Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ДОКЛАД

УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
О СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2012 ГОДУ

1

Представляю ежегодный доклад о своей деятельности. В соответствии с основными задачами в нем изложены результаты рассмотрения обращений (жалоб) граждан, мониторингов, иная работа.
В течение года проведены выездные приемы в городах и районах и на 18 других площадках, в т.ч. в центрах социального обслуживания Ижевска, Первой республиканской клинической больнице и Республиканском клинико-диагностическом центре.
Так, 7 апреля проведен выездной прием жителей с. Балезино в связи с социальной напряженностью из-за несанкционированного слива токсичных отходов производства новочебоксарского "Химпрома" с посещением котлована и площадки по их переработке. По результатам приема и осмотра места происшествия, а также ознакомления с материалами Главного управления МЧС (начальник П.М. Фомин), Минприроды (министр М.Г. Кургузкин), Управления Роспотребнадзора (руководитель Н.А. Забродин) сделан вывод об отсутствии угрозы заражения местности и реальности завершения работ по утилизации отходов до наступления высоких температур.
Граждане проинформированы о принимаемых мерах по утилизации отходов, недопущению заражения почвы, воды и воздуха и предстоящей рекультивации местности.
Лишь Управление Росприроднадзора уклонилось от информации, что представляется излишней ведомственной закрытостью в условиях озабоченности населения соблюдением их права на экологическую безопасность.
Фактически в ежедневном режиме проводился прием по месту нахождения уполномоченного: г. Ижевск, площадь 50 лет Октября, 15, здание Государственного Совета.
За год обратился 5331 гражданин, большинству оказана реальная помощь по существу обращения (2795), остальным даны консультации, некоторые жалобы направлен в территориальные федеральные органы исполнительной власти для рассмотрения по подведомственности.
В республике не прекращались работы по ликвидации последствий ЧС на 102-м арсенале. В течение полутора лет обратилось 1353 пострадавших. Ни одно из обращений не осталось без рассмотрения в рамках полномочий.
Аварийно-восстановительные мероприятия завершаются, но последствия ЧС будут напоминать о себе, требования о возмещении ущерба перейдут в гражданско-правовые споры, поскольку право на компенсацию убытков в части, не покрытой суммой материальной помощи, остается. По жалобе одного из ветеранов труда, которому суды отказали в реализации такого права, мы подготовили кассационную жалобу, которая Президиумом Верховного Суда республики удовлетворена. Принятое решение, по всей вероятности, станет ориентиром для рассмотрения исков этой категории.
В целях изучения условий проживания и проведения личного приема в течение года посещены 12 мест принудительного содержания, 8 образовательных, 10 медицинских учреждений, а также 32 учреждения социального обслуживания, в том числе 11 - для детей-сирот и 7 специальных домов для одиноких престарелых.
Так, в целях изучения условий проживания престарелых и инвалидов в учреждениях социального обслуживания совместно со специалистами ГУ МЧС России посещены специальные дома для одиноких престарелых в с. Подгорное Киясовского района, д. Нижние Кивари Шарканского района, с. Юкаменское и с. Ежево Юкаменского района, с. Грахово и д. Лолошур-Возжи Граховского района, д. Киби-Жикья Увинского района.
Посещение домов и личный прием проживающих показали, что материально-бытовые условия отвечают нормативным требованиям. Выявленные отдельные упущения бытового характера устранены самими центрами социального обслуживания. Так, в жилых комнатах специального дома с. Лолошур-Возжи Граховского района ООО "ПФ "Реал-Термо" установлены 27 электроводонагревателей, из них 16 вышли из строя, в связи с чем инвалидам приходилось пользоваться холодной водой. После нашего вмешательства водонагреватели, вышедшие из строя, заменены.
Уполномоченный рекомендовал местным органам власти организовать дежурство в ночное время не одним, а двумя диспетчерами. К примеру, Комплексный центр социального обслуживания и Центр занятости населения Киясовского района заключили договор, по которому в специальном доме в с. Подгорное в ночное время дежурство вместе с диспетчером осуществляют граждане, зарегистрированные в качестве безработных. Этот опыт заслуживает рассмотрения применительно ко всем специальным домам, тем более что в ряде из них выявлены нарушения пожарной безопасности.
В работе уполномоченного участвуют его общественные помощники.

2

Больше всего обращений по жилищным правам, что обусловлено наличием аварийного жилого фонда, расселением ветхого жилья, проведением капремонта, нуждаемостью семей в улучшении жилищных условий, реформированием системы ЖКХ, увеличением расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставлением субсидий, форс-мажорными событиями.
28 января сгорел частный дом в Сарапуле, семья с двумя детьми осталась без жилья. Администрация города выделила участок под строительство без внеочередного выделения льготного займа (№ 1387), сославшись на общий хронологический порядок постановки граждан на учет.
Поскольку погорельцы остаются в исключительно трудной жизненной ситуации, подтверждаем свое предложение о предоставлении им права на внеочередное получение льготного семипроцентного займа на приобретение жилья.
В процессе реализации прав возникают конфликты, как в случае с "чернобыльцем" в с. Красногорское, которого администрация района исключила из льготной очереди на получение жилья как не подтвердившего статус малоимущего. Прокуратура района и Минстрой не согласились с нашим мнением, что его права нарушены. Тогда мы обратились за советом в Министерство регионального развития России, которое дало заключение, что принятие на учет таких граждан осуществляется вне зависимости от имущественного положения; "чернобылец" восстановлен в очереди с даты постановки на учет. По нашему сообщению органы прокуратуры внесли 12 представлений о восстановлении в льготной очереди ликвидаторов чернобыльской аварии, ранее из нее исключенных; Минстрой направил на места соответствующие письма.
В непростой ситуации оказались инвалиды, которым местные органы власти отказывают в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как не имеющим статуса малоимущего. Уровень доходов для признания малоимущим годами не пересматривается, порой ниже прожиточного минимума; не учитываются расходы на лечение и лекарства. После 1 января 2005 г. инвалиды не могут встать на учет и не могут улучшить жилищные условия с привлечением кредитов, в которых банки отказывают по мотиву неплатежеспособности инвалидов.
Выход, по нашему мнению, в признании инвалидов 1-й и 2-й группы малоимущими независимо от размера пенсии.
По фактам неисполнения судебных решений поступило 102 обращения, и проблемы их реального исполнения существуют.
Так, семья из пяти человек неоднократно обращалась в управляющую компанию с просьбой о ремонте ветхого жилья; по ее иску суд обязал в течение шести месяцев произвести капитальный ремонт дома. Однако к ремонту в указанный срок не приступили, после чего потолок в одной из комнат обвалился. После нашего выезда на место семья переселена в благоустроенное жилье.
Председателю Верховного Суда республики направлен специальный доклад о соблюдении прав детей-сирот и других категорий граждан при исполнении судебных решений. Однако имеет место дефицит средств на выполнение всех социальных обязательств, поскольку расходы немалые. Например, в прошлом году было выделено 280 млн. руб., за счет которых жилье получили 218 детей-сирот, но еще у 899 детей-сирот уже наступило право на его получение. С помощью одних судебных решений, к сожалению, эту проблему не закрыть.
Не уменьшается количество жалоб на управляющие компании и руководителей ТСЖ. Помощь в их рассмотрении оказывают органы прокуратуры и жилищной инспекции. При их содействии 17 должностных лиц управляющих и энергоснабжающих компаний привлечены к административной ответственности; приняты меры к перерасчету стоимости коммунальных услуг в сторону уменьшения 52 заявителям (Ижевск, Воткинск, Сарапул, Игра). По нашему обращению возбуждено административное производство по факту самоуправства при создании ТСЖ и уголовное дело по факту хищения целевых платежей жителей на капитальный ремонт многоквартирного дома в п. Игра.
Судя по жалобам, реформа ЖКХ имеет немало пробелов. К примеру, если даже установлен факт выставления платежек с необоснованными денежными требованиями всем жителям дома, платежки обратно не затребуют, перерасчет произведут разве что жалобщику и со скандалом. Это показывает, как далека от нормального рынка сфера нашего ЖКХ.
Имеют место случаи предъявления платежных требований за одни и те же услуги от двух управляющих компаний. К нам поступили жалобы по четырем случаям. Были они и в предыдущем году. При этом граждане оказываются заложниками ситуаций, не знают, как им поступить. Местные органы власти ссылаются на судебные споры.
Так, при поступлении платежных требований от ГЖУ и от оспаривавшей ее права на управление домом другой компании одна из заявительниц продолжала вносить плату на счета ГЖУ. Однако судебный спор разрешился в пользу другой компании, которая не приняла оплаченные платежки и через суд те же самые платежи взыскала.
Мы обратились за помощью к прокурору республики. Но проблема не простая, о чем свидетельствует и замечание Президента России В.В. Путина на этот счет. Полагаем, что не суд и не прокуратура должны определять и принимать обеспечительные меры в защиту прав граждан, кому платить платежи, а необходимо установить порядок, чтобы каждый договор на управление домом проходил регистрацию в реестре органов местной власти с определением конкретного поставщика услуг конкретному плательщику на весь период, пока не будет заключен иной договор. Не зарегистрирован договор - плати прежнему, зарегистрирован - плати с этого для новому поставщику, нужно отделить споры о праве на управление от фактического оказания услуг по обеспечению жизнедеятельности дома.

3

На уровне прошлых лет обращения по социальным правам (795) с некоторым ростом запросов о представлении статуса ветерана труда за длительный стаж и награды регионального уровня, учтенные при подготовке и принятии Закона Удмуртской Республики от 28.06.12 № 37-РЗ, которым граждане, имеющие почетные звания, отнесены к ветеранам труда. Это реальная забота о людях, имеющих заслуги перед республикой.
Наши обращения в целом находят поддержку в Минздраве. С 2010 г. уполномоченный обращал внимание на отсутствие в Ярском районе, где неблагоприятные показатели по туберкулезу, рентгеновского аппарата и флюорографа, позднее возвратился к этому вопросу. При содействии Минздрава это оборудование приобретено. Как и рентгенодиагностическое оборудование для ЦРБ Якшур-Бодьинского района по другому нашему ходатайству.
Мы далеки от упрощенного подхода в оценке своей роли в содействии охране здоровья граждан, как, собственно, и в других сферах. Но если уполномоченный обоснованно констатирует нарушение прав граждан, подобная ситуация должна быть устранена. И это как раз те случаи, где с нашей помощью проблемы разрешены и соблюдены интересы охраны здоровья жителей двух районов.
Нам следует продолжать взаимное сотрудничество с Минздравом, быть способными разрешать сложные и коллективные конфликты. Мы добились частичного рассмотрения коллективной жалобы 300 жителей Вараксино Завьяловского района, куда теперь организуется доставка льготных лекарств, а для района приобретен передвижной флюорограф, что позволило провести сплошное обследование жителей поселения. Однако в районе сохраняется слабая обеспеченность санитарным автотранспортом для выездной работы врачей. Нет прямого транспортного сообщения между Вараксино и Завьялово.
Считаю уместным вновь обратиться к министру здравоохранения, министру дорожного транспорта и главе района с рекомендацией о всестороннем рассмотрении обращений жителей села.

4


Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь. По этому направлению поступило 399 обращений (в 2011 г. - 298). Каждое четвертое из них связано с просьбами о предоставлении жилья сиротам, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (101). Многодетные семьи обращаются по поводу реализации жилищных прав (44), родственники и опекуны - прав на опекунство (48).
Поступают единичные обращения о защите прав ребенка на воспитание родителями, передаче детей в семью.

5

О нарушении трудовых прав поступало 258 жалоб. В основном жалобы обусловлены наличием задолженности по заработной плате (98), в том числе в связи с признанием работодателя несостоятельным (банкротом); несогласием с размером оплаты труда (31); незаконным увольнением или переводом на другую работу (23); сложностями с устройством на работу (21).
Наиболее проблемными являются ситуации с погашением задолженности по оплате труда перед работниками организаций, размер имущества которых не позволяет рассчитаться по долгам.
Основная причина нарушения прав граждан на получение начисленного им вознаграждения в том, что это право не защищено законом в той степени, как, например, банковские вклады. Допускаются также схемы найма рабочей силы без наличия у юридического лица имущества, что способствует безнаказанности, уклонению от выплаты заработка и возбуждению процедуры банкротства.
Есть случаи несоблюдения трудовых прав граждан, связанные с эксплуатацией их труда без оформления фактически возникших и сложившихся трудовых отношений. В основе уклонения от оформления наемного труда лежит, по всей вероятности, нежелание исполнять социальные обязательства перед работниками.
Во всех случаях уполномоченный инициировал проведение проверок, добиваясь принятия реальных мер к восстановлению нарушенных трудовых и социальных прав граждан.

6

Поступило 114 обращений инвалидов по вопросам, связанным исключительно с инвалидностью, из них 28 - по реабилитации и обеспечению жизнедеятельности, 19 - по охране здоровья и оказанию медицинской помощи. А в целом от лиц, которые имеют инвалидность, поступило 523 обращения, однако в остальных случаях они касаются обеспечения их прав в других сферах.
При рассмотрении обращений инвалидов уполномоченный взаимодействует с Минсоцзащиты (министр О.А. Корепанова) и УРО "Всероссийское общество инвалидов" (председатель М.Б. Воробьев).

7

Жалобы на действия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти уполномоченному не подведомственны, работаем на основании соглашений о взаимодействии.
Отмечаем позитивную тенденцию в практике МВД по рассмотрению обращений уполномоченного, хотя замечания есть.
Совместно с МВД, прокуратурой республики, общественной наблюдательной комиссией посещаем изоляторы временного содержания ОВД. По отдельным жалобам осужденных выезжаем в исправительные колонии.
В учреждениях уголовно-исполнительной системы республики не допущено массовых беспорядков и групповых эксцессов, что, безусловно, результат работы службы исполнения наказания. Однако, как и на коллегии УФСИН, обращаем внимание на то, что велика зависимость ситуации от качества рассмотрения жалоб по условиям содержания, по соблюдению процессуальных прав в ходе следствия и суда и принимаемых мер по адаптации осужденных к освобождению.
Меньше поступило обращений военнослужащих и их родителей. И в основном они о глубоко запущенных обстоятельствах, когда требуется немало усилий для восстановления прав. В течение 8 лет родители военнослужащего, направленного для прохождения службы в Чечню, предпринимали безуспешные попытки восстановить военно-учетные документы сына, выяснить обстоятельства увольнения его со службы, пока не обратились к нам, и мы им помогли. И стараемся помогать тем, кто исполняет свой воинский долг перед Отечеством.
От пожилых граждан поступают отдельные жалобы в связи с приобретением по рекламе дорогостоящего лечебного питания. В двух случаях содействовали возбуждению уголовных дел в отношении мошенников.
Ежегодно граждане поднимают вопросы, связанные с обслуживанием улиц и дорог. В г. Ижевске по обращению Центра социального обслуживания установлен светофор на перекрестке улиц Шевченко и Крылова, а в связи с жалобой 77 жителей микрорайона "Русь" администрацией города проведены капитальные работы по строительству сетей наружного освещения вдоль Воткинского шоссе от остановки "Троллейбусное кольцо" до микрорайона "Русь" и установке светофора у остановки "Металлургический комплекс".

8

Нами подготовлен специальный доклад о результатах мониторинга практики работы с лицами в нетрезвом состоянии, находящимися в общественных местах.
Полиции в соответствии с ФЗ от 07.02.11 "О полиции" предоставлено право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские учреждения. В соответствии с этим Законом 23.12.11 МВД России издало приказ № 1298 о порядке их доставления в медучреждения, обозначив в качестве своей задачи предупреждение опасности, угрожающей их жизни и здоровью, путем вызова на место обнаружения выездной бригады Скорой медпомощи, а при ее отсутствии - доставление в медицинское учреждение своими силами.
По данным приемных отделений больниц в гг. Ижевске, Воткинске и Можге, нами установлено, что такой порядок не обеспечивает безопасность и соблюдение прав медработников и поступающих в приемные отделения экстренных больных, создает угрозу противоправных действий со стороны пьяных, доставление и оказание пьяным помощи сопровождается с их стороны бранью, буйством, угрозами и нападениями на медперсонал, состоящий в основном из женщин, и повреждением имущества. Так, в одном из отделений ночью во время проведения процедуры пьяный мужчина вырвал иглу капельницы, перекрыл выход из процедурной, вытащил из кармана нож и набрасывался на медсестер.
Если в медвытрезвителях устанавливались решетки, стулья и кушетки бетонировались в пол, то в приемных отделениях любым предметом можно воспользоваться как орудием нападения.
Вторая, не менее серьезная проблема. Согласно приказу МВД России, те, кто не нуждается в медпомощи, подлежат доставлению в дежурные части полиции. Но условия для вытрезвления в дежурных частях не созданы: эти лица требуют постоянного наблюдения, ухода, поэтому содержание пьяных в ОВД - риск и для пьяных, и для дежурного наряда ОВД, занятого оперативной обстановкой.
В 2010 г. в медвытрезвители было доставлено почти 40 тыс. человек. С того времени пьяных в общественных местах меньше не стало, а вытрезвлять их негде. В результате они остаются на улицах и представляют собой опасность для населения. В прошлом году в общественных местах совершено 8578 преступных посягательств на граждан - здесь прямая зависимость с работой по доставке пьяных. Удельный вес уличной преступности с участием пьяных составляет 40,6 процента.
Концепция ныне действующего законодательства никак не решает эти вопросы - о доставке и размещении тех граждан, кто находится не в тяжелой степени опьянения. Медвытрезвитель выполнял социальную функцию, являлся многофункциональным специализированным учреждением для пресечения нарушений общественного порядка, недопущения нахождения пьяных на улицах, профилактики криминогенной обстановки, оказания пьяным медицинской помощи и оформления документов для привлечения к ответственности нарушителей. Для нас важно уяснить, что он в числе прочего предназначался для вытрезвления.
Такова настоящая цена специализированных учреждений для вытрезвления пьяных, где цена - жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества, безопасность.
Полагаю, в этом не вина полиции, а упущение государства.
В течение последних 20 лет предпринимались попытки изменения организации работы по вытрезвлению пьяных, минуя МВД, но они не прижились, поскольку это правоохранительная функция, выполняемая при участии медицины. Даже в законах предписывалось создать специально оборудованные помещения дежурных частей милиции, где бы пьяные содержались до вытрезвления. Но эти положения не были выполнены и утратили силу.
И третье. Ранее пьяные содержались до вытрезвления в медвытрезвителях: не валялись на улице, не были объектом нападения, им предоставлялось место для сна, оказывалась помощь. Сегодня люди лишены этих условий. И мы полагаем, что права этой категории граждан на охрану здоровья и гуманное отношение нарушаются. Нужны стандарты содержания этих лиц до вытрезвления и охране их здоровья.
Здесь необходим и федеральный закон, и постановление Правительства России, поскольку речь идет о правоохранительной функции и полномочиях нескольких федеральных министерств и ведомств.
Результаты мониторинга доведены до руководства республики, прокуратуры и МВД; обсуждены на заседании постоянной комиссии по здравоохранению Государственного Совета, на котором депутаты предложили проработать вопрос о реабилитации системы специализированных учреждений для их вытрезвления, хотя и адаптированных к новым условиям. В случае успеха депутатской инициативы это станет системным вкладом в защиту прав граждан. Только нужно проявить настойчивость в достижении цели, готовность убедить в своей правоте на любом уровне.

9

Другой наш мониторинг связан с легализацией и профилактикой бродяжничества как асоциального образа жизни, угрожающего безопасности населения. За последние 20 лет утратило силу законодательство о правовом определении бродяжничества, ответственности за него, принудительных мерах воздействия к тем, кто бродяжничает. Их учет не ведется, они будто бы "растворились" среди клиентов социальных служб регионов, хотя в действительности этого не произошло. За год в учреждения социального обслуживания обратилось 380 лиц, без определенного места жительства, тогда как, по оценкам полиции, в республике не менее 1500 лиц, занимающихся бродяжничеством. Получается, что более тысячи из них не хотят быть клиентами социальной службы, представляют собой совсем иную социальную группу, которая создает прямую угрозу общественной безопасности: не проходит санобработку и медицинское освидетельствование на инфекционные заболевания, уклоняется от лечения, совершает правонарушения. По данным МВД, в течение года 197 бомжей совершили 283 преступления, 735 привлечены к административной ответственности.
По нашему мнению, реабилитация лиц, ведущих бродяжнический образ жизни, возможна при принятии специального федерального закона, в настоящее время наши предложения находятся в процессе обсуждения. В частности, профильные постоянные комиссии Государственного Совета включили рассмотрение этого вопроса в планы своей работы, запланированы "круглые столы" и координационное совещание под председательством Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова.

10

С оформлением бланков, используемых в административном производстве, ежегодно сталкиваются сотни тысяч граждан. Их изучение показало, что образцы бланков некорректны, содержат терминологию с обвинительным уклоном. В частности, гражданин, вместо лица, в отношении которого составляется протокол, назван правонарушителем в разделах "Сведения о правонарушителе", "Объяснения правонарушителя", "Подпись нарушителя", хотя оценка событий и причастность к ним конкретных лиц могут быть установлены только постановлением по делу об административном правонарушении, вступившим в законную силу. С нами согласились, принята мера к замене бланков, которыми должностные лица пользовались с десяток лет.

11

Важным событием, безусловно, стала встреча Президента России В.В. Путина с уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, состоявшаяся в Москве 16 августа 2012 года. Обращаясь к нам, Президент ясно выразил свою позицию:
"вы являетесь моими прямыми союзниками в работе по защите интересов и законных прав наших граждан";
"этот институт является личностным, он основан на авторитете конкретного человека, человека, который пользуется авторитетом в обществе, в регионе... и с мнением которого власть любого уровня должна считаться. И именно поэтому публичность в вашей работе является основным инструментом достижения цели, ради которой ваша деятельность осуществляется";
"омбудсмен... не должен заниматься политической деятельностью";
"работа уполномоченного по правам человека должна быть, безусловно, очень гибкой и учитывать региональную специфику, но основываться, конечно, на общероссийском законодательстве. И от него отступать нельзя ни при каких обстоятельствах";
"нужно добиться, чтобы вопрос (т.е. обращение гражданина) был рассмотрен по существу".
Президент указал на необходимость взаимодействия с нами государственной и муниципальной власти, уважения нашего мнения. Владимир Владимирович в качестве основного инструмента достижения цели по защите прав граждан выделил публичность в работе. По всей вероятности, имеются в виду ситуации и конфликты с соблюдением прав, когда население вправе знать мнение уполномоченного.
Так, 7 апреля при выезде на место слива токсичных отходов в районе Балезино мы встретились с одним из уважаемых министров. Каждый из нас ознакомился с ходом работ, переговорил со спасателями, занимающимся утилизацией токсичных отходов, затем министр ответил на вопросы прибывших по этому случаю журналистов. После чего операторы стали успешно разбирать свою аппаратуру. Министр посмотрел на это с видимой долей неловкости и спрашивает: а мнение уполномоченного не интересует? Они отвечают: нам дана команда только вас записать.
Не хочу даже предполагать, что некий мальчик, ухватившись ручонками за информационный пульт, на всякий случай нажимает "глушилку", чтобы население поменьше знало мнение уполномоченного по правам человека по общественно-резонансным событиям. Однако, согласен с В.В. Путиным, резервы здесь не исчерпаны.
Заслуживает внимания замечание Президента России по поводу рассмотрения докладов уполномоченных. К примеру, ежегодный доклад представляется на сессии Государственного Совета, этому документу придается высокий статус. Но далеко не все должностные лица, которых он касается, знакомы с ним.
У нас сложился опыт, когда по нашим текущим информациям и спецдокладам Председатель Правительства Удмуртии Ю.С. Питкевич и ряд постоянных комиссий сообщает о результатах их рассмотрения. Этот опыт заслуживает распространения.
Президент России поставил задачу добиваться, чтобы вопрос (т.е. обращение гражданина) был рассмотрен по существу. Сегодня нередко к одному и тому же обращению приходится возвращаться по нескольку раз, как это имело место, в частности, с администрацией Малопургинского района и Минстроем УР по обращениям пострадавших от ЧС.
В ежегодном докладе уполномоченного за 2011 г. изложен большой раздел, посвященный состоянию работы по соблюдению прав пострадавших в результате ЧС на 102-м арсенале, этому разделу было уделено внимание и при представлении доклада на сессии. Однако мы не уверены, что должностные лица, которых это касалось, ознакомились с докладом.
Одна из причин в том, что обращения уполномоченного из Минстроя УР направлялись в администрацию района, а оттуда - главам поселений. В результате получилось, что контролеров много, а рассматривать некому. Мы работали с главами поселений, но при контрольных проверках и повторных жалобах их информация не во всех случаях оказывалась достоверной, что свидетельствовало о необходимости непосредственной работы с обращениями граждан со стороны администрации района как распределителе средств, выделенных для ликвидации ЧС.
Справедливости ради следует поставить себя на их место, когда им пришлось выполнять большой объем организационной работа по проведению аварийно-восстановительных работ, к которому сложно быть во всем готовым. Освоено примерно 3,4 млрд. руб., причем в условиях соблюдения бюджетной дисциплины. По информации СУ СК России (руководитель В.А. Никешкин) и МВД (министр А.С. Первухин), выявленные злоупотребления не превышают 7,4 млн. руб., 7 млн. руб. из которых возмещены в процессе следствия.
В этой связи один из уроков ЧС, по нашему мнению, в том, что в зоне бедствия всем, независимо от политических или иных пристрастий, следует действовать совместно, уважительно, согласованно и прозрачно. Республикой не просто выполнен большой объем работ, а в чрезвычайных условиях, в том числе при наличии неполной правовой базы. И такой труд должен быть общим общим достоянием. И рядом с ним никакие обстоятельства не оправдывают вольное отношение к индивидуальной работе с обращениями каждого из пострадавших.

12

Деятельность уполномоченного имеет поддержку депутатов Государственного Совета, его Президиума и Председателя А.В. Соловьева.
Рабочие отношения сложились с республиканскими и федеральными исполнительными структурами; с органами прокуратуры (прокурор республики С.В. Панов), управлением МЧС (начальник П.М. Фомин), Государственной жилищной инспекцией (начальник Л.В. Егоров) взаимодействуем в повседневном режиме.
Считаем, что в республике обеспечен доступ граждан к такому средству защиты их прав в досудебном порядке, как уполномоченный по правам человека.
Прошедший год проходил в условиях относительной экономической и социальной стабильности.
Уполномоченный участвовал в работе постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Удмуртской Республике под председательством Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова.
Позиция Президента России В.В. Путина придает сложившемуся взаимопониманию общероссийский импульс.

Уполномоченный по правам человека в УР
М.КОКОРИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru