Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2012 г. по делу № 11-7258/2012

Судья: Каракин Д.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Смолина А.А.,
судей: Кучина М.И., Трапезниковой И.И.,
при секретаре: Усовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пушкарского Василия Николаевича на решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 18 июля 2012 года по гражданскому делу по заявлению Пушкарского Василия Николаевича к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании решения Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области противоречащим федеральному законодательству,
Заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области Алматова Н.К., действующего по доверенности № 5 от 10 января 2012 года, представителя Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области Федорова Н.Н., действующего на основании удостоверения б/н., представителя Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" Зинченко В.С., действующую на основании доверенности от 27 января 2012 года до 31 декабря 2012 года, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Пушкарский В.Н. обратился в суд с иском к администрации Нагайбакского муниципального района о признании решения Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области № 70 от 28 декабря 2004 года противоречащим федеральному законодательству, а именно, п. п. 5, 10, 14, 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 с момента их официального опубликования, то есть с 29 мая 2006 года.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании постановления Нагайбакского районного Совета депутатов Челябинской области № 70 от 28 декабря 2004 года установлены с 1 января 2005 года нормативы потребления услуг по теплоснабжению на 1 кв. м отапливаемой площади: 03213 Гкал в год (при расчете 7,14 месяца отопительного сезона) по котельным ОАО "Челябоблкоммунэнерго" - с. Фершампенуаз, п. Остроленский, п. Кассельский, п. Арсинский, п. Гумбейский, п. Нагайбакский.
Не согласен с данными нормативами, поскольку после принятия Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, не проводилась дифференциация коммунальных услуг по теплоснабжению.
Норматив потребления, утвержденный постановлением Собрания депутатов Нагайбакского района, установлен без учета материалов стен, крыши, объема жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износа внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В суде первой инстанции Пушкарский В.Н. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ОАО "Челябоблкоммунэнерго" филиал "Магнитогорские электротепловые сети" Горбунова Т.Г., представитель Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области Юскина Е.И. и администрации Нагайбакского муниципального района Анчина О.В. В судебном заседании считали заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области", представившего отзыв на заявление.
Решением суда требования удовлетворены частично. Постановление Нагайбакского районного Совета депутатов Челябинской области № 70 от 28 декабря 2004 года "О нормативах потребления услуг для населения по теплоснабжению" признано недействующим со дня вступления в законную силу данного решения суда. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе Пушкарский В.Н. решение районного суда просит отменить, вынести новое решение, которым признать недействующим оспариваемое постановление с момента его официального опубликования, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, то есть с 29 мая 2006 года. Указал, что при признании нормативного акта недействительным, противоречащим федеральному законодательству, он должен быть признан недействительным с момента, когда он стал противоречить федеральному законодательству. В связи с чем, суд должен был признать недействительным оспариваемое решение с 29 мая 2006 года, с момента утверждения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В суде апелляционной инстанции Пушкарский В.Н., представитель ОАО "Челябоблкоммунэнерго" филиал "Магнитогорские электротепловые сети" при надлежащем извещении участия не принимали.
Представитель Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области Федоров Н.Н., считал решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Представители Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" Зинченченко В.С., администрации Нагайбакского муниципального района Алматов Н.К. считали решения суда первой инстанции не законным и подлежащим отмене, просили удовлетворить апелляционную жалобу Пушкарского В.Н.
В связи с неявкой указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом, судебная коллегия, на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные доказательства дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа, местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, последняя, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Нагайбакского районного Совета народных депутатов Челябинской области от 28 декабря 2004 года № 70 "О нормативах потребления услуг для населения по теплоснабжению" с 1 января 2005 года установлены нормативы потребления услуг для населения района по теплоснабжению на 1 кв. м отапливаемой площади: 0,3213 Гкал в год (при расчете 7,14 месяца отопительного сезона) по котельным ОАО "Челябоблкоммунэнерго" - с. Фершампенуаз, п. Остроленский, п. Кассельский, п. Арсинский, п. Гумбейский, п. Нагайбакский; 0,324 Гкал в год по прочим котельным - п. Северный, п. Балканы, с. Париж, п. Юный (при расчете 7,2 месяца отопительного сезона); 0,045 Гкал в месяц по району (при расчете соответственно 7,14 и 7,2 месяца отопительного сезона).
В соответствие с ответом на запрос Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 17 сентября 2004 года № 1556-06, следует, что согласно произведенным расчетам норматива потребления тепловой энергии на отопление 1 кв. м, годовой норматив теплопотребления на отопление составляет 0,324 Гкал/год кв. м, 0 027 Гкал/мес. кв. м - месячный норматив теплопотребления на отопление на год, 0,045 Гкал/мес. кв. м месячный в расчете на отопительный период продолжительностью 218 дней.
В соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 7 указанного ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствие со ст. 19 Устава Нагайбакского муниципального района Челябинской области, в редакции, действующей на момент принятия постановления, в исключительной компетенции Собрания депутатов находятся... определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно п. 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
На основании подп. "д" п. 5 данных Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В силу п. 10 Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению (п. 14).
При определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями (п. 19).
В судебном заседании представитель Собрания депутатов пояснил, что на 2006 год в с. Фершампенуаз имелись кирпичные, крупно-блочные, крупно-панельные и деревянные дома (л.д. 141 оборот).
Судом первой инстанции также установлено, что при расчете норматива потребления учитывалась общая площадь однотипных домов, не принимались во внимание год постройки домов (срок эксплуатации не учтен). Также установлено, что для расчета указанного норматива применяется температура внутри отапливаемых зданий +20 град. C, хотя в соответствии с вышеназванными Правилами должен применяться показатель +18 град. C.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что доводы заявителя о несоответствии оспариваемого нормативно-правового акта п. п. 5, 10, 14, 19 Правил, является обоснованным.
Правоотношение между заявителем и организацией, являющейся поставщиком жилищно-коммунальной услуги, регулируется данными Правилами, соответственно, оспариваемое постановление районного Совета депутатов, утвержденные нормативы по которому не соответствуют вышеназванным Правилам, нарушают права истца.
Таким образом, заявитель, обращаясь с заявлением о признании противоречащим нормативно-правового акта, подтвердил документально его несоответствие Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции о признании оспариваемого постановления противоречащим пунктам Правил, указанным выше, является правильным.
Утверждение апелляционной жалобы о том, что при признании нормативного акта недействительным, противоречащим федеральному законодательству, он должен быть признан недействительным с момента, когда он стал противоречить федеральному законодательству, то есть, в данном случае, с 29 мая 2006 года, не свидетельствует о неправильности выводов суда первой инстанции и основанием для отмены решения суда служить не может.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Данное требование закона судом первой инстанции выполнено, в связи с чем, указание в резолютивной части решения суда момента признания постановления недействующим - вступление решения в законную силу, является правильным и не нарушает права заявителя.
Неточности в наименовании организации, допущенные судом в судебном акте, являются явными техническими ошибками, не влияющими на суть решения. Кроме того, указанные неточности устранены определением районного суда от 3 августа 2012 года.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела и правильных выводов суда, и не являются основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 18 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Пушкарского Василия Николаевича, - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.А.СМОЛИН

Судьи
М.И.КУЧИН
И.И.ТРАПЕЗНИКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru