Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2012 г. № 5

О ВЫПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЙ СПК
ОТ 11.07.2011 № 5 "О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
И МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАБОЛЕВАНИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ ОСТРЫМИ
КИШЕЧНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ, ВИРУСНЫМ ГЕПАТИТОМ A), ОБУСЛОВЛЕННЫХ
ВОДНЫМ ФАКТОРОМ ПЕРЕДАЧИ" И ОТ 02.06.2010 № 4
"О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ"

По данным Всемирной организации здравоохранения 80 процентов заболеваний инфекционной и неинфекционной природы связаны с употреблением питьевой воды. Одним из приоритетных направлений в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой Правительство РФ рассматривает реализацию Федеральной целевой программы "Чистая вода 2011 - 2017 годы", утвержденную Постановлением Правительства РФ от 22.12.2010 № 1092. По данным "Российского водного общества" долгосрочные целевые программы по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой реализуются в 73 регионах, что составляет 88 процентов от всех субъектов Российской Федерации. Такие программы имеют практически все регионы Приволжского Федерального округа. В 2007 году в Нижегородской области была разработана ОЦП "Улучшение качества водоснабжения населения Нижегородской области на 2007 - 2010 годы". Однако в 2009 году ее реализация была прекращена в связи с отсутствием финансирования, несмотря на значительную степень готовности объектов (водопроводные сооружения села Большое Болдино, водопроводные сети и сооружения населенных пунктов Кстовского, Тоншаевского, Шахунского районов и высокую эпидемиологическую значимость объектов (водопроводные сооружения городов Павлово, Балахны, Чкаловска и другие). На 2010 год в ОЦП "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области" вошло крайне незначительное количество мероприятий по улучшению технического состояния водопроводных сетей и сооружений. Кроме того, мероприятия, заложенные в указанную программу, практически были направлены только на улучшение технического состояния водопроводных сетей и сооружений и не включали в себя следующие вопросы:
- улучшение неудовлетворительного природного качества питьевой воды, подаваемой населению;
- разработку проектов и организацию зон санитарной охраны источников водоснабжения;
- улучшение санитарно-технического состояния внутридомовых и внутри объектовых сетей, неудовлетворительное состояние которых является основной причиной вторичного загрязнения питьевой воды;
- проведение планово-профилактических работ по чистке и дезинфекции водопроводных сетей и сооружений;
- улучшение содержания нецентрализованных источников водоснабжения с учетом имеющегося значительного количества бесхозных источников по причине нежелания сельских администрации брать их на баланс и обеспечивать их должное содержание.
Указанная программа была разработана без оценки риска здоровью населения, без учета первоочередных мероприятий по тем районам, где имеют место прогнозируемые наиболее высокие риски возникновения угрозы здоровью населения, связанные с употреблением питьевой воды ненормативного качества.
На настоящий момент актуальность разработки областной программы возросла. Это, прежде всего, обусловлено осложнением эпидемиологической ситуации по заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ). За январь - апрель 2012 года зарегистрировано более 5 тысяч случаев ОКИ или 155,2 на 100 тысяч населения, что на 35 процентов выше, чем за аналогичный период 2011 года и на 10 процентов превышает среднемноголетний уровень. Рост заболеваемости ОКИ отмечен по большинству нозологий, в том числе ОКИ вирусной этиологии - на 32 процента, дизентерией - на 11 процентов, ОКИ установленной и неустановленной этиологии - на 34 - 36 процентов. Высокую эпидемическую значимость водного фактора подтверждают имевшие место вспышки (р.п. Мухтолово Ардатовского района, р.п. Вача, г. Павлово, ГУ "Областной центр помощи семье и детям "Юный нижегородец" Семеновского района, пансионат "Буревестник", г. Урень, р.п. Ковернино) и ежегодно регистрируемые случаи групповой заболеваемости инфекциями с водным фактором передачи. Кроме этого, с учетом цикличности течения вирусного гепатита A, составляющей 6 - 7 лет (по данным ФБУН ННИИЭМ имени академика И.Н. Блохиной Роспотребнадзора), высока вероятность возникновения вспышек аналогично ситуации 2005 года в городе Нижнем Новгороде.
С учетом критериев оценки доброкачественности, разработанных Роспотребнадзором, в Нижегородской области на начало 2011 года 4,1 процента населения области обеспечено недоброкачественной питьевой водой, в том числе 20 - 35 процентов населения Большемурашкинского, Вачского, Дальнеконстантиновского районов, 40 - 80 процентов Дивеевского, Кстовского, Сергачского, Чкаловского районов.
4,6 процента населения области (практически 150000 человек) проживает в населенных пунктах, где питьевая вода не исследовалась, что не позволяет оценить ее качество. Наиболее критическая ситуация сложилась в Варнавинском (7000 человек), Вачском (6500 человек), Дальнеконстантиновском (11500 человек), Сокольском районам (5700 человек), где до 50 процентов населения используют для питьевых целей воду неустановленного качества.
В 2011 году увеличился удельный вес проб воды, несоответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода" по санитарно-химическим показателям и составил по Нижегородской области - 15,9 процентов (2010 год - 15 процентов, 2009 год - 14 процентов).
Превышение среднеобластного показателя нестандартности имеет место в 14 районах, в том числе в БольшеБолдинском (30 процентов), Володарском (68,6 процентов), Навашинском (53,7 процентов), Сергачском (63,6 процентов), Пильнинском (49,2 процентов) и другие.
Наиболее неблагоприятная ситуация отмечается в Борском районе, где превышение содержание железа в питьевой воде составляет свыше 100 ПДК в поселке Железнодорожный; до 30 ПДК - поселке Кантаурово, в отдельных населенных пунктах Вадского, Сергачского, Лукояновского, Пильнинского, Ардатовского районов превышение ПДК по жесткости, железу, сухому остатку составляет 2 - 4 ПДК; Шахунского района ПДК по фтору и бору превышено в 2 - 4 раза.
Детальный анализ причин роста нестандартности питьевой воды выявил значительное влияние состояния внутридомовых (внутриобъектовых) сетей, техническое состояние и содержание которых остается неудовлетворительным. Домоуправляющие компании не контролируют качество воды, подаваемой непосредственно населению, и не располагая такими данными не проводят мероприятия по промывке и дезинфекции внутридомовых (внутриобъектовых) сетей. Это же касается объектов образования, здравоохранения и социальной сферы.
До настоящего времени не решен в полном объеме вопрос защиты водоисточников от антропогенного и техногенного воздействия. Несмотря на то, что имеются положительные сдвиги, 306 источников из 2704 не отвечают санитарным требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны, что составляет 11,3 процентов.
В 2010 - 2011 годах на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий приняты решения о разработке и внесении на утверждение проекта областной целевой программы по улучшению качества водоснабжения населения Нижегородской области. Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области подготовлены и направлены предложения по разработке указанной программы в министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса. Однако, в соответствии с информацией заместителя Губернатора Нижегородской области В.А. Лебедева, среднесрочным финансовым планом Нижегородской области на 2012 - 2015 годы выделение средств в 2012 - 2014 годах на реализацию мероприятий по улучшению качества водоснабжения населения Нижегородской области не предусмотрено, за исключением включенных в программу "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области".
Таким образом, сложившаяся эпидемическая ситуация по заболеваемости острыми кишечными инфекциями и ухудшение качества воды, подаваемой населению, свидетельствуют о необходимости разработки указанной программы в возможно кратчайшие сроки.
С учетом вышеизложенного и в целях выполнения требований санитарного законодательства санитарно-противоэпидемическая комиссия Правительства Нижегородской области решает:
1. Министру здравоохранения Нижегородской области А.В. Карцевскому, руководителю управления Роспротребнадзра по Нижегородской области Е.Ю. Петрову подготовить проект письма за подписью заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области в адрес Губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева о необходимости создании рабочей группы по разработке проекта областной целевой программы по улучшению качества водоснабжения населения Нижегородской области на 2014 - 2018 годы под председательством заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А. Лебедева.
Срок - 01.08.20122.
Руководителю управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Е.Ю. Петрову организовать совещание у заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области с участием заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А. Лебедева и глав администраций Варнавинского, Вачского, Дальнеконстантиновского, Сокольского, Бутурлинского и Ардатовского муниципальных районов по вопросу отсутствия лабораторного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению, сельских населенных пунктов.
Срок - 19.07.2012
3. Контроль за выполнением решения СПК возложить на руководителя Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Е.Ю. Петрова.

Заместитель Губернатора,
заместитель Председателя
Правительства Нижегородской области,
председатель СПК
Г.А.СУВОРОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru