Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2012 г. по делу № 3-63/12

    Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

                             судьи                        Дмитриевой Л.А.

                             при секретаре                Никитине В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 379-З № 771-III "О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)"

установил:

11 октября 2006 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 772-III принят Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 г. 379-З № 771-III "О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон), опубликованный в печатном издании "Якутия", № 206, 08.11.2006.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 г. 379-З № 771-III "О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)".
В обоснование заявления указано, что отдельные положения Закона не учитывают требования, установленные пунктом 11 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 № 122-ФЗ (далее тексту Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), и вступают в противоречие с федеральным законодательством.
Так, согласно абзацу 3 части 1 статьи 1 Закона объекты государственной собственности Республики Саха (Якутия), которые могут находиться в муниципальной собственности, подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если указанные объекты используются органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В этой связи прокурором указывается на положения абзаца 11 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, в соответствии с которым находящееся в собственности субъекта Российской Федерации имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если указанное имущество используется муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Абзац 3 части 2 статьи 1 Закона предусматривает, что объекты муниципальной собственности, которые могут находиться в государственной собственности Республики Саха (Якутия), подлежат безвозмездной передаче в государственную собственность Республики Саха (Якутия) в случае, если указанные объекты используются органами государственной власти Республики Саха (Якутия), государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Республикой Саха (Якутия), для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Названная норма, по мнению прокурора, противоречит абзацу 14 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, согласно которому данные объекты подлежат безвозмездной передаче субъекту РФ для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Оспаривая вышеприведенные нормы регионального законодательства, прокурор полагает, что в абзаце 3 части 1 и абзаце 3 части 2 статьи 1 Закона сужен перечень оснований передачи имущества в ту или иную собственность по сравнению с положениями действующего федерального законодательства.
Также в заявлении прокурора указано на несоответствие нормам федерального законодательства части 2 статьи 5 Закона, согласно которой в передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений, а также иных объектов.
Прокурор считает, что названные положения Закона вступают в противоречие с абзацем 25 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, в соответствии с которым в передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений. Указание в передаточном акте наименования и места нахождения иных объектов названным Федеральным законом не требуется. Кроме того, прокурор полагает, что названный Федеральный закон не наделяет органы государственной власти субъекта РФ полномочиями по утверждению содержания передаточного акта. Установление дополнительных требований к содержанию передаточного акта при отсутствии таковых в Федеральном законе является превышением субъектом РФ полномочий, предоставленных настоящим Федеральным законом.
Просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзац 3 части 1 статьи 1, абзац 3 части 2 статьи 1, часть 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 379-З № 771-III "О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)".
В судебном заседании прокурор Аргунов С.Н. требования поддержал в полном объеме, просит заявление об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта удовлетворить.
Представители заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 29.12.2011 г. № 1ГС-4855, Неустроев Н.Н., действующий на основании доверенности от 24.10.2012 г. № 1ГС-3270, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласились. Поддержали доводы, изложенные в отзыве Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.10.2012 г. исх. № 924-П1 на протест прокурора Республики Саха (Якутия) об оспаривании отдельных положений закона.
Указали на то, что требования прокурора о признании абзаца 3 части 1 и абзаца 3 части 2 статьи 1 Закона противоречащими нормам Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ являются необоснованными, поскольку по смыслу вышеприведенных норм федерального законодательства на случаи передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность распространяются только нормы статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Возражают против доводов прокурора о несоответствии статье 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ оспариваемой части 2 статьи 5 Закона в связи с возможностью указания в передаточном акте иных объектов. Ссылаются при этом на пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, согласно которому безвозмездной передаче из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, федеральную собственность, из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность, федеральную собственность, из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность могут подлежать не только государственные и муниципальные унитарные предприятия и государственные и муниципальные учреждения, но и отдельные объекты движимого и недвижимого имущества, если нормативными правовыми актами не допускается их нахождение в той или иной собственности.
Кроме того, указывают на положения абзаца 21 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, в соответствии с которым решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
В соответствии с абзацем 22 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации являются основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Полагают, что вышеприведенные нормы законодательства во взаимосвязи с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 374 предусматривают возможность передачи из одной формы собственности в другую не только государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, но и иного отдельного имущества.
Просят в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления и признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
11 октября 2006 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 772-III принят Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 г. 379-З № 771-III "О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон), опубликованный в печатном издании "Якутия", № 206, 08.11.2006.
Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 № 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ..." разграничение государственной собственности и регламентация передачи имущества в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются посредством специальных норм, содержащихся в федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними в рамках данного предмета совместного ведения законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, на которых и основывается правоприменительная деятельность в этой сфере органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Осуществляя в соответствии с Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и в связи с этим - разграничение государственной собственности, федеральный законодатель непосредственно в федеральном законе прежде всего указывает, какое имущество может находиться в публичной собственности того или иного уровня, объектный состав имущества, закрепляемого за соответствующим публичным собственником, а также устанавливает порядок (процедуру) передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и из собственности субъектов Российской Федерации в собственность Российской Федерации.
Вместе с тем, передача имущества обеспечивающего реализацию полномочий органов государственной власти области, переданных органам местного самоуправления в соответствии с региональным законодательством, а также любая иная возможная безвозмездная передача имущества из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность, а также из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ, в том числе и в процессе разграничения государственной собственности, и в рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления определена нормами ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Оспариваемый Закон Республики Саха (Якутия) регулирует сходные правоотношения, находящиеся в пределах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, предусмотренный оспариваемым Законом порядок передачи имущества из одного уровня собственности в другой должен осуществляться в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ и не противоречить последнему.
Так, согласно абзацу 3 части 1 статьи 1 Закона объекты государственной собственности Республики Саха (Якутия), которые могут находиться в муниципальной собственности, подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если указанные объекты используются органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".


Между тем, из положений абзаца 11 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ следует, что находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Сравнительный анализ вышеприведенных норм регионального и федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что оспариваемое положение Закона ограничивает перечень оснований передачи имущества из одного уровня собственности в другой по сравнению с Федеральным законом, имеющим большую юридическую силу по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. По сути, частичное воспроизведение в региональном акте норм большей юридической силы в настоящем случае приводит к установлению иного правового регулирования, что является недопустимым.
Доводы представителей заинтересованного лица сводятся к тому, что по смыслу абзаца 11 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ на случаи передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность распространяются только нормы статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С данными доводами суд не может согласиться по следующим основаниям. Положениями Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации для установления системы социальной защиты граждан. Исходя из преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.
В названном Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Статьей 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлена возможность издания органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов с соблюдением следующих условий:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Тем самым органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе осуществлять в соответствии с названным Законом деятельность по установлению и выплате льгот и компенсаций отдельным категориям граждан, т.е. осуществлять деятельность в целях, установленных Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Толкование вышеприведенных положений Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ во взаимосвязи с содержанием абзаца 11 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ не исключает возможность использования органами местного самоуправления находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества для целей, установленных в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нормы абзаца 3 части 1 статьи 1 Закона в указанной части противоречат федеральному законодательству.
По аналогичным основаниям суд признает правомерными требования прокурора о признании недействующими положений абзаца 3 части 2 статьи 1 Закона, предусматривающего, что объекты муниципальной собственности, которые могут находиться в государственной собственности Республики Саха (Якутия), подлежат безвозмездной передаче в государственную собственность Республики Саха (Якутия) в случае, если указанные объекты используются органами государственной власти Республики Саха (Якутия), государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Республикой Саха (Якутия), для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Названная норма не соответствует абзацу 14 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, согласно которому находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Исходя из вышеприведенного положения федерального законодательства в совокупности с преамбулой Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, статьей 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ указанное имущество может использоваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными субъектами Российской Федерации, также и для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу изложенного у суда имеются основания для удовлетворения требований прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 3 части 1 статьи 1 и абзаца 3 части 2 статьи 1 Закона.
Оспаривая часть 2 статьи 5 Закона, согласно которой в передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений, а также иных объектов, прокурор указывает на несоответствие названной нормы абзацу 23 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, в соответствии с которым в передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Прокурор полагает, что указание в передаточном акте наименования и места нахождения иных объектов названным Федеральным законом не требуется. Названный Федеральный закон не наделяет органы государственной власти субъекта РФ полномочиями по утверждению содержания передаточного акта. Установление дополнительных требований к содержанию передаточного акта при отсутствии таковых в Федеральном законе является превышением субъектом РФ полномочий, предоставленных настоящим Федеральным законом.
Рассматривая заявление прокурора в указанной части, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации. Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Из содержания статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ следует, что решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Принятым в соответствии с названной законодательной нормой Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 г. № 374 (ред. от 04.08.2012) установлено, в частности, что при передаче федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, государственных предприятий (учреждений) субъекта Российской Федерации, муниципальных предприятий (учреждений) как имущественных комплексов, предлагаемых к передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, наряду с документами, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, представляется перечень указанных предприятий и учреждений согласно приложению № 1, а также перечень недвижимого имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
К предложению о передаче имущества наряду с документами, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, прилагается перечень имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, согласно приложению № 2. (пункт 3).
Таким образом, действующим федеральным законодательством, предусмотрена возможность передачи из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации не только государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, но и иного имущества, которое указывается в утверждаемом решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации перечне имущества, предлагаемого к передаче в собственность соответствующего уровня.
Абзацем 23 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Из содержания Постановления Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 № 8-П, принятого по вопросу сходных правоотношений, следует, что перечень подлежащих передаче в федеральную собственность видов имущества и конкретных объектов имущества субъектов Российской Федерации в Федеральном законе от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ отсутствует. Разрешение вопроса о перечне объектов передаваемого имущества должно осуществляться в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в пределах ведения Российской Федерации, а также издаваемыми по предметам совместного ведения федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации путем осуществления органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующей правоприменительной деятельности.
В связи с этим оспариваемые прокурором положения части 2 статьи 5 Закона об указании в передаточном акте иных объектов имущества не противоречат вышеприведенным нормам федерального законодательства, поскольку данные положения регионального законодательства распространяются на те случаи, когда передаваемым имуществом в соответствии с законодательством выступают иные (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений) объекты, при этом по смыслу первого предложения абзаца 23 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ указано на необходимость соответствия передаточного акта решениям уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении перечня передаваемого имущества.
Следовательно, анализ вышеприведенных положений оспариваемого нормативного правового акта и федерального законодательства свидетельствует о том, что противоречия как таковые между ними отсутствуют. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что положения части 2 статьи 5 Закона соответствуют федеральному законодательству, основания для удовлетворения требований прокурора в этой части отсутствуют.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и признании вышеназванных оспариваемых положений Закона недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 379-З № 771-III "О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)" удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзац 3 части 1 статьи 1, абзаца 3 части 2 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 379-З № 771-III "О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)" со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части требований отказать.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 23 ноября 2012 года.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru