Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2012 г. по делу № А21-6274/2011

Резолютивная часть оглашена 01 августа 2012 года. В полном объеме решение изготовлено 14 августа 2012 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Ефименко С.Г.
судей Широченко Д.В., Гурьевой И.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юрченко А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Общества с ограниченной ответственностью "ТУТА ИНВЕСТ" (ИНН 3906111650, ОГРН 1033902816452)
к 1) Администрации городского округа "Город Калининград" (ИНН 3903016790, ОГРН 1023900770222);
2) Окружному Совету депутатов города Калининграда (ИНН 3903017610, ОГРН 1023900592385)
Третье лицо: Государственное автономное учреждение Калининградской области "Центр проектных экспертиз"
о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам, и недействующими в части Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград"
при участии:
от Заявителя: Первухин В.А., доверенность
от Заинтересованных лиц: 1) Смирнов С.В., доверенность; 2) Смирнов С.В., доверенность
от Третьего лица: Городничев А.А., доверенность

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ТУТА ИНВЕСТ" (ИНН 3906111650, ОГРН 1033902816452) (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Администрации городского округа "Город Калининград" (ИНН 3903016790, ОГРН 1023900770222) (далее - Администрация) и Окружному Совету депутатов города Калининграда (ИНН 3903017610, ОГРН 1023900592385) (далее - Совет депутатов), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и принятым судом к рассмотрению, о признании недействующим Решения окружного Совета депутатов города Калининграда № 146 от 29 июня 2009 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" в части отнесения восточной части земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 08 28:77, площадью 16254 кв. м, по ул. Добролюбова - ул. Саратовская, к зоне регулирования хозяйственной деятельности РЗ-3.3. "Районы городских вилл" - Растхоф.
Решением суда первой инстанции от 27 декабря 2011 года по делу № А21-6274/2011 заявленные требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа Постановлением от 21 марта 2012 года по тому же делу решение Арбитражного суда Калининградской области отменил, дело передал на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду надлежит установить, нарушают ли оспариваемые Правила землепользования и застройки (с учетом статей 5 и 6) права Общества на застройку земельного участка с кадастровым номером 39:15:110828:77; исследовать обстоятельства размещения Правил землепользования и застройки на официально сайте городского округа "Город Калининград"; установить, являются ли Правила землепользования и застройки общедоступными в сети "Интернет".
На основании определения Арбитражного суда Калининградской области от 05 апреля 2012 года заявление принято к производству.
В ходе нового рассмотрения дела на основании определения суда от 05 мая 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное автономное учреждение Калининградской области "Центр проектных экспертиз".
В ходе судебного заседания представитель Заявителя уточненные заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд заявление удовлетворить с учетом уточнения, сославшись на представленные в дело материалы, а также на доводы, содержащиеся в письменных дополнениях.
Также, Обществом было заявлено письменное ходатайство об истребовании у Совета депутатов как органа, утвердившего Правила землепользования и застройки, документов (реестров объектов культурного наследия федерального, регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения), подтверждающих наличие объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) на территории, сопряженной с земельным участков с кадастровым номером 39:15:11 08 28:77, площадью 16254 кв. м, по ул. Добролюбова - ул. Саратовская.
В ответ на указанное ходатайство Совет депутатов представил возражения, в которых указал, что в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон) местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Вопросы местного значения городского округа установлены статьей 16 Закона.
Кроме того, пунктом 1 статьи 16.1 Закона установлены права органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа.
Из содержания статей 16 и 16.1 Закона следует, что ведение реестров объектов культурного наследия федерального, регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения к полномочиям органов местного самоуправления указанным Законом не отнесены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ) в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Пункт 9 статьи 9 Закона № 73-ФЗ предусматривает, что ведение единого реестра объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации относится к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Статьей 9.3 Закона № 73 к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.
Таким образом, поскольку реестр объектов культурного наследия федерального, регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в Совете депутатов не находится и находиться не может, в удовлетворении заявленного Обществом ходатайства об истребовании доказательств следует отказать.
Представитель Администрации и Совета депутатов заявление не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на заявление, просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Государственного автономного учреждения Калининградской области "Центр проектных экспертиз" заявление также не признал, просил суд в удовлетворении заявления отказать.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением главы города Калининграда - мэра города от 28 февраля 2007 № 384 (в редакции постановлений от 10.09.2007 года № 2099, от 11.02.2011 года № 180) Обществу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 39:15:11 08 28:0068, площадью 16254 кв. м, по ул. Добролюбова - ул. Саратовская, под строительство многоквартирных домов, сроком до 01 мая 2012 года. Предоставление Обществу земельного участка под строительство осуществлялось с предварительным согласованием места размещения объекта.
В этой связи, 24 сентября 2007 года администрация городского округа "Город Калининград" (арендодатель), и Общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка № 008970 от 24 сентября 2007 года, сроком до 28 февраля 2011 года.
Последующими соглашениями срок договора № 008970 от 24 сентября 2007 года был продлен до 01 мая 2012 года.
Соглашением № 008970-2 от 11 февраля 2011 года об изменении и дополнении договора кадастровый номер земельного участка изменен на номер 39:15:11 08 28:77.
Решением окружного Совета депутатов города Калининграда № 146 от 29 июня 2009 года были утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград". Указанное решение было опубликовано в газете "Гражданин" (специальный выпуск), № 32, 03 июля 2009 года.
Полагая, что указанные Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" в части отнесения восточной части предоставленного в аренду земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 08 28:77, площадью 16254 кв. м, по ул. Добролюбова - ул. Саратовская, к зоне регулирования хозяйственной деятельности РЗ-3.3. "Районы городских вилл" - Растхоф, не соответствуют закону и нарушают его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку Общество лишено возможности осуществлять строительство жилых домов на арендованном земельном участке, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные Обществом уточненные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Согласно пункту 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах (пункт 5 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков и ограничения использования земельных участков являются составной частью градостроительных регламентов.
Картой градостроительного зонирования городского округа "Город Калининград", являющейся Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки, установлены границы территориальных зон.
Согласно карте градостроительного зонирования городского округа "Город Калининград" (приложение № 1) указанный земельный участок с кадастровым номером 39:15:11 08 28:77, предоставленный в аренду Обществу под строительство, полностью расположен в территориальной зоне Ж-2.
Названная зона предназначена для застройки многоквартирными среднеэтажными жилыми домами 5-8 этажей; допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Однако восточная часть земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 08 28:77 была отнесена к зоне с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия - к зоне регулирования хозяйственной деятельности РЗ-3.3. "Районы городских вилл" - Растхоф.
В указанной зоне РЗ-3.3. "Районы городских вилл" - Растхоф, согласно Правилам землепользования и застройки, разрешается выборочное новое строительство зданиями, близкими к историческому типу застройки, запрещается новое многоэтажное и многоквартирное строительство.


В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории. Зоны охраны включают в себя охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зону охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
При этом в силу пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Закона Калининградской области № 344 от 17 декабря 2003 г. № 344 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области" границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются Правительством Калининградской области на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия и положительного заключения историко-культурной экспертизы.
Порядок подготовки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315, предусматривающим, что проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Судом установлено, что указанное Положение предусматривает определенную последовательность действий по разработке и утверждению зон охраны объектов культурного наследия, включающую в себя разработку проекта зон охраны, организуемую соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, прохождение проектом зон охраны государственной историко-культурной экспертизы и утверждение его соответствующим органом государственной власти.
Согласно пунктам 13, 14 названного Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проект зон охраны объекта культурного наследия в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе, положительное заключение которой является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
В соответствии с пунктом 16 данного Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения могут быть утверждены соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и предварительного согласования с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.
Однако на день рассмотрения спора по существу документ об установлении ограничений на использование земельных участков и объектов недвижимости в границах охранных зон, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, как и сами охранные зоны, Правительством Калининградской области не утвержден.
Таким образом, при принятии оспариваемых Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" был нарушен предусмотренный федеральным законодательством порядок установления зон охраны объектов культурного наследия, поскольку проект зон охраны, предусматривающий отнесение восточной части земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 08 28:77, по ул. Добролюбова - ул. Саратовская, к зоне регулирования застройки РЗ-3.3. "Районы городских вилл" - Растхоф, до настоящего времени не разработан, не согласован в установленном порядке с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, и Правительством Калининградской области не утвержден.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанные нарушения при подготовке и принятии оспариваемых Правил землепользования и застройки сделали невозможным строительство Обществом многоквартирных домов на предоставленном в аренду земельном участке.
По мнению суда, оспариваемые Правила землепользования и застройки нарушают права Общества на застройку земельного участка с кадастровым номером 39:15:110828:77, в силу следующего.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применение части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействующим является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Правил землепользования и застройки Правила не распространяются на правоотношения по предоставлению земельных участков для целей строительства, реконструкции объектов капитального строительства, возникшие до введения их в действие. Принятые до вступления в силу Правил решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются основанием последующего решения о предоставлении земельного участка для строительства. Указанные в данной части решения, а также выданные до вступления в силу Правил акты выбора земельных участков действуют в течение 3 лет с момента их принятия (выдачи).
Согласно части 2 статьи 6 Правил землепользования и застройки разрешения на строительство, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие Правил, являются действительными.
Материалами дела подтверждается, что решение о предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 39:15:110828:77 для целей строительства принято задолго до вступления в силу оспариваемых Правил землепользования и застройки.
Однако, выданное Обществу разрешение на строительство № RU39315000-306/2009 продлено до 01 мая 2012 года. На день рассмотрения спора по существу срок его действия истек.
В свою очередь, сторонами не оспаривается, что Государственное автономное учреждение Калининградской области "Центр проектных экспертиз" в 2011 году отказало Обществу в выдаче положительного заключения по проектной документации строительства многоквартирных жилых домов по ул. Добролюбова - ул. Саратовская на том основании, что земельный участок с кадастровым номером 39:15:110828:77 находится в зоне регулирования хозяйственной деятельности РЗ-3.3 "Районы городских вилл" - Растхоф.
Таким образом, оспариваемые Правила землепользования и застройки (с учетом статей 5 и 6) нарушают права Общества на застройку земельного участка с кадастровым номером 39:15:110828:77.
Также, необходимо отметить следующие обстоятельства.
По мнению суда, оспариваемый Обществом нормативный правовой акт также не соответствует статье 15 Конституции Российской Федерации, статье 32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, и статье 13 Устава городского округа "Город Калининград", по следующим основаниям.
Картой градостроительного зонирования городского округа "Город Калининград", являющейся Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки, установлены границы территориальных зон. Согласно карте градостроительного зонирования городского округа "Город Калининград" (приложение № 1) спорный земельный участок с кадастровым номером 39:15:11 08 28:77, предоставленный Обществу под строительство, полностью расположен в территориальной зоне Ж-2.
Картой зон с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия, являющейся Приложением № 2 к Правилам землепользования и застройки, установлены границы зон с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия.
Восточная часть земельного участка, предоставленного в аренду Обществу, была отнесена к зоне с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия - к зоне регулирования хозяйственной деятельности РЗ-3.3. "Районы городских вилл" - Растхоф.
В зоне РЗ-3.3. "Районы городских вилл" - Растхоф, согласно Правилам землепользования и застройки, разрешается выборочное новое строительство зданиями, близкими к историческому типу застройки, запрещается новое многоэтажное и многоквартирное строительство.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 года № 210-ФЗ).
Согласно статье 13 Устава городского округа "Город Калининград" официальным печатным изданием органов местного самоуправления городского округа "Город Калининград" является газета "Гражданин".
Необходимость опубликования нормативного правового акта следует также из положений пункта 2 части 1 статьи 193 АПК РФ а также из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Карта зон с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия, являющаяся Приложением № 2 к Правилам землепользования и застройки (схемы), и соответственно, частью оспариваемого нормативного правового акта, опубликована в газете "Гражданин" (специальный выпуск), № 32, от 03 июля 2009 года, в черно-белом варианте, в отличие от оригинала, выполненного в цветном варианте, что не позволяет, по мнению суда, определить, какие именно территории к каким конкретно зонам с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия относятся.
Кроме того, масштаб опубликованной карты не позволяет прочесть указанные в ней текстовые сведения (наименование зон, географических объектов, названия улиц, нумерация домов и т.д.).
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права которых он затрагивает, публикация должна быть осуществлена в доступной для восприятия указанных лиц форме.
Следовательно, указанная карта зон с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия, являющаяся Приложением № 2 к Правилам землепользования и застройки, была опубликована в ненадлежащем виде.
Следует также отметить, что с учетом специфики правил землепользования и застройки законодателем предусмотрен порядок их опубликования для всеобщего сведения посредством размещения в сети "Интернет".
Вместе с тем, в ходе судебного заседания по представленной заинтересованными лицами Интернет-ссылке суд удостоверился в том, что оспариваемые Обществом Правила землепользования и застройки посредством размещения в сети "Интернет" на сайте городского округа отсутствуют, ознакомиться с их содержанием не представляется возможным.
Таким образом, оспариваемые Правила землепользования и застройки не являются общедоступными в сети "Интернет".
В этой связи, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт издан с нарушением соответствующего порядка издания таких нормативных актов, и не опубликован в установленном законом порядке, то он, по мнению суда, не соответствует статье 15 Конституции Российской Федерации, статье 32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, и статье 13 Устава городского округа "Город Калининград", и как следствие, является недействующим и применению не подлежит.
В силу части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Таким образом, бремя доказывания соответствия действующему законодательству оспариваемого Обществом Решения Совета депутатов об утверждении Правил землепользования и застройки, возложено на заинтересованных лиц.
Однако ни Администрация, ни Совет депутатов, не представили суду доказательств, подтверждающих полное соответствие оспариваемого Обществом нормативного акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта нарушены права Заявителя на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку Общество лишено возможности осуществлять строительство жилых домов на территории арендованного по договору земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 08 28:77.
Доказательств, опровергающих данный вывод, заинтересованными лицами суду не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" в части отнесения восточной части земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 08 28:77, площадью 16254 кв. м, по ул. Добролюбова - ул. Саратовская, к зоне РЗ-3.3. "Районы городских вилл" - Растхоф, не соответствуют действующему законодательству, а именно: статье 15 Конституции Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, статье 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статьям 7 и 23 Закона Калининградской области № 344 от 17 декабря № 344 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области", Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315.
При таком положении арбитражный суд считает указанные Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" в оспариваемой части не действующими.
Доводы заинтересованных лиц, изложенные в письменных отзывах на иск, суд находит неправомерными, необоснованными, и не находящими своего подтверждения имеющимися в деле материалами. В этой связи указанные доводы судом во внимание не принимаются.
С учетом изложенного, заявленные Обществом требования суд находит правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При подаче заявления платежным поручением № 437 от 23 августа 2011 года Общество оплатило государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В этой связи, возмещение расходов Общества на оплату государственной пошлины в размере 2 000 рублей следует отнести на Совет депутатов.
При этом излишне уплаченные Обществом 2 000 рублей государственной пошлины подлежат возврату в его пользу из Федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью "ТУТА ИНВЕСТ" (ИНН 3906111650, ОГРН 1033902816452) - удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденные Решением Окружного Совета депутатов г. Калининграда (четвертого созыва) № 146 от 29 июня 2009 года, в части отнесения восточной части земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 08 28:77, площадью 16254 кв. м, по ул. Добролюбова - ул. Саратовская, к зоне регулирования хозяйственной деятельности РЗ-3.3. "Районы городских вилл" - Растхоф, не соответствующими Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и не действующими в оспариваемой части.
Взыскать с Окружного Совета депутатов города Калининграда (ИНН 3903017610, ОГРН 1023900592385) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТУТА ИНВЕСТ" (ИНН 3906111650, ОГРН 1033902816452) уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "ТУТА ИНВЕСТ" (ИНН 3906111650, ОГРН 1033902816452) из Федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца.

Председательствующий
С.Г. Ефименко

Судьи
И.Л. Гурьева
Д.В. Широченко





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru