Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2012 г. по делу № А33-13661/2012

Резолютивная часть решения объявлена 7 ноября 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 14 ноября 2012 года
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
об оспаривании решений от 29.05.2012 № 131-10-12, от 04.06.2012 № 132-10-12, от 04.06.2012 по делу № 133-10-12,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Машзавод", общества с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск", МБУКСДК "Мечта", открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт", общества с ограниченной ответственностью "Паритет",
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Мартумян Я.Р. на основании доверенности от 01.02.2012,
от общества с ограниченной ответственностью "Машзавод": Шошкина А.В. на основании доверенности от 21.12.2011 № 1,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киселевич Д.В.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю об оспаривании решения от 29.05.2012 № 131-10-12 (дело № А33-13661/2012), решения от 04.06.2012 № 132-10-12 (дело № А33-13893/2012) и решения от 04.06.2012 № 133-10-12 (дело № А33-13894/2012).
Заявления приняты к производству суда; возбуждено производство по делам.
Определением от 30.08.2012 по делу № А33-13661/2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Машзавод".
Определением от 04.09.2012 по делу № А33-13894/2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МБУКСДК "Мечта", ОАО "Красноярскэнергосбыт", ООО "Паритет".
Определением от 05.09.2012 по делу № А33-13893/2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск".
Определением от 01.10.2012 дела № № А33-13661/2012, № А33-13893/2012 и № А33-13894/2012 объединены в одно производство; объединенному делу присвоен номер № А33-13661/2012.
Ответчик, общество с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск", МБУКСДК "Мечта", открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" и общество с ограниченной ответственностью "Паритет" в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Общество с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск" известило суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Машзавод" представил суду отзыв на заявление, высказал возражения против удовлетворения заявленных требований.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1032402211456.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24.04.2012 № 228 на основании письма общества с ограниченной ответственностью "Паритет" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" возбуждено дело № 131-10-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ), выразившегося в направлении обществу с ограниченной ответственностью "Машзавод" уведомления № 54 от 15.02.2012 о введении ограничения режима потребления электрической энергии.
В ходе рассмотрения указанного дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Машзавод" является потребителем электрической энергии, обществом заключен договор на электроснабжение от 29.08.2011 № 12150 с открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт". В соответствии с Приложением № 3 к договору № 12150 открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" осуществляет подачу электрической энергии на объект общества с ограниченной ответственностью "Машзавод", расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Кутузова, 1, строение 91.
Между открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" и обществом с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.05.2011 № 016/3-142.
Приложением № 3 к договору определены потребители гарантирующего поставщика по договору на энергоснабжение, на чьи объекты общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" осуществляет передачу электрической энергии. Среди этих потребителей значится общество с ограниченной ответственностью "Машзавод" (в приложении указаны объекты договора № 12150).
Задолженность за потребленную электрическую энергию у общества с ограниченной ответственностью "Машзавод" отсутствует.
15.02.2012 общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" направило в адрес общества с ограниченной ответственностью "Машзавод" уведомление (исх. № 54) о введении ограничения режима потребления электрической энергии в связи с отказом открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" оплачивать услуги по передаче электрической энергии обществу с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" за январь 2012 года.
17.02.2012 общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" направило в адрес общества с ограниченной ответственностью "Машзавод" письмо (исх. № 59), в котором сообщило, что в связи с частичным исполнением обязательств открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" по договору оказания услуг по передаче электрической энергии общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" отменяет ранее переданное сообщение о введении режима ограничения подачи электрической энергии".
Решением от 29.05.2012 по делу № 131-10-12 действия общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания", выразившиеся в направлении уведомления (исх. № 54 от 15.02.2012) в адрес общества с ограниченной ответственностью "Машзавод" о введении ограничения режима потребления электрической энергии признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24.04.2012 № 229 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" возбуждено дело № 132-10-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ), выразившегося в направлении обществу с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск" уведомления № 54 от 15.02.2012 о введении ограничения режима потребления электрической энергии.
В ходе рассмотрения указанного дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск" является потребителем электрической энергии, обществом заключен договор на электроснабжение от 02.10.2006 № 7958 с открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт". В соответствии с Приложением № 3 к договору № 7958 открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" осуществляет подачу электрической энергии на объект общества с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск", расположенный по адресу: г. Красноярск, Северное шоссе, 31.
Между открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" и обществом с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.05.2011 № 016/3-142.
Приложением № 3 к договору определены потребители гарантирующего поставщика по договору на энергоснабжение, на чьи объекты общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" осуществляет передачу электрической энергии. Среди этих потребителей значится общество с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск" (в приложении указаны объекты договора № 7958).
Задолженность за потребленную электрическую энергию у общества с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск" отсутствует.
15.02.2012 общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" направило в адрес общества с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск" уведомление (исх. № 54) о введении ограничения режима потребления электрической энергии в связи с отказом открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" оплачивать услуги по передаче электрической энергии обществу с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" за январь 2012 года.
17.02.2012 общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" направило в адрес общества с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск" письмо (исх. № 59), в котором сообщило, что в связи с частичным исполнением обязательств открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" по договору оказания услуг по передаче электрической энергии общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" отменяет ранее переданное сообщение о введении режима ограничения подачи электрической энергии".
Решением от 04.06.2012 по делу № 132-10-12 действия общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания", выразившиеся в направлении уведомления (исх. № 54 от 15.02.2012) в адрес общества с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск" о введении ограничения режима потребления электрической энергии признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24.04.2012 № 230 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" возбуждено дело № 133-10-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ), выразившегося в направлении МБУКСДК "Мечта" уведомления № 54 от 15.02.2012 о введении ограничения режима потребления электрической энергии.
В ходе рассмотрения указанного дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю установлено, что МБУКСДК "Мечта" является потребителем электрической энергии, учреждением заключен договор на электроснабжение от 31.08.2009 № 10233 с открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт". В соответствии с Приложением № 3 к договору № 10233 открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" осуществляет подачу электрической энергии на объект МБУКСДК "Мечта", расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Мичурина, 50.
Между открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" и обществом с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.05.2011 № 016/3-142.
Приложением № 3 к договору определены потребители гарантирующего поставщика по договору на энергоснабжение, на чьи объекты общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" осуществляет передачу электрической энергии. Среди этих потребителей значится МБУКСДК "Мечта" (в приложении указаны объекты договора N 10233).
Задолженность за потребленную электрическую энергию у МБУКСДК "Мечта" отсутствует.
15.02.2012 общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" направило в адрес МБУКСДК "Мечта" уведомление (исх. № 54) о введении ограничения режима потребления электрической энергии в связи с отказом открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" оплачивать услуги по передаче электрической энергии обществу с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" за январь 2012 года.
17.02.2012 общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" направило в адрес МБУКСДК "Мечта" письмо (исх. № 59), в котором сообщило, что в связи с частичным исполнением обязательств открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" по договору оказания услуг по передаче электрической энергии общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" отменяет ранее переданное сообщение о введении режима ограничения подачи электрической энергии".
Решением от 04.06.2012 по делу № 133-10-12 действия общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания", выразившиеся в направлении уведомления (исх. № 54 от 15.02.2012) в адрес МБУКСДК "Мечта" о введении ограничения режима потребления электрической энергии признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Считая указанные решения не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и интересы, общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемыми заявлениями.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).


При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что заявитель не доказал, что оспариваемые решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Для осуществления указанных функций согласно статье 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ антимонопольный орган, в том числе возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа.
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение.
Таким образом, оспариваемые решения вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий.
Согласно статье 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ целью указанного закона является, в том числе защита конкуренции путем предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, пунктом 3.2.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 17.01.2007 № 5, установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Исходя из пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Факт, что общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" является субъектом естественной монополии, поскольку осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, относящейся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, заявителем не оспаривается.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю при рассмотрении дел № № 131-10-12, 132-10-12 и 133-10-12 установлено, что заявитель, осуществляя передачу электрической энергии на объекты общества с ограниченной ответственностью "Машзавод" (г. Красноярск, ул. Кутузова, 1, строение 91), общества с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск" (г. Красноярск, Северное шоссе, 31) МБУКСДК "Мечта" (г. Красноярск, ул. Мичурина, 50) в условиях естественной монополии, занимает доминирующее положение на указанном рынке и, соответственно, подпадает под сферу регулирования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Указанное обстоятельство отражено в оспариваемых решениях.
Как следует из материалов дела (в том числе оспариваемых решений), открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующим поставщиком) с обществом с ограниченной ответственностью "Машзавод", обществом с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск" и МБУКСДК "Мечта" заключены договоры на электроснабжение от 29.08.2011 № 12150, от 02.10.2006 № 7958 и от 31.08.2009 № 10233, соответственно.
Предметом приведенных договоров является передача электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.
Задолженность за потребленную электрическую энергию у указанных юридических лиц перед открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" отсутствует, что установлено при рассмотрении ответчиком дел № № 131-10-12, 132-10-12 и 133-10-12 и отражено в оспариваемых решениях.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ) предусмотрено, что субъектами розничных рынков являются, в частности, потребители электрической энергии, поставщики электрической энергии (в том числе гарантирующие поставщики), территориальные сетевые организации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию; территориальной сетевой организацией - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Частью 5 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ предусмотрено, что в отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями. Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.
Порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее по тексту - Правила от 27.12.2004 № 861).
В силу пункта 4 Правил от 27.12.2004 № 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно), субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Согласно подпункту "а" пункта 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, действующих до 11.06.2012 (далее - Правила), ограничение режима потребления может вводиться, в частности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.
Согласно пункту 174 Правил в случае нарушения потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, прекращения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также в случае выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии, ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства), к электрической сети которого технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, с одновременным уведомлением о вводимом ограничении режима потребления гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), обслуживающего такого потребителя.
При этом в соответствии с пунктом 174 Правил ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
В соответствии с абзацем 3 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате, запрещено, за исключением чрезвычайных ситуаций.
Из анализа приведенных норм следует, что действующим законодательством сетевой организации предоставлено право вводить ограничение режима потребления по собственной инициативе в законодательно установленных случаях, право направления уведомлений о введении ограничения режима потребления либо прекращении передачи электрической энергии потребителям гарантирующего поставщика сетевой организации не предоставлено.
Таким образом, суд соглашается с доводом антимонопольного органа, изложенным в оспариваемых решениях, о том, что у сетевой организации отсутствует право направления уведомлений о прекращении передачи электрической энергии потребителям гарантирующего поставщика; договором от 30.05.2011 № 016/3-142 не предусмотрена возможность общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" прекращать передачу электрической энергии в случае неоплаты услуг гарантирующим поставщиком.
Учитывая изложенное, общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" не вправе было направлять обществу с ограниченной ответственностью "Машзавод", обществу с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск" и МБУКСДК "Мечта" письмо от 15.02.2012 № 54 о введении ограничения режима потребления электрической энергии.
Вместе с тем указанным письмом общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" известило указанные общества и учреждение о том, что в связи с отказом открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" оплачивать услуги по передаче электрической энергии за январь 2012 года согласно заключенным договорам оказания услуг по передаче электрической энергии между обществом с ограниченной ответственностью "РСК" и открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт", общество с ограниченной ответственностью "РСК" вынуждено ввести частичное ограничение режима потребления электроэнергии указанных юридических лиц 22.02.2012 с 17 часов 00 мин. и при дальнейшей неоплате открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" услуг по передаче электрической энергии, 29.02.2012 в 17 часов 00 мин. будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии.
Суд также соглашается с доводом ответчика, изложенным в оспариваемых решениях, что направление обществом с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" адресатам уведомления (исх. № 54 от 15.02.2012) о введении ограничения режима потребления электрической энергии в условиях отсутствия такого права, предусмотренного действующим законодательством, могло повлечь ущемление их интересов в случае реализации введения режима ограничения электрической энергии, поскольку электроснабжение необходимо указанным лицам для осуществления предпринимательской деятельности.
Изложенное свидетельствует о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, выразившемся в направлении обществу с ограниченной ответственностью "Машзавод", обществу с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск" и МБУКСДК "Мечта" указанного письма (уведомления) о введении ограничения режима потребления электрической энергии.
При указанных обстоятельствах суд признает обоснованным вывод ответчика о том, что направление обществом с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" уведомления (исх. № 54 от 15.02.2012) в адрес третьих лиц о введении ограничения режима потребления электрической энергии в условиях отсутствия такого права образует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Довод заявителя о необходимости прекращения производств по делам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ в связи с добровольным устранением заявителем нарушения антимонопольного законодательства на момент возбуждения дел № № 131-10-12, 132-10-12 и 133-10-12 и на момент вынесения решений по ним, а также отсутствием на момент вынесения спорных решений нарушений, рассмотрен арбитражным судом и отклонен на основании следующего.
Как следует из оспариваемых решений, антимонопольным органом в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ в отношении заявителя возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства при наличии признаков его нарушения, установленных при рассмотрении дела.
На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, является основанием для прекращения комиссией рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, действия общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" по направлению в адрес третьих лиц письма от 17.02.2012 № 59 об отмене ранее переданного сообщения о введении режима ограничения подачи электрической энергии в связи с частичным исполнением обязательств открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" по договору оказания услуг по передаче электрической энергии не могут быть расценены как добровольное устранение обществом нарушения антимонопольного законодательства.
Письмом от 17.02.2012 № 59, направленным 20.02.2012 в адрес общества с ограниченной ответственностью "Машзавод", общества с ограниченной ответственностью "Интрас-Красноярск" и МБУКСДК "Мечта", общество с ограниченной ответственностью "РСК" сообщило об отмене ранее переданного сообщения о введении режима ограничения подачи электрической энергии в связи с частичным исполнением обязательств открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" по договору оказания услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, суд соглашается с доводом ответчика о том, что указанное письмо направлено сетевой организацией не в целях устранения допущенного нарушения антимонопольного законодательства, а в связи с частичной оплатой открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии.
С учетом изложенного, суд полагает, что основания для прекращения рассмотрения вышеуказанных дел о нарушении антимонопольного законодательства, поименованные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, у ответчика отсутствовали.
Кроме того согласно части 2 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ в случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства.
В оспариваемых решениях в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ указано на факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" требований антимонопольного законодательства, предписания решено не выдавать.
Таким образом, оспариваемые решения вынесены антимонопольным органом с соблюдением процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Исходя из части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" в удовлетворении заявления о признании недействительными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29.05.2012 по делу № 131-10-12, от 04.06.2012 № 132-10-12, от 04.06.2012 № 133-10-12, как соответствующих Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.М.ЧУРИЛИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru