Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2012 г. по делу № 04-01/17-2012

Резолютивная часть решения оглашена 23 октября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 2 ноября 2012 года.
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <...>,
рассмотрев дело № 04-01/17-2012 по признакам нарушения СПК "П" (<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Смоленское УФАС России) поступило заявление ООО "К" (далее - Заявитель) от 16.08.2012 исх. № 178, касающееся необоснованного прекращения СПК "П" 03.09.2012 подачи тепловой энергии в горячей воде для нужд Заявителя.
Из заявления и представленных материалов следует, что между СПК "П" и Заявителем заключен договор на поставку теплоэнергии на отопление и горячее водоснабжение б/н от 01.02.2010 (далее - Договор).
Письмом от 10.08.2012 № 392 СПК "П" уведомил Заявителя об ограничении поставки теплоэнергии на нужды отопления и горячего водоснабжение с 9:00 24.08.2012 в связи с отсутствием договорных отношений и образовавшейся задолженностью в размере 6971019,47 руб.
14.08.2012 в общественных местах и на досках объявлений всех многоквартирных домов <...> сотрудниками СПК "П" были расклеены объявления, в которых сообщалось о неплатежеспособности Заявителя, а также о том, что долг Заявителя по состоянию на 24.08.2012 составляет 6971019,47 рублей.
По мнению Заявителя, указанная в объявлениях информация не соответствует действительности, так как согласно бухгалтерской отчетности сумма задолженности ООО "К" перед СПК "П" составляла 329754,85 руб.
Заявитель дополнительно сообщил (письмо от 04.09.2012 № 197) Смоленскому УФАС России, что 03.09.2012 в 10-00 СПК "П" прекратил подачу тепловой энергии в горячей воде для нужд ООО "К".
Заявитель считает, что вышеуказанными действиями СПК "П" злоупотребляет доминирующим положением и ущемляет права ООО "К".
На заседании Комиссии Смоленского УФАС России представитель Заявителя полностью поддержал доводы, изложенные в заявлении, и сообщил, что считает Договор действующим, так как в силу части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Договор является публичным. Сообщил, что информация, размещенная 14.08.2012 сотрудниками СПК "П" в общественных местах <...>, о неплатежеспособности общества, а также о том, что задолженность общества перед СПК "П" составляет 6971019,47 рублей, является недостоверной, так как документально ничем не подтверждена. Кроме того, указанная информация порочит деловую репутацию ООО "К". Сообщил, что сумма задолженности ООО "К" перед СПК "П" по состоянию на 14.08.2012 составляла 329754,85 рублей, то есть была текущей задолженностью.
В 2012 году Арбитражным судом Смоленской области рассматривался иск СПК "П" о взыскании с ООО "К" задолженности по оплате за тепловую энергию, поставленную в рамках Договора. Однако в судебном заседании СПК "П" отказался от исковых требований в полном объеме (определение о прекращении производства по делу № А62-5303/2011 от 30.03.2012).
03.09.2012 ООО "К" получило уведомление от СПК "П" о прекращении поставки тепловой энергии в связи с образовавшейся, по мнению СПК "П", задолженностью. В этот же день в 10 часов 00 минут подача тепловой энергии была прекращена.
Сообщил, что ООО "К" по вышеуказанному вопросу обращалось в Прокуратуру Смоленского района, по результатам рассмотрения данного обращения, председателю СПК "П" было объявлено предостережение.
26.09.2012 СПК "П" без предупреждения возобновил подачу теплоносителя для нужд ООО "К", акт о возобновлении подачи теплоносителя между сторонами не составлялся.
Представитель Ответчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что не ущемлял права Заявителя, так как отключение 03.09.2012 СПК "П" горячего водоснабжения повлекло, прежде всего, нарушение прав и интересов абонентов ООО "К", но не самого общества.
СПК "П" считает, что между кооперативом и Заявителем отсутствуют договорные отношения, так как срок действия Договора на поставку теплоэнергии на отопление и горячее водоснабжение б/н от 01.02.2010 истек 31.12.2010. В настоящее время отношения между сторонами регулируется нормами ГК РФ.
Пояснил, что между сторонами идет финансовый спор по размеру задолженности ООО "К" за поставленную СПК "П" тепловую энергию. До настоящего времени соглашение между сторонами не достигнуто.
Относительно распространения работниками СПК "П" в общественных местах <...> объявлений сообщил, что инициировал распространение объявлений председатель СПК "П", однако сам текст объявления председатель СПК "П" не согласовывал. Целью распространения объявлений было донести до потребителей села информацию о тяжелой финансовой ситуации, сложившейся в СПК "П".
Прекращение 03.09.2012 поставки тепловой энергии в горячей воде для нужд ООО "К" было вызвано двумя причинами: наличием у Заявителя задолженности, за отпущенную СПК "П" тепловую энергию, и проведением СПК "П" планового ремонта системы теплоснабжения, в соответствии с утвержденным графиком, который разработан в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, зарегистрированным в Минюсте России 02.04.2003 № 4358 (далее - Правила № 115). Согласно графику планово-предупредительного ремонта котельной СПК "П" на 2012 год, утвержденному главным энергетиком СПК "П", ремонт оборудования котельной был запланирован на сентябрь 2012 года.
Представитель Ответчика представил Комиссии акт обследования от 16.07.2012, счета-фактуры и товарные накладные от 14.09.2012 и от 20.09.2012, свидетельствующие закупку СПК "П" нового оборудования для котельной, а также акт ввода в эксплуатацию от 24.08.2012 (данный акт был представлен на обозрение Комиссии, но в материалы дела представитель Ответчика отказался его приобщать).
Сообщил, что письмами от 10.08.2012 № 392; от 22.08.2012 № 428; от 03.09.2012 № 456 Заявитель был надлежащим образом извещен о предстоящем отключении тепловой энергии в горячей воде.
График планово-предупредительного ремонта котельной с органом местного самоуправления СПК "П" не согласовывал.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав представителя Заявителя, доводы Ответчика, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона "О защите конкуренции" данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О защите конкуренции" закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.08.2007 СПК "П" на праве собственности принадлежит котельная, расположенная по адресу: <...>.
Письмами от 11.09.2012 № 486 и от 19.10.2012 № 602 СПК "П" сообщил Смоленскому УФАС России, что кооперативу принадлежит участок тепловой сети от вышеуказанной котельной до узла учета, установленного на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с ООО "К".
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 18.11.2011 № 249 "Об установлении тарифов на тепловую энергию СПК "П" (<...>) СПК "П" установлен тариф для расчета с потребителями оплачивающими производство и передачу тепловой энергии для расчета с населением, в размере 876,78 руб./Гкал.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон "О естественных монополиях") услуги по передаче тепловой энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Федерального закона "О естественных монополиях" субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, СПК "П" занимает доминирующее положение на рынке услуг по производству и передаче тепловой энергии в географических границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности его тепловых сетей в административных границах <...>.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ.
Смоленским УФАС России установлено, что между СПК "П" (теплоснабжающая организация) и Заявителем (абонент) с протоколом разногласий заключен Договор, сроком действия с 01.02.2010 по 31.12.2010 (пункт 8.1). Приложением № 9 к Договору сторонами согласована методика расчета тепловой энергии на отопление, вентиляцию и ГВС по показаниям турбинных счетчиков воды ООО "К".
После 31.12.2010 СПК "П" продолжал осуществлять передачу ООО "К" тепловой энергии, а общество производило оплату, что подтверждено представителями сторон на рассмотрении дела.
СПК "П" письмами от 03.09.2012 № 460 и от 11.09.2012 № 486 сообщил Смоленскому УФАС России, что в период действия Договора неоднократно предлагал Заявителю внести изменения в условия Договора, в части применяемой методики расчета количества тепловой энергии на горячее водоснабжение, отпущенной СПК "П" на нужды Заявителя, однако соглашение между сторонами достигнуто не было. Учитывая, что методика расчетов является существенным условием Договора, а отраженная в приложении № 9 к Договору методика применяться в расчетах не может, то на основании пункта 2 статьи 540 ГК РФ Договор считается расторгнутым. Сообщил, что в Арбитражный суд Смоленской области за урегулированием вышеуказанных разногласий, СПК "П" не обращался. СПК "П" письмом от 15.02.2011 № 67 направлял ООО "К" для подписания проект договора поставки тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение на 2011 год, однако ООО "К" указанный договор не подписало.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В соответствии со статьей 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно частям 2 и 3 статьи 540 ГК РФ договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
Учитывая изложенное выше, Договор в установленном законом порядке не расторгнут, и является действующим, в связи с чем довод представителя Ответчика о том, что между сторонами отсутствуют договорные отношения является несостоятельным и отклоняется Комиссией.
Пунктом 1.1 Договора определено, что теплоснабжающая организация (СПК "П") обязуется подавать абоненту (ООО "К") через присоединенные сети тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения.
ООО "К" в свою очередь состоит в договорных отношениях с потребителями <...> (физическими и юридическими лицами) и является, соответственно, исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией (л.д. 213 - 222 т. II).
В материалах дела имеется копия договора на поставку коммунальных услуг от 01.01.2012 № 6, заключенного между ООО "К" и муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад "С" Смоленского района Смоленской области.
Предметом договора является обязанность поставщика (ООО "К") по предоставлению заказчику (МДОУ детский сад "С" Смоленского района Смоленской области) коммунальных услуг, в том числе по отоплению и горячему водоснабжению. Данным договором не предусмотрено право поставщика прекращать или ограничивать поставку заказчику тепловой энергии, в связи с неоплатой последним, поставленной ему тепловой энергии.


Наличие у ООО "К" договорных отношений с потребителями-гражданами <...> подтверждается, представленными в качестве примера квитанциями на оплату коммунальных услуг за август 2012 года, предъявленными обществом к оплате <..> (л/с 182) и <...> (л/с 5), а также документами, подтверждающими оплату коммунальных услуг (л.д. 135 - 136 т. III).
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 30.11.2011 № 412 "Об установлении тарифов на услуги по горячему водоснабжению ООО "К" (Смоленский район)" для общества на 2012 год установлены тарифы на услуги по горячему водоснабжению для расчетов с потребителями.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 28.11.2011 № 323 "Об установлении тарифов на тепловую энергию ООО "К" (Смоленский район)" для общества установлены тарифы на тепловую энергию (по котельной <...>) и тарифы на услуги передаче тепловой энергии для расчета с потребителями.
Учитывая, что ООО "К" является исполнителем коммунальных услуг для потребителей (граждан), проживающих в жилых многоквартирных домах <...>, Договор был заключен с учетом действующих на момент его заключения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, а именно с учетом пункта 8 указанных правил (далее - Правила № 307).
Пунктом 3.2.2 Договора было установлено право СПК "П" прекращать подачу тепловой энергии полностью или частично после предупреждения абонента в сроки, установленные нормативными актами, в том числе, в случае неуплаты за потребленную тепловую энергию в течение двух и более расчетных периодов подряд, в сроки, установленные настоящим Договором и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Протоколом разногласий от 09.04.2010 из Договора был исключен подпункт 5 пункта 3.2.2, в соответствии с которым теплоснабжающая организация имела право прекращать подачу тепловой энергии полностью или частично после предупреждения абонента, в том числе, в случае неуплаты за потребленную тепловую энергию в течение двух или более расчетных периодов подряд, в сроки, установленные настоящим договором и в соответствии с действующим законодательством.
13.08.2012 в адрес ООО "К" поступило письмо от СПК "П" (исх. № 392 от 10.08.2012), в котором СПК "П" уведомил Заявителя об ограничении поставки теплоэнергии на нужды отопления и горячего водоснабжение с 9:00 24.08.2012, в связи с отсутствием договорных отношений и образовавшейся задолженностью в размере 6971019,47 руб.
14.08.2012 в общественных местах и на досках объявлений всех многоквартирных домов <...> сотрудниками СПК "П" были расклеены объявления, в которых сообщалось о неплатежеспособности Заявителя, а также о том, что долг Заявителя по состоянию на 24.08.2012 составляет 6971019,47 рублей. Данный факт был подтвержден представителем Ответчика на заседании Комиссии.
Письмом от 22.08.2012 № 428 СПК "П" уведомил Заявителя о необходимости в кратчайшие сроки погасить образовавшуюся задолженность и о необходимости оформления договорных отношений в соответствии с требованиями действующего законодательства.
СПК "П" сообщил, что в противном случае будет вынужден обратиться в Арбитражный суд Смоленской области за защитой своих прав. До вступления решения суда в законную силу, СПК "П" вынужден будет прекратить подачу теплоносителя на нужды отопления, что приведет к срыву отопительного сезона 2012 - 2013 гг.
03.09.2012 ООО "К" получило уведомление от СПК "П" о прекращении поставки тепловой энергии в связи с образовавшейся, по мнению СПК "П", задолженностью. В этот же день в 10 часов 00 минут подача тепловой энергии была прекращена, в связи с чем абоненты ООО "К", в том числе и социально значимые (школа, больница, поликлиника), а также 14 многоквартирных домов <...>, остались без горячего водоснабжения.
Письма СПК "П" от 10.08.2012 № 392 и от 22.08.2012 № 428; от 03.09.2012 № 456, направленные в адрес Заявителя, содержат только одно основание для прекращения подачи тепловой энергии для нужд Заявителя - наличие задолженности, и не может являться основанием для прекращения подачи теплоносителя согласно подписанному сторонами Договору.
Какая-либо информация о проведении кооперативом планово-предупредительного ремонта в указанных письмах отсутствует.
Письмами от 03.09.2012 № 460, от 11.09.2012 № 486 СПК "П" сообщил Смоленскому, что по состоянию на 29.08.2012 ООО "К" имеет задолженность, за отпущенную кооперативом тепловую энергию, в размере 2731168,29. Прекращение поставки горячего водоснабжение ООО "К" произведено в соответствии с Порядком прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным постановлением Правительства от 05.01.1998 № 1, что не противоречит нормам действующего законодательства. Информации о проведении СПК "П" планово-предупредительного ремонта оборудования котельной такие письма также не содержали.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении") потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О теплоснабжении" в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 96 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, установлено, что в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), которые вступили в действие с 01.09.2012.
Пунктом 2 Правил № 354 определены следующие понятия, используемые в данных Правилах:
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
"потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 9, 10, 11 и 12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг, конклюдентные действия (пункт 6 Правил № 354).
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (подпункт "в" пункта 9 Правил № 354).
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 Правил (пункт 121 Правил № 354).
Письмом от 28.09.2012 № 212 ООО "К" представило Смоленскому УФАС России реестр потребителей (граждан), имеющих задолженность по оплате за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги, действующего на день ограничения предоставления коммунальной услуги, а также реестр абонентов (юридических лиц), имеющих задолженность по оплате за тепловую энергию в горячей воде за два и более расчетных периода, установленных договором (л.д. 213 - 222 т. II).
Согласно, представленной ООО "К" информации, большинство абонентов общества являются добросовестными плательщиками.
Таким образом, действия СПК "П", связанные с прекращением 03.09.2012 подачи теплоносителя для нужд Заявителя, повлекло неисполнение ООО "К" своих обязательств по заключенным договорам.
Учитывая изложенное, довод представителя Ответчика, что действия СПК "П" связанные с отключением 03.09.2012 подачи тепловой энергии, не ущемляют права Заявителя, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 68 Правил № 808 при исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающая организация обязана информировать теплосетевую организацию в установленные договором сроки об аварийных ситуациях на энергетических объектах, плановом, текущем и капитальном ремонте на них.
В случае если проведение ремонтных работ на тепловых сетях или источниках тепловой энергии невозможно без ограничения режима потребления потребителей, теплоснабжающая организация в порядке, установленном договором теплоснабжения, уведомляет потребителя о проведении таких работ. В указанном договоре также устанавливаются порядок согласования теплоснабжающей организацией и потребителем сроков проведения ремонтных работ, ответственность теплоснабжающей организации за неисполнение порядка согласования и превышение согласованных сроков ограничения режима потребления, а также ответственность потребителя за действия (бездействие), препятствующие проведению ремонтных работ (пункт 81 Правил № 808).
Пунктом 1 пункта 3.2.2 Договора установлено право СПК "П" прекращать подачу тепловой энергии полностью или частично после предупреждения абонента в сроки, установленные нормативными актами, в том числе в случае проведения в межотопительный период планово-предупредительных ремонтных работ тепловых сетей и оборудования, предупредив абонента не менее чем за десять суток на срок выполнения этих работ.
В соответствии с пунктом 6.1 Договора СПК "П" несет ответственность за бесперебойное и качественное теплоснабжение абонентов в соответствии с требованиями, установленными законодательством, иными нормативными актами, методическими рекомендациями и настоящим Договором.
Согласно пункту 2.7.3 Правил № 115 система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов. Годовые планы ремонтов утверждает руководитель организации.
При подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы.
До начала отопительного периода теплоснабжающие организации разрабатывают и утверждают в органах местного самоуправления графики ограничений отпуска тепловой энергии и теплоносителя в случае принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе теплоснабжения (пункты 11.2 и 11.4 Правил № 115).
20.12.2011 главный энергетик СПК "П" утвердил график планово-предупредительного ремонта оборудования котельной СПК "П" на 2012 год, который органом местного самоуправления не согласован.
Согласно графику в сентябре 2012 года запланирован капитальный ремонт подогревателя водяного секционного ГВС и подогревателя пароводяного ГВС.
16.07.2012 составлен акт обследования оборудования котельной, установлена необходимость провести замену пароподогревателя ГВС и водоподогревателя ГВС.
14.09.2012 и 20.09.2012 СПК "П" было получено новое оборудование для ремонта системы теплоснабжения в котельной.
Согласно товарной накладной от 20.09.2012, оборудование было получено водителем СПК "П" по доверенности от 25.09.2012 № 489.
26.09.2012 СПК "П" возобновил подачу тепловой энергии для нужд ООО "К".
Таким образом, доводы представителя Ответчика о том, что прекращение 03.09.2012 поставки Заявителю тепловой энергии связано с проведением планового ремонта, не соответствуют материалам дела и отклоняются Комиссией.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией было установлено, что между СПК "П" и ООО "К" возникли разногласия в части применяемой методики расчета количества тепловой энергии на горячее водоснабжение, отпущенной СПК "П" на нужды Заявителя.
ООО "К" для указанного выше расчета применяет приложение № 9 к Договору, которым сторонами согласована методика расчета тепловой энергии на отопление, вентиляцию и ГВС по показаниям турбинных счетчиков воды ООО "К", а СПК "П" - Методику определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденную приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105.
Учитывая, что между СПК "П" и ООО "К" имеется спор по применению методики расчета потребленной обществом тепловой энергии, акты сверки по расчетам между сторонами не составлялись.
Ответчиком не представлено Комиссии доказательств наличия у Заявителя по состоянию на 14.08.2012 той или иной задолженности. Двухсторонний акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 14.08.2012 не составлялся, что подтверждено представителями сторон при рассмотрении настоящего дела.
Ответчиком также не представлено Комиссии документального подтверждения о том, что ООО "К" действительно является неплатежеспособным предприятием.
Учитывая изложенное выше, в действиях СПК "П", связанных с распространением на территории <...> объявлений о неплатежеспособности Заявителя, а также о том, что долг Заявителя по состоянию на 14.08.2012 составляет 6971019,47 рублей, усматриваются признаки нарушения части 1 стать 14 Федерального закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

решила:

1. Признать действия Сельскохозяйственного производственного кооператива "П", выразившиеся в необоснованном прекращении 03.09.2012 подачи тепловой энергии в горячей воде для нужд ООО "К", злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства Сельскохозяйственному производственному кооперативу "П" не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела № 04-01/17-2012 прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru