Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2012 г. № А13-3081/2012

Арбитражный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Кирова С.А., судей Мамоновой А.Е., Борисовой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания П.О.Я., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Сервис" о признании недействующим постановления Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" в части установленной ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района, процента от кадастровой стоимости в размере 5,6% на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 35:01:0303025, 35:01:0304028, 35:01:0301007, 35:01:0301012, 35:01:0101013, 35:01:0206007, при участии прокурора Вологодской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению муниципальным имуществом Вытегорского муниципального района,
при участии: от заявителя - К.А.А. по доверенности от 20.04.2012, К.И.М. по доверенности от 09.01.2013, К.А.И. по доверенности от 01.08.2012, от Правительства Вологодской области - М.И.С. по доверенности от 28.12.2012, от Комитета по управлению муниципальным имуществом Вытегорского муниципального района - председателя А.Г.Ф. на основании постановления Главы Вытегорского района от 18.02.1997 № 83-а, от прокурора Вологодской области - И.Н.Ю. начальника отдела прокуратуры Вологды по доверенности от 10.01.2013,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Партнер-Сервис" (далее - ООО "Партнер-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Правительству Вологодской области (далее - Правительство) с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" (далее - постановление) в части установленной ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района, процента от кадастровой стоимости в размере 5,6% на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 35:01:0303025, 35:01:0304028, 35:01:0301007, 35:01:0301012, 35:01:0101013, 35:01:0206007.
В обоснование заявленных требований ООО "Партнер-Сервис" указало, что приложением 9 оспариваемого постановления установлены ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района в процентах от кадастровой стоимости. В данном приложении установлена ставка арендной платы в размере 5,6% от кадастровой стоимости на большинство земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Установление данного размера ставки арендной платы привело к тому, что размер арендной платы одного квадратного метра вырос по сравнению с 2010 годом в 110 раз, что является нарушением Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление № 582), и не соответствует принципу экономической обоснованности установления размера арендной платы и не сопоставимо с доходностью арендуемых земельных участков. Применение данных ставок к расчету арендной платы в отношении общества приведет в ухудшению бизнеса общества и поставило его в трудное положение.
В письменных объяснениях по делу в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) общество дополнительно указало, что оспариваемым постановлением кроме принципа экономической обоснованности размера арендной платы, нарушается также принцип предсказуемости расчета арендной платы, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности. Доходность арендуемых обществом земельных участков является нулевой, какое-либо экономическое обоснование увеличения размера арендной платы отсутствует как у Правительства, так и в администрации Вытегорского муниципального района.
Представители ООО "Партнер-Сервис" в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
Правительство в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании с требованиями ООО "Партнер-Сервис" не согласились и указали, что оспариваемым постановлением годовой размер арендной платы за использование земельных участков установлен в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков и определен с учетом экономической обоснованности. Поскольку с 01.01.2011 значительно увеличилась кадастровая стоимость земельных участков, изменился и размер арендной платы, в том числе и с учетом применяемых вновь установленных коэффициентов. Заявитель является коммерческой организацией и не осуществляет социально значимой деятельности. Кроме того, оспариваемое постановление с 01.01.2012 утратило силу, а поэтому основания для признания его недействующим отсутствуют.
Определением суда от 14.05.2012 по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом Вытегорского муниципального района (далее - Комитет).
Комитет в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании предъявленные требования не признали и указали, что до 01.01.2011 арендная плата была установлена в твердых суммах. С 01.01.2011 изменились ставки арендной платы и порядок ее исчисления. Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области. В 2011 году введена в действие новая кадастровая стоимость земельных участков, кадастровая стоимость земель рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения в Вытегорском районе увеличилась в 26,45 раза. Арендуемые обществом земельные участки расположены на берегах озер, которые пользуются большим спросом у населения. В результате проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды по земельным участкам, расположенным в тех же местах, что и у заявителя, начальная цена аукциона многократно возрастала в результате проведения торгов. Вследствие чего Комитетом были даны предложения в Департамент земельных отношений Вологодской области по ставкам арендной платы и понижающим коэффициентам к кадастровой стоимости земельных участков для размещения объектов рекреационного назначения в размере 3,31 руб. за 1 кв. м или 5,6%, то есть 1/2 минимальной средней рыночной стоимости права аренды.
Прокурор Вологодской области, вступивший в дело в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ, в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании заявленные требования не поддерживают, считают, что постановление Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 в оспариваемой части соответствует действующему законодательству.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 02.08.2012 по делу № А13-3081/2012 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Сервис" отказано, постановление Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" в части установленной ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района, процента от кадастровой стоимости в размере 5,6% на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 35:01:0303025, 35:01:0304028, 35:01:0301007, 35:01:0301012, 35:01:0101013, 35:01:0206007, признано соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2012 решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.08.2012 по делу № А13-3081/2012 отменено, дело направлено на новое рассмотрение. В обоснование своего постановления суд кассационной инстанции указал, что имеющихся материалов дела недостаточно для вывода об экономической обоснованности установленного коэффициента, вследствие чего суду первой инстанции указано на необходимость предложить Правительству представить экономическое обоснование дифференциации величины расчетных коэффициентов.
При новом рассмотрении заявителем представлены письменные пояснения по делу, в которых общество указывает на недопустимость использования для сравнения сведений относительно земельных участков, арендуемых им, и реализуемых через аукционы, поскольку данные земельные участки имеют различный вид разрешенного использования. По мнению общества, определение уровня доходности земельных участков только исходя из близости месторасположения, не соответствует требованиям Постановления № 582. Кроме того, какой-либо расчет доходности отсутствует. Заявитель также не согласен с сравнительным анализом арендной платы по земельным участкам с различными видами разрешенного использования, представленного Правительством.
В судебном заседании представители общества поддержали предъявленные требования в полном объеме.
Правительство в новом отзыве на заявление предъявленные требования не признало и указало, что ставка арендной платы за использование в 2011 году земельных участков, предоставленных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, по Вытегорскому району в размере 5,6% от кадастровой стоимости сопоставима с со ставками арендной платы по земельным участкам с аналогичным видом разрешенного использования по остальным муниципальным образованиям области, а размер арендной платы, полученный с применением указанной ставки, по Вытегорскому району составляет ниже среднего уровня арендной платы по области. Кроме того, в тех муниципальных районах, где применяется минимальная ставка арендной платы, кадастровая стоимость участков значительно выше, чем в муниципальных образованиях, где ставка арендной платы выше. Повышение арендной платы в 2011 году обусловлено ростом рыночных цен на недвижимость, а также отсутствием пересмотра арендной платы в 2008 - 2010 годах, в то время как по сравнению с 2006 и 2007 годами размер арендной платы уменьшился более чем в 10 раз.
Представитель Правительства в судебном заседании не признал заявленные требования по доводам, указанным в отзывах.
Комитет в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании при новом рассмотрении предъявленные требования не признали, указали, что введенная в действие с 2011 года новая кадастровая оценка земель рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения в Вытегорском районе увеличилась в 26,45 раза, при расчете понижающих коэффициентов к кадастровой стоимости учитывалась рыночная и продажная стоимость земельных участков, сложившаяся по результатам торгов. Сравнительный анализ ставок арендной платы в разрезе муниципальных районов по землям рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения показывает, что ставка арендной платы за земельные участки для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения в Вытегорском районе находятся на 9 месте, минимальная ставка арендной платы составляет 0,03 руб. за кв. м, максимальная - 12,67 руб. Кроме того, в результате проведения торгов на право заключения договора аренды земельных участков, расположенных в местах нахождения арендуемых обществом земельных участков, средняя продажная стоимость права аренды составила 168,21 руб. за кв. м, средняя стоимость права на заключение договора аренды земельного участка, определенная по результатам проведения независимыми оценщиками оценки, в 1076 раза выше ставки арендной платы, установленной на 2010 год (0,03 руб. за кв. м), средняя продажная стоимость по результатам торгов в 4158 раза выше указанной ставки арендной платы за 2010 год. Вследствие чего предложения в Департамент земельных отношений Вологодской области были сформированы в размере 3,31 руб. за 1 кв. м или 5,6%, то есть 1/2 минимальной средней рыночной стоимости права аренды (10% от оценочной стоимости земельных участков за 1 кв. м). В подтверждение данных предложений, Комитет представил математический расчет обоснования ставки арендной платы с применением коэффициентов, учитывающих различные экономические факторы, а поэтому полагает, что оспариваемое постановление полностью законно и обоснованно. Кроме того, Комитетом в отзыве и его представителем в судебном заседании указано, что в результате неуплаты обществом арендных платежей бюджетом недополучено 9% доходов, что создает угрозу исполнения сельскими поселениями своих расходных обязательств.
Прокурор в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании также не согласились с предъявленными требованиями, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник управления инвестиционной деятельностью Департамента экономики Вологодской области Черепанов Сергей Владимирович пояснил, что согласно статистическим данным инвестиции в основной капитал по виду деятельности - организация отдыха и развлечений, культуры и спорта на территории Вытегорского муниципального района увеличились по сравнению с предыдущим годом в 2 раза, рост туристского потока составил с 53,3 тыс. человек в 2010 году до 58,7 тыс. человек в 2011 году, свидетельствуют об активном развитии туризма в районе. В тех муниципальных районах, где ставка арендной платы на территории района на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, выше, чем в Вытегорском районе, также наблюдается рост инвестиций в основной капитал по рассматриваемому виду экономической деятельности (Усть-Кубинский район, Шекснинский район). Что позволяет сделать вывод о том, что прямой зависимости между ростом ставок арендной платы и снижением объемов инвестиций и ухудшением инвестиционного климата нет.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, специалиста, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Партнер-Сервис" является арендатором семи земельных участков на территории Вытегорского муниципального района с кадастровыми номерами: 35:01:0303025:13, 35:01:0304028:31, 35:01:0301007:214, 35:01:0301007:211, 35:01:0301012:54, 35:01:0101013:27, 35:01:0206007:50. Указанные участки являются землями населенных пунктов, предназначенными для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
Все земельные участки относятся к категории, государственная собственность на которые не разграничена, арендодателем участков является Комитет.
Постановлением Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" установлены ставки арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, в том числе на территории Вытегорского муниципального района на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 35:01:0303025, 35:01:0304028, 35:01:0301007, 35:01:0301012, 35:01:0101013, 35:01:0206007 в размере 5.6% процента от кадастровой стоимости.
Полагая, что установление данного коэффициента для указанной категории земель является экономически необоснованным, входит в противоречие с действующим законодательством и нарушает его права и законные интересы, ООО "Партнер-Сервис" обратилось в суд с указанным заявлением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 № 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу данной правовой нормы размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в неразграниченной государственной собственности, на территории Вологодской области определяется Правительством Вологодской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее - Постановление № 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно Постановлению № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Пунктом 2 постановления Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 установлено, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, определяется путем умножения установленных настоящим постановлением ставок арендной платы на кадастровую стоимость земельного участка с учетом понижающих коэффициентов, установленных приложениями 1 - 28 к настоящему постановлению.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, которая введена с 01.01.2011. В результате новой государственной кадастровой оценки земли кадастровая стоимость земель рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения в Вытегорском районе увеличилась в 26,45 раза и составила в 2011 году - 59,24 руб. за квадратный метр.
Общество не оспаривает данную кадастровую стоимость земли.


Суд полагает, что арендная плата не может не измениться, или измениться незначительно, при переоценке кадастровой стоимости земли в десятки раз, иное означало бы, что установленные ставки арендной платы не отвечают принципу экономической обоснованности и не обеспечивают баланс интересов арендодателей и арендаторов земельных участков.
В результате применения ставки арендной платы к указанной кадастровой стоимости земли размер арендной платы составляет 3,31 руб. за 1 кв. м. До 01.01.2011 года относительно земель указанной категории была установлена арендная плата в размере 0,03 руб. за кв. м по сельским поселениям и по муниципальному образованию "Город Вытегра" - 0,34 руб.
Суд полагает, что даже сравнение указанных абсолютных величин позволяет сделать вывод о соразмерности вновь установленного размера арендной платы за использование земельного участка относительно его кадастровой стоимости.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции Правительством представлен сравнительный анализ ставок арендной платы, установленных по муниципальным образованиям в Вологодской области.
В соответствии с данным анализом, средняя величина ставки арендной платы за использование в 2011 году земельных участков, предоставленных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, по муниципальным образованиям области в соответствии с оспариваемым Постановлением составила 1,72% кадастровой стоимости земельных участков, в то же время средний размер арендной платы за 1 кв. м, рассчитанный исходя из средних значений кадастровой стоимости, по муниципальным образованиям составил 2,70 руб. за 1 кв. м.
Минимальная арендная плата в разрезе муниципальных районов по землям рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения составила 0,03 руб. за кв. м, максимальная - 12,67 руб. за кв. м.
Таким образом, Вытегорский район при ставке в размере 5,6% (3,31 руб. за кв. м) находится на 9 месте в сравнении с иными муниципальными районами.
При этом минимальная ставка арендной платы применена в районах, где кадастровая стоимость участков значительно выше, так, например, в Кирилловском районе ставка арендной платы равна 0,2%, а кадастровая стоимость - 385,89 руб. за кв. м, что сделано для обеспечения баланса интересов арендаторов земельных участков на территории всей области.
Исходя из представленного Правительством сравнительного анализа арендной платы по годам за период с 2006 года по 2012 год, следует, что арендная плата на протяжении 2008 - 2010 года для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения не пересматривалась. Арендная плата за земли рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения в 2011 году более чем в 10 раз ниже арендной платы, установленной на 2006 и 2007 годы, то есть по сравнению с предыдущими периодами арендная плата в результате установления оспариваемых коэффициентов значительно уменьшилась.
В сравнении с иными видами разрешенного использования, арендная плата, установленная для размещения объектов промышленности в 2,65 раза выше арендной платы за земельные участки рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, для размещения административных и офисных зданий - выше в 1,17 раза, для размещения объектов торговли - выше в 24,9 раза. Таким образом, оспариваемая ставка значительно ниже иных ставок, предусмотренных для иных видов коммерческого использования земельных участков.
При этом Правительство области приняло оспариваемое постановление и утвердило коэффициенты от кадастровой стоимости для расчета размера арендной платы на основании предложения Комитета о понижающих коэффициентах, который, в свою очередь, исходил из следующих обстоятельств.
При проведении рыночной оценки земельных участков под дачное строительство независимыми оценщиками в деревне Ундозерский Погост с целью проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка, начальная цена составила 18,60 руб. за 1 кв. м, в ходе торгов продажная цена возросла до 49,31 руб. за кв. м. По земельным участкам для размещения домов индивидуальной жилой застройки, выставленным на торги по продаже права на заключение договора аренды согласно отчетов независимым оценщиков средняя рыночная стоимость права аренды 6,62 руб. в ходе торгов средняя продажная стоимость права аренды составила 168,21 руб. По земельным участкам, расположенным на территории сельского поселения Андомское начальная цена права аренды по отчетам независимых оценщиков составила 44,58 за кв. м, по результатам торгов средняя цена составила 115,16 руб. за кв. м.
Участки заявителя расположены вблизи земельных участков, право на заключение договора аренды которых было реализовано посредством проведения торгов, поэтому суд полагает, что сведения о данных участках являются сравнимыми с характеристиками участков заявителя.
Средняя оценочная стоимость одного квадратного метра по району за 2010 год составила 32,28 руб., продажная стоимость - 124,74 руб., оценочная стоимость согласно отчетам об определении рыночной стоимости земельных участков в среднем по району в 1076 раз выше ставок арендной платы, установленной на 2010 год за земли населенных пунктов для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (0,03 руб.), продажная стоимость (средняя по району) - выше в 4158 раз.
В результате анализа приведенных данных можно сделать вывод о том, что установленная ставка арендной платы в размере 5,6% от кадастровой стоимости (3,31 руб.) не только является экономически обоснованной, но и соответствует интересам заявителя, поскольку размер арендной платы в десятки раз меньше арендной платы, уплачиваемой победителями торгов по продаже права аренды на земельные участки, имеющие сходные характеристики.
Доводы заявителя и его представителей о том, что в результате торгов реализовывалось право на заключение договоров аренды относительно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а поэтому стоимость права аренды не может быть сравнимой с земельными участками для рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, не могут быть приняты во внимание.
Суд полагает, что доходность небольших земельных участков для индивидуального жилищного строительства намного меньше, поскольку предполагает основной своей целью не занятие предпринимательской деятельностью, а строительство дома для удовлетворения потребности людей в жилище, тогда как земельные участки для рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения предполагают предпринимательскую деятельность и извлечение прибыли в течение всего периода аренды.
Кроме того, представленные в материалы дела документы доказывают, что граждане, приобретающие земельные участки через аукцион, платят в десятки раз больше арендную плату, чем общество, для того, чтобы построить себе дом, тогда как заявитель, осуществляющий предпринимательскую деятельность на арендованных землях общей площадью 16,3 га, ссылается на необоснованно высокое установление размера арендной платы при уплате только 1/2 размера рыночной стоимости права аренды.
Заявитель не оспаривает, что арендуемые им земельные участки расположены на берегах озер Ундозеро, Ежеозеро, Тудозеро, нерестовой реки Мегра, а также тот факт, что рельеф земельных участков ровный, конфигурация прямоугольная, имеется возможность подключения к электрическим сетям, и доступность транспортной инфраструктуры, что делает данные участки повышенно доходными и привлекательными как с точки зрения отдыха, так и занятия предпринимательской деятельности. Данные обстоятельства также учтены Комитетом при направлении предложений относительно ставок арендной платы, так и Правительством при их утверждении.
Данные обстоятельства подтверждаются отчетами независимых оценщиков при проведении оценки земельных участков под дачное строительство, расположенных вблизи арендуемых обществом земель.
Обществом не представлено доказательств опровергающих данные выводы.
В подтверждение своей позиции Комитет и Правительство представило математический расчет ставки арендной платы по формуле: К (ставка арендной платы) = К1 x К2 x К3 x К4, где К1 - средняя ставка земельного налога по району по землям рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (1,5); К2 - коэффициент корректировки в соответствии с решением Представительного Собрания Вытегорского муниципального района от 09.11.2005 № 229 (0,2); К3 - соотношение максимального значения кадастровой стоимости к минимальной (1045,59 x 1,5) : (59,24 x 1,5) = 17; коэффициент инфляции на 2010 год - 1,1; в соответствии с которой ставка арендной платы составила К = 1,5 x 0,2 x 17 x 1,1 = 5,61.
Общество не согласилось с данным расчетом в части величины коэффициентов К2 и К4.
В качестве обоснования для применения коэффициента К2 в размере 0,005 общество сослалось на то, что в деревне Ежозеро количество проживающих согласно статистике 18 человек, фактически 10, среднеарифметическое число составляет 0,176.
Вместе с тем, ставка арендной платы определялась Комитетом, а затем Правительством в целом по всему району исходя из вида разрешенного использования земельных участков, а поэтому коэффициент применялся исходя из численности населения района и в соответствии с видом осуществляемой деятельности на земельном участке. Выведение среднеарифметического К2 в зависимости от количества проживающего населения действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому применение в данной формуле коэффициента К2 в размере 0,2 является обоснованным.
В отношении коэффициента инфляции в размере 1,1 суд отмечает, что предложения по ставкам арендной платы отправлены Администрацией Вытегорского муниципального района в Правительство 09.07.2010.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" (в редакции на 01.07.2010) уровень инфляции установлен в размере, не превышающем 10% (1,1). Соответствующие изменения в данный закон в части уровня инфляции вступили в силу только 26.07.2010, поэтому Комитет на момент разработки предложений ставок арендной платы правомерно использовал коэффициент инфляции в размере 1.1.
В остальной части общество не оспаривает примененную Комитетом формулу, а поэтому суд полагает, что Правительство математическими расчетами, в которых учтены множество факторов, подтвердило экономическую обоснованность установленного размера ставки арендной платы.
Обществом не представлено какого-либо правового и документального обоснования своих доводов относительно отсутствия экономической обоснованности установленной ставки арендной платы, в то время как Правительство и Комитет представили не только сравнительные данные, но и фактические документы, подтверждающие рыночную стоимость земельных участков на территории Вытегорского муниципального района.
На основании изложенного суд полагает доказанным тот факт, что установленные оспариваемым постановлением понижающие коэффициенты являются экономически обоснованными, соответствуют средним показателям, установленным в муниципальных образованиях Вологодской области, значительно ниже стоимости сопоставимых земельных участков, право на заключение аренды которых заключается по результатам торгов.
Таким образом, постановление Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" является соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
На основании изложенного заявленные требования ООО "Партнер-Сервис" удовлетворению не подлежат.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 110 АПК РФ. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются Арбитражным судом со стороны.
Принимая во внимание, что в удовлетворении заявленных требований отказано, расходы в сумме 2000 рублей по уплате государственной пошлины при подаче в Арбитражный суд заявления о признании недействующим постановление Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463, в сумме 1000 рублей по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на решение суда подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 181, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

решил:

признать постановление Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" в части установленной ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района, процента от кадастровой стоимости в размере 5,6% на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 35:01:0303025, 35:01:0304028, 35:01:0301007, 35:01:0301012, 35:01:0101013, 35:01:0206007, соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Сервис" отказать.
Решение суда вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
С.А.КИРОВ

Судьи
А.Е.МАМОНОВА
Ю.А.БОРИСОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru