Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2012 года

ПО ДЕЛУ № 12-01-15-03/596

Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 29 ноября 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии,
членов Комиссии,
рассмотрев дело № 12-01-15-03/596 по признакам нарушения администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области (адрес: 403342, Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Обороны, 42а) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Волгоградское УФАС России поступило заявление ИП С., вх. № 4263 от 15.06.2012, в котором содержится информация о фактах отказа ему со стороны администрации города Михайловки Волгоградской области в выделении участка земли для реализации продуктов питания в городе Михайловке Волгоградской области.
Из содержания представленных материалов следует, что между ИП С. и администрацией города Михайловки Волгоградской области был подписан договор № 9508 от 24.06.2004 на аренду земельного участка площадью 18,0 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в границах, указанных на плане земельного участка, под территорию торгового павильона № 96. Срок действия договора определялся с 24.06.2004 по 23.06.2005.
9 апреля 2010 года ИП С. обратился в администрацию города Михайловки Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка для реализации продуктов питания, находящегося по адресу: <...>, сроком на 5 лет, площадь 18 кв. м.
Из содержания предоставленного отказа администрации города Михайловки Волгоградской области, содержащегося в письме № 04-24/1466 от 16.04.2010, следует, что договор аренды № 9508 от 24.06.2004 продлен уведомлением от 08.05.2007 № 04-24/1327 на неопределенный срок.
8 ноября 2010 года ИП С. обратился в администрацию города Михайловки Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка для реализации продуктов питания, находящегося по адресу: <...>, сроком с 1 ноября 2010 года до 31 марта 2011 года, площадь 18 кв. м.
Из содержания предоставленного отказа администрации города Михайловки Волгоградской области, содержащегося в письме № 04-24/5023 от 09.12.2010, следует, что администрация города Михайловки Волгоградской области не может предоставить в аренду земельный участок, находящийся по адресу: <...>, под территорию торгового павильона, так как согласно Положению о порядке предоставления земельных участков на территории городского округа город Михайловка, находящихся в государственной собственности, право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, утвержденному решением Михайловской городской Думы Волгоградской обл. от 07.02.2007 № 140 (далее - Положение о порядке предоставления земельных участков), земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
Как установлено вступившим в законную силу решением арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2010 по делу № А12-6491/2010, договор аренды от 24.06.2004 № 9508 признан незаключенным в связи с тем, что спорный договор не прошел государственную регистрацию, соответственно, данный договор не порождает каких-либо прав и обязанностей у лиц, оформивших его.
Также судом установлено, что государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Как следует из Положения о порядке предоставления земельных участков, земельные участки предоставляются в аренду:
1) на торгах (конкурсах, аукционах) по продаже права на заключение договора аренды земельных участков (далее именуются - торги). Предметом торгов может быть право аренды на заключение договора только сформированного в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с установленными границами;
2) без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, если после заблаговременной публикации (не менее 14 календарных дней) сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка имеется только одно заявление на его предоставление, поданное в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения.
Таким образом, отказы администрации города Михайловки Волгоградской области на заявления ИП С. о предоставлении ему земельного участка для реализации продуктов питания, находящегося по адресу: <...>, площадь 18 кв. м, необоснованны, так как:
1) договор аренды № 9508 от 24.06.2004 является незаключенным;
2) земельный участок, испрашиваемый ИП С., мог быть предоставлен также без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, если после заблаговременной публикации (не менее 14 календарных дней) сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка имеется только одно заявление на его предоставление, поданное в соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке предоставления земельных участков.
На основании указанных обстоятельств приказом Волгоградского УФАС России от 14.09.2012 № 549 возбуждено дело № 12-01-15-03/596.
В качестве ответчика к участию в рассмотрении дела привлечена администрация городского округа город Михайловка Волгоградской области, в качестве заявителя - ИП С.
На заседаниях Комиссии заявитель поддержал заявленные требования, пояснил, что он неоднократно обращался в администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области для заключения договора аренды земельного участка для реализации продуктов питания, находящегося по адресу: <...>, однако договор по различным причинам не заключался. В настоящее время торговый павильон (киоск) с данного земельного участка демонтирован, пользование земельным участком прекращено.
На заседаниях Комиссии представители администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области факт нарушения не признали, поддержали позицию администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, изложенную в объяснениях исх. № 04-24/4288 от 11.10.2012 и исх. № 04-24/4704 от 07.11.2012, пояснили также, что администрация городского округа город Михайловка Волгоградской области не знала, что ИП С. не зарегистрировал в установленном порядке договор аренды № 9508 от 24.06.2004. Это стало известно после принятия решения арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2010 по делу № А12-6491/2010, в котором было установлено, что договор аренды № 9508 от 24.06.2004 является незаключенным в связи с отсутствием его регистрации, после чего направление нескольких писем в адрес ИП С., в том числе письма № 04-24/1466 от 16.04.2010, письмом № 04-24/5187 от 17.12.2010 признано ошибочным.
Не смогли пояснить причину указания в письме № 04-24/5023 от 09.12.2010 указанную в нем причину отказа, пояснили, что согласно Положению о порядке предоставления земельных участков отказ в предоставлении земельного участка допускается в следующих случаях:
- если испрашиваемый земельный участок частично или полностью занят зданиями, строениями или сооружениями, включая территорию, необходимую для их эксплуатации;
- если с заявлением обратилось лицо, ранее арендовавшее имущество, находящееся в муниципальной собственности, или имущество, право распоряжения которым предоставлено органам местного самоуправления городского округа город Михайловка, и недобросовестно исполнявшее свои договорные обязательства.
В данном случае рассматриваемый земельный участок относится к территории благоустройства строящегося торгово-развлекательного комплекса, находящегося по адресу: <...>, и ИП С. является лицом, ранее арендовавшим имущество, находящееся в муниципальной собственности, и имущество, право распоряжения которым предоставлено органам местного самоуправления городского округа город Михайловка, и недобросовестно исполнявшим свои договорные обязательства путем несвоевременной оплаты. В связи с чем ИП С. и было отказано.
Пояснили, что публикация сообщения о наличии предлагаемого для передачи земельного участка в аренду и торги на право аренды земельного участка, находящегося по адресу: <...>, не проводились.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Между ИП С. и администрацией города Михайловки Волгоградской области был подписан договор № 9508 от 24.06.2004 на аренду земельного участка площадью 18,0 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в границах, указанных на плане земельного участка, под территорию торгового павильона № 96. Срок действия договора определялся с 24.06.2004 по 23.06.2005.
9 апреля 2010 года ИП С. обратился в администрацию города Михайловки Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка для реализации продуктов питания, находящегося по адресу: <...>, сроком на 5 лет, площадь 18 кв. м.
Из содержания предоставленного отказа администрации города Михайловки Волгоградской области, содержащегося в письме № 04-24/1466 от 16.04.2010, следует, что договор аренды № 9508 от 24.06.2004 продлен уведомлением от 08.05.2007 № 04-24/1327 на неопределенный срок.
Как установлено вступившим в законную силу решением арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2010 по делу № А12-6491/2010, договор аренды от 24.06.2004 № 9508 признан незаключенным в связи с тем, что спорный договор не прошел государственную регистрацию, соответственно, данный договор не порождает каких-либо прав и обязанностей у лиц, оформивших его.
Комиссия соглашается с доводами администрации города Михайловки Волгоградской области об отсутствии у администрации города Михайловки Волгоградской области на момент направления письма № 04-24/1466 от 16.04.2010 сведений о неисполнении ИП С. пункта 4.2 договора аренды № 9508 от 24.06.2004, в связи с чем отказ администрации города Михайловки Волгоградской области, содержащийся в письме № 04-24/1466 от 16.04.2010, не может оцениваться как необоснованное препятствование осуществлению деятельности ИП С., поскольку на момент направления письма № 04-24/1466 от 16.04.2010 у администрации города Михайловки Волгоградской области имелись основания считать, что договор аренды № 9508 от 24.06.2004 заключен на неопределенный срок.
2. 8 ноября 2010 года ИП С. обратился в администрацию города Михайловки Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка для реализации продуктов питания, находящегося по адресу: <...>, сроком с 1 ноября 2010 года до 31 марта 2011 года, площадь 18 кв. м.
Из содержания предоставленного отказа администрации города Михайловки Волгоградской области, содержащегося в письме № 04-24/5023 от 09.12.2010, следует, что администрация города Михайловки Волгоградской области не может предоставить в аренду земельный участок, находящийся по адресу: <...>, под территорию торгового павильона, так как согласно Положению о порядке предоставления земельных участков земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
Согласно представленной администрацией города Михайловки Волгоградской области справке № 146 от 11.10.2012 государственная собственность на земельный участок, ранее предоставленный под территорию торгового павильона № 96, не разграничена.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Как следует из Положения о порядке предоставления земельных участков, земельные участки предоставляются в аренду:
1) на торгах (конкурсах, аукционах) по продаже права на заключение договора аренды земельных участков. Предметом торгов может быть право аренды на заключение договора только сформированного в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с установленными границами;
2) без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, если после заблаговременной публикации (не менее 14 календарных дней) сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка имеется только одно заявление на его предоставление, поданное в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения.
Следовательно, после поступления заявления ИП С. о предоставлении ему земельного участка для реализации продуктов питания, находящегося по адресу: <...>, площадь 18 кв. м, администрация города Михайловки Волгоградской области должна была обеспечить публикацию сведений о данном земельном участке, а не принять решение об отказе.
В ходе рассмотрения дела сведения о публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи земельного участка в аренду и о проведении торгов на право аренды земельного участка, находящегося по адресу: <...>, не представлены. По пояснениям сторон, публикация сообщения о наличии предлагаемого для передачи земельного участка в аренду и торги на право аренды земельного участка, находящегося по адресу: <...>, не проводились.
Отказ администрации города Михайловки Волгоградской области не соответствует также и статье 34 Земельного кодекса.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно части 2 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Следовательно, согласно статье 34 Земельного кодекса после поступления заявления ИП С. о предоставлении ему земельного участка для реализации продуктов питания, находящегося по адресу: <...>, площадь 18 кв. м, администрация города Михайловки Волгоградской области должна была выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а не принять решение об отказе.
Согласно пункту 3 раздела 2 Положения о порядке предоставления земельных участков отказ в предоставлении земельного участка должен быть мотивирован. Из содержания предоставленного отказа администрации города Михайловки Волгоградской области, содержащегося в письме № 04-24/5023 от 09.12.2010, следует, что администрация города Михайловки Волгоградской области отказала ИП С. в предоставлении в аренду земельного участка, находящегося по адресу: <...>, под территорию торгового павильона на основании того, что согласно Положению о порядке предоставления земельных участков земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
Однако земельный участок, испрашиваемый ИП С., согласно пункту 1.3.2 раздела 1 Положения о порядке предоставления земельных участков мог быть предоставлен ему в аренду без проведения торгов на основании его заявления, если после заблаговременной публикации (не менее 14 календарных дней) сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка имеется только одно его заявление на предоставление земельного участка, поданное в соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке предоставления земельных участков.
Доводы администрации города Михайловки Волгоградской области, заявленные в ходе рассмотрения дела № 12-01-15-03/596, об обоснованности отказа на основании положений, содержащихся в пункте 3 раздела 2 Положения о порядке предоставления земельных участков, а именно того, что отказ в предоставлении земельного участка допускается в следующих случаях:
- если испрашиваемый земельный участок частично или полностью занят зданиями, строениями или сооружениями, включая территорию, необходимую для их эксплуатации;
- если с заявлением обратилось лицо, ранее арендовавшее имущество, находящееся в муниципальной собственности, или имущество, право распоряжения которым предоставлено органам местного самоуправления городского округа город Михайловка, и недобросовестно исполнявшее свои договорные обязательства,
Комиссией по рассмотрению дела № 12-01-15-03/596 признаны необоснованными, исходя из следующего:
1) отсутствуют основания считать, что земельный участок для реализации продуктов питания, находящийся по адресу: <...>, площадью 18 кв. м, не мог быть предоставлен по причине того, что испрашиваемый земельный участок частично или полностью занят зданиями, строениями или сооружениями, включая территорию, необходимую для их эксплуатации, а именно: территория земельного участка, находящегося по адресу: <...>, занята торгово-развлекательным комплексом, находящимся по адресу: <...>, включая территорию, необходимую для его эксплуатации, поскольку:
а) переданный по договору аренды № 15430 от 12 ноября 2010 года земельный участок (ранее по договору аренды № 9380/1 от 17 мая 2004 года и договору аренды № 14018 от 18.11.2008), находящийся по адресу: <...>, под строительство торгово-развлекательного комплекса, не включает территорию земельного участка, находящегося по адресу: <...>;
б) на момент направления отказа - 09.12.2010 - и до настоящего времени торгово-развлекательный комплекс по адресу: <...> не введен в эксплуатацию;
в) в проекте (генеральном плане и плане озеленения) торгово-развлекательного комплекса, находящегося по адресу: <...>, на территории благоустройства данного торгово-развлекательного комплекса в районе планируемого размещения клумб и тротуарной дорожки предусмотрено расположение объекта, соответствующего расположению на момент составления проекта в 2006 году киоска, находящегося по адресу: <...>, то есть в месте расположения киоска, находящегося по адресу: <...>, в проекте торгово-развлекательного комплекса не запланировано размещение клумб и тротуарной дорожки, а предусмотрено размещение иного объекта;
2) отсутствуют основания считать, что с заявлением обратилось лицо, ранее арендовавшее имущество, находящееся в муниципальной собственности, или имущество, право распоряжения которым предоставлено органам местного самоуправления городского округа город Михайловка, и недобросовестно исполнявшее свои договорные обязательства, поскольку представленные администрацией города Михайловки Волгоградской области сведения о ненадлежащем исполнении ИП С. обязательств по договору аренды земельного участка от 24.06.2004 № 9508 не могут быть приняты во внимание, так как договор аренды земельного участка от 24.06.2004 № 9508 является незаключенным, он не порождает каких-либо прав и обязанностей у лиц, оформивших его, соответственно, отсутствуют основания считать, что ИП С. недобросовестно исполнял свои договорные обязательства. Иных сведений о ненадлежащем исполнении ИП С. договорных обязательств не представлено.
Доводы администрации города Михайловки Волгоградской области об обоснованности отказа со ссылкой на постановление администрации городского округа г. Михайловка Волгоградской обл. от 01.07.2011 № 1067 "Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Михайловка" Комиссией признаны необоснованными, исходя из того, что на момент направления отказа - 09.12.2010 - данный нормативный акт не был принят.
В связи с тем, что 8 ноября 2010 года ИП С. обратился в администрацию города Михайловки Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка сроком с 1 ноября 2010 года до 31 марта 2011 года и на момент рассмотрения дела в антимонопольном органе период окончания испрашиваемого права аренды истек, отсутствуют основания для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Прекратить рассмотрение дела № 12-01-15-03/596 по признакам нарушения администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП С. путем необоснованного отказа, содержащегося в письме № 04-24/1466 от 16.04.2010, в связи с отсутствием фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
2. Признать факт нарушения администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП С. путем необоснованного отказа, содержащегося в письме № 04-24/5023 от 09.12.2010.
3. Предписание по делу № 12-01-15-03/596 не выдавать в связи с сезонностью использования (до 31 марта 2011 года) испрашиваемого ИП С. земельного участка.
4. Материалы дела передать на рассмотрение должностному лицу Волгоградского УФАС России на предмет возбуждения дела по статье 14.9 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru