Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 2012 г. по делу № А33-9335/2012

Резолютивная часть решения объявлена 21.09.2012.
Решение в полном объеме изготовлено 28.09.2012.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ражкова Р.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственности Производственно-коммерческая фирма "Пинта" (ИНН 2465007820, ОГРН 1022402476953)
к Управлению архитектуры администрации г. Красноярска (ИНН 2466046460, ОГРН 1022402656638,)
к Администрации города Красноярска
о признании незаконным отказа Администрации г. Красноярска, содержащегося в письме Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 24.04.2012 г. № 1509, отменить распоряжения администрации г. Красноярска от 17.09.2009 г. № 1174-арх и от 25.02.2009 г. № 115-ж,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика:
- Титаренко Надежды Андреевны,
- Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
- Департамента градостроительства администрации города Красноярска.
при участии:
от заявителя: Полякова О.С., представителя по доверенности от 19.01.2012; Сергиенко Т.Г., на основании протокола № 1 от 25.02.2010
от Администрации города Красноярска: Полякова В.Н. на основании доверенности от 27.12.2011 № 01-6113,
от Департамента градостроительства администрации города Красноярска: Бахмацкой Е.В., служебное удостоверение № 167, на основании доверенности от 12.07.2012 № 01/3072-дг;
от Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска: Лупахиной М.Г. на основании доверенности № 152 от 29.12.2011, служебного удостоверения,
от Титаренко Надежды Андреевны: Гилюк Н.А. на основании доверенности № 50 АА 0976311,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Циммерман М.А. (до перерыва), помощником судьи Ховяковой О.В. (после перерыва),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Пинта" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению архитектуры администрации города Красноярска об признании незаконным отказа Администрации г. Красноярска, содержащегося в письме Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 24.04.2012 г. № 1509, отменить распоряжения администрации г. Красноярска от 17.09.2009 г. № 1174-арх и от 25.02.2009 г. № 115-ж.
Заявление принято к производству суда. Определением от 14.06.2012 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Титаренко Надежда Андреевна.
Определениями от 09.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Департамент градостроительства администрации города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Определением от 01.08.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Красноярска.
Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Администрации города Красноярска возражал против удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв в судебном заседании 20 сентября 2012 года до 11 час. 00 мин. 21 сентября 2012 года.
Публичное извещение о перерыве размещено на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/).
После перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 1, зал судебного заседания № 322, с участием тех же представителей.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
06.02.1997 между ООО ПКФ "Пинта" (арендатор) и Земельным департаментом Администрации г. Красноярск (арендодатель) был заключен договор № 543 аренды земельного участка, общей площадью 2826.92 кв.м., кадастровый номер 24:50:0400186:1066, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Тельмана. 32-А, сроком до 03.11.2001.
После 04.11.2001 стороны сохранили арендные отношения по договору № 543 от 06.02.1997 г. на основании ч. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ (возобновление на неопределенный срок на тех же условиях существовавшего договора аренды, срок действия которого истек).
Распоряжением администрации г. Красноярска от 25.02.2009 № 115-ж Титаренко Н.А. было предварительно согласовано места размещения объекта, а Распоряжением администрации г. Красноярска от 17.09.2009 г. № 1174-арх Титаренко Н.А. был предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400186:1154, площадью 3331 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Тельмана 32а, для строительства лечебно-оздоровительного косметологического центра с инженерным обеспечением.
На основании вышеуказанных распоряжений администрации, между Титаренко Н.А. и администрацией г. Красноярска (в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска) был заключен договор аренды земельного участка № 2039 от 08.12.2009 г., зарегистрированный в установленном законом порядке.
06.03.2012 ООО "ПКФ "Пинта" обратилось в Администрацию г. Красноярска с заявлением, в котором просило отменить распоряжения администрации г. Красноярска от 17.09.2009 № 1174-арх и от 25.02.2009 № 115-ж в связи с вступлением в силу постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 по делу № А33-18602/2010.
Согласно письму Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 24.04.2012, исх. № 1509, распоряжения от 25.02.2009 № 115-ж и от 17.09.2009 № 1174-арх выданы в соответствии со ст. ст. 31, 32 Земельного кодекса РФ, в связи с чем не подлежат отмене (обязательства сторон по договору аренды земельного участка № 543 от 06.02.1997 прекращены в порядке статьи 419 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией стороны по договору - Земельного управления).
Заявитель, полагая, что отказ Администрации г. Красноярска отменить распоряжения администрации г. Красноярска от 17.09.2009 г. № 1174-арх и от 25.02.2009 г. № 115-ж, содержащийся в письме Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 24.04.2012 г. № 1509, не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).


При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Из материалов дела следует, что между ООО ПКФ "Пинта" (арендатор) и Земельным департаментом Администрации г. Красноярск (арендодатель) был заключен договор № 543 от 06.02.1997 аренды земельного участка, общей площадью 2826.92 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Тельмана. 32-А, сроком до 03.11.2001.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011, вступившим в законную силу, по делу № А33-18602/2010 установлено, что действие договора аренды, заключенного между ООО ПКФ "Пинта" (арендатор) и Земельным департаментом Администрации г. Красноярск (арендодатель) от 06.02.1997 № 543 после окончания срока, установленного в самом договоре, возобновлено на неопределенный срок.
В силу положений части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанное обстоятельство установлено вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не подлежит доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании отказа Администрации г. Красноярска отменить распоряжения администрации г. Красноярска от 17.09.2009 г. № 1174-арх и от 25.02.2009 г. № 115-ж, содержащегося в письме Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 24.04.2012 г. № 1509, незаконным.
Из письма Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 24.04.2012 г. № 1509 следует, что в качестве основания для отказа Администрации г. Красноярска отменить распоряжения администрации г. Красноярска от 17.09.2009 № 1174-арх и от 25.02.2009 № 115-ж, указано то, что данные распоряжения от 17.09.2009 № 1174-арх и от 25.02.2009 № 115-ж вынесены в соответствии с требованиями статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства, в том числе относится принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации определены требования к выбору земельных участков для строительства, а также установлен порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправлении возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета (пп. 2 в ред. Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ)
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Красноярска в период вынесения распоряжений администрации г. Красноярска от 17.09.2009 № 1174-арх и от 25.02.2009 № 115-ж был установлен Положением, утвержденным Постановлением администрации г. Красноярска от 01.10.2008 № 473 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.4 Положения порядок, определяемый настоящим Положением, является обязательным для всех физических и юридических лиц, а также органов власти, организаций, учреждений и служб на территории города, независимо от форм собственности и подчиненности.
В силу пункта 1.10 Положения не допускается издание индивидуального правового акта о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка для строительства в случаях, если:
- предполагаемое размещение объекта противоречит действующим законам, иным нормативным правовым актам, а также градостроительным нормам и правилам;
- функциональное назначение объекта не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой предполагается его размещение;
- предполагаемое размещение объекта нарушает права и законные интересы каких-либо физических, юридических лиц либо создает угрозу такого нарушения.
Материалами дела не подтверждается соблюдение вышеприведенных требований законодательства при вынесении распоряжений администрации г. Красноярска от 17.09.2009 № 1174-арх и от 25.02.2009 № 115-ж, а именно учета мнения ООО ПКФ "Пинта".
Поскольку судом установлено, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается факт законного пользования ООО ПКФ "Пинта" земельным участком, общей площадью 2826,92 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Тельмана, 32-А, в момент вынесения распоряжений администрации г. Красноярска от 17.09.2009 № 1174-арх и от 25.02.2009 № 115-ж, суд считает, что указанные распоряжения администрации г. Красноярска вынесены с нарушением требований законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности: предполагаемое размещение объекта нарушает права и законные интересы арендатора земельного участка по договору № 543 от 06.02.199 - в связи с чем являются незаконными.
Кроме того, в оспариваемом письме Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 24.04.2012 г. № 1509 заявителю сообщается, что обязательства сторон по договору аренды земельного участка № 543 от 06.02.1997 прекращены в связи с ликвидацией стороны по договору - Земельного управления.
Указанное на данное обстоятельство не соответствует действительности, поскольку ликвидация органа местного самоуправления не является основанием для прекращения действия договора, поскольку соответствующие публично-правовые обязанности такого органа местного самоуправления передаются иному органу, а фактическим арендодателем является соответствующее муниципальное образование (часть 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), в настоящем случае - г. Красноярск.
Учитывая вышеизложенное, суд признает незаконным отказ Администрации г. Красноярска отменить распоряжения администрации г. Красноярска от 17.09.2009 г. № 1174-арх и от 25.02.2009 г. № 115-ж, содержащийся в письме Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 24.04.2012 г. № 1509.
Таким образом суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, судом принимаются во внимание следующие обстоятельства.
Уведомлением от 10.05.2012 № 28785 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска уведомил ООО ПКФ "Пинта" о том, что на основании статьи 610 Гражданского кодекса РФ отказывается от договора аренды № 543 от 06.02.1997 по истечении трех месяцев с момента получения данного уведомления.
Управление архитектуры администрации города Красноярска ликвидировано, соответствующие функции возложены на Департамент градостроительства администрации города Красноярска (в силу пункта 1.1. Положения о Департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации города от 17 августа 2010 г. № 114-р Департамент градостроительства администрации города Красноярска является органом администрации города, созданным в целях реализации полномочий администрации города в области градостроительной политики на территории города), при этом отсутствует правопреемство.
При этом Департамент градостроительства администрации города Красноярска в порядке самоконтроля не может отменять акты, принятые иным органом, в настоящем случае Администрацией г. Красноярска.
Полномочия Администрации г. Красноярска определены статьей 45 Устава города Красноярска: распоряжается и управляет имуществом, находящимся в городской собственности; принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод лиц, проживающих на территории города, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями в городе; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, подзаконными актами, нормативными правовыми актами города.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что восстановительная мера в виде обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Пинта", повторно рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Пинта" от 06.03.2012, подлежит возложению на администрацию города Красноярска.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина для организаций составляет 2000 рублей.
Заявитель при обращении в арбитражный суд оплатил государственную пошлину в размере 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 543 от 22.05.2012.
В силу положений части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные заявителем, подлежат отнесению на ответчика (Администрацию г. Красноярска).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Удовлетворить заявление Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Пинта", признать незаконным отказ Администрации г. Красноярска отменить распоряжения администрации г. Красноярска от 17.09.2009 г. № 1174-арх и от 25.02.2009 г. № 115-ж, содержащийся в письме Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 24.04.2012 г. № 1509.
Обязать Администрацию г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Пинта", повторно рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Пинта" от 06.03.2012 г.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Администрации г. Красноярска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Пинта" (ИНН 2465007820, ОГРН 1022402476953) судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Р.А.РАЖКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru