Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2011 г. по делу № А44-4191/2011

Резолютивная часть объявлена 15 декабря 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 декабря 2011 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой М.С.,
судей Куроповой Л.А., Куземы А.Н.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Кичкиной М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ООО "М-Холдинг"
к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области
о признании недействующим постановления № 38 от 15.06.2011
при участии
от Заявителя: З.В., представителя, доверенность пост. № 1-ю от 08.11.2011; М.Л., представителя, доверенность пост. от 10.11.2011 № 1
от ответчика: М.Е., главного специалиста-эксперта отдела по регулированию тарифов на услуги ЖКХ и непроизводственной сферы, доверенность пост. от 21.03.2011 № 456; К.Н., консультанта-юрисконсульта, доверенность пост. от 21.03.2011 № 455

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "М-Холдинг" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее - Комитет) № 38 от 15.06.2011 о тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, установленных для ООО "М-Холдинг".
Представители Общества требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив требование в части признания недействующим оспариваемого постановления. Дополнительно указали, что объем утилизации, взятый Комитетом в размере 28 тыс. куб. м является завышенным в два раза, поскольку фактически по справке Администрации Хвойнинского муниципального района от 20.01.2011 он составляет 14,8 тыс. куб. м. Считали, что Комитетом неправомерно не учтены расходы по арендной плате в полном объеме, занижена средняя заработная плата по предприятию, расходы на получение лицензии распределены на пять лет, исключены расходы на аттестацию рабочих мест, исключены расходы на приобретение мотопомпы.
Представитель Комитета требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Указала, что годовой объем утилизации ТБО использовался Комитетом по данным Администрации Хвойнинского муниципального района согласно справке от 08.06.2011, где учтен объем образуемых отходов от физических лиц и объем отходов, вывозимый согласно заключенным договорам с ООО "МП "Жилищное хозяйство". Пояснила, что расходы, заявленные Обществом, а именно приобретение мотопомпы, аттестация рабочих мест и другие, не подтвержденные соответствующими документами, Комитетом были исключены из числа расходов.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд установил следующее.
ООО "М-Холдинг" обратилось в Комитет по ценовой и тарифной политике области с заявлением о рассмотрении материалов для утверждения тарифа на утилизацию твердых бытовых отходов на полигоне по захоронению отходов в размере 346,04 руб. за 1 куб. м без учета НДС (том 1, л. 81), приложив документы согласно перечню (том 1, л. 82 - 84).
Рассмотрев представленные документы, Комитетом на основании заключения по формированию тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ООО "М-Холдинг" (том 2, л. 151 - 154) и протокола Правления комитета от 15.06.2011 № 38 (том 1, л. 10 - 11), принято постановление от 15.06.2011 № 38 "О тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов общества с ограниченной ответственность "М-Холдинг" (Хвойнинский район)" (далее - постановление № 38).
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, юридические и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано в статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Оспариваемое постановление Комитета № 38 устанавливает тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, осуществляемые Обществом с ограниченной ответственностью "М-Холдинг", то есть относится к актам органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Постановление Комитета № 38 является нормативным правовым актом органа исполнительной власти Новгородской области, так как устанавливает тариф для потребителей, оплачивающих утилизацию (бюджетные и иные), рассчитанный на неоднократное применение и действующий независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг. Постановление официально опубликовано в газете "Новгородские ведомости" от 04.07.2011 № 2 (3726) и от 15.07.2011 № 7 (3732) (том 2, л. 144 - 145), вступило в законную силу.
В соответствии с Положением о Комитете по ценовой и тарифной политике области, утвержденным постановлением Администрации Новгородской области от 08.04.2008 года № 123 (том 2, л. 52 - 60), Комитет является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Пунктом 3.3.12 указанного Положения к полномочиям Комитета относится установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии с предельным индексом тарифов и надбавок, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам, с учетом инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных представительными органами местного самоуправления области.
Таким образом, полномочия Комитета на принятие оспариваемого постановления подтверждаются материалами дела.
В соответствии с Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года № 520 (далее - правила регулирования), организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, документы поименованные в настоящих Правилах регулирования, в том числе производственную программу, расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности.
В силу пунктом 14, 16 и 17 Правил регулирования процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
Организация коммунального комплекса за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок извещается органами регулирования способом, позволяющим подтвердить получение извещения, о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов и надбавок.
Ход заседания и принятое органом регулирования решение по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.
В случае если при установлении тарифов и надбавок органом регулирования не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса, мотивы принятия такого решения отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
Как следует из материалов дела, представитель Общества участвовал в заседании Правления Комитета от 15.06.2011, соответствующий протокол и оспариваемое постановление получил.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию.
В пункте 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - основы ценообразования), предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы: на холодную воду, на горячую воду, на водоотведение, на очистку сточных вод, на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Пунктом 8 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 № 47 (далее - Методические указания), предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну ТБО.
Методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса закреплены в статье 8 Федерального закона № 210-ФЗ, в части 2 которой установлено, что в процессе регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса могут использоваться различные сочетания методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с разделом 4 Основ ценообразования при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
При этом расчетный объем реализуемых товаров и услуг соответствующего вида определяется с учетом утвержденных органами регулирования на период действия тарифов нормативов потребления ресурсов, поставляемых организацией коммунального комплекса.
Как указано в пункте 22 Основ ценообразования финансовые потребности для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы определяются как сумма расчетных значений расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, в том числе расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль (расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, а также внереализационных расходов), налога на прибыль и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения).
Перечень статей затрат и правила учета затрат на производство и реализацию товаров и услуг применительно к элементам и статьям затрат устанавливаются методическими указаниями в силу пункта 25 Основ ценообразования.
Материалами дела установлено, что при установлении тарифа Комитетом применен метод установления фиксированного тарифа, применение которого Обществом не оспаривается и признается судом обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок в том числе являются:
достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;
обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ.
В силу пунктов 32 и 33 Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 10.10.2007 № 101, обоснование прогнозируемого объема и качества производимых организациями коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) рекомендуется производить с использованием показателей их производственной деятельности, определяемых на регулируемый период:
объем реализации товаров и услуг, в том числе по группам потребителей (объем утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов);
нормативное количество производимых проб атмосферного воздуха.
Объем реализации товаров и услуг рекомендуется определять на основании заключенных договоров с управляющими организациями, прочими потребителями.
Обществом в производственной программе определен годовой объем утилизации твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в количестве 14,8 тыс. куб. м (том 1, л. 85) на основании справки Администрации Хвойнинского муниципального района от 20.01.2011 № 135 (том 1, л. 91).
Учитывая отсутствие фактических данных об образовании ТБО за предыдущий установлению тарифов период, принимая во внимание тот факт, что Общество до обращения в Комитет за установлением тарифа осуществляло деятельность по утилизации только в течение четырех месяцев, а также на основании справки Администрации Хвойнинского муниципального района от 08.06.2011 № 1478 (том 1, л. 46), согласно которой объем образования ТБО по муниципальному району составляет 27356 куб. м, Комитетом при установлении тарифа годовой объем утилизации ТБО скорректирован с 14,8 тыс. куб. м до 27356 куб. м.
Суд полагает, что данная позиция Комитета обоснована по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 22.08.2005 № 533 утверждено Положение о взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, согласно которого органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований обязаны взаимодействовать при установлении (изменении) указанных в части 2 статьи 1 и статье 15 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифов и надбавок, за исключением случаев, когда регулирование тарифов и надбавок осуществляется в отношении организации, для которой все тарифы и надбавки устанавливают органы местного самоуправления.


Согласно представленной Администрацией Хвойнинского муниципального района справке объем ТБО рассчитан как сумма образования ТБО от населения (12420 человек на 1,8 куб. м - среднегодовая норма накопления ТБО, утвержденная постановлением Администрации Хвойнинского городского поселения от 30.04.2009 № 91 (том 1, л. 69)) и объем образования ТБО от предприятий в соответствии с заключенными с ООО "МП Жилищное хозяйство" договорами (том 2, л. 72 - 73).
Применение в данном случае объема ТБО равного 14,8 тыс. куб. м суд полагает неправомерным, поскольку данный объем установлен по информации ООО "МП жилищное хозяйство" за 2010 год, не подтвержденной в установленном порядке. Кроме того, как следует из письма Администрации Хвойнинского муниципального района от 07.12.2011 (том 2, л. 96 - 98), более 60 организаций не заключило договоров с ООО "МП Жилищное хозяйство" на сбор и вывоз ТБО, в том числе Администрации сельских поселений, население которых вошло при учета объема образования ТБО от населения.
Данные Общества о количестве фактически принятых ТБО за 11 месяцев 2011 года не могли быть положены в основу расчета объема утилизации, поскольку отсутствовали на момент утверждения тарифа Комитетом.
Довод Общества о неправомерном занижении расходов по арендной плате полигона бытовых отходов не принимается судом.
Как следует из условий заключенного между муниципальным образованием Хвойнинский муниципальный район и ООО "М-Холдинг" договора аренды № 1 от 01.01.2011 (том 1, л. 108 - 114) размер ежемесячной арендной платы, установленной по результатам аукциона от 22.12.2010, составляет 64687,50 руб. При этом начальная (минимальная) цена права аренды установлена в сумме 18750 руб. (том 1, л. 115).
Комитетом приняты расходы по арендной плате исходя из размера ежемесячной арендной платы равной 18750 руб., Обществом предлагалось включить - 64687,50 руб.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ к основным принципам регулирования тарифов отнесено достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
Участвуя в аукционе по продаже права аренды полигона, Общество должно было учитывать возможность несения таких расходов. Включаю в расходы арендную плату почти в 3,5 раза превышающую сумму начальной цены ежемесячной арендной платы, Общество тем самым перекладывает свои расходы по арендной плате на потребителей их услуги.
Данный вывод суда подтвержден также письмом Федеральной службы по тарифам от 09.12.2011 № НБ-10056/5 (том 2, л. 149 - 150).
Комитетом скорректированы в сторону уменьшения расходы Общества на оплату труда за счет уменьшения численности работников и среднемесячной заработной платы.
При расчете тарифа Обществом среднемесячная заработная плата установлена исходя из базовой месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда в организациях ЖКХ в размере 4189,83 руб. и 50-процентной премии, согласно письму Центрального комитета Профсоюза жизнеобеспечения (том 1, л. 120 - 121). Комитетом среднемесячная заработная плата рассчитана исходя из базовой месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда в сумме 2770 руб., премии в сумме 15 % и индекса роста заработной платы по прогнозу индекса потребительской инфляции на 2011 год - 7,9 %.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями, а также фактическим объемом фонда оплаты труда организации коммунального комплекса, в отношении которой осуществляется регулирование тарифов и надбавок, в последнем периоде регулирования и показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями в жилищной и коммунальной сферах осуществляется в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы (далее - Отраслевое тарифное соглашение).
Согласно пункту 2.4 Отраслевого тарифного соглашения базовый размер месячной тарифной ставки рабочего первого разряда увеличивается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Размер этой ставки устанавливается ежегодно Союзом коммунальных предприятий, профсоюзом жизнеобеспечения и доводится до организаций, указанных в приложении № 1 к соглашению.
В соответствии с п. 1.6 Отраслевого тарифного соглашения его действие распространяется на работодателей организаций и работников, состоящих в ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к соглашению после его заключения.
Как подтверждается материалами дела, Отраслевое тарифное соглашение не было предоставлено регулирующему органу при рассмотрении дела об установлении тарифов, как и доказательства присоединения предприятия к данному соглашению.
Согласно реестру организаций, на которые распространяется Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, по состоянию на 01.01.2011, ООО "М-Холдинг" не входит в перечень организаций, на которые распространяется действие указанного Отраслевого соглашения (том 2, л. 90 - 91).
Предприятие не обосновало расходы исходными данными, основанными на Отраслевом тарифном соглашении. При расчете своих затрат на оплату труда предприятие не учитывало положений Отраслевого тарифного соглашения, а также не представило в тарифное дело доказательства действия на предприятии положения о премировании.
Следовательно, определение среднемесячной заработной платы исходя из базовой месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда равной 2770 руб. и индекса роста заработной платы по прогнозу индекса потребительской инфляции на 2011 год в размере 7,95 (том 2, л. 92 - 95), суд признает обоснованным.
Численность рабочих, предлагаемая Обществом при установлении тарифа, составляла 6 единиц и включало 1 машиниста бульдозера, 1 контролера и 4 сторожей (том 1, л. 119). Комитетом учтены должности водителя бульдозера - 1 ед., контролера КПП - 0,6 ставки и сторожа - 3 единицы.
В соответствии с разделом 2.3 "Нормативы численности руководителей, специалистов, служащих и рабочих полигонов бытовых отходов" Рекомендаций по нормированию труда работников предприятий по эксплуатации дорожного, зеленого хозяйства и санитарной очистки городов, утвержденных приказом Минстроя РФ от 06.12.94 № 13, а именно пунктами 2.3.2.1 и 2.3.2.6:
норматив профессии: рабочий по благоустройству (на работах по удалению нечистот вручную) составляет 1 человек на 1000 куб. м ТБО в сутки.
В состав работы данной профессии включается: пропуск и учет транспорта, доставляющего твердые бытовые отходы на полигон. Сверка данных в сопроводительных документах с фактическим состоянием и наличием твердых бытовых отходов. Указание места разгрузки и наблюдение за разгрузкой твердых бытовых отходов. Контроль за соблюдением заданной высоты отсыпаемого слоя и степени уплотнения твердых бытовых отходов при помощи репера. Наполнение ванн дезинфицирующим раствором. Перестановка и очистка переносных сетчатых ограждений. Установка репера.
Норматив численности сторожа на 1 пост - 1 человек в смену.
В состав работы включается: дежурство на полигоне в нерабочее время полигона. Наблюдение за сохранностью машин, инвентаря, сооружений, имеющихся на полигоне. Недопускание посторонних на полигон. При возникновении пожара принятие мер по его ликвидации. Прием и сдача дежурства с соответствующей записью в журнале.
Таким образом, определение Комитетом расходов на оплату труда работников, признаются судом не противоречащим п. 27 Основ ценообразования.
Как следствие, отчисления от заработной платы, определенные Обществом, также подлежат уменьшению. Данное утверждение относится и к другим расходам Общества, рассчитанным исходя из численности рабочих.
Суд полагает, что расходы Общества на резервный фонд в размере 134189,83 руб. (том 1, л. 123) правомерно исключены Комитетом, поскольку пунктами 31 и 36 Учетной политики на предприятии ООО "М-Холдинг", утвержденной приказом Общества от 12.01.2011 № 2, резерв предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, решено не создавать (том 1, л. 47 - 48).
При рассмотрении расходов на транспорт, Комитетом учтены суммы в размере 401270 руб. вместо предлагаемых 1408596 руб., в том числе затраты на ГСМ для бульдозера скорректированы с 700833 руб. до 399680 руб.
Одним из основных критериев при определении тарифов является их экономическая обоснованность. Данный принцип закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Согласно перечню документов, представленных Обществом при утверждении тарифа, (том 1, л. 83), в подтверждение затрат на транспортные расходы Обществом приложены документы (том 1, л. 130 - 147), в том числе постановление Правительства Московской области от 07.06.2002 № 224/14, постановление Государственного комитета РФ по строительству и ЖКК от 09.03.2004 № 36, кассовый чек от 07.04.2011 на сумму 778,50 руб. на приобретение дизельного топлива по цене 25,95 руб. в количестве 30 литров, справка о стоимости масел и смазки, выданные индивидуальным предпринимателем П.Р., бухгалтерская справка о стоимости амортизационных начислений, перечень запасных частей для проведения планово-предупредительного ремонта транспортных средств, прейскурант цен на запасные части к тракторам Т-170, Т-130, Т-10 ООО "Спецкомплектсервис", расчет платежей по ОСАГО, страховые тарифы и расценки по техосмотрам. При этом правоустанавливающих документов на транспортное средство, в том числе бульдозер Т-170, Обществом не представлено.
Таким образом, ни в Комитет, ни в ходе рассмотрения дела, Обществом не было представлено документов, подтверждающих принадлежность бульдозера Т-170 ООО "М-Холдинг".
В соответствии с пунктом 1.11 "Технология складирования" Рабочего проекта "Полигон твердых бытовых отходов для п. Хвойная Новгородской области (том 2, л. 10 - 27) процесс складирования включает в себя использование бульдозера для сдвигания ТБО на дно траншеи и уплотнения ТБО (том 2, л. 21, 24), из чего Комитетом сделан правомерный вывод о необходимости включения в расходы затрат на бульдозер.
В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на бульдозер, Комитетом обоснованно применены нормы расхода топлива по аналогичным предприятиям: ООО "СБУ-4", осуществляющее деятельность в Чудовском районе, и ООО "Вече", что соответствует пункту 64 Методических указаний, применяемому по аналогии.
Снижение затрат на транспортные расходы связано с исключением в указанных затратах ставки бульдозериста и переноса ее в расходы на оплату труда производственных рабочих.
Общепроизводственные затраты, включенные Обществом в сумме 225578 руб. снижены Комитетом до 105270 руб. с учетом следующего.
Согласно разделу 2.3 "Нормативы численности руководителей, специалистов, служащих и рабочих полигонов бытовых отходов" Рекомендаций по нормированию труда работников предприятий по эксплуатации дорожного, зеленого хозяйства и санитарной очистки городов, утвержденных приказом Минстроя РФ от 06.12.94 № 13, а именно пункту 2.3.1, к перечню должностей относятся должности заведующего полигоном и мастера полигона, в расчете 1 единица на объем поступающих отходов до 1000 тыс. куб. м в год.
Соответственно расходы на фонд оплаты труда скорректированы Комитетом (том 2, л. 87) исходя из принятой численности и на основании справки Общества (том 1, л. 125) и учетной политики Общества, представленной при расчете тарифа.
Стоимость затрат на проведение медосмотра в сумме 253,96 руб. на 3 человека исключена Комитетом из состава затрат, поскольку представленные расчет стоимости медосмотра на 2011 год не подтвержден в установленном порядке.
Затраты Общества на сотовую связь в сумме 11400 руб. исключены правомерно, так как приказ № 1 от 11.01.2011, обосновывающий указанные затраты не подписан директором Общества (том 1, л. 128).
Расходы Общества в части аттестации рабочих мест суд полагает подлежащими исключению, поскольку справка, представленная Обществом в подтверждение расходов (том 1, л. 168), не может служить надлежащим доказательством обоснованности таких расходов.
Иные расходы Общества, в том числе на спецодежду и моющие средства, спецпитание (молоко), на ГО и ЧС, включена в расходы Общества на основании представленных подтверждающих документов.
Расходы Общества в сумме 200000 рублей на приобретение мотопомпы не включены Комитетом правомерно, поскольку как следует из перечня документов, представленных при расчете тарифа, документов обосновывающих подобные расходы Обществом не представлены.
Распределение Комитетом расходов на получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 - 4 класса опасности равномерно на 5 лет, суд признает обоснованным, поскольку в силу пункта 35 Учетной политики на предприятии, утвержденной приказом от 12.01.2011 № 2 (том 2, л. 35) затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение периода равномерно.
Обществом в состав прибыли включена сумма в размере 548319 рублей на развитие производства с целью приобретения мусоровоза (том 2, л. 9). Данная сумма Комитетом исключена обоснованно, поскольку из названия тарифа - утилизация (захоронение) ТБО и рабочего проекта "Полигон твердых бытовых отходов для п. Хвойная Новгородской области" (том 2, л. 10 - 27) необходимость приобретения мусоровоза не следует.
При расчете затрат на приобретение топлива для отопления бытового помещения Обществом и Комитетом использованы идентичные показатели объема строения, объема тепловой энергии, расхода условного топлива на 1 Гкал, общего расхода условного топлива, расхода натурального топлива, цены на твердое топливо (том 1, л. 92, том 2, л. 85). При этом сумма затрат, учтенная Комитетом составляет 1,03 тыс. руб. и получена путем умножения суммы затрат 4121,29 руб. на 0,25, то есть с учетом не круглосуточного печного отопления, а в течение 6 часов на протяжении 7,3 месяцев.
Суд приходит к выводу о том, что снижение всех расходов Общества проведено Комитетом на основании представленных Обществом обосновывающих документов, соответствует принципам, установленным частью 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ, и является экономически обоснованным.
В силу пункта 24 Методических указаний, в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов и надбавок, в том числе расходы, связанные с незапланированным ростом цен на товары (услуги), приобретаемые в течение расчетного периода регулирования, расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, эти расходы учитываются при установлении тарифов и надбавок на следующий после получения отчетности период регулирования.
Согласно пункту 17 Правил регулирования в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Представленные на согласование и утверждение тарифы были подвергнуты экспертизе заместителем начальника отдела по регулированию тарифов на услуги ЖКХ и непроизводственной сфере Б.Е. (том 2, л. 151 - 154). Согласно заключению эксперта тариф на утилизацию (захоронение) ТБО для ООО "М-Холдинг" составит 60,56 руб. за 1 куб. м. Заключение эксперта Обществом не оспаривается, ходатайство о проведении судебной экспертизы по установлению экономической обоснованности установленных тарифов Обществом не заявлялось. У суда нет оснований не доверять заключению эксперта.
Доказательств нарушения прав Общества оспариваемым постановлением суду не представлено.
На основании изложенного, суд полагает, что постановление Комитета № 38 от 15.06.2011 принято в соответствии с принципа и нормами, установленными Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основами ценообразования в сфере деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 № 47, являются экономически обоснованными.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворения требования ООО "М-Холдинг" о признании недействующим постановления Комитета по ценовой и тарифной политике области от 15 июня 2011 года № 38 "О тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов общества с ограниченной ответственность "М-Холдинг" (Хвойнинский район)" отказать.

2. Признать постановление Комитета по ценовой и тарифной политике области от 15 июня 2011 года № 38 "О тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов общества с ограниченной ответственность "М-Холдинг" (Хвойнинский район)" соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основам ценообразования в сфере деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным приказом Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 № 47.

3. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

4. Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
М.С.КИСЕЛЕВА

Судьи
Л.А.КУРОПОВА
А.Н.КУЗЕМА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru