Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2012 г. по делу № А17-121/2012

г. Иваново

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2012 года. Полный текст решения изготовлен 17 мая 2012 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе председательствующего Герасимова В.Д., судей Рябцевой Н.А. и Чеботаревой И.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению ООО "Энергетические сети - Меланж" (ОГРН 1083702014703, ИНН 370201001) к Главе г. Иваново и Администрации г. Иваново о признании недействующим постановления Главы г. Иваново № 457 от 24.05.2000 г. "О приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" (в редакции постановления Главы г. Иваново от 19.05.2009 г. № 1150) в части Приложения 1 "Временные допустимые концентрации загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" к Приложению № 1 "Условия приема сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города",
при участии:
от ООО "Энергетические сети - Меланж" - П., (доверенность от 10.01.2011 г.),
от Администрации г. Иванова - В., (доверенность от 18.04.2011 г.),
от УМП "Водоканал" - К., (доверенность от 05.07.2011 г.),

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Администрации г. Иваново о признании недействующим постановления Главы г. Иваново № 457 от 24.05.2000 г. "О приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" (в редакции постановления Главы г. Иваново от 19.05.2009 г. № 1150) в части Приложения 1 "Временные допустимые концентрации загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" к Приложению № 1 "Условия приема сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" обратилось ООО "Энергетические сети - Меланж".
Необходимость удовлетворения заявленных требований ООО "Энергетические сети - Меланж" обосновывает следующими доводами.
Постановлением Главы г. Иваново № 457 от 24.05.2000 г. "О приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" (в редакции постановления Главы г. Иваново от 19.05.2009 г. № 1150) было утверждено и введено в действие Приложение № 1 "Условия приема сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" (далее Условие). К данному Приложению имеется Приложение № 1 "Временные допустимые концентрации загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города".
По мнению заявителя постановление Главы г. Иваново № 457 от 24.05.2000 г. в части Приложения 1 "Временные допустимые концентрации загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" к Приложению № 1 "Условия приема сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" противоречит постановлению Администрации Ивановской области от 04.06.2002 г. № 55-па "Об утверждении порядка платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ивановской области" (далее Порядок) и нарушает законные права и интересы заявителя.
ООО "Энергетические сети - Меланж" считает, что в нарушение требований и норм Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310, пунктов и 2.1, 2.3, 2.4 Порядка, в оспариваемом акте установлен иной порядок расчета допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации по сравнению с Методикой по установлению нормативов водоотведения по качеству сточных вод абонентов, указанной в Приложение № 2 к постановлению Администрации Ивановской области от 04.06.2002 г. № 55-па (далее Методика).
Вышеназванная Методика по установлению нормативов водоотведения по качеству сточных вод абонентов при расчете и утверждении допустимых концентраций загрязняющих веществ (Приложение 1 к Приложению 1 оспариваемого постановления Главы города Иванова № 457) не применялась. С утверждением данной Методики Администрация г. Иванова была обязана внести изменения в оспариваемый нормативный акт.
ООО "Энергетические сети - Меланж" также считает, что при установлении допустимых концентраций загрязняющих веществ, указанные в пункте 1.4 Условий акты, в силу действия пункта 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 не могут применяться так как они либо не были в установленном порядке зарегистрированы и опубликованы, либо на момент утверждения Условий были признаны утратившими силу.
В перечне загрязняющих веществ (Приложение № 1 к Приложению № 1) имеет место неопределенность правовой нормы в понятии "взвешенные вещества". Неопределенность правовой нормы согласно правовой позиции, изложенной в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 (в ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части" является самостоятельным основанием для признания ее недействующей.
В разделе 1 Основные положения "Условий приема сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города", где содержатся определения, понятия, используемые в постановлении, отсутствует такое понятие как "взвешенные вещества" и его определение.
Оспариваемый нормативный акт нарушает законные права и интересы заявителя.
Данное обстоятельство по мнению заявителя подтверждается наличием в Арбитражном суде Ивановской области дела, возбужденного по иску ОАО "Водоканал" о взыскании с ООО "Энергетические сети - Меланж" 1 995 435,13 руб., платы за сброс сточных вод в коммунальную канализацию с превышением нормативов. Расчет размера платы, произведен в соответствии с Приложением № 1 "Временные допустимые концентрации загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города".
Кроме того установленные Администрацией нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ являются императивным условием договора на водоснабжения и оказания услуг по водоотведению и очистки сточных вод.
Администрация г. Иванова считает оспариваемый акт правомерным, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.
Вышеуказанный нормативный акт принят органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предоставленными ему статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 61 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", статьями 13 и 49 Устава города Иванова.
Пункт 2.4 Порядка, утвержденного постановлением Администрации Ивановской области от 04.06.2002 № 55-па, на несоответствие которому указывает заявитель, был введен в действия после принятия оспариваемого акта, соответственно его положения не могли применяться при утверждении "Временных допустимых концентрации загрязняющих веществ.
Утверждение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах - компетенция органа местного самоуправления и постановление Правительства Ивановской области не устанавливает для органов местного самоуправления обязанности приведения уже утвержденных допустимых концентраций загрязняющих веществ в соответствии с установленной методикой.
Термин "взвешенное вещество" не является правовой нормой и следовательно не порождает неопределенности его юридического понимания.
Отмена допустимых концентраций в силу действия пункта 3.9 постановления Главы города Иванова от 24.05.2000 № 457 "О приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" повлечет невозможность сброса сточных вод для абонентов до утверждения новых концентраций.
Для участия в дело в качестве заинтересованного лица привлечено ОАО "Водоканал", которое считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с положениями пункта 1 постановления Администрации Ивановской области № 55-па от 04.07.2002 г. (с изменениями и дополнениями) применение Методики носит рекомендательный характер и не является обязательной. Данное обстоятельство свидетельствует о возможности применения и иных методик по установлению нормативов водоотведения.
Рекомендуемая к применению Методика содержит неточности и ошибки о чем ОАО "Водоканал" ставило в известность Администрацию Ивановской области. По мнению ОАО "Водоканал" в силу названных обстоятельств данная Методика не подлежит применению.
Кроме того ОАО "Водоканал" и ООО "Энергетические сети - Меланж" согласовали нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ при приеме сточных вод в договоре № 34-Л от 01.06.2009 г., что не противоречит действующему законодательству и не исключает их применение.
Главой г. Иванова заявлено ходатайство об исключении его из числа ответчиков в связи с тем, что в соответствии с пунктом 5 статьи 8, статьей 44 Устава города Иванова в новой редакции полномочия по изданию постановлений Администрации города Иванова по вопросам местного значения переданы Главе Администрации г. Иванова.
В связи с тем, что заявителем не дано согласия на исключение Главы г. Иванова из числа ответчиков по делу в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса РФ в удовлетворении ходатайства отказано.
Рассмотрение заявления ООО "Энергетические сети - Меланж" откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Заявление ООО "Энергетические сети - Меланж" рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле арбитражный суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 24.05.2000 г. Главой г. Иваново было принято постановление № 457 "О приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" (в редакции постановления Главы г. Иваново от 19.05.2009 г. № 1150). Указанным постановлением были утверждены и введены в действие "Условия приема сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" (Приложение № 1).
К данному Приложению имеется Приложение № 1 определяющее "Временные допустимые концентрации загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города".
По мнению ООО "Энергетические сети - Меланж" постановление Главы г. Иваново № 457 от 24.05.2000 г. "О приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" (в редакции постановления Главы г. Иваново от 19.05.2009 г. № 1150) в части Приложения 1 "Временные допустимые концентрации загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" к Приложению № 1 "Условия приема сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" противоречит нормам постановления Администрации Ивановской области от 04.06.2002 г. № 55-па "Об утверждении порядка платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ивановской области", нарушает законные права и интересы заявителя.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Энергетические сети - Меланж" в Арбитражным судом Ивановской области с заявлением о признании недействующим Постановления Главы г. Иваново № 457 от 24.05.2000 г. "О приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" (в редакции Постановления Главы г. Иваново от 19.05.2009 г. № 1150) в части Приложения 1 "Временные допустимые концентрации загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" к Приложению № 1 "Условия приема сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города".


В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ содержания постановления Главы г. Иваново № 457 от 24.05.2000 г. позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемый акт носит нормативный характер.
Понятие нормативного акта дано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" под каковым понимается изданный в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановление Администрации Главы г. Иваново № 457 от 24.05.2000 г. соответствуют критериям нормативного акта, установленного пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48.
Данный акт рассчитан на неоднократное применение и влияет на размер платы при приеме сточных вод в отношении неопределенной группы лиц.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных актов если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В рассматриваемом случае оспариваемый акт носит экономический характер. Возможность оспаривания нормативного акта принятого органом местного самоуправления путем подачи заявления в арбитражный суд предоставлена заинтересованному лицу статьями 48 и 78 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Статья 16 Федерального закона от 16.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного самоуправления организацию водоотведения в границах городского округа. Нормативы водоотведения (сброса) согласно пункта 61 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" устанавливаются органами местного самоуправления.
Полномочия по принятию акта регулирующего порядок водоотведения предоставлены Главе г. Иванова статьями 13 и 49 Устава города Иванова.
Следовательно оспариваемый акт принят в пределах полномочий предоставленных Главе г. Иванова действующим законодательством.
Данный нормативный акт был опубликован в официальном издании "Рабочий край", № 101(22826), 03.06.2000.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Относительно взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310.
Согласно пункта 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти также предусматривают меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В силу вышеизложенного нормативные акты издаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются общеобязательными для исполнения.
Администрацией Ивановской области 04.07.2002 г. было принято постановление № 55-па "Об утверждении порядка платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ивановской области". В названный акт постановлением от 09.02.2011 № 20-п были внесены изменения в том числе утверждена Методика по установлению нормативов водоотведения по качеству сточных вод абонентов (Приложение 2). Указанная Методика рекомендована к применению органами местного самоуправления и организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
Постановление Администрацией Ивановской области 04.07.2002 г. № 55-па в редакции от 09.02.2011 вступило в силу после его официального опубликования и его действия распространялись на правоотношения, возникшие с 15.12.2010 г.
По заявлению ООО "Энергетические сети - Меланж" с момента утверждения постановлением Правительства Ивановской области от 09.02.2011 № 20-п Методики Приложение № 1 "Временные допустимые концентрации загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города утвержденное постановлением Главы г. Иванова от 24.05.2000 г. № 457 стало противоречить нормативному акту имеющему большую юридическую силу.
Данное заявление основано на положениях пункта 2.4 Порядка, согласно которых допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации должны быть рассчитаны и утверждены по Методике по установлению нормативов водоотведения по качеству сточных вод абонентов (Приложение № 2 к постановлению от 04.06.2002 № 55-па).
В то же время в соответствии с пунктом 1 постановления Администрации Ивановской области от 04.06.2002 № 55-па (в редакции постановления от 09.02.2011 № 20-п) Методика рекомендована к применению органам местного самоуправления и организациям водопроводно-канализационного хозяйства. Формулировка пункта 1 постановления Администрации Ивановской области от 04.06.2002 № 55-па (в редакции постановления от 09.02.2011 № 20-п) не свидетельствует о том, что Методика является обязательной к применению органами местного самоуправления Кроме того вышеназванный нормативный акт не устанавливает временной отрезок в течение которого акты органов местного самоуправления, регулирующие порядок водоотведения, должны быть приведены в соответствие с указанной Методикой.
С учетом вышеизложенного заявление ООО "Энергетические сети - Меланж" о несоответствии Приложения 1 "Временные допустимые концентрации загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" к Приложению № 1 "Условия приема сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" Методике, утвержденной Постановлением № 55-па, не может рассматривать в качестве основания для удовлетворения заявленных требований.
ООО "Энергетические сети - Меланж" считает, что при установлении допустимых концентраций загрязняющих веществ, указанные в пункте 1.4 Условий акты, не могут применяться, так как они либо не были в установленном порядке зарегистрированы и опубликованы, либо на момент утверждения Условий были признаны утратившими силу.
Из содержания пункта 1.4 следует, что при разработке Условий использовались:
- СНиП 2.04.03.85. "Канализация, Наружные сети и сооружения";
- СанПиН № 46-30-88. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения;
- Правила охраны поверхностных вод, утвержденных Госкомприроды РФ № 04-19-16/805 от 03.04.91;
Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства ЖКХ РСФСР от 02.03.84 № 107 (в ред. Издания 5-е 1989 г.) (далее Материалы).
Использованные при разработки Условий Материалы были утверждены до введения в действие Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", следовательно в силу положений пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ ограничения в применении нормативных актов, установленные пунктом 10 Указа, на вышеназванные Материалы не распространяются.
Кроме того предметом настоящего судебного заседания является оспаривание положений, содержащихся в нормативном акте органа местного самоуправления. Использованные при разработке данного акта отдельные рекомендации Материалов составляют содержание текста Условий.
В своем заявлении ООО "Энергетические сети - Меланж" не указывает на несоответствии отдельных рекомендаций Материалов, используемых при разработке Условий, нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичный подход применим и к отдельным положениям, содержащимся в Обобщенном перечне предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ), вредных веществ в воде водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей, утвержденных приказом Комитета РФ по рыболовству № 100 от 28.06.95 и использованных при разработке Условий.
Суд считает обоснованным довод Администрации г. Иванова об отсутствии в рассматриваемых правоотношениях неопределенности правовой нормы в отношении понятия "взвешенное вещество". Термин "взвешенное вещество" не является правовой нормой и следовательно не порождает неопределенность его правового понимания. Понятие указанного словосочетания содержится в толковых словарях и должно применяться в соответствии с правилами русского языка.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по делу в виде государственной пошлины отнести на ООО "Энергетические сети - Меланж".
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 110, статьями 153 - 176, 194 - 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления ООО "Энергетические сети - Меланж" к Главе г. Иваново и Администрации г. Иваново о признании недействующим Постановления Главы г. Иваново № 457 от 24.05.2000 г. "О приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" (в редакции Постановления Главы г. Иваново от 19.05.2009 г. № 1150) в части Приложения 1 "Временные допустимые концентрации загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" к Приложению № 1 "Условия приема сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города" отказать.
2. Судебные расходы по делу отнести на ООО "Энергетические сети - Меланж".
3. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Председательствующий
В.Д.ГЕРАСИМОВ

Судьи
Н.А.РЯБЦЕВА
И.А.ЧЕБОТАРЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru