Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2012 г. по делу № А76-1545/2012

Резолютивная часть решения оглашена 19 марта 2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено 26 марта 2012 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Елькина Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Лабиринт" г. Челябинск
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Ф. - представитель по доверенности, К. - представителя по доверенности
от ответчика: С. - представителя по доверенности

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Лабиринт" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее Управление Роспотребнадзора) от 19 января 2012 года № 195. Согласно данному постановлению общество привлечено к административной ответственности по основанию статьи 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за осуществление розничной торговли на прилегающей к образовательному учреждению территории.
В обоснование заявления общество ссылается на отсутствие состава правонарушения, так как в отношении образовательного учреждения отсутствует установленное на законодательном уровне понятие прилегающей территории. Кроме того, административным органом неверно определено расстояние между объектом торговли и школой, так как не было учтено расстояние с учетом сведений кадастрового плана.
Управление Роспотребнадзора заявленного требования не признало, указав на законность спорного постановления, а также надлежащее определение расстояния между объектом торговли и образовательным учреждением.
Как следует из материалов дела в отношении ООО "Лабиринт" дело об административном правонарушении было возбуждено Прокурором Центрального района города Челябинска согласно постановлению от 01.12.2011. Поводом явилось сообщение Управления по делам образования от 30.06.2011 (получено прокурором 07.07.2010) о перечне образовательных учреждений, от границ которых на расстоянии менее чем за сто метров осуществляется розничная продажа табачной и алкогольной продукции. В частности, указано нахождение магазина "Красное и Белое" по адресу: ул. Энтузиастов, 13 в непосредственной близости к школе № 153. В ходе проверки названного магазина была произведена закупка алкогольной продукции (водка "Русский стандарт") работниками УВД (протокол закупки от 25.11.2011), произведен осмотр магазина (акт от 25.11.2011) и находящихся в нем вещей (протокол осмотра от 25.11.2011), взято объяснение от администратора магазина, а также составлена в присутствии понятых схема к протоколу осмотра. В результате указанных действий было установлено, что в магазине производится розничная продажа алкогольных напитков, и данный магазин находится от образовательного учреждения, согласно измерению десятиметровой рулеткой РФ 2-10-25 по прямой линии до ограждения (забора) школы, на расстоянии 23, 76 метра.
Для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении прокуратурой был приглашен законный представитель на 01.12.2011. Уведомление вручено К., действующей от имени общества по доверенности. 01.12.2011 в прокуратуре Центрального района общество представляла К., в полномочия которой вменено представление интересов общества при производстве дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 КоАП РФ во всех органах, предприятиях, учреждениях, в том числе государственных, правоохранительных, административных. Представителем общества по существу установленного правонарушения даны пояснения, из которых следует, что при определении расстояния до школы был нарушен установленный порядок определения размера прилегающей территории. Осуществление реализации алкогольной продукции производится в магазине на основании разрешения (лицензии) Министерства сельского хозяйства Челябинской области.
Вместе с тем прокурором Центрального района 01.12.2011 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому в действиях общества были установлены признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.2 КоАП РФ. Постановление (копия) вручено обществу и направлено вместе с материалами дела в Управление Роспотребнадзора для рассмотрения. Материалы были приняты административным органом 14 декабря 2011 г.; о времени рассмотрения дела общество было уведомлено, о чем свидетельствует отметка о вручении на заказном письме. Рассмотрение дела произведено в присутствии представителя по доверенности и вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере (30 000 руб.).
Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в установленный десятидневный срок в суд.
Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего:
Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.07.2009 № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на прилегающих к ним территориях.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
В Челябинской области Постановлением Губернатора от 23.12.2005 № 465 утвержден Порядок определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
В соответствии с п. 2 названного Порядка прилегающая территория - это территория, прилегающая к границам (ограждениям) земельных участков, предоставленных в установленном законодательством порядке для мест массового скопления граждан, а также местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, станциям метрополитена, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения).
Прилегающая территория согласно пункту 3 Порядка определяется по прямой линии путем установления органами местного самоуправления Челябинской области расстояния в метрах от границ (ограждений) земельных участков, предоставленных в установленном законодательством порядке для мест, указанных в п. 2 утвержденного Порядка, до ближайшей точки периметра объекта торговли, на территории которого планируется розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
Органы местного самоуправления Челябинской области определяют указанное в пункте 3 настоящего Порядка расстояние с учетом особенностей застройки территорий, обеспеченности населения объектами торговли и других факторов (п. 4 Порядка определения прилегающих территорий).
При определении прилегающих территорий органы местного самоуправления должны руководствоваться: строительными нормами и правилами; архитектурно-градостроительной документацией; противопожарными нормами и правилами; требованиями содержания и обеспечения чистоты и благоустройства территорий населенных пунктов Челябинской области (п. 5 Порядка определения прилегающих территорий).
Во исполнение названного постановления Губернатора Челябинской области главой города Челябинска принято постановление от 03.03.2006 № 96-П "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции". В указанном постановлении прилегающая территория, на которой недопустима розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, определена протяженностью 100 метров (пункт 1 постановления). Порядок определения прилегающей территории в постановлении Главы города (пункт 2) соответствует порядку, указанному в пункте 3 Постановления Губернатора.
Содержащиеся в постановлениях определения прилегающих территорий как территорий к местам массового скопления граждан не исключает отнесения к таким местам и образовательных организаций. Во всяком случае, определение мест массового скопления как в Федеральном законе № 171-ФЗ, так и в постановлениях органов местного самоуправления не ограничено указанием на рынки, вокзалы и аэропорты, так как такой перечень не является закрытым. Совершенно очевидно, что детские, учебные, культовые и лечебно-профилактические учреждения являются местами массового скопления граждан, что подтверждается строительными нормами и правилами, противопожарными нормами и правилами и другими нормативно-правовыми документами.
Отнесение детских, образовательных и медицинских организаций к местам массового скопления граждан не противоречит содержанию и толкованию норм законодательства, предусматривающих ограничение реализации алкогольной продукции, исходя из цели Закона 171-ФЗ: оградить детей, учащихся, больных, мест их организованного обучения, воспитания и лечения от проявлений нездорового образа жизни.
При указанных обстоятельствах, административным органом правомерно использован порядок определения прилегающей территории в отношении образовательного учреждения. Как следует из материалов дела, расстояние было определено в соответствии с требованием Постановления Губернатора Челябинской области от 03.03.2006 № 96-П.
Расстояние прилегающей к школе территории определено по прямой от внешней границы земельного участка, предоставленного школе, до ближайшей точки периметра объекта торговли (входа в магазин). Это подтверждено составленной с участием понятых схемой к протоколу осмотра и описанием порядка осмотра в акте от 25.11.2011.
Кроме того, исходя из масштаба (в 1 см 10 м) дежурного плана города Челябинска (Главным Управлением архитектуры и градостроительства представлен фрагмент плана), расстояние по прямой линии от забора школы до магазина составляет менее 25 метров.
Некорректное изображение места расположения входа в магазин по отношению к боковой части здания не свидетельствует о неверном определении спорного расстояния в пространстве прилегающей территории.
Учитывая, что спорное расстояние менее 100 метров, осуществление розничной продажи алкогольных напитков с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в магазине "Красное и белое" является незаконным и образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.2 КоАП РФ.
Осуществление розничной торговли спиртными напитками подтверждено протоколом закупки, которую осуществили работники УВД, и не оспаривается самим обществом.
Наличие лицензии, а также возникновение ограничений после открытия магазина не дают права на осуществление деятельности с нарушением требований закона.
Вина предпринимателя в совершении вышеуказанных нарушений подтверждается материалами административного дела и выражается в осознанном осуществлении деятельности с нарушением обязательных требований.
Порядок привлечения к административной ответственности, предусмотренный нормами статей 28.2, 28.5 КоАП РФ, прокурором не нарушен.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статья 4.3 КоАП РФ), или свидетельствующие о малозначительности совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ), судом не установлены. Заявитель свою вину в совершенном правонарушении не признал. Административным органом при привлечении к ответственности избрана мера ответственности в минимальном размере, которая судом признается достаточной.
При указанных обстоятельствах суд считает оспоренной постановление законным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 167, 168, пунктом 2 ст. 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления ООО "Лабиринт" г. Челябинск о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области № 195 от 19.01.2012 о назначении административного наказания по основанию статьи 14.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья
Л.А.ЕЛЬКИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru