Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2008 года

Алексеевский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Карпенко О.В.,
с участием заместителя прокурора Алексеевского района Волгоградской области Карпец Н.Н.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Алексеевского района о признании недействительным нормативно-правового акта в части,

установил:

Прокурор Алексеевского района Волгоградской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным нормативно-правового акта в части, указывая на то, что 07 мая 2007 года постановлением № 20/168 Алексеевской районной Думы утверждено Положение о статусе депутата Алексеевской районной Думы. Данное положение опубликовано в газете "Алексеевский вестник" от 30 мая 2007 года. В соответствии со ст. 18 Положения, депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. На территории Алексеевского муниципального района Волгоградской области он не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной и административной ответственности без согласия прокурора области.
Данная статья не соответствует положениям федерального законодательства, в частности УПК РФ и КоАП РФ, и в связи с этим прокурор просит признать статью 18 Положения о статусе депутата Алексеевской районной Думы недействующей с момента издания.
Представитель Алексеевской районной Думы Б. согласен с требованиями прокурора в части несоответствия федеральному законодательству ст. 18 Положения о статусе депутата Алексеевской районной Думы о возможности привлечения к административной ответственности депутата только с согласия прокурора Волгоградской области, в остальной части полагает положения статьи 18 отвечающими требованиям действующего законодательства. В частности п. 7 ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления на территории в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года, предусматривает, что депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. В связи с противоречием данных положений нормам УПК РФ, полагает необходимым применять именно указанный Федеральный закон, поскольку он специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
Суд, выслушав заместителя прокурора Алексеевского района Волгоградской области Карпец Н.Н., представителя Алексеевской районной Думы Б., и изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации уголовно-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации не содержит положений о неприкосновенности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления в РФ.
Согласно ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ, особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Однако депутаты выборных органов местного самоуправления к таким лицам не относятся.
Глава 52 УПК РФ предусматривает особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. В соответствии со ст. 447 УПК РФ в перечень лиц, для которых установлен особый порядок совершения отдельных уголовно-процессуальных действий, включены, в том числе и депутаты, а также члены и выборные должностные лица органов местного самоуправления.
Единственная особенность при производстве по уголовным делам в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления указана в ст. 448 УПК РФ, и заключается в том, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении таких лиц, либо о привлечении их в качестве обвиняемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Статьи 449 и 450 УПК РФ определяют особенности задержания, избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий в отношении отдельных категорий лиц, но депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления в данных статьях не указаны, в связи, с чем в их отношении действует общий порядок.
Согласно ст. 4 ФЗ от 18 декабря 2001 года "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", действующие на территории РФ федеральные законы и иные нормативные акты, связанные с УПК, подлежат приведению в соответствие с УПК РФ и до этого применяются в части, не противоречащей ему.
В связи с этим доводы представителя Алексеевской районной Думы о необходимости применения в данном случае п. 7 ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления на территории в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года, как специального нормативного акта, являются несостоятельными, поскольку положения данной статьи, регламентирующие проведение уголовно-процессуальных действий в отношении отдельной категории лиц, не были приведены в соответствие с УПК РФ согласно ст. 4 ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", и, следовательно, не могут применяться.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о противоречии ст. 18 Положения о статусе депутата Алексеевской районной Думы федеральному законодательству, и полагает необходимым признать данную статью недействующей с момента издания.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 206, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить заявление прокурора Алексеевского района Волгоградской области.
Статью 18 Положения о статусе депутата Алексеевской районной Думы, утвержденного постановлением Алексеевской районной Думы от 07 мая 2007 года № 20/168 - признать недействующей с момента издания.
Обязать Алексеевскую районную Думу внести соответствующие изменения в постановление Алексеевской районной Думы от 07 мая 2007 года № 20/168 и в недельный срок опубликовать Положение в новой редакции в официальном источнике.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд, через Алексеевский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме.
Решение изготовлено машинописным текстом в совещательной комнате.

Судья
О.В.КАРПЕНКО





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru