Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


28 февраля 2013 годаN 48-рг


РАСПОРЯЖЕНИЕ

ГЛАВЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Чувашской Республике" (далее - план).
2. Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечить реализацию плана.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Глава
Чувашской Республики
М.ИГНАТЬЕВ
г. Чебоксары
28 февраля 2013 года
№ 48-рг





Утвержден
распоряжением Главы
Чувашской Республики
от 28.02.2013 № 48-рг

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")
"ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"

I. Общее описание "дорожной карты"

Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики и их работников.
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению социальных услуг.
В целях привлечения в государственные учреждения здравоохранения Чувашской Республики квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации необходимо сформировать условия, позволяющие медицинским работникам таких учреждений здравоохранения получить конкурентный уровень заработной платы.
Вместе с тем для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников учреждений здравоохранения Чувашской Республики от объема и качества предоставляемых медицинских услуг (обеспечения предоставления медицинских услуг) необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт.
Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждого государственного учреждения здравоохранения Чувашской Республики являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения. "Дорожная карта" предусматривает внесение соответствующих изменений в порядки маршрутизации пациентов при оказании медицинской помощи, разработку и внедрение показателей эффективности деятельности государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики, внесение изменений в государственную программу Чувашской Республики "Развитие здравоохранения" на 2012 - 2020 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 октября 2011 г. № 444, по достижению целевых индикаторов государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" с учетом заболеваемости и смертности населения.
Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи достигается в том числе за счет объема услуг, оказываемых в амбулаторных условиях.
Социальной эффективностью реализации "дорожной карты" является установление действенных механизмов оценки деятельности медицинских работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда. Таким образом, эффективный контракт призван обеспечить соответствие роста заработной платы медицинских работников повышению качества оказываемых ими государственных услуг (выполняемых работ).
Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

1.1. Анализ демографической ситуации и показателей здоровья населения

В 2012 году в Чувашской Республике родилось на 1233 младенца больше, чем в 2010 году (16174 против 17407). Коэффициент рождаемости увеличился на 8,5% и составил 14,0 на 1 тыс. населения (Россия - 13,3, Приволжский федеральный округ (далее - ПФО) - 13,2).
Последовательная реализация государственной политики стимулирования рождаемости и поддержки семей с детьми, улучшения их материального благосостояния и качества жизни позволили сформировать положительную динамику рождаемости, прежде всего вторых и третьих детей. По предварительным данным учреждений здравоохранения за 2012 год, по сравнению с 2010 годом число детей, рожденных вторыми по очередности рождения, увеличилось на 13,0% и составило 6991 ребенок, третьими - на 32,8% (1962 ребенка), четвертыми и более - на 30,7% (596 детей).
Число умерших в 2012 году по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 1628 человек, показатель общей смертности населения Чувашской Республики снизился на 8,3%, составив 13,3 на 1 тыс. населения, оставаясь стабильно ниже средних показателей по России (13,3%о) и ПФО (13,9%о).
Впервые за 20 лет естественная убыль населения сменилась естественным приростом и составила +0,7 на 1 тыс. населения (Россия - 0, ПФО - минус 0,7).
В результате положительной динамики показателей рождаемости и смертности на территории республики увеличилась ожидаемая продолжительность жизни населения в 2012 году до 70,6 года (на 2,06 года по сравнению с 2010 годом).
Основными причинами смерти населения республики, по данным за 2012 год, являются болезни системы кровообращения (44,9% всех умерших), внешние причины (13,9%), новообразования (11,2%), болезни органов дыхания (7,1%) и пищеварения (5,2%).
Показатель смертности всего населения от болезней системы кровообращения снизился на 4,7% по сравнению с 2010 годом и составил в 2012 году 596,3 на 100 тыс. населения, что ниже средних показателей по России (729,3) и ПФО (745,8). В результате развития системы оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями в виде трехуровневой модели за 2012 год в сравнении с 2010 годом снизилась смертность от инфаркта миокарда на 17,1%, от церебрального инсульта - на 14,1%, сохранено около 600 человеческих жизней.
В структуре распространенности всех заболеваний среди населения Чувашской Республики сердечно-сосудистая патология на протяжении ряда лет занимает второе место (15,13%). В сравнении с 2010 годом распространенность болезней системы кровообращения увеличилась на 0,7% и составила 339,9 на 1 тыс. населения (в 2011 г. Россия - 227,4, ПФО - 258,8), заболеваемость снизилась на 7,2% (27,2 на 1 тыс. населения; в 2011 г. Россия - 26,6, ПФО - 28,6).
В целом по республике число умерших от внешних причин в 2012 году снизилось по сравнению с 2010 годом на 21,9%, в расчете на 100 тыс. населения показатель смертности составил 184,4 человека (Россия - 125,1, ПФО - 138,2).
Наибольший удельный вес в структуре смертности от внешних причин занимают самоубийства (18,7%), случайные отравления алкоголем (8,3%), транспортные травмы (12,2%).
С учетом актуальности задачи снижения смертности всего населения от внешних причин в Чувашской Республике реализуются межведомственный оперативный план профилактических мероприятий по сокращению смертности и травматизма от внешних причин, включая дорожно-транспортные происшествия, пожары, стихийные бедствия и происшествия на воде, на 2012 год, а также мероприятия по реализации концепций развития наркологической и психотерапевтической служб, определены ежемесячные контрольные индикаторы.
За 2012 год в республике смертность от случайных отравлений алкоголем снизилась на 53,9% по сравнению с 2010 годом и составила 15,3 на 100 тыс. населения (Россия - 7,0, ПФО - 8,2), от самоубийств - на 23,7% (34,4 на 100 тыс. населения; Россия - 20,2, ПФО - 25,4), от всех видов транспортных несчастных случаев - на 17,0% (22,5 на 100 тыс. населения; Россия - 20,5, ПФО - 21,1), в том числе от дорожно-транспортных происшествий - на 18,7% (17,4 на 100 тыс. населения; Россия - 14,1, ПФО - 15,8).
Бытовые и уличные травмы в 2012 году были основными причинами заболеваемости населения по классу "Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин", различные повреждения в быту получили 117,3 тыс. человек (на 14,8% больше, чем в 2010 году), из них 16,1% - дети 0 - 17 лет. Среди взрослых бытовые травмы составили 97,8 на 1 тыс. населения, среди детей - 78,5 на 1 тыс. соответствующего населения. Уличным травмам в большей степени подвержены дети: частота повреждений на улице у данной возрастной категории в 4,7 раза выше, чем у взрослых (37,0 и 7,9 на 1 тыс. населения соответственно). При этом уровень травматизма у подростков выше, чем у детей. Структура обращаемости по видам повреждений отличается постоянством: преобладают раны и ушибы, переломы костей конечностей, вывихи, как правило, чаще у мальчиков начиная с самого раннего возраста.
Число пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, по данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, в 2012 году составило 2651 человек, в том числе 277 детей. На каждую тысячу населения республики приходится 1,66 транспортной травмы, в том числе на тысячу детского населения - 1,04.
Третье место в структуре общей смертности населения Чувашской Республики занимают новообразования, смертность от которых в 2012 году снизилась на 9,7% по сравнению с 2010 годом и составила 148,1 на 100 тыс. населения (Россия - 201,2, ПФО - 189,7), в том числе от злокачественных новообразований - на 9,3% (Чувашия - 146,2 на 100 тыс. населения, Россия - 199,1, ПФО - 187,8).
В 2012 году показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями составил 279,1 на 100 тыс. населения (в 2010 г. - 295,9), распространенности - 1721,2 (в 2010 г. - 1621,5).
Кроме того, результатом работы новой системы оказания онкологической помощи населению Чувашской Республики является снижение запущенности онкологических заболеваний с 23,1% в 2010 году до 21,5% в 2012 году. Доля больных, умерших в течение первого года после установления диагноза, уменьшилась с 36,4% в 2010 году до 25,4% в 2012 году. Удельный вес больных с I и II стадией опухолевого процесса увеличился с 43,4% в 2010 году до 47,2% в 2012 году, пятилетняя выживаемость больных при злокачественных новообразованиях возросла до 55,6%.
Показатель смертности всего населения Чувашской Республики от болезней органов дыхания в 2012 году снизился на 19,97% по сравнению с 2010 годом и составил 94,6 на 100 тыс. населения (Россия - 48,1, ПФО - 51,6).
В расчете на 100 тыс. человек показатель смертности всего населения от болезней органов пищеварения уменьшился в 2012 году на 13,1% по сравнению с 2010 годом и составил 69,7 (Россия - 60,9, ПФО - 64,0).
Удельный вес заболеваний органов пищеварения в структуре распространенности болезней внутренних органов в 2012 году составил 7,3%. Показатель распространенности болезней пищеварительной системы среди населения Чувашской Республики по сравнению с 2010 годом снизился на 2,1% (164,8 на 1 тыс. населения).
Всего в 2012 году в Чувашской Республике зарегистрировано 2800,6 тыс. острых и хронических заболеваний, из которых 1253,2 тысячи - с впервые установленным диагнозом (44,8%).
В 2012 году общая заболеваемость увеличилась по сравнению с 2010 годом на 1,7% и составила 2214,1 на 1 тыс. населения (в 2011 г. Россия - 1604,0, ПФО - 1810,9), первичная заболеваемость - на 6,1% (Чувашия - 995,5 на 1 тыс. населения; в 2011 г. Россия - 797,4, ПФО - 876,9).
В структуре причин заболеваемости всего населения республики в 2012 году на первом месте находятся болезни органов дыхания (35,8%), на втором - болезни мочеполовой системы (10,3%), на третьем - травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (11,0%). В структуре распространенности ведущее место занимает патология органов дыхания (19,6%), на второй позиции - кровообращения (15,0%), на третьей - мочеполовой системы (9,2%).
В 2012 году первичная заболеваемость туберкулезом (зарегистрированная в республике учреждениями здравоохранения) составила 59,5 на 100 тыс. населения, распространенность туберкулеза - 99,8 на 100 тыс. населения (в 2010 г. - 67,5 и 115,1 на 100 тыс. населения соответственно). Смертность от туберкулеза в 2012 году снизилась по сравнению с 2010 годом на 40,2% и составила 6,7 на 100 тыс. населения (Россия - 12,2, ПФО - 10,2).
Показатели распространенности и заболеваемости наркоманией в Чувашской Республике позитивно отличаются от таковых по Российской Федерации и составили в 2012 году 99,0 и 2,4 на 100 тыс. населения соответственно; случаи наркомании среди детей не зарегистрированы.
В 2012 году в республике зарегистрирован 1 больной токсикоманией, или 0,1 на 100 тыс. населения (в 2011 г. Россия - 0,5, ПФО - 0,5).
Число больных, впервые обратившихся за медицинской помощью по поводу алкоголизма, с 2010 года уменьшилось на 13,3% и в 2012 году составило 99,4 на 100 тыс. населения, что связано с доступностью медицинской помощи лицам, имеющим проблемы с потреблением алкоголя, созданием системы единого профилактического и реабилитационного пространства, направленной на раннее выявление, лечение и динамическое медико-социальное сопровождение больных.
Уровень заболеваемости алкогольными психозами в 2012 году составил 14,7 на 100 тыс. населения, что на 2,6% ниже показателя 2010 года и остается ниже показателя по России (30,5 на 100 тыс. населения в 2011 г.).
За 2012 год в республике выявлено 138 новых случаев ВИЧ-инфекции против 128 за 2010 год, показатели заболеваемости на 100 тыс. населения составили 11,1 и 10,2 соответственно. Заболеваемость по Чувашской Республике значительно ниже, чем по России и ПФО (47,1 и 52,6 в 2011 г. соответственно).
Показатель общей заболеваемости психическими расстройствами в 2012 году снизился на 4,5% по сравнению с 2010 годом и составил 3026,2 на 100 тыс. населения.
Показатель первичной заболеваемости психическими расстройствами в 2012 году по сравнению с 2010 годом снизился на 19,7% и составил 344,3 на 100 тыс. населения. Тем не менее данный показатель также остается выше среднероссийского (335,8 на 100 тыс. населения в 2011 г.).
В 2012 году в Чувашской Республике показатель распространенности по некоторым инфекционным и паразитарным заболеваниям составил 53,2 на 1 тыс. населения, что на 4,3% ниже, чем в 2010 году. Межведомственный подход к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, сохранение действенной государственной системы вакцинопрофилактики позволили снизить в 2012 году по сравнению с 2010 годом заболеваемость эпидемическим паротитом в 2,7 раза, ликвидировать случаи врожденной краснухи.

1.2. Система предоставления медицинской помощи

С 2003 года в Чувашской Республике в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8, мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011 - 2012 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 г. № 29 (далее - Программа модернизации здравоохранения), внедрен комплекс мероприятий, направленных на реструктуризацию системы предоставления медицинской помощи, упорядочение конкретных компонентов медицинского обслуживания и совершенствование системы его финансирования:
формирование здорового образа жизни на основе межведомственного взаимодействия;
реорганизация системы первичной медико-санитарной помощи с введением института врачей общей (семейной) практики, приоритетным развитием профилактического направления в деятельности первичного звена и развитием стационарзамещающих технологий;
оптимизация системы предоставления стационарной помощи на основе оптимизации коечного фонда и формирования межтерриториальных медицинских центров;
модернизация службы скорой медицинской помощи;
централизация диагностических служб.
В рамках Программы модернизации здравоохранения продолжена реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений и структуры оказания медицинской помощи в соответствии с половозрастной структурой населения, заболеваемости и смертности на территории республики, выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи, обеспечивающая ее доступность каждому жителю в месте его проживания, с формированием маршрутов пациентов в соответствии с профилями заболеваний на основе федеральных порядков оказания медицинской помощи.
С 1 января 2013 г. медицинскую помощь населению республики оказывают 64 лечебно-профилактических учреждения (20 центральных районных больниц, 10 городских больниц, 5 городских детских больниц, 2 перинатальных центра, 7 стоматологических поликлиник, 6 специализированных диспансеров, 6 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 4 психиатрические больницы, а также 4 специализированные клиники) плановой мощностью 36001 посещение в смену с общим коечным фондом 10472 круглосуточные койки.
Необходимо отметить, что на фоне уменьшения численности населения сельских муниципальных образований за последние тридцать лет в 1,4 раза и выраженной диспропорции их по численности населения (от 13,6 тыс. человек в Порецком районе до 63,3 тыс. человек в Чебоксарском районе) отмечается увеличение доли маломощных центральных районных больниц: к началу 2013 года каждая вторая центральная районная больница (50%) обслуживает менее 25 тыс. населения, более половины (12 центральных районных больниц из 20) имеет коечную мощность менее 100 коек.
С 1 января 2012 г. все муниципальные учреждения здравоохранения как имущественные комплексы приняты в государственную собственность Чувашской Республики. В целях повышения структурной эффективности деятельности системы здравоохранения в Чувашии реализуется стратегия оптимизации сети лечебных учреждений, служб, а также технических, кадровых и технологических ресурсов в форме реорганизации маломощных лечебно-профилактических учреждений путем присоединения к крупным многопрофильным больницам, создания межрайонных территориальных центров путем слияния нескольких учреждений, централизации ряда специализированных служб. Всего реорганизовано 21 учреждение здравоохранения, в 2013 году планируется преобразование еще 6 учреждений здравоохранения.

1.3. Первичная медико-санитарная помощь

Первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную медико-санитарную помощь, населению республики оказывают 44 учреждения здравоохранения (в том числе 20 центральных районных больниц, 18 городских больниц, 6 городских стоматологических поликлиник, 612 отделений общеврачебной практики (в том числе в сельской местности - 198), первичную доврачебную медицинскую помощь - 525 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов (далее также - ФАП). В учреждениях здравоохранения республики организована работа 39 пунктов неотложной медицинской помощи для взрослого и детского населения, оснащенных в рамках Программы модернизации здравоохранения санитарным автотранспортом, а также 73 выездных врачебных бригад.
Плановая мощность амбулаторно-поликлинических подразделений государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, на протяжении последних лет остается стабильной и составила в 2012 году 31020 посещений в смену (249 посещений в смену в расчете на 10 тыс. человек населения).







│за счет средств от приносящей доход│    x   │  40,620│  46,710│  60,720│  97,160│  177,600│  186,480│  148,050│  609,290│
│деятельности, млн. рублей          │        │        │        │        │        │         │         │         │         │
├───────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│за счет иных источников  (решений),│    x   │ 133,393│ 143,001│  89,208│  51,222│   20,624│   13,268│  365,601│  450,715│
│включая               корректировку│        │        │        │        │        │         │         │         │         │
│консолидированного          бюджета│        │        │        │        │        │         │         │         │         │
│Чувашской       Республики       на│        │        │        │        │        │         │         │         │         │
│соответствующий год, млн. рублей   │        │        │        │        │        │         │         │         │         │
├───────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│Итого,        объем        средств,│    x   │ 612,479│1304,023│1235,671│1083,495│  712,738│  550,918│ 3152,174│ 5499,325│
│предусмотренных на повышение оплаты│        │        │        │        │        │         │         │         │         │
│труда, млн. рублей (стр. 4 + 6 +  7│        │        │        │        │        │         │         │         │         │
│+ 8)                               │        │        │        │        │        │         │         │         │         │
├───────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│Соотношение   объема   средств   от│    x   │   0,573│   0,347│   0,204│   0,000│    0,000│    0,000│     x   │     x   │
│оптимизации и суммы объема средств,│        │        │        │        │        │         │         │         │         │
│предусмотренных на повышение оплаты│        │        │        │        │        │         │         │         │         │
│труда, процентов (стр. 5 / стр. 9 x│        │        │        │        │        │         │         │         │         │
│100%)                              │        │        │        │        │        │         │         │         │         │
└───────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┘

--------------------------------
<*> Заполняется как итоговая сумма по итогам заполнения таблиц по всем категориям работников.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru