Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 августа 2012 г. по делу № 546-ФАС52-03/12

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнев Ю.Н.  - председатель    комиссии,    заместитель     руководителя
                  управления;

- Довгаль Р.Ю.  - член комиссии,  начальник  отдела  контроля  естественных
                  монополий;

- Горохова М.В. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля
                  естественных монополий;

- Пика Е.В.     - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля
                  естественных монополий, -

с участием:

С.Ю.В.          - представителя  ОАО  "О"   (доверенность   №   201/13   юр
                  от 30.12.2011);

М.Е.С.          - представителя МУП "Г" (доверенность от 27.07.2012);

Г.Н.Е.          - представителя МУП "Г" (доверенность от 27.07.2011), -

рассмотрев дело № 546-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "О" (<...>, Нижегородская область, г. Саров, <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило коллективное заявление Л.В.В., Г.А.Н. и К.Е.Н. (далее - Заявители) на действия Муниципального унитарного предприятия "Г" (далее - МУП "Г", управляющая организация), выразившиеся в нарушении порядка ценообразования на услуги по теплоснабжению многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
В ходе рассмотрения указанного заявления Управлением в действиях открытого акционерного общества "О" (далее - ОАО "О", Ответчик) - ресурсоснабжающей организации, осуществляющей поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в указанный жилой дом, обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем несоблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на тепловую энергию.
По результатам рассмотрения заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело № 546-ФАС52-03/12 в отношении ОАО "О" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (приказ Нижегородского УФАС России от 18.06.2012 № 181).
На заседание комиссии Заявители, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела № 546-ФАС52-03/12, не явились; явку представителей также не обеспечили.
Представители МУП "Г", привлеченного определением от 20.06.2012 № <...> в качестве заинтересованного лица, пояснили, что противоречащими действующему законодательству, по их мнению, являются действия ОАО "О" в части взимания дополнительной платы за циркуляцию тепловой энергии в системе горячего водоснабжения.
Представитель ОАО "О" факт нарушения антимонопольного законодательства не признала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях по делу (письмо от 16.07.2012 № <...>). Просила производство по делу № 546-ФАС52-03/12, возбужденному по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции".
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, письменном объяснении и устных выступлениях присутствующих на заседании комиссии представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующему.
I. Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Статья 4 Федерального закона от 14.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет передачу тепловой энергии как естественно-монопольный вид деятельности. Юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии (статья 3 Федерального закона "О естественных монополиях").
Решениями региональной службы по тарифам Нижегородской области на 2011 год для ОАО "О" установлены тарифы на горячую воду (решение от 30.11.2010 № 42/23) и на тепловую энергию, производство и передачу которой в соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 к решению от 30.11.2010 № 42/22 оплачивают потребители данного общества.
В данном случае рассматриваются услуги теплоснабжения (поставка и передача тепловой энергии для целей горячего водоснабжения и отопления), оказываемые ОАО "О" в том числе товариществу собственников жилья "ТСЖ-<...>".
На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "О" как субъект естественной монополии занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению (поставке и передаче тепловой энергии), географическими границами которого является территория, охваченная присоединенными тепловыми сетями данного общества.
Как следствие, действия ОАО "О" могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
II. Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.



водоснабжения - руб./куб. м).
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

    P    = S  x V  x T  , где:                  (3)
     o.i    i    t    T

    S  - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме;
     i
    V  -  среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за
     t
предыдущий год (Гкал/кв. м);
    T   -  тариф  на  тепловую  энергию,  установленный  в  соответствии  с
     T
законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В приведенных Правилах № 307 взимание с потребителей помимо платы за горячее водоснабжение и отопление дополнительной платы за отопление ванных комнат (циркуляцию) не предусмотрено.
Более того, как следует их формулы 3, плата за отопление зависит, в том числе от площади жилого помещения.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Таким образом, при расчете платы за отопление учитывается жилая площадь каждого помещения, в которую включена и площадь ванных комнат.
IV. Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг, связанных с горячим водоснабжением, также установлены главой VIII постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 48 Основ ценообразования тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. м холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
В пункте 29 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, приведена формула расчета количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год (Гкал/чел.), которая включает коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат (0,02 - при изолированном трубопроводе, 0,03 - при неизолированном трубопроводе).
Таким образом, при расчете тарифа на горячую воду уполномоченными органами (органами местного самоуправления) учитываются потери тепловой энергии в системе горячего водоснабжения, в том числе за счет которых осуществляется обогрев ванных комнат (циркуляция).
V. Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30.11.2010 № 42/23 на 2011 год установлен тариф на горячую воду, отпускаемую открытым акционерным обществом "О" населению, в размере 62,95 руб./куб. м.
Приведенными выше формулами Правил № 307 предусматривается измерение горячей воды в куб. м.
В ходе рассмотрения дела установлен факт применения в расчетах с ТСЖ-<...> иного порядка ценообразования на коммунальную услугу горячего водоснабжения, не предусмотренного Правилами № 307, что подтверждается имеющимися в материалах копиями актов приема-передачи тепловой энергии, а также платежных требований за период с сентября 2011 года по декабрь 2011 года. Согласно данным документам ежемесячная плата за горячее водоснабжение определялась ОАО "О", исходя из тарифов на тепловую энергию, установленных для ОАО "О" региональной службой по тарифам Нижегородской области (в руб./Гкал), и расчетных объемов теплопотребления (в гигакалориях).
Ответчик в обоснование законности своей позиции ссылается на абзац 4 пункта 7 приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", в соответствии с которым если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:
- тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Согласно письменным пояснениям ОАО "О" от 16.07.2012 № <...> система теплоснабжения в городе Саров является открытой.
Однако Решением Высшего арбитражного суда РФ от 29.06.2012 № ВАС-4747/12 абзац 4 пункта 7 указанного приказа признан не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, и недействующим.
Кроме того, ответчик ссылается на то, что предложение о расчете стоимости тепловой энергии исходя из тарифов (в Гкал), а также расчета потребленной тепловой энергии в Гкал поступило непосредственно от МУП "Г".
Проанализировав вышеуказанный довод, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что порядок ценообразования на тепловую энергии императивно определен ранее приведенным действующим законодательством и не может быть изменен соглашением сторон.
Учитывая совокупность вышеизложенных фактических обстоятельств и положений приведенных правовых норм, комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО "О", связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем выставления дополнительной платы за циркуляцию тепловой энергии в системе горячего водоснабжения (в период с 01.01.2011 по 31.08.2011), а также взимания платы за горячую воду по тарифам на тепловую энергию (в руб./Гкал) (в период с 01.09.2011 по 31.12.2012), свидетельствуют о нарушении Обществом установленного Правилами № 307 порядка ценообразования на тепловую энергию, как следствие, части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49, Федерального закона "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать открытое акционерное общество "О" (<...>, Нижегородская область, г. Саров, <...>) нарушившим части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части несоблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на тепловую энергию (горячее водоснабжение) путем расчета стоимости тепловой энергии исходя из тарифов на тепловую энергию, установленных для ОАО "О" региональной службой по тарифам Нижегородской области (в руб./Гкал), и расчетных объемов теплопотребления (в гигакалориях), а также выставления дополнительной платы за циркуляцию тепловой энергии в системе горячего водоснабжения.
2. Обсуждая вопрос о выдаче предписания, комиссия приходит к выводу об отсутствии возможности выдать предписание ОАО "О" ввиду того, что данная организация с 01.01.2012 года не оказывает услуг по теплоснабжению.

Председатель Комиссии
Ю.Н.Гребнев

Члены Комиссии
Р.Ю.Довгаль
М.В.ГОРОХОВА
Е.В.ПИКА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru