АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2012 г. по делу № А14-8322-2012
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 18 мая 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 31 мая 2012 года
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - заявитель по делу, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "В" (далее - ООО "В", Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.17
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей с конфискацией изъятой алкогольной продукции.
Представитель ООО "В" возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует:
Должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО на основании полученного 24.11.2011 сообщения КП ВО "К", содержащего данные о наличии в действиях ООО "В" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17
КоАП РФ, 27.12.2011 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 05-11/1193 и проведении административного расследования.
В ходе проведения административного расследования 29.12.2011 сотрудниками МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО произведен осмотр складского помещения, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего ООО "В", которое осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции на основании лицензии серии А номер <...> регистрационный номер <...> сроком действия до 22.04.2013, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
В ходе осмотра в целях проверки соблюдения Обществом лицензионных требований, установленных п. 1 ст. 26
Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ) было установлено, что сведения о части товарно-транспортных накладных по отгрузке алкогольной продукции ООО Винзавод "М" в адрес первого покупателя ООО "П" в ЕГАИС не зафиксированы.
В связи с чем был произведен арест данной алкогольной продукции.
Согласно протоколу ареста № 05-11/1193-4 от 29.12.2011 алкогольная продукция производства ООО Винзавод "М", находящаяся на складе "В", в количестве 1 856 бутылки арестована и передана на ответственное хранение.
Кроме того, в ходе осмотра складского помещения было установлено, что Обществом в ходе осуществления деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции допущены нарушения лицензионных требований, а также требований п. 2
Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртсодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных Приказом Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка № 59н от 26.10.2010.
По результатам проведенного административного расследования должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в отношении ООО "В" составлен протокол № 05-11/1193-6ю от 24.02.2012 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.17
КоАП РФ.
Материалы об административном правонарушении ООО "В" направлены в соответствии с п. 3 ст. 23.1
КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК
РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом об административных правонарушениях (ст. 202
АПК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 14.17
КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 1 статьи 18
Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18
Закона № 171-ФЗ такой вид деятельности, как хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, подлежит лицензированию.
Как следует из материалов дела Общество имеет лицензию серии А номер <...> регистрационный номер <...> сроком действия до 22.04.2013 на право осуществления закупки, хранения и поставки алкогольной продукции по адресу местонахождения организации (<...>) и по месту нахождения обособленного подразделения (<...>).
Одним из условий осуществления Обществом лицензионной деятельности является осуществление указанного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В протоколе об административном правонарушении указано, что Обществом в процессе оборота алкогольной продукции допущено нарушение статей 25
и 26
Закона № 171-ФЗ, а именно, нарушен запрет на оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Вместе с тем, системное толкование норм, содержащихся в указанных статьях Закона
№ 171-ФЗ, не позволяет суду согласиться с доводами заявителя о нарушении Обществом указанного выше запрета.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 26
Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8
указанного Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 25
Закона № 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8
указанного Федерального закона.
Таким образом, и пункт 1 статьи 26
, и пункт 1 статьи 25
Закона № 171-ФЗ, устанавливая запрет на оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, содержат ссылку на пункт 2.1 статьи 8
этого же Федерального закона.
В силу подпункта 5 пункта 2.1 статьи 8
Закона № 171-ФЗ требование о передаче информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС не распространяется на учет объема закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением учета объема закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, отсутствие фиксации и передачи информации в ЕГАИС об объеме закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции в организациях, не осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции, не свидетельствует о незаконности оборота такой продукции, а, следовательно, и о нарушении условий, предусмотренных лицензией.
Указанная отсылочная норма полностью корреспондирует с пунктом 7
Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 № 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее "Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы"), которым предусмотрено, что организация, осуществляющая производство и (или) оборот продукции, представляет по информационно-телекоммуникационным сетям заявку о фиксации в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальный орган) в порядке, установленном Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
При этом действие указанного пункта
Правил, согласно содержащейся в нем оговорке, не распространяется на организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Указанные выше положения Закона
№ 171-ФЗ и Правил
функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы не предусматривают обязанности ООО "В" направлять в соответствующий орган заявку о фиксации объема приобретенной, хранимой и реализуемой алкогольной продукции.
Иные положения нормативных правовых актов, в силу которых на Общество, являющееся владельцем лицензии на право осуществления деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции, возлагается обязанность по контролю за наличием сведений о приобретаемой, хранимой и реализуемой алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, в заявлении о привлечении к административной ответственности не указаны, представителем заявителя в судебном заседании не приведены.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества нарушений положений статей 25
и 26
Закона № 171-ФЗ.
Нарушение же Обществом положений ст. 19
Закона № 171-ФЗ, а также требований пункта 2
Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртсодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, полностью подтверждаются материалами административного дела и не оспариваются ответчиком.
Однако, в силу пункта 4 части 4 статьи 28.1
КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7
настоящего Кодекса.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Общества было вынесено МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО 27.12.2011.
В соответствии с положениями частей 1
и 2 статьи 4.5
КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении данные сроки, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Поскольку административное правонарушение было выявлено МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО 27.12.2011, срок давности привлечения Общества к административной ответственности к моменту рассмотрения дела истек.
Истечение указанного срока является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ст. 24.5
КоАП РФ).
Из содержания вышеуказанных законодательных положений в их взаимосвязи следует, что, поскольку сроки, предусмотренные ч. 1
и 2 ст. 4.5
КоАП РФ, не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206
АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211
АПК РФ).
Данный вывод закреплен в п. 18
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2 от 27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в удовлетворении заявленных по делу требований по причине пропуска срока для привлечения к административной ответственности.
Доводы заявителя по делу о том, что арестованная им алкогольная продукция находится в незаконном обороте, вследствие чего подлежит изъятию, также не могут быть признаны судом обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 10.2
Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, одновременно удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной и справкой, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 10.2
Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии вышеназванных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В соответствии с частью 3 статьи 12
Закона № 171-ФЗ федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Таким образом, наличие на алкогольной продукции федеральной специальной марки (полученной производителем в установленном порядке) подтверждает фиксацию информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе.
МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО не оспаривает факт наличия федеральных специальных марок, изготовленных уполномоченным органом и нанесенных на бутылки согласно требованиям статьи 12
Закона № 171-ФЗ.
При таких условиях у суда нет оснований сомневаться в легальности нахождения в обороте арестованной у Общества алкогольной продукции.
В пункте 15.1
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее "Постановление Пленума ВАС РФ № 10") отражено, что арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, в том числе по мотиву пропуска установленного статьей 4.5
КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, не вправе применить административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения. В резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1
- 4 части 3 статьи 29.10
КоАП РФ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 29.10
КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.
Поскольку заявление МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО о привлечении ООО "В" к административной ответственности оставлено судом без удовлетворения, указанное Общество является законным владельцем арестованной согласно протоколу от 29.12.2012 алкогольной продукции, алкогольная продукция в количестве 1 856 бутылок не изъята из оборота и доказательств нелегальности этой продукции заявителем не представлено, указанная продукция должна быть возвращена заинтересованному лицу.
Руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 24.5
КоАП РФ, ст. ст. 167
- 170
, 205
- 206
АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований о привлечении общества с ограниченной ответственностью "В" к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17
КоАП РФ, отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "В" арестованную согласно протоколу ареста № 05-11/1193-4 от 29.12.2011 алкогольную продукцию в количестве 1 856 бутылки.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия Арбитражным судом, если не подана апелляционная жалоба.