Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2012 г. по делу № 2-03/05-2012

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2012 года.
Решение изготовлено в полном объеме 28 апреля 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. Б. - заместитель руководителя управления, председателя Комиссии,
2. К. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
3. Ф. - ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
4. П. - ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
рассмотрев дело № 2-03/05-2012 по признакам нарушения сельскохозяйственным потребительским обслуживающим кооперативом "Р" (далее по тексту - СПОК "Р") <...> требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В целях изучения состояния конкурентной среды на рынке оказания услуги водоснабжения Пензенским УФАС России на основании статьи 25 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" у СПОК "Р" (Кооператив) были запрошены документы, в соответствии с которыми Кооператив осуществляет деятельность по оказанию услуги холодного водоснабжения.
Из представленных документов следует, что СПОК "Р" является единственной организацией, оказывающей услугу холодного водоснабжения на территории с. Богородское Мокшанского района Пензенской области, как членам Кооператива, так и иным потребителям. Плата за данную услугу СПОК "Р" взимается в размере, утвержденном протоколом общего собрания членов кооператива и иных жителей указанного села.
Считая действия СПОК "Р" по взиманию платы за услугу водоснабжения по неутвержденным в соответствии с действующим законодательством РФ тарифам неправомерными и нарушающими антимонопольное законодательство, Пензенским УФАС России приказом от 11.04.2012 № 44 в отношении СПОК "Р" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов Абонентов СПОК "Р" в результате нарушения порядка ценообразования при взимании платы за услугу холодного водоснабжения.
В своих письменных объяснениях от 25.04.2012 СПОК "Р" сообщил, что тарифы на холодную воду для Абонентов утверждены Кооперативом на общем собрании граждан.
На заседании комиссии председатель СПОК "Р" дополнил, что в настоящее время Кооператив обратился в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, в целях утверждения тарифа на холодную воду.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.
СПОК "Р" (Кооператив) создан 5 октября 2010 года и действует на основании Устава, утвержденного протоколом от 3 сентября 2010 года № 01 общего организационного собрания учредителей Кооператива.
СПОК "Р" является единственной организацией, оказывающей услугу водоснабжения по водопроводным сетям, в границах территории с. Богородское Мокшанского района Пензенской области.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественный монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с указанной статьей естественная монополия представляет собой состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Статьей 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.
Из вышеизложенного следует, что СПОК "Р" относится к субъектам естественной монополии в сфере деятельности водоснабжения с использованием централизованной системы коммунальной инфраструктуры и занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения на территории с. Богородское Мокшанского района Пензенской области в границах пролегания эксплуатируемых водопроводных сетей.
Согласно представленной в антимонопольный орган информации Абонентами СПОК "Р" являются не только члены кооператива, но и потребители с. Богородское Мокшанского района Пензенской области, не вступившие в кооператив.
Таким образом, СПОК "Р" осуществляет деятельность по оказанию услуги холодного водоснабжения.
По результатам анализа представленных документов установлено, что размер платы за данную услугу для Абонентов Кооператива устанавливается согласно тарифам, утверждаемым Протоколом общего собрания членов СПОК "Р" и граждан села Богородское Мокшанского района Пензенской области.
Протоколом общего собрания членов СПОК "Р" и собрания граждан села Богородское от 10.03.2012 утверждена стоимость услуги водоснабжения с 1 марта 2012 года, которая составляет: для населения, пользующегося водой из уличных водоразборных колонок, - 32 руб. с одного человека в месяц; для населения, проживающего в домах, оборудованных водопроводом без канализации, - 52 руб. за одного человека в месяц; для населения, проживающего в домах с быстродействующими газовыми нагревателями, многоточечным водоразбором и канализацией - 90 руб. с одного человека в месяц; для предприятий, организаций и населения по прибору учета воды - 18 руб. за 1 куб. м.
Взимание СПОК "Р" платы за воду по вышеуказанным тарифам подтверждается представленными в Пензенское УФАС России счетами-квитанциями, предъявляемыми Абонентам для оплаты за услугу холодного водоснабжения.
Статьей 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее по тексту - Правила), установлено, что размер платы, в том числе за холодное водоснабжение, рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством РФ. В случае, если исполнителем является жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги граждан.
Согласно пункту 3 Правил под ресурсоснабжающей организацией понимается - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее по тексту - Закона) регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Согласно статье 2 Закона организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В свою очередь, системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Пунктом 6 Правил под коммунальной услугой холодного водоснабжения понимается круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
Таким образом, СПОК "Р", владеющий и пользующийся инженерными сооружениями и водопроводными сетями в целях оказания жителям с. Богословка Мокшанского района Пензенской области услуги водоснабжения, представляет собой организацию коммунального комплекса, тарифы на товары и услуги которой подлежат регулированию.
Частями 1 и 8 статьи 9 Закона предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года.
Кроме того, пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520 (далее - Основы ценообразования), установлено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на холодную воду.
Пунктом 14 Основ ценообразования предусмотрено, что установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования.
Таким образом, действия СПОК "Р" по самостоятельному установлению цены на услугу холодного водоснабжения являются неправомерными и нарушают установленный законодательством РФ порядок ценообразования.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что вышеуказанные действия СПОК "Р", выразившиеся в ущемлении интересов Абонентов в результате нарушения порядка ценообразования при установлении платы за холодное водоснабжение, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать действия СПОК "Р", выразившиеся в ущемлении интересов Абонентов в результате нарушения порядка ценообразования при установлении платы за холодное водоснабжение, злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать СПОК "Р" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, обратиться в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, с необходимыми документами для установления тарифа на холодную воду.
3. Передать материалы дела должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
Б.

Члены Комиссии
К.
Ф.
П.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru