Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2012 г. по делу № 3-95/2012

Красноярский краевой суд в составе:
Председательствующего Зинченко И.Н.,
при секретаре Кучеренко Д.С.
С участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Воротынской О.О.,
представителя Законодательного Собрания Красноярского края - Жавнера А.В.,
представителя Губернатора Красноярского края - Куренева Д.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Красноярского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 5 статьи 8 Закона Красноярского края от 09.06.2005 № 14-3538 "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края", в части

установил:

Законом Красноярского края от 09.06.2005 года № 14-3538 установлены размеры и условия оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края.
На основании пункта 5 статьи 8 этого Закона гражданские служащие края, имеющие дисциплинарные взыскания, не подлежат премированию в течение срока действия дисциплинарного взыскания.
Исполняющий обязанности прокурора Красноярского края обратился в краевой суд с заявлением, в котором просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, положения указанного пункта, в части, касающейся его применения к правоотношениям, связанным с премированием государственных гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий.
Заявленные требования мотивированы тем, что статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым отнесены премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
Пунктом 4 части 5 статьи 50 этого же Федерального закона определены два критерия, которые учитываются при принятии решения о выплате данного вида премии - обеспечение задач и функций государственного органа, исполнение должностного регламента. При этом к компетенции представителя нанимателя отнесено лишь установление порядка выплаты премии с учетом данных критериев.
Наличие неснятого дисциплинарного взыскания, примененного за дисциплинарный проступок, совершенный за пределами периода, за который производится премирование, не влияет на степень участия гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий и не может служить основанием (критерием) для лишения его премии, входящей в состав денежного содержания, следовательно, нарушает право гражданского служащего, закрепленное пунктом 2 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", на получение денежного содержания в полном объеме.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Красноярского края - Воротынская О.О., заявленные требования поддержала по тем же основаниям.
Представитель Законодательного Собрания Красноярского края - Жавнер А.В., и представитель Губернатора Красноярского края - Куренев Д.С., против удовлетворения заявления возражали, полагая его доводы необоснованными.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, проанализировав оспариваемые положения закона края и нормы федерального законодательства, суд находит, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На основании части 4 статьи 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 г.) "О системе государственной службы Российской Федерации", правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 26.14 этого же Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона.
Пунктом 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
На основании пункта 4 части 5 этой же статьи, одним из видов дополнительных выплат гражданскому служащему являются премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений данной статьи.
9 июня 2005 года Законодательным Собранием Красноярского края был принят Закон края № 14-3538 "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края", который 24 июня 2005 года подписан Губернатором Красноярского края и официально опубликован в печатном издании "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", № 27, 27.06.2005 г.
Указанный Закон принят в пределах компетенции высшего органа законодательной власти субъекта Российской Федерации, надлежащим образом опубликован, в связи с чем, оснований для признания его противоречащим федеральному законодательству, не подлежащим применению и не действующим, по основаниям нарушения порядка принятия или обнародования, не имеется.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1 этого Закона края, им устанавливаются размеры и условия оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края, финансирование которой является расходным обязательством Красноярского края.
Статьей 8 краевого Закона предусмотрены виды и условия премирования гражданских служащих Красноярского края.
На основании пункта 2 названной статьи, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе выплачиваемые по итогам работы за год, предоставляются гражданским служащим края:
за своевременное и качественное исполнение задания;
за проявленную инициативу в целях обеспечения задач и функций государственного органа;
за исполнение должностного регламента - с учетом оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих края, направленной на реализацию полномочий органов государственной власти края и функций государственных органов.
Пунктом 5 статьи 8 Закона края предусмотрено, что гражданские служащие края, имеющие дисциплинарные взыскания, не подлежат премированию в течение срока действия дисциплинарного взыскания.
Оспаривая указанное положение краевого Закона, в части его распространения на правоотношения, связанные с выплатой премий за выполнение особо важных и сложных заданий, прокурор края считает, что запрет премирования гражданских служащих края, имеющих дисциплинарные взыскания, установлен краевым законодателем с превышением своей компетенции, поскольку является дополнительным критерием выплаты названных премий, хотя такие критерии могут быть установлены лишь на уровне федерального, а не краевого законодательства.
Суд не может согласиться с указанным доводом по следующим основаниям.
Как непосредственно следует из части 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего имеет двойственную правовую природу, одновременно выступая, и в качестве средства материального обеспечения гражданского служащего, и в качестве средства стимулирования его профессиональной служебной деятельности по занимаемой должности.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий относится к дополнительным выплатам в составе денежного содержания гражданского служащего, следовательно, имеет стимулирующий характер.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена, либо поощрении гражданского служащего.
Таким образом, устанавливая оспариваемый прокурором края порядок выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, краевой законодатель, по сути, осуществил предоставленное ему приведенными в настоящем решении нормами федерального законодательства право установления механизма реализации дополнительной части денежного содержания для гражданских служащих края, включающего в себя не только его размеры, но и условия, с которыми связывается достижение цели стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы, а именно соблюдение служебного распорядка государственного органа края и должностного регламента.
При этом, установление оспариваемым Законом края такого порядка выплаты премий не может расцениваться, как снижение уровня правовых гарантий государственного гражданского служащего, в частности и предусмотренных статьей 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку, основано не на полномочиях нанимателя гражданского служащего, а на полномочиях Красноярского края, как субъекта Российской Федерации, по законодательному регулированию вопросов государственной гражданской службы края, в том числе, и условий ее оплаты.
Кроме того, отсутствуют и основания полагать, что оспариваемый пункт 5 статьи 8 Закона края нарушает принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, поскольку он не изменяет установленных федеральным законодательством критериев оценки степени участия гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий, а лишь определяет, в рамках предоставленных законодательных полномочий, условия выплаты премии за это.
При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для признания Закона края в оспариваемой части противоречащим федеральному законодательству не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Красноярского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 5 статьи 8 Закона Красноярского края от 09.06.2005 № 14-3538 "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края", в части его применения к правоотношениям, связанным с премированием государственных гражданских служащих края за выполнение особо важных и сложных заданий, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца, путем подачи апелляционной жалобы /апелляционного представления/ через Красноярский краевой суд.

Председательствующий
И.Н.ЗИНЧЕНКО





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru