Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2012 г. по делу № А47-13584/2012

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 17 декабря 2012 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Пирской О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Муниципального образования Бугурусланского района Оренбургской области в лице Администрации муниципального образования Бугурусланский район Оренбургской области, г. Бугуруслан, Оренбургской области,
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований:
Министерство финансов Оренбургской области, г. Оренбург,
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Бугурусланская центральная районная больница", Оренбургская область, Бугурусланский район, с. Михайловка
о взыскании 1 779 549 рублей 77 копеек,
при участии
от истца: нет явки,
от ответчика: Кулбаисова С.К. - представитель по доверенности от 14.02.2012,
от третьего лица 1: Копылова И.И. - представитель по доверенности от 17.01.2012,
от третьего лица 2: нет явки,

установил:

Муниципальное образование Бугурусланского района Оренбургской области в лице Администрации муниципального образования Бугурусланского района Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 1 779 549 рублей 77 копеек - убытки.
Истец и третье лицо МБУЗ "Бугурусланская центральная районная больница", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явились, судебное заседание проводится в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик исковые требования не признает, по мотивам, изложенным в отзыве на иск.
Третье лицо МБУЗ "Бугурусланская центральная районная больница", предоставило письменный отзыв на иск, согласно которому считает, требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В ходе открытого судебного разбирательства арбитражным судом установлено следующее:
Судебными решениями судов общей юрисдикции Бугурусланского района Оренбургской области с Администрации Муниципального образования "Бугурусланский район Оренбургской области" в пользу медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, взыскано 1 779 549 руб. 77 коп. в качестве возмещения расходов на оплату освещения и отопления.
В силу части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы), в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 122-ФЗ) часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу, ст. 63 дополнена ч. 4, 5, 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Закона № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых указанным Федеральным законом нормах, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом.
В целях реализации указанного Закона, решениями Совета депутатов Бугурусланского района Оренбургской области № 192 от 25.03.2005, № 105 от 21.3.2007, утверждались Положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений финансируемых из средств районного бюджета и проживающих в сельской местности и работающих в муниципальных учреждениях здравоохранения и образования, расположенных на территории Бугурусланского района Оренбургской области, которым определены следующие меры социальной поддержки лицам, имеющим право на льготу в виде частичной компенсация оплаты за наем жилого помещения, отопления и освещения, а также устанавливались предельные размеры ежемесячной компенсации.
Финансирование расходов, предусмотренных данным постановлением, осуществляется за счет средств местного бюджета.
Решениями судов общей юрисдикции, вынесенными в период с апреля 2012 года по август 2012 года, вступившими в законную силу, с истца в пользу 303 физических лиц - работников муниципальных учреждений здравоохранения, взыскано в общей сложности 1 779 549 рублей 77 копеек, в счет полной компенсации расходов физических лиц по оплате за наем жилого помещения, освещения и отопления за различные периоды времени, начиная с 1 января 2005 года.
Полагая взысканную сумму убытками, связанными с передачей полномочий Российской Федерации по представлению указанных льгот без соответствующего финансового обеспечения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик, возражал против заявленных требований, поддерживая доводы, изложенные в отзыве на иск, согласно которому на момент вступления в законную силу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ МБУЗ "Бугурусланская ЦРБ" находилась в ведении Муниципального образования Бугурусланский район Оренбургской области, полностью финансировалось из местного бюджета, следовательно, с 01.01.2005 г., обязанность по социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников МБУЗ "Бугурусланский ЦРБ" перешла к администрации МО Бугурусланский район Оренбургской области, меры социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности, относятся к полномочиям органов местного самоуправления и затраты, связанные с предоставлением данных льгот, являются расходными обязательствами соответствующего муниципального образования, в связи с чем, Министерство финансов Российской Федерации обязательств по финансированию МБУЗ "Бугурусланский ЦРБ" не имеет, в связи с чем и ответственность за неисполнение обязательств нести не может. Кроме того восполнение недостатка финансовых средств должен был решаться муниципальным образованием Бугурусланский район Оренбургской области в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации через бюджетное регулирование в форме затребования необходимых бюджетных инвестицией, платежей из бюджета Оренбургской области в форме субвенций и субсидий, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими материалы, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворить заявленные требования в полном объеме по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16, 1069 указанного Кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Взыскивая с истца денежные средства, судами общей юрисдикции было установлено, что, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 122-ФЗ) частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу, статьи 63 дополнена частями 4, 5, 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Закона № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых указанным Федеральным законом нормах, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом.
В целях реализации указанного закона, решениями Совета депутатов Бугурусланского района Оренбургской области № 192 от 25.03.2005, № 105 от 21.3.2007, утверждались Положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений финансируемых из средств районного бюджета и проживающих в сельской местности и работающих в муниципальных учреждениях здравоохранения и образования, расположенных на территории Бугурусланского района, которым определены следующие меры социальной поддержки лицам, имеющим право на льготу в виде частичной компенсация оплаты за наем жилого помещения, отопления и освещения, а также устанавливались предельные размеры ежемесячной компенсации.
Финансирование расходов, предусмотренных данным постановлением, осуществляется за счет средств местного бюджета.
Судами установлено, что сумма денежных средств на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, проживающим в сельской местности, выделена местным бюджетом в недостаточном размере.
Судами также было установлено, что исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств.
Таким образом, как установлено вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции и подтверждается материалами настоящего дела расходы истца, возникшие в результате исполнения судебных актов по компенсации в полном объеме предоставления в период с 01.01.2005 льгот медицинским работникам, в сумме 1 779 549 руб. 77 коп., возникли в связи с передачей муниципальному образованию полномочий Российской Федерации по представлению льгот медицинским работникам, проживающим в сельской местности и отсутствием необходимых финансовых средств на их обеспечение, подлежащих выделению из федерального бюджета.
Следовательно, указанная сумма, по мнению суда, является для истца убытками, понесенными им в связи неисполнением ответчиком своих обязанностей по представлению соответствующего бюджетного финансирования.
Поскольку требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете (пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
В пункте 19 разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статьи 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Поскольку названные меры социальной поддержки отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, то заявленные требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Финансовым органом, уполномоченным выступать от имени казны Российской Федерации, является Министерство финансов Российской Федерации.
Размер убытков установлен вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции, суммы согласно платежным поручениям и судебным актам судом проверены.
Указанные убытки фактически понесены истцом, поскольку судебные акты исполнены в полном объеме, о чем свидетельствуют соответствующие платежные поручения о перечислении физическим лицам денежных средств в соответствии с судебными решениями.
Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на иск, судом отклоняются, как не основанные на требованиях действующего законодательства.
Также отклоняется довод ответчика о том, что поскольку в платежном поручении в графе "плательщик" указан Бугурусланский финансовый отдел МБУЗ "Бугурусланская ЦРБ", следовательно, неясно кто понес убытки, поскольку материалами дела установлено, что выделение денежных средств для выплат МБУЗ "Бугурусланская ЦРБ" медицинским работникам произошло Администрацией муниципального образования Бугурусланский район Оренбургской области за счет бюджетных средств.
Истцом, надлежащим образом доказана вся совокупность обстоятельств, подлежащих доказывании по правилам статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенных, установленных судом, фактических обстоятельствах дела, носящих объективный характер, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина не взыскивается.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 180 - 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального образования Бугурусланского района Оренбургской области, г. Бугуруслан, Оренбургской области 1 779 549 рублей 77 копеек - убытки.
Исполнительный лист выдать взыскателю, в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Челябинск в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья
О.Н.ПИРСКАЯ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru