Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2012 г. по делу № 591-ФАС52-03/12

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнев Ю.Н.  - председатель    комиссии,    заместитель     руководителя
                  управления;

- Довгаль Р.Ю.  - член комиссии,  начальник  отдела  контроля  естественных
                  монополий;

- Кошелева И.А. - член комиссии, начальник  отдела  контроля  экономической
                  концентрации;

- Пика Е.В.     - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля
                  естественных монополий, -

с участием:

Т.С.В.          - представителя ОАО "Н" (доверенность № 166  от  30.12.2011
                  г.), -

рассмотрев дело № 591-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Н" (<...>, г. Нижний Новгород, <...>; ИНН <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление С.С.В. (далее - С.С.В., Заявитель) по вопросу включения открытым акционерным обществом "Н" (далее - ОАО "Н", гарантирующий поставщик, Ответчик) в апреле 2012 года в счет на оплату электроэнергии дополнительной платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (далее - ОДН).
В ходе рассмотрения заявления в действиях ОАО "Н" Управлением обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части применения противоречащей действующему законодательству методики расчета платы за электроэнергию, потребленную на ОДН, при отсутствии общедомового прибора учета в многоквартирном жилом доме.
По результатам рассмотрения заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело № 591-ФАС52-03/12 в отношении ОАО "Н" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (приказ Нижегородского УФАС России от 15.06.2012 № 179).
На заседание комиссии Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела № 591-ФАС52-03/12, не явился; явку представителя также не обеспечил.
Представитель ОАО "Н" факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях по делу (письмо от 10.07.2012). Просил производство по делу № 591-ФАС52-03/12, возбужденному по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции".
Комиссия, изучив материалы дела № 591-ФАС52-03/12 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
Между ОАО "Н" и С.С.В. имеются договорные отношения по поставке электрической энергии в жилое помещение, в котором проживает Заявитель. Однако в письменном виде договор энергоснабжения не оформлен.
За апрель 2012 года ОАО "Н" в адрес С.С.В., проживающей по адресу: <...> выставило квитанцию за услуги электроснабжения.
В соответствии с данной квитанцией абонент помимо объема электроэнергии, потребленной согласно индивидуальному прибору учета, должен оплатить электроэнергию, используемую на ОДН (в рассчитанном гарантирующим поставщиком объеме).
Так, согласно индивидуальному прибору учета электрической энергии было потреблено 364 кВт.ч, объем электроэнергии, используемой на ОДН составил 207 кВт.ч.
В квартире зарегистрировано 6 человек.
Как следует из заявления и также подтверждается письменными пояснениями ОАО "Н" от 10.07.2012, общедомовой прибор учета электроэнергии в указанном доме отсутствует.
Заявитель считает необоснованным размер объема электроэнергии, используемой на ОДН, приходящийся на конкретную квартиру в многоквартирном жилом доме.
Заявителем объем электроэнергии, потребленной на ОДН в апреле 2012 года, не оплачивался.
ОАО "Н" в квитанции за май 2012 года выставило плату только за электроэнергию, потребленную согласно индивидуальному прибору учета Заявителя.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, письменном объяснении и устном выступлении присутствующего на заседании комиссии представителя лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующему.
I. Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ОАО "Н" включено в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции "электрическая энергия" с долей более 50 процентов в географических границах, определенных зоной деятельности ОАО "Нижегородская сбытовая компания" как гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Нижегородской области (приказ Нижегородского УФАС России от 13.10.2005 № 133 (с изменениями, внесенными приказом от 20.09.2007 № 193)).
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (пункт 13 постановления от 30.06.2008 № 30), установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" ОАО "Н" занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии в географических границах, определенных зоной деятельности ОАО "Н" как гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Нижегородской области. Обстоятельств, свидетельствующих об обратном, не установлено.



IV. ОАО "Н" при расчете платы за электроэнергию, используемую на ОДН в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета электрической энергии, применяет следующую методику.
    В  формуле 9  Правил  № 307  V   рассчитывается  как  сумма  нормативов
                                  D
потребления,  приходящихся  на  каждую квартиру в данном доме, и нормативов
потребления  на  ОДН  согласно  постановлению  Правительства  Нижегородской
области   № 244  от   19.07.2007   "Об   утверждении  норматива потребления
коммунальных  услуг  по  электроснабжению  при  отсутствии  приборов  учета
электрической энергии".
Количество потребленной электрической энергии в каждой квартире рассчитывается по нормативу в соответствии с количеством комнат и количеством проживающих людей. Величины, получившиеся по каждой квартире, суммируются.
Количество электроэнергии, потребленной на ОДН, рассчитывается как норматив потребления электроэнергии на ОДН (7 кВт.ч, 14 кВт.ч - в домах с лифтом), умноженный на количество проживающих в каждой квартире человек. Величины, получившиеся по каждой квартире, суммируются.
    В   итоге  оба  вышеуказанных  показателя  суммируются  и  определяется
величина  V ,  которая  применяется  в  формуле  9  Правил № 307. Остальные
           D
показатели  указанной  формулы остаются неизменными, то есть рассчитываются
так же, как и при наличии общедомового прибора учета электроэнергии.
Тариф, применяемый при расчете платы за ОДН, составляет 2,30 руб./кВт.ч в соответствии с подпунктом 2 пункта 21.3 решения РСТ по Нижегородской области от 30.11.2011 № 57/21 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Нижегородской области".
    Таким  образом,  ОАО  "Н"  определяет  показатель  V ,  который  должен
                                                        D
рассчитываться по общедомовому прибору учета, путем суммирования нормативов
потребления по каждой квартире (с учетом потребления электрической энергии,
используемой  на ОДН) в многоквартирном жилом доме, как если бы ни у одного
жителя  не  было  установлено индивидуального прибора учета электроэнергии,
что  не предусмотрено действующим законодательством (в частности формулой 9
Правил № 307).
Кроме того, Правилами № 124, распространяющими свое действие на отношения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией, товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ), жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом (далее - исполнители коммунальных услуг), не предполагается взимание платы за электроэнергию, используемую на ОДН, в домах, не оборудованных общедомовым прибором учета, до 1 сентября 2012 года.
Исходя из постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.10.2007 № 57, ТСЖ (как и иные исполнители коммунальных услуг) не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ.
Таким образом, невозможно предположить, что при расчетах напрямую с гражданами-потребителями ресурсоснабжающей организацией может быть применен иной, экономически более обременительный порядок расчета, нежели предполагаемый для расчета с исполнителями коммунальных услуг.
Учитывая совокупность вышеизложенных фактических обстоятельств и положений приведенных правовых норм, комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО "Н" по применению противоречащей действующему законодательству методики расчета платы за электроэнергию, потребленную на ОДН, при отсутствии общедомового прибора учета в многоквартирном жилом доме, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
V. Ответчиком в материалы дела представлены документы (справка, содержащая порядок формирования начисления за период с 01.05.2012 по 31.05.2012, выписка с лицевого счета С.С.В. за май 2012, квитанция за май 2012 года), свидетельствующие о том, что в отношении Заявителя произведен перерасчет сумм, выставленных за электроэнергию, потребленную на ОДН.
Квитанция за май 2012 года, выставленная ОАО "Н" в адрес Заявителя, не содержит платы за электроэнергию, потребленную на ОДН.
Согласно официальным заявлениям ОАО "Н" (http://www.<...>) и письменным пояснениям от 10.07.2012, представленным Ответчиком в материалы дела, плата за электроэнергию, потребленную на ОДН, в домах, не оборудованных общедомовым прибором учета, до 1 сентября 2012 года с граждан-потребителей взиматься не будет, в том числе с Заявителя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что имеющее место нарушение антимонопольного законодательства устранено Ответчиком в добровольном порядке.
С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать открытое акционерное общество "Н" (<...>, г. Нижний Новгород, <...>; ИНН <...>) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем применения противоречащей действующему законодательству методики расчета платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в многоквартирном жилом доме.
2. Рассмотрение дела № 591-ФАС52-03/12 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
3. Выдать открытому акционерному обществу "Н" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, для чего при расчете платы за электрическую энергию, поставляемую Заявителю, руководствоваться положениями действующего законодательства (в настоящее время - Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, а также иными нормативно-правовыми актами, с учетом выводов, содержащихся в настоящем решении).

Председатель Комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ

Члены Комиссии
Р.Ю.ДОВГАЛЬ
И.А.КОШЕЛЕВА
Е.В.ПИКА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru