Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


АНГАРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2012 года

12 ноября 2012 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куркутовой Э.А., при секретаре Е.А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 24910/2012 по заявлению Прокурора г. Ангарска в защиту интересов Российской Федерации, Ангарского муниципального образования, к Думе Ангарского муниципального образования о признании нормативного правового акта противоречащим закону и недействующим в части,

установил:

Прокурор г. Ангарска в обоснование заявленных требований указал, что решением Думы Ангарского муниципального образования от 29.09.2009 № 704-60рД утверждено Положение о статусе депутата Думы Ангарского муниципального образования (с изм. от 29.03.2010, от 11.11.2010, от 28.01.2011) (далее - Положение), которое было опубликовано в газете "Ангарские ведомости" от 01.10.2009 № 38-чт, изменения в него опубликованы в газетах "Ангарские ведомости" от 06.04.2010 № 13-вт, от 12.11.2010 № 44-пт, от 01.02.2011 № 4-вт. Аб. 1 ч. 4 ст. 3 Положения предусматривает, что Дума принимает решение о досрочном прекращении полномочий депутата по основанию, установленному в пункте 2 части 2 (отставка по собственному желанию), не позднее месяца со дня представления депутатом соответствующего письменного заявления в Думу о досрочном прекращении полномочий депутата в результате отставки по собственному желанию. До принятия Думой указанного решения депутат вправе отозвать свое письменное заявление об отставке. В случае, если депутат не отзовет свое письменное заявление об отставке, а Дума не примет решение о досрочном прекращении полномочий депутата в результате отставки по собственному желанию, полномочия депутата считаются досрочно прекратившимися с истечением месячного срока с момента представления депутатом письменного заявления об отставке по собственному желанию. Аб. 1 ч. 4 ст. 3 Положения предоставляет Думе АМО право не принимать решение о досрочном прекращении полномочий депутата Думы АМО, что противоречит части 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2006 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 20 Положения установлены гарантии на единовременную компенсационную выплату в случае гибели, причинения увечья и иного повреждения здоровья депутата Думы Ангарского муниципального образования (Дума АМО) при осуществлении депутатских полномочий.
В соответствии со статьей 20 Положения депутату Думы АМО за счет средств бюджета Ангарского муниципального образования устанавливаются компенсационные выплаты (часть 1).
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи основаниями установления компенсационной выплаты являются: 1) гибель (смерть) депутата в период осуществления полномочий или после прекращения полномочий, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением его полномочий; 2) причинение депутату в связи с исполнением его полномочий увечья, телесных повреждений или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Частью 2 статьи 20 Положения установлено, что компенсация выплачивается депутату, члену семьи депутата, члену семьи бывшего депутата.
Частью 3 статьи 20 Положения предусмотрено, что размер компенсации:
1) в случае гибели (смерти) депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением им депутатских полномочий, - 100% годовой оплаты труда, установленной на день гибели (смерти);
2) в случае гибели (смерти) бывшего депутата, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением им депутатских полномочий, - 300000 (триста тысяч) рублей;
3) в случае гибели (смерти) депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением им депутатских полномочий, - 300000 (триста тысяч) рублей;
4) в случае причинения депутату, осуществляющему полномочия на постоянной основе, в связи с исполнением его полномочий увечья, телесных повреждений или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, составляет:
а) сумму денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, за 12 месяцев при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности - 100%;
б) сумму денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, за 9 месяцев при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности - от 70% до 90%;
в) сумму денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, за 6 месяцев при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности - от 40% до 60%;
г) сумму денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, за 5 месяцев при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности - от 10% до 30%;
5) в случае причинения депутату, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, в связи с исполнением им депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья и установлении:
а) степени утраты профессиональной трудоспособности 100% - 200000 (двести тысяч) рублей;
б) степени утраты профессиональной трудоспособности от 40% до 90% - 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей:
в) степени утраты профессиональной трудоспособности от 10% до 30% - 100000 (сто тысяч) рублей.
Фактически части 1, 2, 3 статьи 20 Положения регулируют гражданско-правовые отношения в сфере возмещения вреда жизни и здоровью депутата представительного органа местного самоуправления.
Вместе с тем указанные правоотношения регулируются статьей 150 и положениями главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.ст. 1085, 1089).
В связи с чем просит признать противоречащим закону и недействующим абзац 1 части 4 статьи 3, части 1, 2, 3 статьи 20 Положения о статусе депутата Думы Ангарского муниципального образования, утвержденного решением Думы Ангарского муниципального образования от 29.09.2009 № 704-60рД (с изм. от 29.03.2010, 11.11.2010, 28.01.2011).
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Ангарска Шебалкова И.В., действующая на основании прав по должности, поддержала заявленные требования и доводы, указанные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Думы Ангарского муниципального образования Т.Т.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представила письменные пояснения на заявление прокурора г. Ангарска о признании нормативного правового акта противоречащим закону и недействующим в части, в которых указала, что в соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 15 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области" муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с федеральными законами, могут устанавливаться за счет средств соответствующего местного бюджета компенсационные выплаты, которые выплачиваются единовременно в случаях:
1) в случае гибели (смерти) выборного лица местного самоуправления в период осуществления полномочий или после прекращения полномочий, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением его полномочий;
2) причинения выборному лицу местного самоуправления в связи с исполнением его полномочий увечья, телесных повреждений или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: следует читать "Регламентом работы Думы АМО, утвержденным решением Думы АМО от 29.09.2009 № 703-60рД".

Положение Думы Ангарского муниципального образования от 29.09.2009 № 704-60рД разработано и утверждено в соответствии с Уставом АМО, Регламентом работы Думы АМО, решением Думы АМО от 29.09.2009 № 703-60рД.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора г. Ангарска обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В документе, видимо, допущена опечатка: следует читать "Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ".

Согласно части 1 статьи 251 части Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.


Из материалов дела усматривается, решением Думы Ангарского муниципального образования от 29.09.2009 № 704-60рД утверждено Положение о статусе депутата Думы Ангарского муниципального образования (с изм. от 29.03.2010, от 11.11.2010, от 28.01.2011) (далее - Положение).
Решение Думы опубликовано в газете "Ангарские ведомости" от 01.10.2009 № 38-чт, изменения в него - в газетах "Ангарские ведомости" от 06.04.2010 № 13-вт, от 12.11.2010 № 44-пт, от 01.02.2011 № 4-вт.
Абзац 1 части 4 статьи 3 Положения предусматривает, что Дума принимает решение о досрочном прекращении полномочий депутата по основанию, установленному в пункте 2 части 2 (отставка по собственному желанию), не позднее месяца со дня представления депутатом соответствующего письменного заявления в Думу о досрочном прекращении полномочий депутата в результате отставки по собственному желанию. До принятия Думой указанного решения депутат вправе отозвать свое письменное заявление об отставке. В случае, если депутат не отзовет свое письменное заявление об отставке, а Дума не примет решение о досрочном прекращении полномочий депутата в результате отставки по собственному желанию, полномочия депутата считаются досрочно прекратившимися с истечением месячного срока с момента представления депутатом письменного заявления об отставке по собственному желанию.
Абзац 1 части 4 статьи 3 Положения противоречит части 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2006 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой "решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания".
В нарушение требований ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ оспариваемая норма Положения предоставляет Думе АМО право не принимать решение о досрочном прекращении полномочий депутата Думы АМО, в то время как в силу закона со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата на Думе лежит обязанность не позднее чем через 30 дней с указанного дня принять соответствующее решение.
Статьей 20 Положения установлены гарантии на единовременную компенсационную выплату в случае гибели, причинения увечья и иного повреждения здоровья депутата Думы Ангарского муниципального образования (Дума АМО) при осуществлении депутатских полномочий.
В соответствии со статьей 20 Положения депутату Думы АМО за счет средств бюджета Ангарского муниципального образования устанавливаются компенсационные выплаты (часть 1).
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи основаниями установления компенсационной выплаты являются: 1) гибель (смерть) депутата в период осуществления полномочий или после прекращения полномочий, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением его полномочий; 2) причинение депутату в связи с исполнением его полномочий увечья, телесных повреждений или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Частью 2 статьи 20 Положения установлено, что компенсация выплачивается депутату, члену семьи депутата, члену семьи бывшего депутата.
Частью 3 статьи 20 Положения предусмотрено, что размер компенсации:
1) в случае гибели (смерти) депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением им депутатских полномочий, - 100% годовой оплаты труда, установленной на день гибели (смерти);
2) в случае гибели (смерти) бывшего депутата, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением им депутатских полномочий, - 300000 (триста тысяч) рублей;
3) в случае гибели (смерти) депутата, осуществляющего полномочия на непостоянной основе, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением им депутатских полномочий, - 300000 (триста тысяч) рублей;
4) в случае причинения депутату, осуществляющему полномочия на постоянной основе, в связи с исполнением его полномочий увечья, телесных повреждений или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, составляет:
а) сумму денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, за 12 месяцев при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности - 100%;
б) сумму денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, за 9 месяцев при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности - от 70% до 90%;
в) сумму денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, за 6 месяцев при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности - от 40% до 60%;
г) сумму денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, за 5 месяцев при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности - от 10% до 30%;
5) в случае причинения депутату, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, в связи с исполнением им депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья и установлении:
а) степени утраты профессиональной трудоспособности 100% - 200000 (двести тысяч) рублей;
б) степени утраты профессиональной трудоспособности от 40% до 90% - 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей;
в) степени утраты профессиональной трудоспособности от 10% до 30% - 100000 (сто тысяч) рублей.
Фактически части 1, 2, 3 статьи 20 Положения регулируют гражданско-правовые отношения в сфере возмещения вреда жизни и здоровью депутата представительного органа местного самоуправления.
Вместе с тем указанные правоотношения регулируются статьей 150 и положениями главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.ст. 1085, 1089).
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (пункты 1 и 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд считает, что Дума Ангарского муниципального образования, принимая оспариваемую норму, вышла за пределы предоставленных ей полномочий.

Здесь и далее в документе, видимо, допущена опечатка: имеется в преамбула Решения Думы Ангарского МО от 29.09.2009 № 704-60рД, а не преамбула Положения.

Ссылка в преамбуле Положения на Закон Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области", статьей 15 которого муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с федеральными законами, могут устанавливаться за счет средств соответствующего местного бюджета компенсационные выплаты, которые выплачиваются единовременно в определенных случаях, не может быть принята во внимание в силу того, что данная норма областного Закона регулирует вопрос, относящийся не к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Возмещение вреда здоровью и жизни лицам, в том числе являющимися выборными должностными лицами местного самоуправления, относится к ведению Российской Федерации, следовательно, может быть регламентировано исключительно федеральными нормативными правовыми актами.
Ссылка в преамбуле Положения, а также в письменный пояснениях представителя Думы АМО на Закон Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области", статьей 15 которого муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с федеральными законами, могут устанавливаться за счет средств соответствующего местного бюджета компенсационные выплаты, которые выплачиваются единовременно в определенных случаях, не может быть принята во внимание в силу того, что данная норма областного Закона регулирует вопрос, относящийся не к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Возмещение вреда здоровью и жизни лицам, в том числе являющимися выборными должностными лицами местного самоуправления, относится к ведению Российской Федерации, следовательно, может быть регламентировано исключительно федеральными нормативными правовыми актами. Также не может быть принята во внимание ссылка на статью 14 указанного Закона Иркутской области, согласно которой Уставом муниципального образования может устанавливаться за счет средств местного бюджета единовременная выплата выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе в определенных случаях, поскольку решение данного вопроса также относится к ведению Российской Федерации.

В документе, видимо, допущена опечатка: вместо "В силу ст. 253 части 2 Гражданского процессуального кодекса РФ" следует читать "В силу части 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ".

В силу ст. 253 части 2 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Прокурора г. Ангарска в защиту интересов Российской Федерации, Ангарского муниципального образования, к Думе Ангарского муниципального образования о признании нормативного правового акта противоречащим закону и недействующим в части - удовлетворить.
Признать противоречащим закону и недействующим абзац 1 части 4 статьи 3, части 1, 2, 3 статьи 20 Положения о статусе депутата Думы Ангарского муниципального образования, утвержденного решением Думы Ангарского муниципального образования от 29.09.2009 № 704-60рД (с изм. от 29.03.2010, 11.11.2010, 28.01.2011).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца после изготовления мотивированного решения суда.
Дата изготовления мотивированного решения 19 ноября 2012 года.

Судья Ангарского
городского суда
Э.А.КУРКУТОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru