Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 января 2011 г. по делу № А71-1484/2010-А19

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 31 января 2011 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судей В.Н. Симонова, Л.Ю. Глухова, под председательством судьи Н.Г. Зориной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балобановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению 1. Товарищества собственников жилья "Надежда" с. Завьялово
2. Товарищества собственников жилья "Удача" с. Завьялово
3. Общества с ограниченной ответственностью "Завьяловская управляющая компания" с. Завьялово
к Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики г. Ижевск
о признании недействующим нормативного правового акта
с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. Общества с ограниченной ответственностью "Регионресурсы" г. Ижевск 2. Администрации МО "Завьяловский район" Удмуртской Республики с. Завьялово
с участием Прокурора Удмуртской Республики
при участии в судебном заседании:
от 1-го заявителя: Миронова С.Р. по доверенности от 25.03.2010
от 2-го заявителя: Миронова С.Р. по доверенности от 03.11.2010
от 3-го заявителя: Миронова С.Р. по доверенности от 10.08.2010
от ответчика: Ильиной О.Ю. по доверенности от 20.09.2010
Касаткина Г.Д. по доверенности от 20.07.2010
Финка В.Н. по доверенности от 13.09.2010
от третьих лиц: 1. Капиной А.Н. по доверенности от 06.09.2010
2. Не явился, уведомлено надлежащим образом (уведомление № 25909)
от прокурора: Игошина В.В. по доверенности от 22.07.2010,

установил:

Товарищество собственников жилья "Надежда" и товарищество собственников жилья "Удача" обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (далее РЭК УР) № 14/27 от 26.11.2009 г. "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район)", установленного для ООО "Регион-ресурсы" в части населения, проживающего в с. Завьялово, а именно: лизингового платежа.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики 05 мая 2010 г. в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики № 14/27 от 26.11.2009 г. "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район)", в части включения в тариф лизингового платежа, отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.07.2010 г. решение арбитражного суда по делу № А71-1484/2010 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение. Судом кассационной инстанции указано, что судом не исследовались и не выяснялись вопросы о том, участвует ли оборудование, включенное в спецификацию имущества для котельной "ЦРБ" с. Завьялово Удмуртской Республики (каландр гладильно-сушильный ЛК-20, стиральная машина Л-50-121 люкс, в том числе кабель ВВГ4х70 длиной 70 м и кабельные наконечники в количестве 8 шт., сушильная машина ЛС-25-01), в процессе производства обществом и реализации им тепловой энергии для потребителей с. Завьялово Удмуртской Республики; если да, то каким образом и в каком объеме, а если нет - то какова величина расходов общества на оплату аренды данного имущества в общем составе его лизинговых платежей, включенных в тариф на 2010 г.
02.09.2010 г. общество с ограниченной ответственностью "Завьяловская управляющая компания" с. Завьялово обратилось в арбитражный суд с заявлением (т. 3 л.д. 80 - 85) о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики № 14/27 от 26.11.2009 г. "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район) (дело № А71-10472/2010).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 сентября 2010 г. дела № А71-10472/2010 и № А71-1484/2010 объединены в одно производство на основании ст. 130 АПК РФ.
При новом рассмотрении в предварительном судебном заседании 14.09.2010 г. заявителями заявлено ходатайство об уточнении предмета заявления (т. 3 л.д. 1 - 8), в соответствии с которым заявители просят признать недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики № 14/27 от 26.11.2009 г. "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район)", установленного для ООО "Регионресурсы" в части населения, проживающего в с. Завьялове. Судом при отсутствии возражений со стороны лиц, участвующих в деле, заявление на основании ст. 49 АПК РФ принято.
В судебном заседании 19.11.2010 г. судом на основании ст. 49 АПК РФ принято заявление заявителей об уточнении оснований заявленных требований (т. 4 л.д. 24 - 37) и на основании ст. 66 АПК РФ удовлетворено ходатайство заявителей об истребовании у ответчика доказательств по делу.
Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики требования заявителей не признала по основаниям, изложенным в отзывах на заявление (т. 1 л.д. 54 - 55, т. 3 л.д. 13 - 14), в отзыве на дополнение к заявлению (т. 2 л.д. 3), в отзывах на ходатайство (т. 3 л.д. 35 - 39, т. 4 л.д. 139 - 143), пояснениях по формированию тарифа (т. 3 л.д. 135, т. 5 л.д. 16 - 18, 101 - 104).
Общество с ограниченной ответственностью "Регионресурсы" (далее ООО "Регионресурсы") в отзыве и в пояснениях (т. 2 л.д. 10, т. 5 л.д. 3 - 7, 55 - 57) заявило о том, что заявление удовлетворению не подлежит.
Администрация МО "Завьяловский район" Удмуртской Республики с. Завьялово в отзыве на заявление заявила о том, что заявление удовлетворению не подлежит (т. 2 л.д. 9).
Прокурор в письменных пояснениях (т. 5 л.д. 8 - 11, 112 - 116) указал, что РЭК УР, являясь исполнительным органом государственной власти республики, уполномоченным на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, постановлением от 26.11.2009 № 14/27 установил тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" для потребителей муниципальных образований "Завьяловское", "Первомайское" и "Пироговское", которые действуют с 01.01.2010 по 31.12.2010. При установлении тарифов этот орган государственной власти действовал в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (утв. постановлением Правительства УР от 12.02.2001 г. № 177).
При определении размера тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район), РЭК УР проведена экспертиза предложений ООО "Регионресурсы" об установлении тарифов в соответствии с требованиями Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109) и Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности) (утв. приказом ФСТ РФ от 08.04.2005 г. № 130-э).
Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район), установлены РЭК УР на основании заключения РЭК УР, составленного по документам ООО "Регионресурсы", содержащим сведения об объеме и характере затрат этой организации на производство и тепловой энергии (обоснованные предложения).
При установлении названных тарифов требования Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности) (утв. приказом ФСТ РФ от 08.04.2005 г. № 130-э), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. № 20-э/2) РЭК УР не нарушены.
Доводы заявителей о необоснованности включения затрат на проведение ремонтных работ, оплату труда персонала и аренду офисных помещений в общий объем расходов ООО "Регионресурсы" направлены лишь на оценку выбранных этим юридическим лицом способа управления производством и экономической политики в области передачи тепловой энергии, что приводит к вмешательству в организационно-хозяйственную (предпринимательскую) деятельность этой организации.
При изложенных обстоятельствах, постановление РЭК УР № 14/27 от 26.11.2009 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регион-ресурсы" (Завьяловский район)" принято уполномоченным органом, его форма и содержание не противоречат действующему законодательству, регулирующему вопросы установления тарифов на тепловую энергию. В связи с этим оснований для удовлетворения требования ТСЖ "Надежда", ТСЖ "Удача" и ООО "Завьяловская управляющая компания" не имеется.
Из представленных по делу доказательств следует, что 26.11.2009 г. РЭК УР вынесено постановление № 14/27 (т. 1 л.д. 8), в соответствии с которым на 2010 год установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую для потребителей ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район). Согласно приложению к постановлению № 14/27 тариф на тепловую энергию (горячая вода) для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, по МО "Завьяловское" составляет 1207,70 руб. за Гкал, по МО "Первомайское" - 867 руб. за Гкал, по МО "Пироговское" - 1074,60 руб. за Гкал. Постановление опубликовано в специальном выпуске газеты "Известия Удмуртской Республики", 25.12.2009 г. (т. 5 л.д. 66 - 68).
Согласно заключению РЭК УР по формированию тарифов на 2010 год на производство и передачу тепловой энергии, отпускаемой ООО "Регионресурсы" (т. 1 л.д. 58 - 59), рост тарифов в 2010 году к тарифам 2009 года в разрезе сельских поселений составит: МО "Завьяловское" - 114,9%, МО "Первомайское" - 117,9%, по МО "Пироговское" - 114,8%.
Калькуляция расходов, связанных с производством тепловой энергии, и расчет тарифа на производимую тепловую энергию отражены в приложениях к заключению (т. 1 л.д. 60, т. 5 л.д. 33, 36). Калькуляция расходов по содержанию тепловых сетей и расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии отражены в приложениях к заключению (т. 1 л.д. 60, т. 5 л.д. 33 - 34, 36 - 37). Расчет тарифа на тепловую энергию для конечных потребителей отражен в приложениях к заключению (т. 1 л.д. 61, т. 5 л.д. 35, 38).
Согласно расчетам тарифов при плане ООО "Регионресурсы" на 2010 год: по МО "Завьяловское" - 1362,17 руб. за Гкал, по МО "Первомайское" - 872,96 руб. за Гкал, по МО "Пироговское" - 1119,54 руб. за Гкал регулирующим органом приняты расходы в сторону уменьшения: по МО "Завьяловское" - 1207,70 руб. за Гкал, по МО "Первомайское" - 867 руб. за Гкал, по МО "Пироговское" - 1074,60 руб. за Гкал.
Несогласие заявителей с вынесенным постановлением послужило основанием для их обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований заявители указали, что постановление РЭК УР затрагивает права и законные интересы заявителей в сфере экономической деятельности, а именно: при применении тарифа теплоснабжения. На заявителей незаконно возлагаются обязанности по оплате за потребленное теплоснабжение по завышенному тарифу. Постановление РЭК УР № 14/27 от 26.11.2009 г. принято с нарушением требований Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пп. 16, 17, 19 - 29, 32, 53, 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. "Об электроэнергетике".
Ответчик указал, что тарифы на тепловую энергию для ООО "Регионресурсы" на 2010 год установлены в соответствии с действующим законодательством.
ООО "Регионресурсы" указало, что тарифы на тепловую энергию для ООО "Регионресурсы" на 2010 год установлены РЭК УР в соответствии с действующим законодательством и не противоречат ему. При расчете регулируемых тарифов (цен) на производство и передачу тепловой энергии был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что требования заявителей удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признаны судом недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" требования, связанные с оспариванием нормативных правовых актов в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4 и ч. 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, утвержденному Правительством Удмуртской Республики от 12 февраля 2001 г. № 177, РЭК УР является органом исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом.
Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (ст. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон № 41-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 2, 4 Закона № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. В частности при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться принципы: обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии и экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов, а также учета результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
В силу ст. 6 Закона № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в частности устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. При этом регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее Основы ценообразования).
Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, разработанные в соответствии с Федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и "Об электроэнергетике", определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.


Пунктами 15, 16 Основ ценообразования установлено, что при регулировании тарифов может применяться метод экономически обоснованных расходов (затрат), при использовании которого тариф рассчитывается на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Согласно п. 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку, как установлено п. 18 Основ ценообразования, включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Постановление № 14/27 от 26.11.2009 г. оспаривается заявителями в части включения РЭК УР в тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" на 2010 г., лизингового платежа.
В обоснование заявления заявители указали, что, включая в тариф лизинговый платеж, фактически РЭК УР признает, что это работы по модернизации. Администрация муниципального образования "Завьяловский район" придерживается также данной позиции. Данные обстоятельства подтверждают, что включение лизингового платежа в тариф подлежало осуществить в порядке, предусмотренном в Федеральном законе от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Данный платеж является установлением надбавки к цене и должен быть произведен в соответствии со ст. 10 указанного выше Закона.
Кроме того, в тарифы включены расходы на оплату лизингового оборудования. Данное оборудование установлено в порядке модернизации котельных, для чего были задействованы денежные средства при реализации инвестиционных программ. Арбитражным судом Удмуртской Республики принято решение от 27.04.2010 г. по делу № А71-18080/2009. В соответствии с данным решением Администрация МО "Завьяловский район" обязана оплатить ООО "Регионресурсы" 2000216 руб. 90 коп. долга на основании договора внутреннего лизинга № Л-11/06 от 17.07.2006 г. и договора сублизинга № СЛ-5 от 17.07.2006 г. Однако, платежи по данным договорам включены также в тарифы на тепловую энергию. В обоснование установленных тарифов РЭК УР представлены договор сублизинга № СЛ-5 от 17.07.2006 г., дополнительное соглашение к нему, дополнительное соглашение к договору внутреннего лизинга № Л-11/06 от 17.07.2006 г. Непосредственно в заключении на формирование тарифов на производство и передачу тепловой энергии, отпускаемой ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район), указано, что лизинговый платеж принят в размере лизинговых платежей по договорам внутреннего лизинга № Л-11/06 от 17.07.2006 г. и сублизинга № СЛ-5 от 17.07.2006 г. Таким образом, в тариф необоснованно включены затраты, оплачиваемые непосредственно Администрацией МО "Завьяловский район".
В материалах дела отсутствуют данные, объективно свидетельствующие о том, что оборудование, переданное по договору № Л-11/06, участвует в выработке тепловой энергии. В материалах дела присутствуют сведения о том, что в тариф включены расходы на установку в котельной ЦРБ стирального, сушильного и гладильного оборудования, не принимающего участие в выработке тепловой энергии. В то же время сведений о том, что данное имущество исключено из тарифа, нет.
Ответчик и ООО "Регионресурсы" указали, что в тариф на тепловую энергию для ООО "Регионресурсы" на 2010 год в составе прочих расходов включена плата за аренду имущества (лизинговые платежи), которое используется для выработки тепловой энергии на котельных, находящихся в эксплуатации у общества. Каких-либо иных составляющих, в том числе инвестиционной надбавки, в тарифах ООО "Регионресурсы" на 2010 год нет.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 19, подпунктом 5 пункта 29 Основ ценообразования в расходы, связанные с производством и реализацией продукции по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе расходы по оплате арендованного имущества. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в аренду) имущество.
ООО "Регионресурсы" представило в орган регулирования - РЭК УР калькуляции расходов с приложением документов, подтверждающих расходы. Органом регулирования составлено заключение по формированию тарифов на 2010 год на производство и передачу тепловой энергии, отпускаемой ООО "Регионресурсы" (т. 1 л.д. 58 - 59).
Из заключения по формированию тарифов Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, справки Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (т. 2 л.д. 35) следует, что при формировании тарифов на производство и передачу тепловой энергии, отпускаемой ООО "Регионресурсы", учтены расходы по договорам финансовой аренды (лизинга). Лизинговые платежи приняты в расходах в сумме 7893,6 тыс. руб., в том числе по МО "Завьяловское" - 4939,3 тыс. руб., по МО "Первомайское" - 1506,3 тыс. руб., по МО "Пироговское" - 1448,10 тыс. руб. Распределение суммы лизинговых платежей произведено по прямым затратам согласно учетной политике предприятия.
При установлении тарифа ООО "Регионресурсы" заявлены лизинговые платежи в сумме 6369,30 тыс. руб. и 851 тыс. руб. - по МО "Завьяловское" (т. 1 л.д. 60), 1232,50 тыс. руб. и 223 тыс. руб. - по МО "Пироговское" (т. 5 л.д. 33 - 34), 1489,90 тыс. руб. и 127 тыс. руб. - по МО "Первомайское" (т. 5 л.д. 36 - 37), приняты РЭК УР на 2010 год соответственно в сумме 4469,70 тыс. руб. и 469,60 тыс. руб. по МО "Завьяловское", 1246 тыс. руб. и 202,10 тыс. руб. по МО "Пироговское", 1371 тыс. руб. и 135,30 тыс. руб. по МО "Первомайское".
Сумма расходов по лизинговым платежам определена ответчиком на основании графиков платежей по договорам внутреннего лизинга № Л-11/06 от 17.07.2006 г. (с учетом дополнительного соглашения № 4 от 18.02.2009 г.), № Л-01Б/06 от 30.01.2006 г., с исключением платежей по договору сублизинга с МО "Завьяловский район" № СЛ-5 от 17.06.2006 г. (с учетом дополнительного соглашения № 7 от 19.05.2009 г.).
Согласно договору внутреннего лизинга № Л-11/06 от 17.07.2006 г. (т. 2 л.д. 11 - 15) ОАО "Агентство по инвестициям и лизингу", являясь лизингодателем, передало в лизинг ООО "Регионресурсы" (лизингополучателю) имущество, указанное в приложении № 1 к договору (т. 2 л.д. 14), а именно оборудование для котельных. В приложении № 2 сторонами согласован график лизинговых платежей на сумму 106361433,44 руб. (т. 2 л.д. 15).
Дополнительным соглашением № 1 от 17.01.2007 г. и приложениями к нему (т. 2 л.д. 16 - 18) сторонами согласован перечень и стоимость передаваемого оборудования котельных.
Дополнительным соглашением № 4 от 18.02.2009 г. (т. 1 л.д. 71) сторонами согласован график лизинговых платежей на общую сумму 98640707,47 руб., в том числе на 2010 год в сумме 21591448,92 руб., в том числе НДС 3293610,85 руб., сумма платежей без НДС - 18297838,07 руб.
Согласно договору внутреннего лизинга № Л-01Б/06 от 30.01.2006 г. (т. 1 л.д. 72 - 74) ОАО "Агентство по инвестициям и лизингу", являясь лизингодателем, передало в лизинг ООО "Регионресурсы" (лизингополучателю) имущество, указанное в приложении № 1 к договору (т. 3 л.д. 73). В приложении № 2 сторонами согласован график лизинговых платежей на сумму 5856820,60 руб. (т. 1 л.д. 74), в том числе на 2010 год на сумму 951767,55 руб., в том числе НДС 145184,88 руб., сумма платежей без НДС - 806582,67 руб.
При расчете лизинговых платежей ответчиком в составе тарифа учтены суммы платежей по вышеуказанным договорам в сумме 19104,4 тыс. руб., в том числе 18297,80 тыс. руб. по договору № Л-11/06 от 17.07.2006 г. и 806,6 тыс. руб. по договору № Л-01Б/06 от 30.01.2006 г.
В связи с тем, что часть имущества, полученного ООО "Регионресурсы", была передана по договору сублизинга № СЛ-5 от 17.07.2006 г. Администрации муниципального образования "Завьяловский район", при расчете тарифа ответчиком исключены лизинговые платежи, подлежащие уплате на основании данного договора.
Договор сублизинга № СЛ-5 от 17.07.2006 г. заключен между Управлением имущественных отношений Администрации муниципального образования "Завьяловский район" и ООО "Регионресурсы" на оборудование, указанное в спецификации имущества (приложение № 1 к договору - т. 1 л.д. 92).
Дополнительным соглашением № 7 от 19.05.2009 г. к договору сублизинга (т. 3 л.д. 15 - 17) сторонами согласованы перечень и стоимость передаваемого оборудования котельных, а также сводный график лизинговых платежей на сумму 83732564,19 руб., в том числе на 2010 год на сумму 13228739,28 руб., в том числе НДС - 2017943,29 руб., сумма платежей без НДС - 11210795,99 руб.
Представленными по делу заключением, справкой по расчету, вышеуказанными договорами с дополнительными соглашениями к ним, графиками лизинговых платежей подтверждается, что расходы по договору сублизинга № СЛ-5 от 17.07.2006 г. (в том числе лизинговые платежи по оборудованию котельной ЦРБ с. Завьялово - каландр сушильно-гладильный, стиральная машина, сушильная машина) исключены ответчиком из расходов при расчете тарифа. Доводы заявителей в указанной части необоснованны и опровергаются доказательствами по делу.
Доводы заявителей о необходимости исключения при расчете тарифа лизинговых платежей по оборудованию котельной ЦРБ, включенных в тарифы на 2006 - 2009 гг., основаны на неверном толковании норм права и судом отклоняются.
В соответствии пунктом 7 Основ ценообразования в случае, если по итогам расчетного, в том числе долгосрочного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный, в том числе долгосрочный период регулирования. При этом под расчетным периодом регулирования понимается период (календарный год), на который рассчитываются тарифы (цены). У ООО "Регионресурсы" отсутствует предшествующий расчетный период регулирования, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для исключения каких-либо расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования. Исходя из представленных ответчиком пояснений, расчета лизинговых платежей на 2009 г. (т. 5 л.д. 39), заключения на 2009 г. следует, что платежи по оборудованию котельной ЦРБ в тариф не включены. Доказательства включения в тариф на 2006 - 2008 гг. указанных платежей в материалах дела отсутствуют. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.04.2010 г. по делу № А71-18080/2009 с Администрации МО "Завьяловский район" взыскана задолженность по договору сублизинга № СЛ-5 от 17.07.2006 г., расходы по которому исключены при расчете тарифа на 2010 год.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Заявителями не доказано, что в тариф включена инвестиционная составляющая. Расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Инвестиционная программа в установленном порядке не согласовывалась. Плата за аренду имущества (лизинговые платежи) не относится к расходам на инвестиции.
При указанных обстоятельствах суд считает, что постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики № 14/27 от 26.11.2009 г. "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район)" в части включения в тариф лизингового платежа соответствует положениям Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителей. Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Постановление № 14/27 от 26.11.2009 г. оспаривается заявителями в части включения РЭК УР в тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" на 2010 г., расходов на ремонт основных средств.
Из представленного заключения следует, что в тариф на тепловую энергию ООО "Регионресурсы" по МО "Завьяловское" включены расходы на проведение ремонтов. Согласно расчету расходов, представленному ответчиком (т. 5 л.д. 119), по МО "Завьяловское" при расчете тарифа включены расходы на текущий ремонт и техническое обслуживание в сумме 853,75 тыс. руб. (т. 1 л.д. 60), в том числе по локальным сметным расчетам № 110 (автоматизация котлов Е4-14 в котельной РТП - т. 3 л.д. 43) и № 171 (капитальный ремонт котла "Братск-1г" в котельной райпо - т. 3 л.д. 43) и в сумме 1819 тыс. руб. (т. 1 л.д. 60) по локальным сметным расчетам N№ 906, 925, 949, 952, 953, 927 (т. 4 л.д. 106 - 114), расходы на текущий ремонт без привязки к объектам в сумме 100 тыс. руб.
Согласно п. 7 Основ ценообразования в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают расходов на ремонт основных средств. Представленными по делу доказательствами подтверждается правомерность включения в тариф расходов на проведение ремонтных работ.
Доводы заявителя судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм законодательства и неверной оценке фактических обстоятельств.
Расходы по смете на капитальный ремонт котла "Братск-1" (т. 3 л.д. 42) на сумму 634911 руб. включены в состав тарифа на тепловую энергию обоснованно. В соответствии с договором внутреннего лизинга № Л-01А/06 от 20.01.2006 г. (т. 1 л.д. 76 - 80) ООО "Регионресурсы" получило в лизинг имущество, указанное в спецификации (приложение № 1 к договору), в том числе котельную РТП (с. Завьялово ул. Азина). Согласно п. 4.1.4 договора внутреннего лизинга № Л-01А/06 от 20.01.2006 г. ООО "Регионресурсы", являясь лизингополучателем, обязано нести возникающие в связи с эксплуатацией и поддержанием имущества в техническом состоянии расходы, в том числе на оплату текущего и капитального ремонтов.
ООО "Регионресурсы" представили надлежащие документы по владению теплотрассами котельной "Россия", котельной "НГДУ", котельной РТП с. Завьялово. Указанные теплотрассы и тепловые сети переданы в аренду ООО "Регионресурсы" на основании договора субаренды объектов теплоснабжения на территории муниципального образования "Завьяловский район" от 01.06.2009 г. (т. 5 л.д. 47 - 49) по соответствующим актам (т. 5 л.д. 50 - 5).
В состав расходов на ремонт обоснованно включены расходы по локальному сметному расчету № 110 (т. 3 л.д. 43). Согласно локальному сметному расчету № 110 предусмотрено проведение работ по автоматизации котлов Е4-14, находящихся в котельной РТП. В соответствии с договором внутреннего лизинга № Л-01Б/06 от 30.01.2006 г. (т. 1 л.д. 72 - 75) ООО "Регионресурсы" получило в лизинг имущество, указанное в спецификации (приложение № 1 к договору - т. 3 л.д. 73), в том числе котлы Е4-14. Согласно п. 4.1.4 договора внутреннего лизинга № Л-01Б/06 от 30.01.2006 г. ООО "Регионресурсы", являясь лизингополучателем, обязано нести возникающие в связи с эксплуатацией и поддержанием имущества в техническом состоянии расходы, в том числе на оплату текущего и капитального ремонтов. Из объяснений ООО "Регионресурсы" и представленных им доказательств следует, что согласно предписаний инспекторов Ростехнадзора не все параметры смонтированы, а именно: отсутствует автоматика безопасности котельной РТП. ООО "Регионресурсы" был проведен осмотр котельной и составлен акт от 10.09.2009 г., с целью устранения нарушений были выполнены работы по автоматизации котлов в котельной РТП. По договору сублизинга № СЛ-5 от 17.07.2006 г. (т. 1 л.д. 92) с учетом дополнительных соглашений № 1 от 17.01.2007 г. и № 7 от 19.05.2009 г. (т. 3 л.д. 15 - 17) Администрации МО "Завьяловский район" еще при заключении договора переданы не узлы автоматизации котлов, а узлы автоматики регулирования тепловых параметров отопления. Локальный сметный расчет № 110 предусматривает проведение монтажных и пусконаладочных работ по автоматизированной системе управления II категории сложности, в том числе установку манометров, термометров, прокладку провода. Результат данных работ не мог быть передан Администрации МО "Завьяловский район" при заключении договора сублизинга и ей не передавался.
В тариф обоснованно включены расходы по локальному сметному расчету № 949 на ремонт теплотрассы НГДУ. Согласно Основам ценообразования необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом. При регулировании тарифов ответчиком применен метод экономически обоснованных расходов (затрат) (п. 15 Основ ценообразования). При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (п. 18 Основ ценообразования). В представленной смете отражены планируемые расходы организации.
Доводы заявителей о том, что на 2009 год в тариф на тепловую энергию ООО "Регионресурсы" включены работы по текущему ремонту оборудования, а в материалах по установлению тарифов на 2010 год нет сведений об исполнении соответствующих мероприятий по текущему ремонту в 2009 году, и в соответствии пунктом 7 Основ ценообразования РЭК УР обязана была принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов для ООО "Регионресурсы" на следующий расчетный период (2010 год), судом отклоняются, как основанные на неверном толковании п. 7 Основ ценообразования и не соответствующие представленным по делу доказательствам.
При указанных обстоятельствах суд считает, что постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики № 14/27 от 26.11.2009 г. "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район)" в части включения в тариф расходов на ремонт соответствует положениям Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителей. Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Постановление № 14/27 от 26.11.2009 г. оспаривается заявителями в части завышения тарифа на сумму цеховых и общехозяйственных расходов, фонда оплаты труда. В обоснование требования заявители указали, что указанные расходы ООО "Регионресурсы" завышены, при установлении тарифа РЭК УР не учтено, что сумма аналогичных расходов на 2009 год (по МУП "Завьяловские тепловые сети") была значительно меньше. Увеличение указанных расходов привело к необоснованному повышению тарифа на 2010 год.
Возражая против заявления, ответчик указал, что в полномочия РЭК УР не входит проверка установления должностных окладов или зарплаты сотрудников организаций. В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, включаются расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, расходы по оплате услуг, оказываемых организациями. В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ ООО "Регионресурсы" является коммерческим предприятием и вправе самостоятельно утверждать фонд заработной платы, в том числе и должностные оклады (зарплату) своим работникам, так как данная организация не является участником отраслевого соглашения. Методические рекомендации по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, на которые ссылается заявитель, носят рекомендательный характер.
Расчет расходов на регулируемую деятельность произведен ответчиком в соответствии с разделом V Методических указаний (приказ ФСТ РФ от 06.08.2004 г. № 20-э/2) и формой Калькуляция расходов, связанных с производством и передачей тепловой энергии (приложение 1 к Методическим указаниям), в которой отдельно выделены накладные (косвенные) расходы: цеховые (общепроизводственные) и общехозяйственные.
Отдельный учет косвенных расходов предусмотрен и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина от 31.10.2000 г. № 94н): Счет 25 "Общепроизводственные расходы" (цеховые расходы) предназначен для обобщения информации о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы. Счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
В соответствии с пунктом 24 Методических указаний планируемые расходы по каждому виду регулируемой деятельности рассчитываются как сумма прямых и косвенных расходов. Распределение косвенных расходов осуществлено по решению регионального регулирующего органа пропорционально прямым расходам по регулируемым видам деятельности.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему. В соответствии с п. 29 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включаются: 1) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ; 2) расходы на оплату работ и услуг непроизводственного характера, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др. (определяются в соответствии с пунктом 36 настоящего документа); 5) плата за аренду имущества; 6) расходы на служебные командировки, включая оформление виз и сборов; 7) расходы на обучение персонала; 8) расходы на страхование; 10) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с п. 14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (приложение к Приказу Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2, зарегистрировано в Минюсте РФ 20.10.2004 г. № 6076) регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение косвенных расходов между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности по решению регионального органа рекомендуется производить в соответствии с одним из нижеследующих методов: - согласно учетной политике, принятой в организации; - пропорционально прямым расходам. Согласно п. 24 указанных Методических указаний планируемые расходы по каждому виду регулируемой деятельности рассчитываются как сумма прямых и косвенных расходов. Прямые расходы относятся непосредственно на соответствующий регулируемый вид деятельности. Распределение косвенных расходов между различными видами деятельности, осуществляемыми организацией, по решению регионального органа производится в соответствии с одним из нижеследующих методов: - согласно учетной политике, принятой в организации; - пропорционально условно-постоянным расходам; - пропорционально прямым расходам по регулируемым видам деятельности.
При установлении тарифа на 2010 год РЭК УР распределила лизинговые платежи, общехозяйственные и общепроизводственные расходы пропорционально прямым затратам на производственные участки (с. Завьялове, с. Первомайский и д. Пирогово).
Представленными ответчиком калькуляциями расходов (т. 1 л.д. 60 - 61 по МО "Завьяловское", т. 5 л.д. 36 - 38 по МО "Первомайское", т. 5 л.д. 33 - 35 по МО "Пироговское"), расчетами (т. 3 л.д. 48 - 49, т. 5 л.д. 105 - 108), штатными расписанием (т. 5 л.д. 28 - 32), расчетом нормативной численности (т. 4 л.д. 128 - 134), анализом численности (т. 5 л.д. 109 - 110) подтверждается обоснованность определения РЭК УР размера расходов на оплату труда, общехозяйственных и общепроизводственных расходов.
Доводы заявителей о необходимости расчета расходов на основании расходов, учтенных на 2009 год, по иной организации, осуществлявшей регулируемую деятельность, не соответствуют пп. 7, 17, 18, 27 Основ ценообразования и судом отклоняются.
Судом на основе имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных в совокупности в порядке, предусмотренном ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что утвержденный тариф является экономически обоснованным, который с учетом социально-экономических, ценовых и иных показателей обеспечивает баланс интересов производителей и потребителей тепловой энергии на основе доступности тепловой энергии и экономическую обоснованность затрат предприятия коммунального хозяйства. Расчет тарифа произведен в соответствии с требованиями Закона № 41-ФЗ, Закона № 210-ФЗ, Основ ценообразования, Методических указаний.
Доводы ответчика о прекращении производства по делу судом отклоняются. В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 г. № 182-О из положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не следует, что сама по себе утрата силы нормативным правовым актом после подачи заявления в суд лицом, считающим, что этим актом нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, является безусловным основанием для прекращения производства по делу. Суд не может быть связан ходатайством органа или должностного лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, о прекращении производства по делу лишь на том основании, что в процессе рассмотрения дела этот акт утратил силу. Прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, - утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений частей 4 и 5 статьи 195 АПК Российской Федерации, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (статья 13 ГК Российской Федерации). Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим фактом.
Положения пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 192 и частью 5 статьи 195 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом судом учтена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 19.01.2010 г. № 12939/09), согласно которой противоречащим закону может быть признан и такой нормативный акт, который к моменту рассмотрения судом дела о его оспаривании уже утратил свою силу.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителей.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. В удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики № 14/27 от 26.11.2009 г. "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район)", отказать, признать постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики № 14/27 от 26.11.2009 г. "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" (Завьяловский район)" соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
2. Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3. Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Н.Г.ЗОРИНА

Судьи
В.Н.СИМОНОВ
Л.Ю.ГЛУХОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru