Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. по делу № А44-5560/2011

Резолютивная часть объявлена 24 февраля 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 февраля 2012 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой М.С.,
судей Максимовой Л.А., Аксенова И.С.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Кичкиной М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ООО "АктивТоргСервис" ИНН 5321094793, ОГРН 1035300301640,
к Администрации Великого Новгорода ИНН 5321035692, ОГРН 1035300275372,
третье лицо: ОАО "Ремонт и строительство дорог"
о признании частично недействующим постановления № 5 от 15.01.2007
при участии
от Заявителя: М., адвоката, доверенность от 01.02.2011;
от Администрации: Л., начальника финансово-экономического отдела, доверенность пост. от 17.02.2012 № 109; Г., ведущего специалиста отдела ведения судебных дел, доверенность пост. от 24.04.2011 № 1253; К., ведущего специалиста отдела ведения судебных дел правового управления, доверенность пост. от 19.05.2011 № 1495;
от третьего лица: И., юрисконсульта, доверенность от 17.01.2012

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АктивТоргСервис" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Великого Новгорода (далее - Администрация) от 15.01.2007 № 5 "Об утверждении тарифа на услуги по приему сточных вод для МУП "Ремстройдор".
Представитель Общества уточненные требования о признании недействующим пункта 1 постановления Администрации Великого Новгорода от 15.01.2007 № 5 поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно указал, что оказываемая предприятием услуга является водоотведением и для утверждения тарифа на данную услугу подлежит применению Федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Представитель Администрации требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Считала, что прием сточных вод предприятием не относится к услуге водоотведения, поскольку отсутствует передача принимаемых сточных вод на очистные сооружения.
Представитель третьего лица считал заявленные требования необоснованными.
Определением суда от 9 февраля 2012 года произведена замена третьего лица его правопреемником - ОАО "Ремонт и строительство дорог".
Заслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд установил следующее.
Администрацией Великого Новгорода 15 января 2007 года принято постановление № 5 "Об утверждении тарифа на услуги по приему сточных вод для МУП "Ремстройдор" (далее - постановление).
Данное постановление опубликовано в газете "Новгород официальный" 24 января 2007 года (л. д. 88).
Пунктом 1 постановления для МУП "Ремстройдор" утвержден с 1 марта 2007 года тариф по приему сточных вод в систему коммунальной дождевой канализации в Великом Новгороде в размере 3,47 рубля за 1 куб. м поверхностных сточных вод (без НДС).
Общество, полагая, что имеет место нарушение прав последнего, выразившееся во взыскании с ООО "АктивТоргСервис" в пользу МУП Великого Новгорода "Ремонт и строительство дорог" 1243822,52 руб. задолженности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления № 5 от 15.01.2007.
Право на обращение в арбитражный суд вытекает из положений статьи 192 АПК РФ и статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым постановлением утвержден тариф на услуги предприятия по приему сточных вод без указания конкретных потребителей; он рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Следовательно, оспариваемое постановление относится к числу нормативных актов.
В соответствии с понятиями, данными в пункте 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.99 № 167 (далее - Правила № 167), водоотведение - это технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Согласно пункту 1 решения Думы Великого Новгорода от 11.12.2003 № 647 "О правилах пользования системами муниципальных канализаций" к системам муниципальных канализаций в Великом Новгороде относятся:
система коммунальной дождевой канализации, предназначенная для сбора и отведения поверхностных сточных и дренажных вод, сбрасываемых в открытые водоемы, находящаяся в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Ремонт и строительство дорог";
система канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод, предназначенная для сбора и отведения сточных вод на биологические очистные сооружения Великого Новгорода, находящаяся в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Новгородский водоканал", положение о которой утверждено решением Думы Великого Новгорода от 27.12.2005 № 230.
Представительным органом местного самоуправления городского округа Великий Новгород - Думой Великого Новгорода разработаны и утверждены решением от 26.10.2006 № 377 Правила пользования коммунальной дождевой канализацией в Великом Новгороде (далее - Правила № 377), которые устанавливают требования к приему, сбросу поверхностных сточных и дренажных вод в систему коммунальной дождевой канализации Великого Новгорода (далее - система дождевой канализации), нормативам сброса, а также порядок контроля состава и свойств стоков, принимаемых в систему дождевой канализации, не имеющей на выпусках в водные объекты очистных сооружений, относящуюся к муниципальной собственности и находящуюся в хозяйственном ведении организации коммунального комплекса.
Согласно Правилам № 377 под организацией коммунального комплекса понимается организация, осуществляющая прием и транспортировку поверхностных сточных и дренажных вод в систему дождевой канализации и эксплуатирующая эту систему; под системой дождевой канализации понимается комплекс инженерных сооружений для сбора, транспортировки, отведения поверхностных сточных, дренажных вод, не имеющий на выпусках в водные объекты очистных сооружений, находящихся на балансе организации коммунального комплекса.
Из представленных в материалы дела документов, следует, что МУП "Ремстройдор" на момент утверждения спорного тарифа являлось организацией, имеющей в хозяйственном ведении систему дождевой канализации и осуществляющей прием сточных вод в указанную систему.
Как следует из представленного в материалы дела договора на оказание услуг, связанных с пользованием системой коммунальной дождевой канализации в Великом Новгороде от 01.12.2008, заключенного между МУП "Ремстройдор" и ООО "ТД Веряжский", правопреемником которого является ООО "АктивТоргСервис", в обязанности МУП "Ремстройдор" входило осуществление приема поверхностных и дренажных вод с территории Абонента в городскую систему дождевой канализации.


Таким образом, услуга, оказываемая МУП Великого Новгорода "Ремстройдор", по приему сточных вод в систему дождевой канализации, не имеющей на выпусках в водные объекты очистных сооружений, не может рассматриваться как технологический процесс под названием водоотведение.
Как указано в статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) последний устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
При этом, согласно статье 2 Федерального закона № 210-ФЗ, под организацией коммунального комплекса понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Во исполнение Федерального закона № 210-ФЗ принято Постановление Правительства от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", которое в свою очередь послужило основанием для издания Приказа Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 № 47 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 210-ФЗ принят 30.12.2004, а не 21.12.2004.

Следовательно, довод Заявителя о применении к отношениям по утверждению оспариваемого тарифа Федерального закона № 210-ФЗ от 21.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 и Приказа Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 № 47, не состоятелен.
Преамбула оспариваемого постановления, содержащая ссылку на решение Думы Великого Новгорода от 21.12.2006 № 423, которым разграничены полномочия Думы Великого Новгорода и Администрации Великого Новгорода по регулированию тарифов в рамках Федерального закона № 210-ФЗ, не является нормой права и не может быть принята как безусловное основание считать изданное постановление принятым во исполнение Федерального закона № 210-ФЗ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.95 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Администрацией Новгородской области 29 ноября 2004 года принято постановление № 262 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области", согласно которого плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации в пределах установленного нормативного водоотведения взимается с абонентов по тарифам на основании заключенных договоров в установленном порядке.
Пунктом 7.1 Правил № 377 также установлено, что плата за прием (сброс) поверхностных сточных и дренажных вод в пределах установленного норматива водоотведения производится по тарифам, утверждаемым в установленном порядке.
Как указано в пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункте 11 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
К собственным полномочиям Администрации Великого Новгорода по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 35 Устава Великого Новгорода относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Великого Новгорода.
В соответствии с решением Новгородской городской Думы от 30.11.99 № 784, действующего в период принятия оспариваемого постановления, и решения Думы Великого Новгорода от 22.03.2007 № 484, полномочия по утверждению тарифов на услуги муниципальных предприятий отнесены к компетенции Администрации Великого Новгорода.
Реализуя собственные полномочия, Администрация, рассмотрев поданные МУП Великого Новгорода расчеты, утвердила тариф на услуги по приему сточных вод в дождевую канализацию в размере 3,47 рубля за 1 куб. м.
Довод Общества об отсутствии экономического обоснования принятого тарифа опровергается материалами дела. Согласно имеющегося в материалах дела заключения № 727 отдела по разработке нормативов, цен и тарифов комитета финансов Администрации города по документам, представленным МУП "Ремонт и строительство дорог" (л. д. 57), тариф предложено принять в размере 3,47 руб./куб. м. Доказательств недействительности данного заключения либо его противоречия суду не представлено.
Применение при определении оспариваемого тарифа Методики расчета объемов поверхностных сточных вод, поступающих в системы коммунальной канализации в Великом Новгороде, утвержденной постановлением Администрации Великого Новгорода от 01.10.2001 № 183 (далее - Методика № 183), суд признает обоснованным, поскольку последняя признана утратившей силу в связи с изданием постановления Администрации от 09.01.2007 № 1, опубликованного 17.01.2007 в газете "Новгород".
При осуществлении расчетов МУП Великого Новгорода "Ремстройдор", формировании оспариваемого тарифа 30.11.2006, даче заключения 18.12.2006, действовала Методика № 183 и применение иной методики является необоснованным.
Относительно применения в расчетах норм обслуживания для рабочих занятых обслуживанием ливневой канализации, введенных с 01.04.84 Министерством ЖКХ БССР, суд указывает на следующее.
Как следует из представленного в материалы дела расчета численность для рабочих, занятых обслуживанием ливневой канализации, определялась исходя из 15 видов работ, объема выполняемых работ, их периодичности, количества человек, затрат времени на весь объем работ и норм обслуживания (л. д. 58 - 59).
Для территории Российской Федерации, либо ранее РСФСР, подобные нормы обслуживания не утверждены. Применение по аналогии норм обслуживания, утвержденных в 1984 году Министерством ЖКХ Белорусской ССР, не может свидетельствовать об их незаконности. Кроме того, доказательств, указывающих на то, что численность рабочих, занятых обслуживанием ливневой канализации завышена, либо должна быть ниже суду не представлено.
Заявителем также приводится довод о запрете приема дренажных вод и поверхностного стока в систему коммунальной канализации, который установлен пунктом 8 Правил № 167.
Вместе с тем, пунктом 4.7 Санитарных норм и правил 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 22.06.2000, отведение поверхностного стока с промплощадок и жилых зон через дождевую канализацию должно исключать поступление в нее хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод и промышленных отходов.
Согласно разделу 2.11.3 Генерального плана Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 28.12.2009 № 553, в Великом Новгороде в настоящее время действует закрытая самостоятельная сеть дождевой канализации. Исключение составляют участки общесплавной сети, расположенные в пределах исторического ядра, и кварталы с сохранившимся открытым водоотводом в районах старой застройки.
Практически все дождевые и талые стоки сбрасываются в открытые естественные водостоки (реки Волхов, Веряжа, Федоровский, Морозовский ручьи и др.) без очистки. Локальные очистные сооружения построены лишь на территориях крупных промышленных предприятий. Общая протяженность существующей сети составляет около 300 километров.
Как указано в пункте 2.1 Правил № 377 в систему дождевой канализации могут быть приняты поверхностные сточные, дренажные воды, которые не вызывают нарушений в работе системы и сооружений дождевой канализации, обеспечивают безопасность их эксплуатации, а также не вызывают ухудшения состояния водных объектов, в которые они сбрасываются. Одновременно решением Думы Великого Новгорода от 22.03.2007 № 488 утверждены нормативы сброса поверхностных сточных и дренажных вод в систему коммунальной дождевой канализации Великого Новгорода.
Довод Общества о преобразовании третьего лица, и, как следствие, незаконности оспариваемого постановления, не принимается судом.
Как следует из выписки из единого государственного реестра юридических лиц, приказа КУМИ № 1435 от 28.12.2011, МУП Великого Новгорода "Ремстройдор" приватизировано путем его преобразования в ОАО "Ремонт и строительство дорог" с нахождением ста процентов акций в муниципальной собственности. Заявление Общества о признании постановления частично недействующим поступило в арбитражный суд 9 ноября 2011 года, то есть до преобразования МУП Великого Новгорода "Ремстройдор".
Как указывалось выше, под организацией коммунального комплекса в рамках Правил № 377 понимается любая организация, осуществляющая прием и транспортировку поверхностных сточных и дренажных вод в систему дождевой канализации и эксплуатирующая эту систему.
Доказательств, свидетельствующих о передаче функций по приему сточных вод иной организации, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, учитывая факт преобразования МУП Великого Новгорода "Ремстройдор" в период рассмотрения дела, недоказанность нарушения прав и законных интересов Общества, суд полагает, что оспариваемое постановление не противоречит Федеральному закону № 210-ФЗ от 21.12.2006 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 и Приказу Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 № 47.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на Заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворения требования ООО "АктивТоргСервис" о признании недействующим пункта 1 постановления Администрации Великого Новгорода от 15.01.2007 № 5 "Об утверждении тарифа на услуги по приему сточных вод для МУП "Ремстройдор" отказать.

2. Признать пункт 1 постановления Администрации Великого Новгорода от 15.01.2007 № 5 "Об утверждении тарифа на услуги по приему сточных вод для МУП "Ремстройдор" не противоречащим Федеральному закону № 210-ФЗ от 21.12.2006 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 и Приказу Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 № 47.

3. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

4. Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
М.С.КИСЕЛЕВА

Судьи
Л.А.МАКСИМОВА
И.С.АКСЕНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru