Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ
ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 2012 г. по делу № 07-17-41/2012

ИП Б.
460000, г. Оренбург,
<...>

Ш.
460000, г. Оренбург,
<...>

Городской общественной организации
"Движение Оренбургской Молодежи"
А.
460000, г. Оренбург,
<...>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее по тексту Комиссия) в составе:
<...> - председателя Комиссии, заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
<...> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
<...> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
в присутствии <...> (паспорт гражданина РФ: <...>)
<...> и (или) представитель по доверенности на рассмотрение дела не явились, доказательства надлежащего извещения в материалах дела отсутствуют, документы, запрашиваемые по существу дела, представлены в полном объеме;
представитель и (или) представитель по доверенности заявителей - Городской общественной организации "Движение Оренбургской Молодежи" на рассмотрение дела не явились, доказательства надлежащего извещения в материалах дела отсутствуют,
рассмотрев дело № 07-17-41/2012, возбужденное в отношении ИП <...> по признакам нарушения требований, установленных п. 2 ч. 2, п. 4 ч. 4 ст. 5, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"), содержащегося в рекламе "МММ - 2011", размещенной на переносном рекламном штендере, устанавливающемся по адресу: г. Оренбург, <...>, возле ТД "ВЕСНА",
УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление от Городской общественной организации "Движение Оренбургской Молодежи" в лице <...> с жалобой на ненадлежащую рекламу "МММ-211", распространяемую на территории г. Оренбурга.
Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области проведена проверка рекламы "МММ-2011", размещенной и распространяемой на территории города Оренбурга, на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе. В ходе проверки было установлено, что по адресу: г. Оренбург, <...>, возле ТД "ВЕСНА", размещен переносной рекламный штендер, с двух сторон которого размещена реклама следующего визуально-графического и текстового содержания: с одной стороны - изображение мужчины в очках (предположительно создателя финансовой пирамиды МММ - М.), логотипа МММ, гири с цепью, прикованной к табличке с текстом: "Не надоело работать за гроши" (слог "раб" выделен красным цветом), сопровождаемого текстом: "стань свободным человеком, клуб МММ - 2011, в системе более 20000000 человек, 20 $ подарок при регистрации от 20 до 70 % в месяц, SERGEY-MAVRODI.COM, мы меняем мир, 277-315. ТД "ВЕСНА", 3 этаж".
С другой стороны штендера размещена реклама следующего текстового содержания: логотип "МММ-2011", сопровождаемый текстом: "клуб - МММ-2011 не надоело РАБотать за гроши? Здесь живут деньги нас уже более 20 млн.! МЫ можем многое, 277-315, ТД "ВЕСНА", 3 этаж".
Оренбургским УФАС России определением о возбуждении дела от 13.07.2015 (исх. № 6007 от 13.07.2012) возбуждено дело № 07-17-41/2012 в отношении ИП Б., Ш. по признакам нарушения требований, установленных п. 2 ч. 2, п. 4 ч. 4 ст. 5, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ "О рекламе", содержащегося в рассматриваемой рекламе "МММ-2011".
В ходе рассмотрения дела Ш. подтвердил факт распространения рассматриваемой рекламы "МММ-2011", размещенной по адресу: г. Оренбург, <...> возле ТД "ВЕСНА", что отражено в Протоколе заседания Комиссии Оренбургского УФАС России по рассмотрению дел № 07-17-41/2011 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 28.09.2012, подписанном Ш.
Тем не менее, Ш. не признал факт нарушения требований, установленных п. 2 ч. 2, п. 4 ч. 4 ст. 5, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ "О рекламе", содержащегося в рекламе "МММ-2011", размещенной по адресу: г. Оренбург, ул. Ленинская, 43, возле ТД "ВЕСНА".
Проанализировав содержание данной информации и пояснения сторон, Комиссия приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования пункт 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определяет товар, средство его индивидуализации, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 5 ФЗ "О рекламе" реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами (услугам), или осуждать таких лиц.
Изображение гири с цепью, прикованной к табличке с текстом "Не надоело работать за гроши" (слог "раб" выделен красным цветом), и слова "Стань свободным человеком" в данном контексте имеют негативную окраску, что формирует негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами (услугами).
Таким образом, в рассматриваемой рекламе содержатся признаки нарушения требований, установленных п. 4 ч. 4 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Пунктом 2 частью 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство и деловую репутацию лица, в том числе и конкурента.
В рассматриваемой рекламе содержится визуально-графическая и текстовая информация (изображение гири с цепью, прикованной к табличке с текстом "Не надоело работать за гроши" (слог "раб" выделен красным цветом), сопровождаемое текстом: "стань свободным человеком, клуб МММ - 2011"), которая возможно указывает своей смысловой и иллюстрационной нагрузкой на факт приравнивания работающих людей к рабам.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе "МММ-2011" содержатся нарушения ч. 2 п. 2 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Рассматриваемая реклама содержит ссылку на сайт SERGEY-MAVRODI.COM.
Согласно информации, размещаемой на сайте www.sergey-mavrodi.com в сети Интернет, посредством реализации проекта М. "МММ-2011" предлагается осуществлять деятельность, связанную с привлечением денежных средств физических лиц, следовательно, оказание финансовых услуг населению.
Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования в данном случае являются финансовые услуги.
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой финансовых услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.
ФЗ "О рекламе" не содержит понятия финансовой услуги. Вместе с тем данное понятие приведено в пункте 2 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Согласно данной норме под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, для целей Федерального закона "О защите конкуренции" финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" и является закрытым.
При этом основным содержательным признаком отнесения той или иной услуги к финансовой, указанным в пункте 2 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", является существо осуществляемой деятельности - то есть привлечение или размещение денежных средств физических и юридических лиц либо одновременное привлечение и размещение таких денежных средств.
В статье 28 Федерального закона "О рекламе" содержатся требования, предъявляемые к рекламе деятельности, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья на основании договора участия в долевом строительстве, а также к рекламе таких организаций, как жилищные, жилищно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, то есть к рекламе услуг, оказываемых организациями, не являющимися финансовыми по смыслу Федерального закона "О защите конкуренции".
Изложенное позволяет сделать вывод, что понятие финансовой услуги для целей Федерального закона "О рекламе" включает не только услуги, прямо указанные в Федеральном законе "О защите конкуренции", но также и другие услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств. При этом для целей Федерального закона "О рекламе" необходимо учитывать правовое регулирование финансовых услуг, установленное также иными нормативными актами.
Из анализа положений статьи 28 Федерального закона "О рекламе" (реклама финансовых услуг) с учетом приведенных норм следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.
Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, может рассматриваться как реклама финансовых услуг.
Деятельность, указанная на сайте www.sergey-mavrodi.com в сети Интернет, связана с привлечением денежных средств физических лиц. Соответственно, услуги, оказываемые в рамках осуществления подобной деятельности, подпадают под понятие финансовой услуги.
Следовательно, реклама указанной деятельности должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 Федерального закона "О рекламе", устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
На основании вышеизложенного в рассматриваемой рекламе содержатся нарушения требований, установленных частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", выраженных в распространении рекламы проекта М. "МММ-2011" ссылкой на сайт www.sergey-mavrodi.com без указания лица, оказывающего финансовые услуги.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.
В рекламе содержится ссылка на сайт www.sergey-mavrodi.com, информация на указанном сайте содержит гарантии, обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), создает впечатление ожидаемой доходности от данной деятельности, поскольку на сайте размещена следующая информация: "Итак, регистрируетесь (получаете при регистрации еще $ 20 в качестве подарка! все для Вас! :-)), "покупаете" себе МАВРО, лежите спокойненько на диванчике, поплевываете в потолок и наблюдаете, как они растут в "цене". Темпами до 20 - 30 % в месяц. (Депозитные - еще быстрее. До 7 5% в месяц. 20 и 30 % в месяц это примерно в 9 и в 23,5 раз в год, соответственно. К слову сказать. Для тех, кто слаб в арифметике. (Предположительно, естественно. :-)) Хотите "продать" свои МАВРО полностью или частично? (По новой, уже более высокой цене.) Да без проблем! В любой момент и без всяких ограничений! "Продавайте" на здоровье. Что еще? Бонусы (ну, премии :-)) будете получать за каждого приведенного вами в Систему нового участника. 20 % от его первого взноса и по 10 % от всех последующих. Неплохо, правда? (Но приводить новых вовсе не обязательно! Это не сетевой маркетинг! Хотите - на диване просто лежите, процентики свои по МАВРО получайте, никого не приводите и вообще ничем не заморачивайтесь. Раз бонусы Вам не нужны. :-)) Если всей семьей есть желание вступить или трудовым коллективом - да милости просим! Можете ячейку для этих целей создать. Чтоб все свои вокруг были. :-)) $ 20 плюс еще при регистрации Вам подарят, напоминаю. Для полного уж счастья. Просто так! Без всяких с Вашей стороны обязательств. Хотите - забирайте и вообще даже и не участвуйте. Дело Ваше. (Скатертью дорога!!! :-)) Все, кажется?.. Ах, да, чуть не забыл! Главное-то! Мантра. :-))
В связи с вышеизложенным, в рассматриваемой рекламе содержатся нарушения п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
Для наиболее объективного исследования всех обстоятельств дела Оренбургским УФАС России было принято решение собрать Экспертный совет. Экспертный совет образуется в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства РФ о рекламе. Экспертный совет состоялся 7 августа 2012 года, в ходе заседания члены Совета решили признать тот факт, что в рекламе "МММ-2011", размещенной по адресу: г. Оренбург, ул. Ленинская, 43, возле ТД "ВЕСНА", содержатся нарушения п. 2 ч. 2, п. 4 ч. 4 ст. 5, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ "О рекламе" (Протокол № 5 от 07.08.2012).
Согласно части 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рассматриваемая реклама является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям, установленным п. 2 ч. 2, п. 4 ч. 4 ст. 5, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы, лицо (часть 6 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом в любой форме и с использованием любых средств (часть 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных п. 2 ч. 2, п. 4 ч. 4 ст. 5, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе", несет рекламораспространитель.
Исходя из устных пояснений от 28.09.2012 <...> (Протокол заседания Комиссии, подписанный <...>), из которых следует, что Ш. 10 февраля 2012 года арендовал у ИП <...> помещение, которое находится по адресу: г. Оренбург, <...>, что подтверждается договором аренды № 17 от 10 февраля, далее исходя из устных пояснений <...> он самостоятельно без согласования с администрацией ТД "Весна" ИП <...> разместил переносной рекламный штендер для привлечения внимания неопределенного круга лиц к услугам, которые оказывает <...> на арендуемой территории, в связи с чем на основании вышеизложенного, проанализировав все материалы дела № 07-17-41/2012, Комиссия приходит к выводу, что рекламораспространителем, рекламодателем является <...>.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу финансовых услуг "МММ-2011", размещенную по адресу: г. Оренбург, <...>, "ТД Весна", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования, установленные п. 2 ч. 2, п. 4 ч. 4 ст. 5, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006.
2. Выдать <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела № 07-17-41/2012 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "28" сентября 2012 года. Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Члены Комиссии
<...>
<...>





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru