Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2012 г. по делу № 3-59/2012

Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи
областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Даниловской Юлии Юрьевны об оспаривании в части Положения "О семейном образовании", утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 01.03.2005 г. № 40 "Об утверждении Положения о семейном образовании" (в редакции Постановления Администрации Ярославской области от 27.07.2006 г. № 200),

установил:

1 марта 2005 года Администрацией Ярославской области принято постановление за № 40 "Об утверждении Положения о семейном образовании" (далее - Положение).
Постановлением Администрации Ярославской области от 27.07.2006 г. № 200 в него внесен ряд изменений.
Даниловская Ю.Ю. обратилась в областной суд с заявлением о признании постановления Администрации Ярославской области от 01.03.2005 г. № 40 противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Своим заявлением от 17.12.2012 года Даниловская Ю.Ю. изменила и уточнила основания и объем заявленных требований. Просила признать недействующими пункты 1.1, 1.4 в части слов "Общеобразовательное учреждение осуществляет текущий контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися в форме семейного образования", 1.5, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 в части слов "в соответствии с договором", 2.8, 2.9, 3.1 в части слов "и в договоре между общеобразовательным учреждением и родителями (иными законными представителями)", 3.2, 4.1 в части слов "на основании заключенного с общеобразовательным учреждением договора" Положения, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 01.03.2005 г. № 40 (в редакции Постановления Администрации Ярославской области от 27.07.2006 г. № 200).
В обоснование своих требований указала на то, что принятое органом государственной власти Ярославской области Положение, регулируя общественные отношения по организации освоения общеобразовательных программ в сфере семейного образования, противоречит Закону Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (далее - Закон РФ "Об образовании"), статье 421 Гражданского кодекса РФ, а также принципу правовой определенности.
Утверждала, что противоречие оспариваемого в части нормативного правового акта федеральному законодательству привело к нарушению ее права и прав ее несовершеннолетних детей на выбор формы и организацию получения среднего (полного) общего образования в форме семейного образования.
В судебном заседании представитель Даниловской Ю.Ю. по доверенности Шайденко М.А. заявление поддержал в полном объеме.
Заявитель Даниловская Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом судебной повесткой.
Представитель Правительства Ярославской области по доверенности Иванова Т.В. с заявлением не согласилась, ссылаясь на то, что постановление соответствует положениям Закона Российской Федерации "Об образовании" и принято в рамках полномочий органов власти субъекта Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований в части, суд находит заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно пункту "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной "власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Аналогичного содержания норма содержится и в Законе Российской Федерации "Об образовании" (подпункт 6.1 пункта 1 статьи 29).
Организация же предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, городского округа в силу пунктов 11 части 1 статьи 15 и пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ отнесены к вопросам местного значения соответственно муниципального района и городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования также приведены в ст. 31 Закона Российской Федерации "Об образовании". К этим полномочиям в числе других относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 31).
Согласно текстам оспариваемых заявителем пунктов 1.4 в части слов "Общеобразовательное учреждение осуществляет текущий контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися в форме семейного образования", 1.5, 2.2, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 в части слов "в соответствии с договором", 2.8, 3.1 в части слов "и в договоре между общеобразовательным учреждением и родителями (иными законными представителями)" и пункта 3.2 Положения, предметом их правового регулирования является организация семейного образования как формы освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье (пункт 1.3 Положения). Положение определяет порядок организации семейного образования в общеобразовательных учреждениях Ярославской области (пункт 1.5 Положения).
Принимая во внимание вышеизложенное, законодатель Ярославской области, осуществив собственное правовое регулирование порядка организации семейного образования как формы освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, вторгся в компетенцию органов местного самоуправления, имеющих право самостоятельно регулировать организацию предоставления начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, превысив тем самым свои полномочия, определенные указанными выше федеральными законами.
Таким образом, судом установлено, что Положение в оспариваемой части принято по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, в силу чего названное выше Положение в указанной выше части должно быть признано недействующим.
При определении момента, с какого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд принимает во внимание то, что Положение, утвержденное постановлением Администрации Ярославской области от 01.03.2005 г. № 40 "Об утверждении Положения о семейном образовании" (в редакции Постановления Администрации Ярославской области от 27.07.2006 г. № 200), до вынесения решения суда применялось, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу (абз. 3, 4 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 53.1 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" (в редакции Закона ЯО от 09.07.2009 года № 45-з) решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Вместе с тем заявление в части оспаривания пунктов 1.1, 2.1, 2.9, 4.1 в части слов "на основании заключенного с общеобразовательным учреждением договора" Положения не подлежит удовлетворению.
Так, пункт 1.1 Положения о семейном образовании соответствует пункту 2 ст. 50 Закона Российской Федерации "Об образовании", а также ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ, следовательно, не противоречит нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу.
Также пункт 2.1 Положения содержит декларативную норму и повторяет положения пункта 4 статьи 52 Закона Российской Федерации "Об образовании" и тем самым не противоречит Закону.
Согласно оспариваемому пункту 2.9 Положения, родители (и иные законные представители) несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Исходя из приведенного текста пункта 2.9 Положения, в нем не содержится норм организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
Между тем, частью 1 статьи 63 Семейного кодекса РФ установлено, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В соответствии с частью 2 указанной статьи родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Как следует из п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации "Об образовании", с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
В силу пункта 8 ст. 7 Закона Российской Федерации "Об образовании", федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Таким образом, пункт 2.9 Положения полностью согласуется и соответствует приведенным нормам федеральных законов и не противоречит им.
Как следует из наименования раздела 4 Положения и содержания оспариваемого в части пункта 4.1 Положения, предметом его правового регулирования является финансирование семейного образования, а не его организация, что полностью соответствует разграничению полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, произведенному вышеуказанными нормами федерального закона и, в частности, статьями 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, нормативный правовой акт в указанных выше пунктах принят компетентным органом в пределах предоставленных правительству области полномочий и не находится в противоречии с вышестоящим законодательством и федеральными законами Российской Федерации.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ч. 1 ст. 253 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать пункты 1.4 в части слов "Общеобразовательное учреждение осуществляет текущий контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися в форме семейного образования", 1.5, 2.2, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 в части слов "в соответствии с договором", 2.8, 3.1 в части слов "и в договоре между общеобразовательным учреждением и родителями (иными законными представителями)", 3.2 Положения "О семейном образовании", утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 01.03.2005 г. № 40 "Об утверждении Положения о семейном образовании" (в редакции Постановления Администрации Ярославской области от 27.07.2006 г. № 200) недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части в удовлетворении заявления Даниловской Юлии Юрьевны отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий
К.Н.ИГНАТОВ

Решение вступило в законную силу
29 января 2013 года.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru