Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2012 г. по делу № А33-11255/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 сентября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 02 октября 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации города Красноярска (г. Красноярск, ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758)
к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (г. Красноярск)
об оспаривании решения,
с участием заинтересованных лиц:
закрытого акционерного общества "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем" (г. Москва),
открытого акционерного общества "РУСАЛ" (г. Красноярск),
Управление
при участии:
от заявителя: Черкасова А.В., представителя по доверенности от 20.04.2012 № 01-2128,
Гутенкова П.Е. представителя по доверенности от 31.01.2011 г.
от органа, чей акт обжалуется: отсутствовал (имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие)
от Управления Росреестра по Красноярскому краю - Кац Е.А. представителя по доверенности от 03.11.2011,
от открытого акционерного общества "РУСАЛ-Красноярск": Сукачевой Т.И., представителя по доверенности от 10.08.2011,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатенко В.Н., помощником судьи Хапковой М.Л.

установил:

администрация города Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае о признании решения от 02.07.2012 № 20 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости незаконным.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 16.07.2012 возбуждено производство по делу. Предварительное судебное заседание назначено на 13.08.2012 г.
В судебном заседании 13.08.2012 г. заявителем представлено заявление об уточнении заявленных требований, согласно которому заявитель просит решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае при Управлении Росреестра по Красноярскому краю от 02.07.2012 № 15 признать незаконным.
Уточнение заявленных требований принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель уточнено наименование органа, чье решение обжалуется - Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю.
Уточнение принято судом.
В предварительном судебном заседании заявитель возразил против перехода из предварительного судебного заседания в судебное заседание, в связи с чем, определением суда от 13.08.2012 г. подготовка дела к судебному разбирательству признана судом оконченной, дело назначено к судебному разбирательству на.
В судебном заседании 12.09.2012 г. заявителем уточнено наименование третьего лица, каковым заявитель просит считать - ОАО "РУСАЛ-Красноярск". Уточнение принято судом.
Заявителем заявлено ходатайство о привлечении к участию в дело в качестве заинтересованных лиц - агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края и ООО НПФ "Недра". Иные участники процесса возражали против удовлетворения данного ходатайства.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленного заявителем ходатайства, т.к. считает, что решение по настоящему делу не повлияет на права и законные интересы данных лиц.
Управлением Росреестра по Красноярскому краю заявлено ходатайство о привлечении его к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Лица, участвующие в деле не возражали против удовлетворения данного ходатайства. Судом ходатайство удовлетворено, Управление Росреестра по Красноярскому краю привлечено к участию в дело в качестве заинтересованного лица.
Судом рассмотрено ходатайство Правительства Красноярского края о привлечении его к участию в дело в качестве заинтересованного лица. Представители заявителя поддержали данное ходатайство, представители ОАО "РУСАЛ-Красноярск" и Управления Росреестра по Красноярскому краю возражали против его удовлетворения. Рассмотрев данное ходатайство, суд не находит правовых оснований для его удовлетворения, т.к. считает, что решение по настоящему делу не повлияет на права и законные интересы Правительства Красноярского края.
В судебном заседании 12.09.2012 г. Управлением Росреестра по Красноярскому краю было заявлено о подготовке председателем комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (органа, чей акт оспаривается по настоящему делу) мотивированного отзыва на заявление администрации г. Красноярска, для представления которого, необходимо время.
На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании 12.09.2012 г. был объявлен перерыв до 13 час. 30 мин. 19.09.2012 г.
После возобновления судебного заседания, заявитель уточнил наименование органа, чей акт оспаривается - Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю. Уточнение принято судом.
Управлением Росреестра по Красноярскому краю в судебном заседании 19.09.2012 г. представлен отзыв по делу Председателя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, который приобщен к материалам дела. Суду представлено также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Представителями заявителя представлены суду дополнительные пояснения по существу заявленных требований, которые также приобщены судом к материалам дела.
Заявителем представлено суду ходатайство о назначении экспертизы по установлению соответствия законодательству об оценочной деятельности отчета № 12-83062/12-5 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 40, выполненного ЗАО "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем", а также определению рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка.
Представители Управления Росреестра по Красноярскому краю, ОАО "РУСАЛ-Красноярск" возражали против удовлетворения заявленного ходатайства.
Рассмотрев ходатайство заявителя о назначении экспертизы, суд не находит правовых оснований для его удовлетворения, т.к. данное ходатайство не связано с предметом требований заявленных заявителем, а также в связи с тем, что имеющиеся доказательства, позволяют суду вынести решение по настоящему делу без проведения экспертизы, о которой ходатайствует заявитель.
Орган, чей акт обжалуется представил возражения на заявление согласно которому возражает против удовлетворения заявленных требований, по следующим основаниям, изложенным в отзыве:
- в 2011 году на территории Красноярского края в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов. Полученные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" (далее - Постановление), которое вступило в силу с 01.01.2012 года.
Для земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 40 с 01.01.2012 года вышеуказанным Постановлением утверждена кадастровая стоимость в размере 7 277 945.82 руб, данный экономический показатель внесен в государственный кадастр недвижимости.




недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
ОАО "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод" подало заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 в связи с определением его рыночной стоимости в отчете об оценке № 12-83062/12-5 от 10.05.2012, выполненном ЗАО "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем".
Согласно абзацам 3 и 5 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в порядке, предусмотренном указанной нормой могут быть оспорены результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Таким образом, исходя из буквального толкования содержания указанной нормы, орган местного самоуправления является субъектом правоотношений по оспариванию кадастровой стоимости только тех объектов недвижимости, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 является ОАО "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод".
Следовательно, муниципальное образование город Красноярск в лице администрации города Красноярска не является субъектом правоотношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве частной собственности юридическому лицу, а значит - не имеет соответствующего законного экономического интереса в данном правоотношении.
Экономическую заинтересованность администрация города Красноярска обосновывает потенциальным неполучением в бюджет города Красноярска значительной суммы земельного налога, исчисляемого в соответствии со статьями 390 и 391 Налогового кодекса Российской Федерации от кадастровой стоимости земельного участка, которая составляет налоговую базу по земельному налогу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации указанный Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формы и методы налогового контроля.
Согласно статье 9 Налогового кодекса Российской Федерации участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, выступают организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сбора; организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).
Таким образом, налоговым законодательством Российской Федерации не предусмотрено право органа исполнительной власти публичного образования, в бюджет которого поступают средства от уплаты соответствующего налога, осуществлять контроль за правильностью определения налогоплательщиком налоговой базы для исчисления этого налога.
Администрация города Красноярска согласно Решению Красноярского городского Совета депутатов от 14.12.2011 № В-283 "О бюджете города на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов" не является также главным администратором доходов бюджета города Красноярска по земельному налогу.
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что администрация города Красноярска не доказала нарушения ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю от 02.07.2012 № 20.
Данное обстоятельство является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления администрации города Красноярска о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю от 02.07.2012 № 20 и подтверждению соответствия решения комиссии действующему законодательству.
Принимая во внимание отсутствие у администрации города Красноярска законного экономического интереса в оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 02.07.2012 № 21, арбитражный суд считает, что отсутствует необходимость в проведении экспертизы на предмет проверки соответствия отчета № 12-83062/12-5 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20 законодательству об оценки и определению рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка.
Ссылка администрации города Красноярска на нарушение Комиссией процедуры оформления протокола заседания комиссии на могут быть приняты судом в качестве основания для удовлетворения требований, т.к. является формальной не влияющей на порядок принятия оспариваемого заявителем решения, по следующим основаниям:
- как уже установлено в решении суда заявитель не является лицом, чьи права или законные интересы нарушаются оспариваемым решением;
- Приказом Росреестра от 21.11.2011 № 453 при Управлении создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю. Данная Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Закона об оценочной деятельности, а также Типовых требований к порядку создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 22.02.2011 № 69 (далее - Типовые требования, которые действовали в момент принятия решения Комиссии). Приказом определен состав комиссии, полномочия секретаря комиссии возложены на начальника отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Красноярскому краю Мельникову Н.П., с оговоркой, что в случае ее отсутствия - данные полномочия осуществляет главный специалист-эксперт отдела кадастровой оценки недвижимости Управления - Гурьянова Т.В. Приказом от 21.01.2012 г. № П/25 изменен состав комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (исключены из состава участников Счастная Л.И. и Парахина Н.В.) Как следует из Приказов от 23.05.2012 г. № 285-К и от 14.06.2012 г. № 330-К:
- с 13.06. по 22.06.2012 г. Мельникова Н.П. находилась в отпуске
- с 02.07.2012 г. по 20.07.2012 г. Гурьянова Т.В. находилась в отпуске.
Как определено в протоколе заседания комиссии на заседании присутствует секретарь Комиссии Мельникова Н.П., и в качестве присутствующих на заседании Комиссии - Гурьянова Т.В. Тот факт, что в аудиозаписи указано, что комиссией была заслушана Гурьянова Т.В. не влияет на решение Комиссии, на котором рассмотрено заявление ОАО "РУСАЛ-Красноярск" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:20.
Как следует из ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности в РФ оспорены в арбитражном суде могут быть только решения Комиссии. Согласно п. 19 и п. 23 Типовых требований на заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором в т.ч. в отношении каждого рассматриваемого заявления указываются:
- кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, его местонахождение и адрес (при наличии);
- основания подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости;
- результаты голосования, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений;
- сведения о саморегулируемой организации (саморегулируемых организациях) оценщиков, члены которой (которых) осуществили определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости.
В результате рассмотрения представленных документов комиссией принимается одно следующих решений:
1. О пересмотре кадастровой стоимости либо об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости (если заявление подано на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости).
2. Об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости (если заявление подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости).
Решения, принимаемые комиссией, оформляются на бланке уполномоченного федерального органа. Таким образом, протокол заседания комиссии и решение комиссии являются самостоятельными документами, имеющими различное назначение и порождающие различные правовые последствия.
Данными нормативными актами не определено, что протокол заседания комиссии является документом, обжалование которого допускается в судебном порядке.
Кроме того, секретарь Комиссии не является ее членом и не участвует в принятии решения данного органа. Сам факт, что комиссией была заслушана Гурьянова Т.В. не противоречит порядку деятельности Комиссии, т.к. Гурьянова Т.В. в отсутствие Мельниковой Н.П. является Секретарем Комиссии. Как следует из пояснения Управления Росреестра по Красноярскому краю, протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии не позднее трех рабочих дней с даты заседания. Поскольку Гурьянова Т.В. находилась в отпуске, то протокол подписан был Мельниковой Н.П. как секретарем Комиссии.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
Таким образом, после вступления настоящего решения в законную силу следует отменить меры по обеспечению иска, принятые определением от 16 июля 2012 года.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация города Красноярска освобождена от уплаты государственной пошлины, и решение по настоящему делу принято не в ее пользу, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении заявления администрации города Красноярска отказать.
Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае от 02.07.2012 г. № 20 проверено на предмет соответствия положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Меры по обеспечению заявленных требований, наложенные арбитражным судом в определении от 16.07.2012 г. отменить с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г. Красноярске.
Апелляционная жалоба настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Р.В.ЛЕСКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru