Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2012 г. по делу № А14-8322-2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 18 мая 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 31 мая 2012 года
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - заявитель по делу, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "В" (далее - ООО "В", Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей с конфискацией изъятой алкогольной продукции.
Представитель ООО "В" возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует:
Должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО на основании полученного 24.11.2011 сообщения КП ВО "К", содержащего данные о наличии в действиях ООО "В" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, 27.12.2011 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 05-11/1193 и проведении административного расследования.
В ходе проведения административного расследования 29.12.2011 сотрудниками МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО произведен осмотр складского помещения, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего ООО "В", которое осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции на основании лицензии серии А номер <...> регистрационный номер <...> сроком действия до 22.04.2013, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
В ходе осмотра в целях проверки соблюдения Обществом лицензионных требований, установленных п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ) было установлено, что сведения о части товарно-транспортных накладных по отгрузке алкогольной продукции ООО Винзавод "М" в адрес первого покупателя ООО "П" в ЕГАИС не зафиксированы.
В связи с чем был произведен арест данной алкогольной продукции.
Согласно протоколу ареста № 05-11/1193-4 от 29.12.2011 алкогольная продукция производства ООО Винзавод "М", находящаяся на складе "В", в количестве 1 856 бутылки арестована и передана на ответственное хранение.
Кроме того, в ходе осмотра складского помещения было установлено, что Обществом в ходе осуществления деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции допущены нарушения лицензионных требований, а также требований п. 2 Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртсодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных Приказом Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка № 59н от 26.10.2010.
По результатам проведенного административного расследования должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в отношении ООО "В" составлен протокол № 05-11/1193-6ю от 24.02.2012 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.
Материалы об административном правонарушении ООО "В" направлены в соответствии с п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом об административных правонарушениях (ст. 202 АПК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ такой вид деятельности, как хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, подлежит лицензированию.
Как следует из материалов дела Общество имеет лицензию серии А номер <...> регистрационный номер <...> сроком действия до 22.04.2013 на право осуществления закупки, хранения и поставки алкогольной продукции по адресу местонахождения организации (<...>) и по месту нахождения обособленного подразделения (<...>).
Одним из условий осуществления Обществом лицензионной деятельности является осуществление указанного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В протоколе об административном правонарушении указано, что Обществом в процессе оборота алкогольной продукции допущено нарушение статей 25 и 26 Закона № 171-ФЗ, а именно, нарушен запрет на оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Вместе с тем, системное толкование норм, содержащихся в указанных статьях Закона № 171-ФЗ, не позволяет суду согласиться с доводами заявителя о нарушении Обществом указанного выше запрета.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 указанного Федерального закона.
Таким образом, и пункт 1 статьи 26, и пункт 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, устанавливая запрет на оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, содержат ссылку на пункт 2.1 статьи 8 этого же Федерального закона.
В силу подпункта 5 пункта 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ требование о передаче информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС не распространяется на учет объема закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением учета объема закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, отсутствие фиксации и передачи информации в ЕГАИС об объеме закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции в организациях, не осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции, не свидетельствует о незаконности оборота такой продукции, а, следовательно, и о нарушении условий, предусмотренных лицензией.
Указанная отсылочная норма полностью корреспондирует с пунктом 7 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 № 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее "Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы"), которым предусмотрено, что организация, осуществляющая производство и (или) оборот продукции, представляет по информационно-телекоммуникационным сетям заявку о фиксации в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальный орган) в порядке, установленном Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
При этом действие указанного пункта Правил, согласно содержащейся в нем оговорке, не распространяется на организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Указанные выше положения Закона № 171-ФЗ и Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы не предусматривают обязанности ООО "В" направлять в соответствующий орган заявку о фиксации объема приобретенной, хранимой и реализуемой алкогольной продукции.
Иные положения нормативных правовых актов, в силу которых на Общество, являющееся владельцем лицензии на право осуществления деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции, возлагается обязанность по контролю за наличием сведений о приобретаемой, хранимой и реализуемой алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, в заявлении о привлечении к административной ответственности не указаны, представителем заявителя в судебном заседании не приведены.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества нарушений положений статей 25 и 26 Закона № 171-ФЗ.
Нарушение же Обществом положений ст. 19 Закона № 171-ФЗ, а также требований пункта 2 Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртсодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, полностью подтверждаются материалами административного дела и не оспариваются ответчиком.
Однако, в силу пункта 4 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Общества было вынесено МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО 27.12.2011.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении данные сроки, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Поскольку административное правонарушение было выявлено МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО 27.12.2011, срок давности привлечения Общества к административной ответственности к моменту рассмотрения дела истек.
Истечение указанного срока является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ).
Из содержания вышеуказанных законодательных положений в их взаимосвязи следует, что, поскольку сроки, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 4.5 КоАП РФ, не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Данный вывод закреплен в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2 от 27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в удовлетворении заявленных по делу требований по причине пропуска срока для привлечения к административной ответственности.
Доводы заявителя по делу о том, что арестованная им алкогольная продукция находится в незаконном обороте, вследствие чего подлежит изъятию, также не могут быть признаны судом обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, одновременно удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной и справкой, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии вышеназванных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона № 171-ФЗ федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Таким образом, наличие на алкогольной продукции федеральной специальной марки (полученной производителем в установленном порядке) подтверждает фиксацию информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе.
МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО не оспаривает факт наличия федеральных специальных марок, изготовленных уполномоченным органом и нанесенных на бутылки согласно требованиям статьи 12 Закона № 171-ФЗ.
При таких условиях у суда нет оснований сомневаться в легальности нахождения в обороте арестованной у Общества алкогольной продукции.
В пункте 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее "Постановление Пленума ВАС РФ № 10") отражено, что арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, в том числе по мотиву пропуска установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, не вправе применить административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения. В резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.
Поскольку заявление МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО о привлечении ООО "В" к административной ответственности оставлено судом без удовлетворения, указанное Общество является законным владельцем арестованной согласно протоколу от 29.12.2012 алкогольной продукции, алкогольная продукция в количестве 1 856 бутылок не изъята из оборота и доказательств нелегальности этой продукции заявителем не представлено, указанная продукция должна быть возвращена заинтересованному лицу.
Руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ст. ст. 167 - 170, 205 - 206 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований о привлечении общества с ограниченной ответственностью "В" к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "В" арестованную согласно протоколу ареста № 05-11/1193-4 от 29.12.2011 алкогольную продукцию в количестве 1 856 бутылки.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия Арбитражным судом, если не подана апелляционная жалоба.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru