженцами. На развитие инфраструктуры питомниководства в крае за период с 2008 по 2012 год из краевого бюджета были выделены 30,3 миллиона рублей, что составляет 1,4 процента бюджетных ассигнований за последние 5 лет.
Уровень рентабельности производства сельскохозяйственной продукции в организациях отрасли растениеводства составляет в среднем по краю 25 процентов, в организациях отрасли животноводства - менее 10 процентов.
Меры государственной поддержки развития отрасли животноводства с 2008 по 2012 год составили 2551,1 миллиона рублей (без учета бюджетных ассигнований на предоставление мер государственной поддержки развития малых форм хозяйствования), в том числе за счет федерального бюджета - 1243,2 миллиона рублей (48,7 процента от общего объема финансирования), за счет средств краевого бюджета - 1307,9 миллиона рублей (51,3 процента от общего объема финансирования).
Основные объемы бюджетных ассигнований на развитие отрасли животноводства в сумме 1003,3 миллиона рублей (39,3 процента от общего объема финансирования) направлены на выплату субсидий по поддержке племенного животноводства и в сумме 815,7 миллиона рублей (32 процента от общего объема финансирования) направлены на проведение противоэпизоотических мероприятий, на профилактику и ликвидацию лейкоза крупного рогатого скота и предупреждение риска заноса, распространения и ликвидации очагов африканской чумы свиней в крае.
За период с 2008 по 2011 год в отрасли животноводства наметились негативные тенденции к снижению поголовья скота и производства продукции животноводства. Так, за отчетный период поголовье крупного рогатого скота снизилось на 8 процентов (в том числе коров - на 6 процентов), свиней - на 24 процента. Практически без изменения осталось поголовье лошадей. Несколько увеличилось (на 4 процента) поголовье овец и коз (с 148 тысяч голов в 2008 году до 154 тысяч голов в 2011 году). На 20 процентов увеличилось поголовье сельскохозяйственной птицы (с 20 миллионов голов в 2008 году до 24 миллионов голов в 2011 году).
Необходимо отметить, что снижение поголовья крупного рогатого скота произошло в крупных и средних сельскохозяйственных организациях. В то же время в крестьянских (фермерских) хозяйствах за отчетных период поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 27 процентов, в том числе коров на 37 процентов.
В целом за указанный период произошло снижение прибыли организаций животноводческой отрасли на 28 процентов. Положительная динамика роста отпускных цен за последние 3 года отмечена только у организаций, занимающихся овцеводством (127,8 процента) и реализацией крупного рогатого скота (120,5 процента). Отпускные цены с 2009 по 2011 год на свиней практически не изменились и оставались на уровне 68 рублей за 1 килограмм живого веса.
Необходимо отметить, что за 3 года произошло увеличение отпускных цен на молоко сырое (с 9,6 рубля до 15,3 рубля за 1 килограмм). Рост с 2009 по 2011 год составил 158,9 процента.
Рост отпускных цен на сырье повлиял на рост потребительских цен на продукты питания. В частности, цена на хлеб и хлебобулочные изделия из муки высшего сорта за обозначенный период увеличилась на 130,1 процента, на молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5 процента жирности - на 137,5 процента, на масло сливочное - на 123,4 процента, на говядину (кроме бескостного мяса) - на 125,5 процента.
Органами государственной власти Краснодарского края уделяется много внимания вопросам государственной поддержки развития малых форм хозяйствования на селе. Оказание с 2005 года финансовых и организационных мер государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств позволило укрепить материальную базу и развить производство сельскохозяйственной продукции почти 900 тысячам семей, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства. На выплату субсидий за произведенную и реализованную продукцию, на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и птицы, на развитие производства в личных подсобных хозяйствах из краевого бюджета с 2005 по 2012 год были выделены 3174,2 миллиона рублей. Помимо этого, в целях развития молочного животноводства из краевого бюджета с 2008 по 2012 год были выделены 100,1 миллиона рублей на создание в сельских поселениях 10,2 тысячи гектар культурных пастбищ.
В основе мер государственной поддержки были субсидии, предоставленные непосредственно производителям сельскохозяйственной продукции. Целевое назначение (на килограмм произведенной продукции, единицу скота, квадратный метр теплицы) предоставленных субсидий стимулировало ежегодный рост поголовья сельскохозяйственных животных и увеличение производства продукции в личных подсобных хозяйствах.
На начало 2010 года 200 тысяч владельцев личных подсобных хозяйств занимались мелкотоварным и товарным производством. С 2009 года по настоящее время порядка 4000 владельцев личных подсобных хозяйств, занимающихся товарным производством, зарегистрировались как индивидуальные предприниматели для осуществления хозяйственной деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств.
На развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края из краевого бюджета с 2010 по 2012 год выделены 1547,4 миллиона рублей.
На начало текущего года удельный вес поголовья скота, находящегося в малых формах хозяйствования, по отношению к общему количеству скота в Краснодарском крае составляет: крупного рогатого скота - 31,8 процента, коров - 36,8 процента, свиней - 26,2 процента, овец и коз - 90,5 процента. Производство сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования от общего объема, производимого в Краснодарском крае, составляет: молока - 38,2 процента, мяса - 47,5 процента, яиц - 43,6 процента, овощей - 67,9 процента, картофеля - 88,6 процента, плодов и ягод - 28,1 процента.
Ключевым вопросом в развитии животноводства в малых формах хозяйствования является наличие кормовой базы и доступности приобретения кормов для сельскохозяйственных животных.
В настоящее время задача по наличию стационарных пунктов для реализации комбикормов, сена, соломы в каждом сельском населенном пункте не выполнена. Уполномоченному органу исполнительной власти Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов края необходимо уделять больше внимания решению этого вопроса.
На дальнейшее развитие малых форм хозяйствования на селе влияет наличие эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции собственного производства. В 2008 году было запланировано создание до конца 2012 года 42 заготовительных оптовых предприятий и оптовых сельскохозяйственных рынков с объемом финансирования 71,2 миллиона рублей за счет средств краевого бюджета. На конец отчетного периода в рамках программных мероприятий не было создано ни одного оптового заготовительного предприятия или рынка.
Одним из приоритетных направлений развития малого бизнеса в сфере сельскохозяйственного производства является развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации. С начала реализации мер государственной поддержки развития сельскохозяйственной потребительной кооперации (с 2007 года) в крае были созданы 171 кооператив различной специализации, в том числе 58 кредитных, 94 снабженческо-сбытовых, 19 перерабатывающих кооперативов.
В настоящее время сельскохозяйственные потребительские кооперативы насчитывают более 4,5 тысячи пайщиков. Для поддержки системы сельскохозяйственной потребительской кооперации администрацией Краснодарского края и Законодательным Собранием Краснодарского края создан краевой фонд развития потребительской кооперации, в котором на конец 2012 года сосредоточены 199 миллионов рублей.
Однако действующие меры государственной поддержки уже не стимулируют сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в малых формах хозяйствования, на участие в кооперативном движении. Необходим поиск новых форм и методов поддержки развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и популяризации преимуществ, которые дает система потребительской кооперации для развития субъектов малого предпринимательства на селе.
Главная задача государства состоит в поддержании конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятий российского агропромышленного комплекса и субъектов малого предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства.
Необходимо ускоренное переоснащение и модернизация отдельных отраслей агропромышленного комплекса на основе перевода их на высокотехнологичное оборудование и современные технологии, использования высококачественного племенного и генетического материала, создания благоприятного инвестиционного климата для реализации эффективных и современных аграрных комплексов в целях производства конкурентоспособной продукции. Требуется решить вопросы повышения доступности кредитов и предоставления прямых субсидий на основе результативности и доходности производственной деятельности (на голову скота, гектар пашни, тонну произведенной или реализованной продукции).
Проведенный анализ эффективности мер государственной поддержки свидетельствует о необходимости внесения корректировок по основным направлениям финансовой поддержки дальнейшего развития производства сельскохозяйственной продукции в агропромышленном комплексе Краснодарского края.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Признать недостаточно эффективными меры государственной поддержки, направленные на развитие животноводства и производство животноводческой продукции, на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей на внесение органических удобрений, на закладку многолетних насаждений в Краснодарском крае.
2. Рекомендовать министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края:
1) провести комплексный анализ экономической эффективности предоставления мер государственной поддержки агропромышленному комплексу Краснодарского края;
2) разработать предложения по внесению изменений в нормативные акты, определяющие порядки предоставления субсидий, стимулирующих производство сельскохозяйственной продукции и получаемых непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями;
3) обратить внимание на необходимость своевременной разработки и утверждения нормативных актов, регламентирующих порядки предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям;
4) отразить в порядках предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимость контроля и ответственности органов местного самоуправления;
5) совместно с кредитными учреждениями, осуществляющими кредитование агропромышленного комплекса края, разработать условия предоставления кредитных ресурсов, повышающих доступность и привлекательность кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в особенности в отношении субъектов малого предпринимательства, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере сельскохозяйственного производства;
6) активизировать работу по участию Краснодарского края в реализации федеральной поддержки регионально значимых целевых программ развития сельского хозяйства;
7) совместно с министерством финансов Краснодарского края принять меры для увеличения объемов финансирования мероприятий по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов на селе, по развитию газификации и водоснабжения сельских населенных пунктов;
8) разработать предложения по предоставлению мер государственной поддержки субъектам агропромышленного комплекса, направленных на стимулирование развития животноводства и производства животноводческой продукции;
9) совместно с администрациями муниципальных образований разработать перечень мероприятий по повышению доступности приобретения кормов для сельскохозяйственных животных, содержащихся в малых формах хозяйствования;
10) возобновить финансирование проведения работ по внесению органических удобрений и рассмотреть возможность увеличения ставки компенсационных выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям;
11) совместно с некоммерческой организацией "Агропромышленный союз Кубани" разработать новые стимулирующие формы государственной поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации;
12) разработать предложения, направленные на увеличение размера ставок субсидирования субъектов агропромышленного комплекса края на развитие садоводства и виноградарства и увеличение финансирования развития инфраструктуры питомниководства в виноградарстве и садоводстве.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка.

Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru