Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 апреля 2012 г. № 33-3852

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Владивостока о признании карты градостроительного зонирования, карты зон с особыми условиями использовании территории, карты запретных зон и запретных районов войсковых частей части II Правил землепользовании и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 (с изменениями от 14 октября 2011 года), противоречащими закону и недействующими по апелляционному представлению прокурора города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 9 февраля 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи С.С., выслушав пояснения прокурора Т.И., представителя главы администрации города Владивостока Т.В., судебная коллегия

установила:

прокурор города Владивостока обратился в суд с указанным заявлением. В обоснование требований сослался на то, что постановлением Администрации Приморского края от 25 декабря 2009 года № 365-па из границ города Владивостока исключена часть земельных участков с изменением категории земель "земли населенного пункта" на категорию земель "земли промышленности, - энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Основанием для исключения указанных земельных участков из границ города Владивостока послужило строительство и дальнейшая эксплуатация на данных участках магистрального газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток", которой является объектом саммита АТЭС.
Решением Думы города Владивостока от 8 июля 2011 года № 718 в Генеральный план Владивостокского городского округа внесены изменения, касающиеся исключения из границ населенного пункта город Владивосток полосы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на полуострове Муравьева-Амурского до границы с муниципальным образованием город Артем (г. Владивосток, пос. Трудовое). Вместе с тем, при внесении изменений в Правила землепользования и застройки данные изменения не учитывались, указанные в картах градостроительного зонирования Владивостокского городского округа территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования налагаются на земельные участки, которые в настоящее время не являются территорией Владивостокского городского округа.
Поскольку карты градостроительного зонирования, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462, частично распространяют свое действие на территорию, не являющуюся территорией Владивостокского городского округа, Правила землепользования и застройки (с учетом внесенных изменений) в настоящее время противоречат действующему законодательству.
Впоследствии прокурор дополнил требования, указав, что в составе трех территориальных зон, в том числе территориальной зоны Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), расположены вторая и третья зоны округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока на побережье Амурского залива.
Таким образом, карта градостроительного зонирования Владивостокского городского округа части II Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа допускает предоставление земельных участков для садоводства и дачного хозяйства во второй и третьей зоне округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Просил признать карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое; карту зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и п. Трудовое; карту запретных зон и запретных районов войсковых частей на территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое части II Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462, противоречащими закону и недействующими.
В судебном заседании помощник прокурора города Владивостока поддержал заявленные требования.
Представитель Думы города Владивостока с требованиями не согласился.
Глава Администрации города Владивостока с требованиями не согласился.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился прокурор города Владивостока, в апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Как следует из материалов дела, прокурор, обращаясь в суд с заявлением о признании карты градостроительного зонирования, карты зон с особыми условиями использования территории, карты запретных зон и запретных районов войсковых частей части II Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 с изменениями, внесенными решением Думы города Владивостока от 14 октября 2011 года № 742, указал на противоречие оспариваемого муниципального акта Генеральному плану Владивостокского округа, утвержденному решением Думы города Владивостока.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени при условии, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу,
Правила землепользования и Генеральный план Владивостокского городского округа имеют одинаковую юридическую силу и при отсутствии указаний о том, что они противоречат закону, имеющему большую юридическую силу, требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Нормы Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ, на которые сослался прокурор в своем заявлении, содержат понятие правил землепользования, карт градостроительного зонирования, круг полномочий органов местного самоуправления по вопросу утверждения правил землепользования. Оспариваемый акт принят в пределах компетенции Думы города Владивостока с учетом тех понятий, которые содержатся в Градостроительном и Земельном кодексах Российской Федерации.
Утверждение о том, что решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 распространено действие карт градостроительного зонирования на территории за пределами Владивостокского городского округа, является необоснованным.
Земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий определяется главой 4 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительных регламентах, входящих в правила землепользования и застройки наряду с положениями об изменении видов разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки являются вопросами местного значения поселений и городских округов.
Принятие Администрацией Приморского края постановления от 25 декабря 2009 года № 365-па об исключении из границы города Владивостока Владивостокского городского округа земельных участков с изменением категории земель "земли населенного пункта" на категорию земель "земли промышленности, - энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" не изменяет территориального расположения Владивостокского городского округа.
Как верно указал суд, описание границ Владивостокского городского округа содержится в Законе Приморского края от 6 декабря 2004 года № 179-КЗ "О Владивостокском городском округе". Границы округа и прилегающих к нему других муниципальных образований не изменялись.
Исключение земель из территории населенного пункта города Владивосток не изменило территорию Владивостокского городского округа, включающего территории иных населенных пунктов помимо города Владивостока.
Ссылку прокурора на то, что предусмотренное Правилами зонирование в нарушение Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" допускает предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства и садоводства во второй и третьей зонах округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока на побережье Амурского залива, нельзя признать состоятельной.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Градостроительного кодекса границы зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Вторая и третья зоны округа санитарной охраны не являются территориальными зонами, а являются зонами с особыми условиями использования территорий, где использование земель осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки и с учетом ограничений по использованию земельных участков, предусмотренных для второй и третьей зон округа санитарной охраны.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
В случае, если земельный участок расположен на территории зон с особыми условиями использования территорий, правовой режим использования территории указанного земельного участка определяется совокупностью ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционном представлении, не имеется. Доводы апелляционного представления, направлены к иному истолкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционном представлении, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Владивостока от 9 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru