Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2012 г. № 33-7336

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Надеждинского района Приморского края о признании недействующим постановления администрации Надеждинского муниципального района Приморского края № 1725 от 26.12.2011 по апелляционному представлению прокурора Надеждинского района Приморского края на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 13 апреля 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи З., объяснения прокурора Б., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

Прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления прокуратурой Надеждинского района Приморского края установлено, что постановлением администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 26.12.2011 № 1725 "О порядке организации и проведении торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Надеждинского муниципального района, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Надеждинского муниципального района, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков для целей, несвязанных со строительством" (далее - Постановление) определен порядок проведения торгов по продаже земельных участков, то есть фактически регламентирован порядок распоряжения имуществом Надеждинского муниципального района. Данное постановление вынесено в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Соответственно, в полномочия администрации района не входит принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок распоряжения земельными участками. Кроме того, согласно постановлению администрация Надеждинского муниципального района является организатором торгов. Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 определены функции организатора торгов, в числе которых отсутствует функция установления правил организации и проведения торгов самим организатором торгов. По указанным основаниям прокурор просил признать постановление администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 26.12.2011 № 1725 "О порядке организации и проведении торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Надеждинского муниципального района, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Надеждинского муниципального района, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков для целей, несвязанных со строительством" не соответствующим требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Надеждинского района К. на удовлетворении заявления настаивала.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района Приморского края В. с заявлением прокурора не согласилась, считая, что оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями администрации района, поскольку данный нормативный правовой акт определяет организационные вопросы, возникающие при организации и проведении торгов, что относится к компетенции исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционном представлении прокурор, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 26.12.2011 № 1725 утвержден порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Надеждинского муниципального района, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Надеждинского муниципального района, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков для целей, несвязанных со строительством", которым установлены правила, определяющие порядок организации и проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Надеждинского муниципального района, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Надеждинского муниципального района, для целей, несвязанных со строительством, или права на заключение договоров аренды указанных земельных участков.
При разрешении заявленных прокурором требований суд первой инстанции не учел, что оспариваемый нормативный правовой акт фактически регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом муниципального образования.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Уставом Надеждинского муниципального района установлено, что представительным органом местного самоуправления в Надеждинском муниципальном районе является Дума Надеждинского района (статья 22 Устава).
Согласно статье 26 Устава Надеждинского муниципального района определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, также отнесено к исключительной компетенции Думы Надеждинского района.
Следовательно, в полномочия администрации района, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, не входит принятие оспариваемого нормативного правового акта, поскольку определение порядка организации и проведения торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, несвязанных со строительством, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков является способом реализации полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Суд первой инстанции, разрешая настоящее дело, неправильно истолковал и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, согласился с доводами представителя администрации Надеждинского муниципального района о принятии оспариваемого нормативного правового акта в рамках компетенции и полномочий, предоставленных данному органу местного самоуправления, и оценил компетенцию администрации муниципального района без учета пределов, установленных законом и Уставом муниципального образования "Надеждинский муниципальный район". При этом суд не учел, что администрация района, как исполнительный орган местного самоуправления, осуществляет свои полномочия по управлению муниципальным имуществом в порядке, утверждение которого отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Поскольку вопрос об определении порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, который не принимал нормативного правового акта, наделяющего администрацию района полномочиями по утверждению порядка организации и проведения торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, несвязанных со строительством, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, следовательно, оспариваемое Постановление принято администрацией Надеждинского муниципального района с превышением имеющихся у нее полномочий.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, влекущие признание постановления администрации Надеждинского муниципального района от 26.12.2011 № 1725 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Надеждинского районного суда Приморского края от 13 апреля 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление прокурора Надеждинского района Приморского края удовлетворить.
Признать постановление администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 26.12.2011 № 1725 "О порядке организации и проведении торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Надеждинского муниципального района, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Надеждинского муниципального района, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков для целей, несвязанных со строительством", недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru