Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 мая 2012 г. по делу № 33-2425-2012

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Султанова Р.А.,
судей областного суда Фединой Е.В., Прокаевой Е.Д.,
при секретаре Ефимовой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ч. на решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 7 февраля 2012 года по делу по иску Ч. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пономаревском районе Оренбургской области о включении в общий трудовой стаж периодов работы,

установила:

истец Ч. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пономаревском районе Оренбургской области (далее - УПФР в Пономаревском районе Оренбургской области), указав, что с *** по *** являлся главой КФХ "***". Ему начислена пенсия без учета его деятельности в качестве главы КФХ "***" за указанный период. Просил период работы в качестве главы КФХ "***" с *** по *** включить в общий трудовой стаж.
В судебном заседании истец Ч. исковые требования, изложенные в заявлении, поддержал, пояснив, что была произведена оплата *** % от его заработной платы, дохода. Сохранились декларация о доходах, бухгалтерские балансы, платежные поручения за *** год, *** год, имеются сведения об оплате страховых взносов в пенсионном фонде. За *** год платежный документ не сохранился. В *** - *** годах не было доходов из-за засухи.
Представитель ответчика Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что в спорные периоды работы Ч. дохода не имел, и соответственно отсутствовала уплата страховых взносов с данного вида налога.
Решением Пономаревского районного суда Оренбургской области от 7 февраля 2012 года исковые требования Ч. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пономаревском районе Оренбургской области о включении в общий трудовой стаж периодов работы - удовлетворены частично. Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пономаревском районе Оренбургской области включить в общий трудовой стаж Ч., учитываемый при назначении трудовой пенсии по старости и определении ее размера, период работы с *** по ***, с *** по *** в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства "***". В удовлетворении остальной части исковых требований Ч. отказано.
С решением суда не согласился истец Ч., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его необоснованность и незаконность.
Заслушав доклад судьи Султанова Р.А., объяснения представителя УПФР в Пономаревском районе Оренбургской области Н., действующей на основании доверенности от ***, возражавшей против апелляционной жалобы, полагавшей решение суда обоснованным и законным, изучив материалы дела, проверив решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.
Судом первой инстанции установлено и как следует из материалов дела истец с *** по настоящее время является главой КФХ "***", что подтверждается трудовой книжкой Ч.
КФХ "***" является юридическим лицом, постановлено на учет в налоговом органе с ***, что подтверждается свидетельством, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Истцом были представлены суду первой инстанции следующие документы:
- декларация о доходах за *** год, в которой указан дохо*** рублей;
- копия платежного поручения № *** от *** о перечислении КФХ "***" в пенсионный фонд *** % - *** рублей, имеется отметка банка;
- копия платежного поручения № *** от *** о перечислении в Пенсионный фонд *** рублей за *** год имеется отметка банка;
- копия платежного поручения № *** от *** о перечислении в Пенсионный фонд - *** рублей за *** год имеется отметка банка;
- копия платежного поручения № *** от *** о перечислении в Пенсионный фонд - *** рублей за *** год;
- баланс предприятия на ***, отчет о финансовых результатах и их использования за *** года, приложение к балансу предприятия за *** год, баланс предприятия на *** отчет о финансовых результатах и их использования за *** года, приложение к балансу предприятия за *** год, ведомость финансовых результатов за *** год, ведомость финансовых результатов за *** год,
- ведомость финансовых результатов за *** год, из которой следует КФХ "***" от реализации продукции имеет прибыль;
- ведомости финансовых результатов за *** год, за *** год, за *** год, за *** год из которых следует, в КФХ "***" отражался отрицательный доход, поскольку расходы на экономическую деятельность и развитие хозяйства были больше получаемой от деятельности прибыли.
Судом первой инстанции установлено, что Ч. назначена трудовая пенсия по старости с ***.
При назначении трудовой пенсии по старости ответчиком не засчитан в трудовой стаж истца период его работы главой КФХ "***" с *** по *** год, отказано во включении указанного периода работы в общий трудовой стаж в связи с тем, что им в данный период не производилась уплата взносов по социальному страхованию.
В реестре поступлений платежей от страхователей в пенсионном деле № *** Ч. имеются данные об уплате им в сентябре *** года взносов в Пенсионный фонд в размере *** рублей, в октябре *** года *** рублей, декабре *** года *** рублей, сентябре *** года *** рублей, ноябре *** года *** рублей.
В соответствии со статьей 25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", глава и другие члены крестьянского (фермерского) хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях; страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства (пункт 1); - время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (пункт 6).
Пунктом 26 Перечня документов, утвержденных постановлением Минтруда РФ ПФР от 27.02.2002 года № 16/19-па предусмотрено, что для исчисления пенсии применяются справки налоговых органов о декларированных доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов с указанных доходов.
В силу ст. ст. 3, 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктами 1, 4 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; правила подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Данные правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий".
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил при их применении к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнены: уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Пунктом 15 указанных Правил установлено, что периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статья 30 предусматривает порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 12 ст. 30 вышеназванного Закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Данный порядок был установлен утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190 "Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР".
В соответствии с п. 3.6 указанного Положения время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.
Учитывая вышеперечисленные нормы закона судом первой инстанции верно установлено, что в качестве обязательного условия включения в страховой (трудовой) стаж периода работы в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства как действующими в настоящее время Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, так и действовавшим в спорный период Положением о порядке подтверждения трудового стажа, предусматривается наличие документа территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей либо документа, подтверждающего уплату взносов по социальному страхованию.
Данные требования полностью согласуются и с положениями действовавшего в спорный период Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", статьей 25 которого предусматривалось, что время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (ч. 6 ст. 25).
Суд пришел к правильному выводу, что время работы члена крестьянско-фермерского хозяйства, в том числе и самого главы хозяйства, может засчитываться в стаж для назначения государственной пенсии только за тот период, за который уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, и, учитывая представленные доказательства, в стаж для назначения пенсии подлежит включению период, за который данные взносы были уплачены.
Как следует из норм действовавшего в данный период Постановления Правительства РФ от 11 октября 1993 года № 1020 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации", крестьянские (фермерские) хозяйства должны были уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года. Таким образом, страховые взносы в Пенсионный фонд, уплаченные КФХ "***" в *** - *** годах, *** году согласно платежным поручениям надлежит расценивать, как взносы за указанный период.
Суд правильно пришел к выводу о включении в трудовой стаж истца, учитываемый при назначении трудовой пенсии по старости и определении ее размера, периодов работы с *** по *** и с *** по ***, поскольку период трудовой деятельности истца с *** по настоящее время в качестве главы КФХ "***" подтверждается записью в его трудовой книжке.
Суд верно определил, что иных членов хозяйства либо работников, с которыми заключались трудовые договоры, в хозяйстве не числилось, поэтому данные средства пенсионного взноса распределены по лицевым счетам иных граждан быть не могут и подлежат учету на персонифицированном счете Ч.
Постановляя решение о частичном удовлетворении исковых требований Ч., суд исходил из того, что включение в стаж оставшегося оспариваемого периода работы с *** по *** вышеуказанными нормами законодательства не предусмотрено.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела, оснований для признания его неправильным судебной коллегией не установлено.
Доводы истца о том, что поскольку в спорный период плательщиком страховых взносов (субъектом тарифообложения) являлось КФХ "***" как юридическое лицо, неуплата работодателем (хозяйством) взносов не может служить основанием для отказа включить Ч. требуемый период в трудовой стаж, суд первой инстанции верно признал необоснованными ввиду следующего.
Утратившим силу с 1 января 2002 года Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года № 340-1 предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89). Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1).
Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Такое регулирование, как следует из толкования вышеуказанных правовых норм, данного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 950-О, не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя (в данном случае - главы крестьянского (фермерского) хозяйства), что противоречило бы принципам пенсионного страхования.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции верно определил, что Ч. не работал у работодателя по трудовому договору, а сам являлся главой созданного им же крестьянского (фермерского) хозяйства и поскольку в иные оспариваемые периоды работы главой КФХ "***" за ***, ***, ***, ***, *** годы не производил уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в КФХ "***" отражался отрицательный баланс, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в оставшейся части.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводом суда, и по своей сути направлены на переоценку доказательств и несогласию с принятым решением, что не может являться основаниями для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 7 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ч. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru