Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2012 г. по делу № А33-13320/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20 ноября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 22 ноября 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ермаковой И.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фарком" (ИНН 2462021400, ОГРН 1022402064640, г. Красноярск)
к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476, г. Красноярск)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс",
- ОАО "МРСК Сибири",
о признании незаконным решения об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса.
при участии:
от заявителя: Матицина И.В. - представителя по доверенности от 17.07.2012,
от ответчика: Лузаковой Ю.В. - представителя по доверенности от 15.08.2012 № 01/3617, при ведении протокола секретарем судебного заседания Лапиным А.Г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фарком" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства администрации города Красноярска об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса № 1504-ек от 02.07.2012.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 10.09.2012 возбуждено производство по делу.
Определением от 11.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" и ОАО "МРСК Сибири".
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, отзыв на иск не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании 13.11.2012, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 20 ноября 2012 года в целях предоставления сторонами дополнительных документов и письменных пояснений в материалы дела. После перерыва судебное заседание было продолжено.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Ответчик требования не признал, представил в материалы дела отзыв на заявление согласно которому:
- в адрес управления архитектуры города Красноярска с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта - торгового комплекса, по адресу: г. Красноярск, пр. имени газеты "Красноярский рабочий", 10, ООО "Фарком" обратилось 19.04.2012;
- при проведении градостроительного анализа - сопоставлении документов, приложенных к заявлению и информационной системы градостроительной деятельности установлено, на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости - инженерные сети (сети канализации и электроснабжения);
- градостроительной комиссией департамента градостроительства администрации города Красноярска от 12.05.2012 № 18 решено отказать в выборе и предварительном согласовании ООО "Фарком".
- ранее ООО "Фарком" обращалось за выбором и предварительным согласованием места размещения объекта на спорном земельном участке, решение - отказ, в связи с наличием на земельном участке объектов недвижимости - инженерных сетей и капитальных объектов.
- удовлетворение иска повлечет нарушение прав и законных интересов собственников объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Распоряжением администрации г. Красноярска № 2495-арх от 03.09.2007 ООО "Фарком" было предварительно согласовано место размещения торгового комплекса на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 2 395,0 кв.м., в том числе 524,0 кв. м. - площадь ограниченного использования (охранная зона инженерных сетей), расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10 и утвержден акт о выборе земельного участка от 15.08.2007.
Распоряжением Администрации города Красноярска № 2870-арх от 23.11.2007 утвержден градостроительный план участка площадью 0,2395 га., расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10.
ООО "Фарком" выполнило в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществило его государственный кадастровый учет в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ (кадастровый паспорт земельного участка от 13.07.2010 № 24ЗУ/10-164220), получено заключение ОАО "МРСК Сибири" от 09.02.2010 № 13/03/1093 о возможности электроснабжения торгового комплекса, на участке были снесены строения и разобраны конструкции на месте размещения объекта в соответствии с Актом сноса от 24.12.2010, были получены технические условия на водоснабжение и канализирование торгового комплекса от 08.11.2010 № КЦО-3948.
19.04.2012 ООО "Фарком" обратилось к первому заместителю главы города Красноярска с заявлением о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10, площадью 2 395,0 кв. м. и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса на праве аренды согласно прилагаемой схеме.
02.07.2012 Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска оформлено письмо № 11504-ек "Об отказе в выборе земельного участка", в соответствии с которым, департамент известил заявителя, о том, что его обращение о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, проспект имени газеты "Красноярский рабочий, д. 10, и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса рассмотрено на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства от 12.05.2012, протокол № 18.
Как указано в письме, при сопоставлении представленной заявителем схемы и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности управления архитектуры установлено, что на запрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости - инженерные коммуникации (сети канализации и сети электроснабжения), таким образом, предоставление земельного участка приведет к невозможности реализации вышеуказанных норм законодательства и нарушит права иного лица.
Заявитель обратился в арбитражный суд Красноярского края с заявлением, в котором просит суд признать незаконным решение Департамента градостроительства администрации города Красноярска об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса № 1504-ек от 02.07.2012.
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства:
- в обжалуемом решении департамент градостроительства администрации г. Красноярска ссылается на наличие на запрашиваемом земельном участке объектов недвижимости - инженерных коммуникаций: сетей канализации и сетей электроснабжения не соответствует действительности.
- ООО "Фарком" согласовало вынос сетей канализации с собственником сетей ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", что подтверждается планом, согласованным с ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" от 15.05.08.
- в письме ООО "Красноярского жилищно-коммунального комплекса" к ООО "Фарком" № КЦО-3948 от 08.11.2010 сообщается, что канализационные сети в районе проектируемой застройки имеют 100%-ый износ и находятся в аварийном состоянии. Сетей электроснабжения на запрашиваемом участке не имеется, о чем сделана отметка Ленинского района электрических сетей филиала открытого акционерного общества "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" от 07.08.2012.
- Департаментом градостроительства администрации города Красноярска был сделан неправильный вывод о возможности нарушения предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.


Согласно п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Оспариваемый отказ департамента градостроительства администрации города Красноярска датирован 02.07.2012. Заявление в суд об оспаривании данных актов подано в суд 21.08.2012. С учетом данных обстоятельств, суд считает, что заявителем соблюдены сроки, определенные статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Основного закона органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Основного закона).
В соответствии со ст. 34 Основного закона каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 п. 10 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как следует из ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Данными органами осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 данной нормы, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Как следует из ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как следует из материалов дела Распоряжением администрации г. Красноярска № 2495-арх от 03.09.2007 ООО "Фарком" было предварительно согласовано место размещения торгового комплекса на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 2 395,0 кв.м., в том числе 524,0 кв. м. - площадь ограниченного использования (охранная зона инженерных сетей), расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10 и утвержден акт о выборе земельного участка от 15.08.2007.
Распоряжением Администрации города Красноярска № 2870-арх от 23.11.2007 утвержден градостроительный план участка площадью 0,2395 га., расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10.
19.04.2012 ООО "Фарком" обратилось к первому заместителю главы города Красноярска с заявлением о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 10, площадью 2 395,0 кв. м. и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса на праве аренды согласно прилагаемой схеме.
ООО "Фарком" выполнило в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществило его государственный кадастровый учет в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ (кадастровый паспорт земельного участка от 13.07.2010 № 24ЗУ/10-164220), получено заключение ОАО "МРСК Сибири" от 09.02.2010 № 13/03/1093 о возможности электроснабжения торгового комплекса, на участке были снесены строения и разобраны конструкции на месте размещения объекта в соответствии с Актом сноса от 24.12.2010, были получены технические условия на водоснабжение и канализирование торгового комплекса от 08.11.2010 № КЦО-3948.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 22.03.2011 № 218-Ж утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта" (опубликовано в газете "Городские новости" № 41 28.03.2011)
Согласно п. 1.1. Административного регламента (далее - Регламент № 218-Ж) муниципальную услугу по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляет управление архитектуры администрации города Красноярска.
В соответствии с п. 2.2. Регламента № 218-Ж результатом предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является распоряжение администрации города о предоставлении земельного участка для строительства.
Как определено в п. 2.4 Регламента № 218-Ж, муниципальная услуга по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется руководителем Управления, его заместителями и структурными подразделениями Управления:
- отделом застройки;
- отделом генерального плана;
- отделом ведения информационных систем градостроительной деятельности;
- юридическим отделом;
- отделом формирования градостроительных дел;
- отделом по работе с обращениями граждан и контролю исполнительской дисциплины.
Пунктом 2.9. Регламента № 218-Ж определены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, это:
- несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам;
- несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям документации по планировке территории;
- несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны;
- наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, не принадлежащих заявителю, за исключением наличия объектов недвижимого имущества на земельном участке, в отношении которого принято решение о строительстве объектов, признанных муниципальной нуждой;
- непредставление заявителем предусмотренных Регламентом документов;
- наличие отрицательных согласований (заключений) государственных органов, органов местного самоуправления, служб и организаций, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц.
Вышеуказанный список является исчерпывающим.
Главой 111 Регламента определены административные процедуры выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта, которые состоят из следующих стадий:
- обращение заинтересованных лиц с заявлением на имя первого заместителя Главы города заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
- рассмотрение заявления на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации города Красноярска для рассмотрения возможных вариантов выбора места размещения объекта и осуществлении градостроительного анализа.
- с учетом решения, принятого на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации города, уполномоченным специалистом отдела застройки осуществляется подготовка извещения, содержащего перечень согласований и заключений соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций, заключения и согласования которых в соответствии с действующим законодательством необходимы для обеспечения выбора земельного участка, либо осуществляется подготовка мотивированного отказа в размещении объекта.
- регистрация извещения и направление его (или решение об отказе в размещении объекта) заявителю.
- в случае непредставления необходимых заключений извещение утрачивает силу и уполномоченный специалист отдела застройки в течение трех рабочих дней готовит мотивированный ответ заявителю.
- при представлении необходимых заключений и согласований уполномоченный специалист отдела застройки в течение 5 рабочих дней готовит проект акта о выборе земельного участка, а при необходимости - и его охранной или санитарно-защитной зоны.
- одновременно с подготовкой акта о выборе земельного участка уполномоченный специалист Управления обеспечивает публикацию сообщения о выборе земельного участка и о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
- руководителем управления утверждается схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- утверждается и подписывается руководителем управления Акт о выборе земельного участка.
Как определено в п. 3.1.15. Регламента № 218-Ж общий срок подготовки акта о выборе со дня представления заявителем документов, предусмотренных извещением, до подписания акта о выборе не должен превышать 20 рабочих дней.
- на основании подписанного акта о выборе земельного участка с утвержденными схемами расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории осуществляет подготовка проекта распоряжения администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, а также формируется градостроительное дело.
- проект распоряжения администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта согласовывается с заместителем руководителя Управления по правовым вопросам; руководителем управления; заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства; заместителем Главы города - руководителем департамента муниципального имущества и земельных отношений; руководителем управления делами администрации города;
- руководителем управления информатизации и связи администрации города при согласовании размещения линейно-кабельных сооружений связи; руководителем администрации района в городе, на территории которого предполагается размещение объекта - принимается Распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое выдается заявителю департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
02.07.2012 Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска оформлено письмо № 11504-ек "Об отказе в выборе земельного участка", в соответствии с которым, департамент известил заявителя, о том, что его обращение о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, проспект имени газеты "Красноярский рабочий", д. 10, и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса рассмотрено на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства от 12.05.2012, протокол № 18.
Как указано в письме, при сопоставлении представленной заявителем схемы и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности управления архитектуры установлено, что на запрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости - инженерные коммуникации (сети канализации и сети электроснабжения), таким образом, предоставление земельного участка приведет к невозможности реализации вышеуказанных норм законодательства и нарушит права иного лица.
Согласно плана землеотвода и сети К1 выноса, составленного проектным отделом ООО "КРАСИНКО" общество "Фарком" согласовало 15.05.2008 вынос сетей канализации с собственником сетей с ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", а также с Ленинским районом электрических сетей филиала открытого акционерного общества "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" 07.08.2012.
Ссылка Департамента в обоснование правомерности оспариваемого отказа на последний абзац пункта 2.9 распоряжения администрации г. Красноярска от 22.03.2011 № 218-ж, согласно которому основанием для отказа в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц, является несостоятельной, поскольку Департаментом не представлено в материалы дела доказательств нарушения предполагаемым размещением объекта прав и законных интересов указанных лиц.
Кроме того, согласно пункту 1.1 Административного регламента, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 22.03.2011 № 218-ж, муниципальную услугу по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляет управление архитектуры администрации города Красноярска.
В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 22.03.2011 № 218-ж, результатом предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является распоряжение администрации города о предоставлении земельного участка для строительства.
Как определено в пункте 2.4 Административного регламента, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 22.03.2011 № 218-ж, муниципальная услуга по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется руководителем Управления, его заместителями и структурными подразделениями Управления: отделом застройки; отделом генерального плана; отделом ведения информационных систем градостроительной деятельности; юридическим отделом; отделом формирования градостроительных дел; отделом по работе с обращениями граждан и контролю исполнительской дисциплины.
Административный регламент, утвержденный распоряжением администрации г. Красноярска от 22.03.2011 № 218-ж, не предоставляет права департаменту градостроительства от своего имени выносить распоряжения об отказе в выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта.
Как следует из пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Статья 36 Конституции Российской Федерации определяет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления" имеет номер 131-ФЗ, а не номер 1310-ФЗ.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 1310-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно статье 58 Устава города Красноярска в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города.
Перечисленные правовые акты должны содержать указания на правовые основания содержащихся в них предписаний и не могут противоречить решениям городского Совета. Указанные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не предусмотрено иное. Данные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, публикуются в срок до 15 дней со дня их издания и вступают в силу со дня их официального опубликования.
Суду не представлены доказательства опубликования нормативных актов, в частности Распоряжения администрации г. Красноярска от 17.08.2010 № 114-р "Об утверждении Положения о департаменте градостроительства администрации города" и Распоряжения 22.12.2006 № 270-р "Об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города Красноярска". Учитывая, что данными актами определяются органы и должностные лица, определен круг их полномочий, в т.ч. по вопросам исполнения земельного законодательства, касающегося выбора земельного участка, предварительного согласования места размещения объекта (право на получение информации об этих органах прямо закреплено в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации) суд считает, что данные правовые акты, затрагивают права и законные интересы граждан в области земельных отношений и следовательно должны вступать в силу с момента их опубликования.
Поскольку доказательств опубликования вышеуказанных нормативных актов суду не представлено, они считаются не вступившими в силу и ссылка на них не имеет правовых последствий.
Таким образом, принятие департаментом градостроительства администрации города Красноярска отказа от 02.07.2012 № 1504-ек нарушает права заявителя в части рассмотрения его заявления уполномоченным органом и препятствует его праву на утверждение акта выбора земельного участка и согласования места размещения объекта строительства.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения, суд указывает на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд осуществляет взыскание с департамента градостроительства администрации города Красноярска в пользу заявителя, понесенных последним судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Фарком" удовлетворить.
Признать решение Департамента градостроительства администрации города Красноярска об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового комплекса, выраженное в письме № 1504-ек от 02.07.2012, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации. Обязать Департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения законодательства.
Взыскать с Департамента градостроительства администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фарком" 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.И.ЕРМАКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru