Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2012 г. по делу № А33-11195/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02 ноября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 ноября 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Автобаза № 10" (ИНН 2465079504, ОГРН 1032402659486, г. Красноярск)
к Администрации города Красноярска (г. Красноярск),
к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (г. Красноярск)
о признании незаконным распоряжения,
об обязании устранить допущенные нарушения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, индивидуальный предприниматель Ионин Александр Григорьевич (г. Красноярск),
при участии:
от заявителя: Кузнецова А.Ю., директора по протоколу № 5 от 08.11.2011, Сенченко Т.А., представителя по доверенности от 11.07.2012, Буката О.А., представителя по доверенности от 09.07.2012,
от Администрации города Красноярска: Полякова В.Н. - представителя по доверенности от 27.12.2011 № 01-6113,
от индивидуального предпринимателя Ионина Александра Григорьевича: Ионина А.Г., индивидуального предпринимателя, Мороз Е.Н., представителя по доверенности от 05.10.2012,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатенко В.Н.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Автобаза № 10" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с требованиями:
1. о признании незаконным распоряжения Администрации города Красноярска от 31.05.2012 № 2568-недв "Об отмене распоряжения администрации города от 18.05.2012 № 2399-недв";
2. об обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка (категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400388:1157, находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4а, стр. 10, сооружение 7, площадью 16 138 кв.м.) на условиях, указанных в распоряжении администрации г. Красноярска от 18.05.2012 № 2399-недв", и направления проекта обществу с ограниченной ответственностью "Автобаза № 10" в двухнедельный срок с даты принятия решения судом.
Заявление принято к производству суда. Определением от 19.07.2012 возбуждено производство по делу.
Судом вынесено определение от 09.08.2012 о завершении предварительного судебного заседания и продолжении рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Определением от 09.08.2012 судебное разбирательство было отложено на 10.09.2012, для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен индивидуальный предприниматель Ионин Александр Григорьевич.
Определением от 10.09.2012 судебное разбирательство было отложено на 08.10.2012.
Определением от 08.10.2012 г. рассмотрение дела отложено судом на 26.10.2012 г.
В судебном заседании 26.10.2012 г., на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 13 час. 30 мин. 02.11.2012 г.
Администрация города Красноярска заявленные требования не признала, представив суду отзыв на заявление, в котором изложила следующие основания отклонения требований:
- Согласно пункту 2 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации "Земельный участок как объект права собственности", если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельные участки подлежат государственному кадастровому учету. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе."
Из содержания указанных норм следует, что земельный участок является объектом правоотношений при условии, если он индивидуально определен: имеет границы с координатами, кадастровый номер.
Таким образом, формирование земельного участка осуществляется путем проведения ряда мероприятий, в том числе - по описанию и удостоверению его границ.
Описание границ земельного участка осуществляется путем составления предусмотренной законом землеустроительной документации, составленной на основании сведений государственного земельного и градостроительного кадастров, а также сведений полученных при проведении работ по межеванию границ земельного участка, а именно геодезических и картографических работ.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, порядком согласований и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом "О землеустройстве".
Из норм статей 1, 2, 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что отсутствие кадастрового номера указывает на отсутствие индивидуализации объекта недвижимости и является препятствием как для заключения гражданско-правовой сделки, так и регистрации возникающего на основании такой сделки права.
В своем заявлении общество "Автобаза № 10" по существу ставит вопрос о понуждении Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска передать в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:1157.
Вместе с тем, по информации Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 снят с кадастрового учета 13.06.2012, в связи с чем, заключение договора купли-продажи невозможно, поскольку данный объект гражданских прав в настоящее время отсутствует как таковой.
На основании вышеизложенных норм законодательства считаем, что спорный земельный участок в настоящий момент не может являться объектом права собственности.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска представил суду отзывы на иск, в котором требования заявителя не признал по следующим основаниям:
- Распоряжением администрации города Красноярска от 18.05.2012 № 2399-недв ООО "Автобаза № 10" был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:1157, расположенный по адресу город Красноярск, ул. Башиловская, 4а, строение 10, сооружение 7, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ. По результатам рассмотрения обращений Ионина А.Г. поступивших в адрес департамента, прокуратуры города, было установлено:
Согласно технического паспорта, часть строения № 8 по ул. Башиловской, 4а, находится на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400388:1157, расположенном по адресу город Красноярск, ул. Башиловская, 4а, строение 10, сооружение 7.
В целях не допущения нарушения прав собственника строения № 8 по ул. Башиловская, 4а (Ионина А.Г.), учитывая нормы статьи 36 Земельного кодекса РФ, департаментом было принято решение о признании недействительной схемы расположения земельного участка по ул. Башиловская 4а, стр. 10, сооружение 7 на кадастровом плане территории и о снятии земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 с государственного кадастрового учета, и об отмене распоряжения от 18.05.2012 № 2399-недв.
Границы и площади земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1157 и 24:50:0400388:1165 частично совпадают. Объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО "Автобаза № 10" исключены из территории земельного участка 24:50:0400388:1165.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: слова "сведений о земельном участке с кадастровым номером" повторяются дважды.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 от 13.06.2012 № 24/12-16520 дата внесения в государственный кадастр недвижимости - 14.02.2012, дата снятия с учета - 13.06.2012. Дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером сведений о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400388:1165 0 20.06.2012 (кадастровый паспорт от 20.06.2012 № 24/12-178743)
Таким образом, в настоящее время отсутствует объект гражданских прав - земельный участок, в отношении которого истец просит суд принять решение, в том числе о заключении купли-продажи земельного участка. Оформление договора купли-продажи невозможно в связи с тем, что объект в настоящее время отсутствует.
- Заявитель в своем исковом заявлении ссылается на нарушение департаментом ст. 28 Земельного кодекса РФ, однако распоряжение администрации города Красноярска от 31.05.2012 № 2568-недв не является отказом в выкупе земельного участка и не может рассматриваться в рамках применения ст. 28 Земельного кодекса РФ. Издание распоряжения № 2568-недв является действием департамента в соответствии с требованиями ст. 48 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (контроль за изданием муниципального правового акта).
Департамент отменил распоряжение администрации города от 18.05.2012 № 2399-недв в связи с тем, что оно не соответствует нормам законодательства, в частности, в соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
- Часть строения № 8 по ул. Башиловской 4А, находящаяся на земельном участке с кадастровым № 24:50:0400388:1157, сформированном для землепользователя ООО "Автобаза № 10", принадлежит на праве собственности индивидуальному предпринимателю Ионину А.Г., что и явилось основанием для принятия решения о признании недействительной схемы расположения земельного участка и снятия его с государственного кадастрового учета. Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 36 Земельного кодекса РФ у ООО "Автобаза № 10" отсутствует право на приватизацию земельного участка на котором расположен объект недвижимости принадлежащий другому лицу (индивидуальному предпринимателю Ионину А.Г.).
Расформирование и снятие с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 никем не оспорено, не признано незаконным и недействительным. Формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1165 также никем не оспорена и не признано незаконным и недействительным.
- Вторым требованием заявителя является обязание Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска устранить нарушения путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка (категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400388:1157, находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4а, стр. 10, сооружение 7, площадью 16 138 кв.м.) на условиях, указанных в распоряжении администрации г. Красноярска от 18.05.2012 № 2399-недв", и направления проекта обществу с ограниченной ответственностью "Автобаза № 10" в двухнедельный срок с даты принятия решения судом.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ст. 2, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса условием удовлетворения иска является установление судом факта нарушения прав или законных интересов заявителя при условии выбора заявителем адекватного нарушению способа защиты права. Выбор способа защиты должен потенциально вести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. Решение, принятое судом по делу должно отвечать требованию об исполнимости судебного акта (ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 554 Гражданского кодекса РФ, а не статья 544.

В соответствии с требованиями статьи 549 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (ст. 544 Гражданского кодекса РФ). Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (ст. 37 Земельного кодекса РФ).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 от 13.06.2012 № 24/12-16520 дата внесения в государственный кадастр недвижимости - 14.02.2012, дата снятия с учета - 13.06.2012. С 14.06.2012 земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 по адресу находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4а, стр. 10, сооружение 7, площадью 16 138 кв. м. в гражданском обороте не существует.
Таким образом, в настоящее время отсутствует объект гражданских прав - земельный участок, в отношении которого истец просит суд принять решение, в том числе о заключении купли-продажи земельного участка. Оформление договора купли-продажи невозможно в связи с тем, что объект в настоящее время отсутствует.
Индивидуальный предприниматель Ионин Александр Григорьевич представил отзыв на заявление, согласно которому просит отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
- В межевом плане в связи с образованием земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4А, строение 10, сооружение 7 рег. № 2400/10512-86 от 08.02.2012 стр. 13 лист 12 указаны условные обозначения н 77, н79, н17. В случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется акт согласования местоположения границы земельного участка (далее - Акт согласования). При утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4А, строение 10, сооружение 7 отсутствовал акт согласования границ со смежными землепользователями и районной администрацией.
- Распоряжением Администрации города Красноярска от 31.05.2012 № 2568-недв было отменено Распоряжение Администрации города от 18.05.2012 № 2399-недв., в оспариваемом Распоряжении не указано, что заявителю отказано в предоставлении в собственность земельного участка, следовательно, нет нарушений, предусмотренных п. 4. ст. 28 ЗК РФ. В данном случае речь идет об отмене в порядке контроля муниципального правового акта на основании ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 48 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт, если он не соответствует требованиям законодательства.
- Распоряжение Администрации города от 18.05.2012 № 2399-недв. не соответствовало нормам законодательства исходя из следующего:
В письме Департамента муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска от 09.06.2012 г. сказано, что часть строения 8 по ул. Башиловской 4А, принадлежащая на праве собственности ИП Ионину А.Г. находится на земельном участке с кадастровым № 24:50:0400388:1157, сформированном для землепользователя ООО "Автобаза № 10", что явилось основанием для расформирования данного участка.
ООО "Автобаза 10" права на приватизацию земельного участка на котором расположен объект недвижимости принадлежащий другому лицу, не имеет, поскольку будет нарушены права ИП Ионина А.Г. и ст. 36 ЗК РФ, следовательно, данный земельный участок расформирован на законных основаниях
В соответствии с ч. 10 ст. 38 Закона № 221-ФЗ образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В силу пп. 4 п. 23 приложения № 2 к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 № 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ) в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в частности, утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
В случаях образования земельных участков в связи с предоставлением земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории обязательны.
Пунктом 7 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено "в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Приказом Департамента муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска № 43 от 05.05.2005 г., в редакции Приказа № 75 от 07.06.2007 г. Приложение 2 в состав документов по оформлению прав на земельные участки, занимаемые АЗС п. 16 указан акт согласования границ со смежными землепользователями и районной администрацией оформленный в соответствии с методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003 г.
При утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4А, строение 10, сооружение 7 отсутствовал акт согласования границ со смежными землепользователями и районной администрацией.
При формировании земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 нарушены требования пожарной безопасности, обозначенные в п. 3.46 СНиП II-89-80* (отсутствие проездов для пожарных машин и т.д.), обозначенные проезды не соответствуют нормам СНиП 2.07.01.-89*, а именно указана ширина проезда 2 м., когда минимально допустимая ширина - 3,5 м, также проезды должны иметь округлую форму и предоставлять радиус разворота для грузовых автомобилей, пожарных и мусороуборочных машин. (Техническое заключение ОАО ТГИ "Красноярскгражданпроект")
Ионин А.Г. является собственником нежилых помещений № 5, 4, 34, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, 44 Г, данные помещения расположены на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400388:163, который является смежным с земельным участком 24:50:0400388:1157, при формировании земельного участка с кадастровым № 24:50:0400388:1157 владельцы нежилых помещений на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400388:163 были лишены возможности пользоваться своей недвижимостью в связи с отсутствием проезда к участку.
Поскольку схема расположения земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4А, строение 10, сооружение 7, противоречит земельному законодательству, нормам Градостроительного кодекса, положениям закона о кадастре, данная схема признана недействительной (письмо Департамента муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска от 09.06.2012 г.), при признании схемы недействительной, земельный участок подлежит расформированию, а распоряжение о предоставлении земельного участка отмене, что и было сделано Администрацией города Красноярска.
- местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК)
Нормами п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Площадь земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157, согласно межевого плана и распоряжения Администрации города от 18.05.2012 № 2399-недв. составляла 16138 кв.м., в то время как нормативом предусмотрена площадь в 2000 кв.м., поскольку основываясь на свидетельстве о государственной регистрации права на сооружение № 7 на станции 4 топливораздаточных колонки. В соответствии с учетом "Строительных норм и правил" СНиП 2.07.01.-89* Актуализированная редакция, СП 42.13330.2011 "Градостроительство Планировка и застройка городских и сельских поселений" Приказ № 820 от 28.12.2010 г. Министерства регионального развития РФ (вступил в действие 20.05.2011 г.) 11.27 Автозаправочные станции (АЗС) следует проектировать из расчета одна топливораздаточная колонка на 1200 легковых автомобилей, принимая размеры их земельных участков, га, для станции: на 2 колонки - 0,1, на 5 - 0,2, на 7 - 0,3, на 9 - 0,35, на 12 - 0,4.
- Доводы заявителя, о том на каком основании в какие сроки с нарушением или без, другой земельный участок с другим кадастровым предоставлен в собственность Ионину А.Г. не являются предметом настоящего судебного разбирательства
- Требование заявителя об обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка (категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400388:1157, находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4а, стр. 10, сооружение 7, площадью 16 138 кв.м.) на условиях, указанных в распоряжении администрации г. Красноярска от 18.05.2012 № 2399-недв", и направления проекта обществу с ограниченной ответственностью "Автобаза № 10" в двухнедельный срок с даты принятия решения судом не может быть удовлетворено, поскольку: объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. (ст. 37 ЗК РФ). Поскольку земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 снят с кадастрового учета, он не может являться объектом договора купли-продажи.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права от 07.02.2005 г. (серия 24 ДЛ 000622, серия 24 ДЛ 000623) общество с ограниченной ответственностью "Автобаза № 10" является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания (лит. В1) общей площадью 77,00 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, дом 4 "а", строение № 10;
- автозаправочной станции застроенной площадью 497,0 кв.м., в составе: нежилого здания (В3, В24) площадью 120,70 кв.м., резервуаров металлических (N№ 5, 6, 7, 7, 8, 10, 11, 12) объемом по 28 м3, № 9 - объемом 15 м3, распределительных колонок (№ 1, 2, 3, 4) по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, дом 4 "а", соор. 7.
Факт принадлежности вышеуказанных объектов заявителю подтверждается и представленной в дело выписками из ЕГРНИП от 26.03.2012 г. N№ 01/060/2012-132, 01/060/2012-131.
24.02.2010 г. на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с КН 24:50:0400388:180, общей площадью 17967 кв.м., находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4 "а", строения 3, 8, 10., ул. Башиловская, 4 "а" сооружения 7 (кадастровый паспорт земельного участка от 02.09.2011 № 24ЗУ/11-142018). Согласно сведений о частях земельного участка и обременениях данного кадастрового паспорта, находящиеся в его составе объекты недвижимого имущества занимают следующую площадь:


- нежилого здание, по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, дом 4 "а", строение № 10 - 134 кв.м.;
- сооружение автозаправочная станция по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, дом 4 "а", соор. 7 - 464 кв.м.;
- нежилое здание, по адресу: г. Красноярск ул. Башиловская, 4 "а", строение 8 - 630 кв. м. Как следует из плана части земельного участка, занимаемого строением 8, он сформирован с учетом тамбура данного здания, являющегося наземным входом в его подземную часть.
В соответствии с представленными в материалы дела свидетельствами о праве собственности - индивидуальный предприниматель Ионин А.Г. является собственником следующим объектов недвижимого имущества:
- нежилое здание, общей площадью 171,7 кв.м. лит В12, находящееся по адресу: г. Красноярск ул. Башиловская, 4 "а", строение 8 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.09.2011 г. 24 ЕК № 063456);
- нежилое помещение, общей площадью 138,5 кв.м., расположенное на 1 этаже здания по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 44 "г", пом. 4 (свидетельство о государственной регистрации права 03.10.2011 г. 24 ЕК № 372208);
- нежилое помещение, общей площадью 222,9 кв.м., расположенное на первом этаже здания по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 44 "г", пом. 34 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.10.2011 г. 24 ЕК № 372209);
- нежилое помещение, общей площадью 136 кв.м., расположенное на первом этаже здания по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 44 "г", пом. 5 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.10.2011 24 ЕК № 372207).
Как следует из технического паспорта, представленного суду ИП Иониным А.Г. на объект недвижимого имущества "овощехранилище", общей площадью 171,7 кв.м. лит В12, находящееся по адресу: г. Красноярск ул. Башиловская, 4 "а", строение 8 - данный объект представляет из себя нежилое подземное, одноэтажное здание из железобетонных блоков с тамбуром, который является одновременно входом (въездом) в данный объект имеет длину 36,5 м., ширину 4,80 м.
24.11.2011 г. заявитель обратился к зам. главы города - руководителю департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче технического задания для организации ООО "Земпроект" на выполнение землеустроительных работ с оформлением документации необходимой для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4 "а", стр. 10, соор. 7 занимаемого объектами недвижимости.
02.12.2011 г. управлением архитектуры администрации г. Красноярска выдано заключение о возможном формировании земельного участка (№ 4710). Согласно данного заключения - возможно установление сервитута на рассматриваемом земельном участке в случае обращения заинтересованного лица (территория используется для проезда к зданиям иного собственника).
10.01.2012 г. по заявке заявителя кадастровым инженером Нестеренко А.Ю. составлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4 "а" стр. 10, сооружение 7. Согласно межевого плана определена площадь земельного участка в размере 16138 +- 44 кв.м., определено место нахождение земельного участка.
02.02.2012 г. департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска утверждена план-схема размещения земельного участка в составе кадастрового квартала № 24:50:04 00 388, составленная кадастровым инженером Нестеренко А.Ю. 06.12.2011 г.
08.02.2012 г. заявитель обратился с заявлением в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Красноярскому краю" с заявлением о постановке на государственной кадастровый учета в соответствии с межевым планом земельного участка и выдаче кадастрового паспорта.
Решением от 14.02.2012 г. филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Красноярскому краю" № Ф24/12-2-11319 принято решение о постановке земельного участка на кадастровый учет.
14.02.2012 г. выдан кадастровый паспорт земельного участка № 24/12-30239, в соответствии с которым земельному участку площадью 16 138 кв.м., по адресу г. Красноярск, ул. Башиловская, 4 "а", стр. 10, соор. 7 присвоен кадастровый номер 24:50:0400388:1157.
Как следует из кадастрового паспорта № 24/12-30239, земельный участок площадью 16 138 кв.м., по адресу г. Красноярск, ул. Башиловская, 4 "а", стр. 10, соор. 7, с КН 24:50:0400388:1157 был сформирован с включением в его состав - земельного участка, занимаемого тамбуром (пандусом) объекта недвижимого имущества "овощехранилище", общей площадью 171,7 кв.м. лит В12, находящееся по адресу: г. Красноярск ул. Башиловская, 4 "а", строение 8, принадлежащего на праве собственности ИП Ионину А.Г.
27.03.2012 заявитель обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 в собственность за плату. Согласно сообщения заявителя приложенного к заявлению на земельном участке находятся объекты недвижимого имущества (сооружение АЗС и нежилое здание) принадлежащие на праве собственности ООО "Автобаза № 10". В соответствии с заключением по состоянию земельного участка от 29.03.2012 г. № 17886 департамента муниципального имущества и земельных отношений - большая часть земельного участка свободна от застройки, по территории осуществляет проезд смежных землепользователей к своим зданиям и строениям, ограждение со стороны улицы Башиловская расположено за границей предоставления.
17.04.2012 г., в связи с приобретением объектов недвижимого имущества, ИП Ионин А.Г. обратился в департамент муниципального имущества с заявлением о включении в его в число арендаторов по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора № 637 от 23.03.2011 г. с кадастровым номером 25:50:0400388:163, находящимся по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 44 "г".
23.04.2012 г. - 24.04.2012 ИП Ионин А.Г. обращался к департаменту с заявлениями о прекращении нарушения его прав собственника объекта недвижимого имущества, находящегося на земельным участке с КН 24:50:0400388:1157, а также его расформировании и снятии с кадастрового учета.
18.05.2012 г. администрацией города Красноярска принято распоряжение № 2399-недв о предоставлении ООО "Автобаза № 10" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 для эксплуатации нежилого здания, (лит. В1), сооружения - автозаправочной станции.
22.05.2012 г. ИП Ионин А.Г. обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении для ознакомления документов, на основании которых был расформирован земельный участок с КН 24:50:0400388:180, формировании земельного участка с КН 24:50:0400388:1157, а также указывал на факт наличия на сформированном земельном участке с КН 24:50:0400388:1157 объектов недвижимого имущества принадлежащих Ионину А.Г. на праве собственности.
28.05.2012 г. заместителем руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений схема расположения земельного участка с КН 24:50:0400388:1157 признана недействительной.
Распоряжением от 31.05.2012 г. № 2568 Администрация города Красноярска отменила распоряжение администрации от 18.05.2012 г. № 2399-недв. Основанием данного распоряжения определены ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также обращение индивидуального предпринимателя Ионина А.Г.
09.06.2012 г. в орган кадастрового учета предоставлен межевой план земельного участка, подготовленный в результате образования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловского 4 "а", строение 8, заказчиком которого выступил ИП Ионин А.Г. Согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (утв. Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска 07.06.2012 г.), площадь участка составляет 15614 кв. м. Кадастровым инженером при формировании земельного участка составлен акт согласования местоположения границ земельного участка, в котором 13.06.2012 г. произведено согласование границ будущего участка с администрацией Советского района г. Красноярска.
Как следует из представленной в дело кадастровой выписке о земельном участке от 13.06.2012 г. № 24/12-169520 - земельный участок с КН 24:50:0400388:1157 снят с кадастрового учета 13.06.2012 г.
20.06.2012 г. на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с КН 24:50:0400388:1165, общей площадью 15614 кв.м., находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4 "а", сооружение 8.
25.06.2012 г. ИП Ионин А.Г. обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений с заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка с КН 24:50:0400388:1165, в границах которого находится объект недвижимого имущества, принадлежащий предпринимателю, а именно нежилое здание по ул. Башиловской, 4 "а", строение 8.
Согласно Заключения от 28.06.2012 г. "По состоянию земельного участка" Управления архитектуры администрации г. Красноярска и Заключению "О возможном формировании земельного участка" того же органа от 18.07.2012 г. - сформированный в указанных границах земельный участок не обеспечивает прав свободного доступа к объектам, находящимся на праве собственности (аренды) у смежных землепользователей (единственно возможные подъезды и подходы к объектам недвижимости осуществляются по формируемому земельном участку), рекомендовано предоставить данный земельный участок в общую долевую. Собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
24.07.2012 г. администрацией г. Красноярска принято распоряжение № 3876-недв о предоставлении в собственность за плату ИП Ионину А.Г. земельного участка по ул. Башиловской 4а, сооружение 8, с кадастровым номером 24:50:0400388:1165, общей площадью 15614 кв. м. 27.07.2012 г. между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и ИП Иониным А.Г. подписан договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка за № 1618.
В дело ИП Иониным А.Г. представлено экспертное заключение ООО "Экспертное бюро. Юриспруденция и строительство" от 19.06.2012 г., согласно которому, - нежилое здание, расположенное на спланированной территории в Советском районе г. Красноярска, по ул. Башиловская, 4 "а", сооружение 8, по функциональному назначению и правовому статусу не является капитальным строением, а по признаку технологической взаимосвязи относится к зданиям вспомогательного назначения.
Согласно заключения ОАО "Научно-технический прогресс" № 510/1 от 02.08.2011 г. - нежилое строение складского назначения, расположенное на территории производственной базы по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Пограничников, 44 "г", относится к категории временных строений.
Согласно технического заключения ОАО "Научно-технический прогресс" № 52-338/15 от 27.08.2012 г. - нежилое строение складского назначения, расположенное на земельном участке по ул. Башиловская, 4 "а", сооружение 8, относится к 3 уровню ответственности и является временным.
Согласно технического заключения ОАО "Научно-технический прогресс" № 52-337/15 от 27.08.2012 г. - эксплуатация подземного сооружения (овощехранилища) - нежилого здания расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4 "а", сооружение 8, литера В12 без использования пандуса невозможна, существующий пандус и овощехранилище являются единым капитальным сооружением. В дело представлен также технический паспорт на нежилое здание - строение 8, литера В12, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4 "а", сооружение 8, составленный на 13.09.2012 г.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с требованиями:
1. о признании незаконным распоряжения Администрации города Красноярска от 31.05.2012 № 2568-недв "Об отмене распоряжения администрации города от 18.05.2012 № 2399-недв";
2. возложить на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанности по устранению допущенных нарушений путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка (категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400388:1157, находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4а, стр. 10, сооружение 7, площадью 16 138 кв.м.) на условиях, указанных в распоряжении администрации г. Красноярска от 18.05.2012 № 2399-недв", и направления проекта обществу с ограниченной ответственностью "Автобаза № 10" в двухнедельный срок с даты принятия решения судом.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Оспариваемое распоряжение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска датировано 31.05.2012 г. Заявление в суд об оспаривании данного акта подано в суд 12.07.2012 г. С учетом данных обстоятельств, суд считает, что заявителем соблюдены сроки, определенные в ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Основного закона органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Основного закона).
В соответствии со ст. 34 Основного закона каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 п. 10 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Данными органами осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Согласно пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса, пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Соответствующие правила Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации применяются при продаже как объектов недвижимого имущества, строительство которых было завершено, так и объектов незавершенного строительства.
Как следует из материалов дела по договорам купли-продажи с ОАО "Транспортник" от 15.12.2004 г. заявитель приобрел объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание (лит. В1) общей площадью 77,00 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, дом 4 "а", строение № 10;
- автозаправочную станцию застроенной площадью 497,0 кв.м., в составе: нежилого здания (В3, В24) площадью 120,70 кв.м., резервуаров металлических (N№ 5, 6, 7, 7, 8, 10, 11, 12) объемом по 28 м3, № 9 - объемом 15 м3, распределительных колонок (№ 1, 2, 3, 4) по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, дом 4 "а", соор. 7.
Факт принадлежности вышеуказанных объектов заявителю подтверждается и представленной в дело выписками из ЕГРНИП от 26.03.2012 г. N№ 01/060/2012-132, 01/060/2012-131.
В материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка от 02.09.2011 № 24ЗУ/11-142018, согласно которого 24.02.2010 г. на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с КН 24:50:0400388:180, общей площадью 17967 кв.м., находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4 "а", строения 3, 8, 10, ул. Башиловская, 4 "а" сооружения 7. Согласно сведений о частях земельного участка и обременениях данного кадастрового паспорта, находящиеся в его составе объекты недвижимого имущества занимают следующую площадь:
- нежилого здание, по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, дом 4 "а", строение № 10 - 134 кв.м.;
- сооружение автозаправочная станция по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, дом 4 "а", соор. 7 - 464 кв.м.;
- нежилое здание, по адресу: г. Красноярск ул. Башиловская, 4 "а", строение 8 - 630 кв. м. Как следует из плана части земельного участка, занимаемого строением 8, он сформирован с учетом тамбура данного здания, являющегося наземным входом в его подземную часть.
По данным Портала услуг "Публичная кадастровая палата" (http://maps/rosreestr.ru/PortalOnline) данный земельный участок имеет статус "аннулированный".
Индивидуальный предприниматель Ионин А.Г. является собственником нежилого здания, общей площадью 171,7 кв.м. лит В12, находящегося по адресу: г. Красноярск ул. Башиловская, 4 "а", строение 8 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.09.2011 г. 24 ЕК № 063456);
Как следует из технического паспорта, представленного суду ИП Иониным А.Г. на объект недвижимого имущества "овощехранилище", общей площадью 171,7 кв.м. лит В12, находящееся по адресу: г. Красноярск ул. Башиловская, 4 "а", строение 8 - данный объект представляет из себя нежилое подземное, одноэтажное здание из железобетонных блоков с тамбуром, который является одновременно входом (въездом) в данный объект имеет длину 36,5 м., ширину 4,80 м.
После приобретения объектов недвижимости, находящихся по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4 "а", ООО "Автобаза № 10" была инициирована процедура оформления земельного участка непосредственно занимаемого данными объектами, и необходимого для их эксплуатации.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
13.09.2011 г. Министерством экономического развития Российской Федерации издан приказ № 475 (зарегистрирован в Минюсте РФ 30.09.2011 № 21942) устанавливающий перечень документов необходимых для приобретения прав на земельный участок, к которым в т.ч. относятся: при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения;. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП, а также сообщение заявителя содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
02.02.2012 г. департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска утверждена план-схема размещения земельного участка в составе кадастрового квартала № 24:50:04 00 388, составленная кадастровым инженером Нестеренко А.Ю. 06.12.2011 г. Решением от 14.02.2012 г. филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Красноярскому краю" № Ф24/12-2-11319 принято решение о постановке земельного участка на кадастровый учет.
14.02.2012 г. выдан кадастровый паспорт земельного участка № 24/12-30239, в соответствии с которым земельному участку площадью 16 138 кв.м., по адресу г. Красноярск, ул. Башиловская, 4 "а", стр. 10, соор. 7 присвоен кадастровый номер 24:50:0400388:1157.
Как установлено судом этот факт не оспаривается заявителем и подтвержден материалами дела земельный участок площадью 16 138 кв.м., по адресу г. Красноярск, ул. Башиловская, 4 "а", стр. 10, соор. 7, с КН 24:50:0400388:1157 был сформирован с включением в его состав земельного участка, на котором находится тамбур (пандус) объекта недвижимого имущества "овощехранилище", общей площадью 171,7 кв.м. лит В12, находящееся по адресу: г. Красноярск ул. Башиловская, 4 "а", строение 8, принадлежащего на праве собственности ИП Ионину А.Г.
В соответствии с техническим заключением ОАО "Научно-технический прогресс" № 52-337/15 от 27.08.2012 г. - эксплуатация подземного сооружения (овощехранилища) - нежилого здания расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4 "а", сооружение 8, литера В12 без использования пандуса невозможна, существующий пандус и овощехранилище являются единым капитальным сооружением.
Сообщение ООО "Автобаза № 10", приложенного к заявлению о выкупе земельного участка, о том, что на земельном участке находятся объекты недвижимого имущества (сооружение АЗС и нежилое здание) принадлежащие на праве собственности ООО "Автобаза № 10" не соответствует действительности, т.к. в границах данного участка находится часть объекта недвижимого имущества, не принадлежащего заявителю на праве собственности.
Таким образом, формирование земельного участка с КН 24:50:0400388:1157 на основании утвержденной департаментом муниципального имущества 02.02.2012 г. схемы размещения земельного участка в составе кадастрового квартала № 24:50:04 00 388 произведено, по мнению суда, с нарушением положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, т.к. границы земельного участка пересекают объект недвижимого имущества, находящийся на праве собственности у иного лица (ИП Ионина А.Г.).
Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, принятие 18.05.2012 г. администрацией города Красноярска распоряжения № 2399-недв о предоставлении ООО "Автобаза № 10" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 для эксплуатации нежилого здания, (лит. В1), сооружения - автозаправочной станции не соответствовало положениям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушало права и законные интересы ИП Ионина А.Г.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
28.05.2012 г. заместителем руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений схема расположения земельного участка с КН 24:50:0400388:1157 признана недействительной. Распоряжением от 31.05.2012 г. № 2568 Администрация города Красноярска отменила распоряжение администрации от 18.05.2012 г. № 2399-недв. Основанием данного распоряжения определены ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также обращение индивидуального предпринимателя Ионина А.Г.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 48 вышеуказанного Федерального закона предоставлено право органам местного самоуправления отменять муниципальные правовые акты.
Следовательно, Распоряжение от 31.05.2012 г. № 2568 Администрация города Красноярска об отмене распоряжения администрации от 18.05.2012 г. № 2399-недв не противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя по делу. Данное распоряжение не является отказом заявителю со стороны муниципального образования в праве на выкуп земельного участка, находящегося под объектами недвижимого имущества, принадлежащим заявителю на праве собственности и необходимого для их эксплуатации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Автобаза № 10" г. Красноярск отказать.
Оспариваемое распоряжение администрации города Красноярска от 31.05.2012 г. № 2568-недв. "Об отмене распоряжения администрации города от 18.05.2012 г. № 2399-недв" проверено судом на предмет его соответствия положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г. Красноярске.
Апелляционная жалоба настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Р.В.ЛЕСКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru