Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 января 2012 г. № 3-4/2012

Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.,
при секретаре Д.А.С-М., рассмотрев 31 января 2012 года в городе Кызыле Республики Тыва в открытом судебном заседании с участием представителя заявителя Д.Б.Б. и представителя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по доверенности К.В.К. гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 1 апреля 1995 года № 253 "О свободе совести и религиозных организациях" в части,

установил:

Заместитель прокурора Республики Тыва Бадмаев Б.М. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 статьи 3 и статей 9 - 27 Закона Республики Тыва от 1 апреля 1995 года № 253 "О свободе совести и религиозных организациях" полностью.
В обоснование своих требований заявитель указал на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Республики Тыва право на свободу совести и свободу вероисповедания подлежит лишь ограничениям, установленным федеральным законодательством и необходимым для защиты основ конституционного строя, морали, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения общественной безопасности.
Данное положение противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно установленному Конституцией Российской Федерации разграничению компетенции регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации (пункт "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
В рамках реализации приведенного конституционного положения частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Аналогичное положение применительно к ограничению прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания содержится в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Учитывая, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации), регулирование указанного вопроса Законом Республики Тыва является вмешательством в предметы ведения Российской Федерации.
При этом одними из целей ограничения прав и свобод человека и гражданина, указанной Конституцией Российской Федерации, являются защита нравственности, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Несмотря на прямое указание Конституции Российской Федерации, приведенная норма Закона Республики Тыва предусматривает ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты морали, обеспечения общественной безопасности.
Статьями 9 - 27 Закона Республики Тыва регулируются вопросы создания и прекращения деятельности религиозной организации, а также порядок осуществления ее деятельности.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Вопросы создания, реорганизации и ликвидации, деятельность некоммерческих организаций (в том числе религиозных организаций) регулируются главами III - IV указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях.
Такие особенности определены Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".
В силу приведенного положения Конституции Российской Федерации, а также ее части 1 статьи 76 указанные выше вопросы нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регулироваться не могут, в связи с чем статьи 9 - 27 Закона Республики Тыва приняты с превышением установленной компетенции.
Просит признать оспариваемые положения республиканского закона недействующими ввиду их противоречия федеральному законодательству, а также возложить обязанность на заинтересованное лицо опубликовать сообщение о решении после его вступления в законную силу в газете "Тувинская правда".
Представитель заявителя Д.Б.Б. требование поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, и просила об его удовлетворении в полном объеме.
Представитель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по доверенности К.В.К. с заявлением не согласился, указывая на то, что в обоснование заявленных требований о признании противоречащим и недействующим норм Закона Республики Тыва заявителем делается ссылки на то, что ею предусматривается ограничение прав и свобод человека и гражданина, что является вмешательством в предметы ведения Российской Федерации. Однако оспариваемая норма пункта 3 статьи 3 названного Закона Республики Тыва, которая буквально гласит следующее:
Право на свободу совести и свободу вероисповедания подлежит лишь ограничениям, установленным федеральным законодательством и необходимым для защиты основ конституционного строя, морали, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения общественной безопасности. Данное положение не может противоречить нормам федерального законодательства, поскольку по своему содержанию соответствует положению пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных организациях", в которой прямо указано, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Также пункт 3 статьи 3 Закона Республики Тыва по своему содержанию фактически аналогичен правовому содержанию и смысловому значению приведенной норме Федерального закона, ввиду чего также не может противоречить ей. Дублирование в Законе Республики Тыва положений приведенного Федерального закона является лишь воспроизведением отдельных положений федерального законодательства, но не результатом правотворческой деятельности. Такое дублирование необходимо для полной ясности и понятности нормативного правового акта при его применении. Исходя из положений ст. 76 Конституции Российской Федерации, не устанавливается запрет на воспроизведение в законах субъекта РФ положений федеральных законов по предметам совместного ведения.
Оспариваемой нормой не устанавливается ограничение прав и свобод человека и гражданина законом или иным правовым актом субъекта Российской Федерации, а делается ссылка на возможность такого установления ограничения лишь федеральным законом.
Полагает, что заявитель ошибочно относит к предметам введения Российской Федерации законодательство о свободе совести, включая защиту прав и свобод человека и гражданина, поскольку, как установлено пунктом 1 статьи 1 названного Федерального закона законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Кроме того, оспариваемой нормой не регулируются права и свободы человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а воспроизводится норма Федерального закона, направленная на защиту таких прав и свобод.
Как вытекает из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.11.2004 № 16-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.И.Х. и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан" Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод человека и гражданина, а значит, прав в языковой сфере, и установление основ федеральной политики в области культурного и национального развития Российской Федерации, составной частью которой является государственная языковая политика, к ведению Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "е"), а защиту прав и свобод человека и гражданина и общие вопросы образования, культуры и языка как их компонента - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "е" части 1).
Также на основании вышеприведенного пункта 1 статьи 1 названного Федерального закона о том, что законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, полагают, что воспроизведение в законе республики норм поименованного Федерального закона, регулирующих особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями, а также учитывая, что в оспариваемом Законе Республики Тыва не вводятся какие-либо нормы, отличные от норм федерального законодательства, противоречий федеральному законодательству не имеется и субъект Российской Федерации не вторгается в полномочия Российской Федерации. Статьи 9 - 27 Закона Республики Тыва воспроизводят положения статей глав II - III Федерального закона, при этом не меняя их правового содержания и смыслового значения.
Перечисленные нормы Закона Республики Тыва не регулируют каких-либо новых правоотношений, а воспроизводят положения федерального закона, что само по себе не может расцениваться как противоречие этому закону.
Воспроизведение нормы Федерального закона без изменения ее правового содержания нельзя назвать противоречием норм закона.
Такое толкование следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, который в постановлении № 19-П от 15 декабря 2003 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Ивановской области "О муниципальной службе Ивановской области" в связи с запросом Законодательного Собрания Ивановской области" указал, что воспроизведение в законах субъектов РФ положений федеральных законов само по себе не выходит за пределы полномочий субъекта РФ в области регулирования отношений, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Поскольку оспариваемые нормы Закона Республики Тыва по вышеприведенным доводам не содержат противоречий федеральному законодательству, а, следовательно, не нарушаются интересы Российской Федерации, просили суд отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия в судебном заседании не сообщил, ввиду чего дело возможно рассмотреть в отсутствие указанного выше лица.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших при рассмотрения дела, исследовав материалы дела и доводы заявления, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Республики Тыва право на свободу совести и свободу вероисповедания подлежит лишь ограничениям, установленным федеральным законодательством и необходимым для защиты основ конституционного строя, морали, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения общественной безопасности.
Согласно пункту "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации.
В рамках реализации приведенного конституционного положения частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О свободе совести и о религиозных объединениях" право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Поскольку по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации), регулирование указанного вопроса Законом Республики Тыва является вмешательством в предметы ведения Российской Федерации.
При этом одними из целей ограничения прав и свобод человека и гражданина, указанной Конституцией Российской Федерации, являются защита нравственности, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Приведенная выше норма Закона Республики Тыва предусматривает ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты морали, обеспечения общественной безопасности, что указывает на ее противоречие с федеральным законодательством.
Статьями 9 - 27 Закона Республики Тыва регулируются вопросы создания и прекращения деятельности религиозной организации, а также порядок осуществления ее деятельности.
Вместе с тем ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Вопросы создания, реорганизации и ликвидации, деятельность некоммерческих организаций (в том числе религиозных организаций) регулируются главами III - IV указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.
Поскольку указанные выше вопросы нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регулироваться не могут, то статьи 9 - 27 Закона Республики Тыва приняты с превышением установленной пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации компетенции, в силу чего вошли в противоречие с федеральным законодательством.
Доводы представителя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва К.В.К. о том, что приведенные в заявлении нормы Закона Республики Тыва не регулируют каких-либо новых правоотношений, а воспроизводят положения федерального закона, что само по себе не может расцениваться как противоречие этому закону; воспроизведение нормы Федерального закона без изменения ее правового содержания нельзя назвать противоречием норм закона, несостоятельны, поскольку оспариваемые заявителем положения закона регулируют вопросы, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявление заместителя прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Следует признать пункт 3 статьи 3, а также статьи с 9 по 27 Закона Республики Тыва от 1 апреля 1995 года № 253 "О свободе совести и религиозных организациях" недействующими со дня вступления решения суда в законную силу ввиду их противоречия федеральному законодательству.
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 1 апреля 1995 года № 253 "О свободе совести и религиозных организациях" в части удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу п. 3 ст. 3 и ст. ст. с 9 по 27 Закона Республики Тыва от 1 апреля 1995 года № 253 "О свободе совести и религиозных организациях".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 6 февраля 2012 года.

Председательствующий
Ч.Д.ААЛ-ООЛ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru