Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2012 г. по делу № А33-13558/2012

Резолютивная часть решения объявлена 07.11.2012.
В полном объеме решение изготовлено 13.11.2012.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Кулак" (ИНН 2465100690, ОГРН 1062465065178)
к Министерству промышленности и энергетики Красноярского края (ИНН 2466213777, ОГРН 1082468046099)
о признании недействительным предписания от 09.08.2012 № 04-01223,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кондратюк М.В., представителя на основании доверенности от 20.08.2012,
от ответчика: Мешалкиной Ю.О., представителя на основании доверенности от 11.01.2012,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Кулак" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству промышленности и энергетики Красноярского края о признании недействительным предписания от 09.08.2012 № 04-01223.
Заявление принято к производству суда. Определением от 30.08.2012 возбуждено производство по делу.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании распоряжения от 26.07.2012 № 157 должностными лицами Министерства промышленности и энергетики Красноярского края проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Кулак" лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
По результатам проверки составлен акт проверки от 09.08.2012 № 108, в котором отражено, что правоустанавливающие документы на помещение предоставлены не были (пункт 2 акта проверки).
Министерство промышленности и энергетики Красноярского края, усмотрев нарушение статей 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", выдало обществу с ограниченной ответственностью "Кулак" предписание от 09.08.2012 № 04-01223, которым обязало его в срок до 09.11.2012 устранить выявленные нарушения.
Полагая, что предписание от 09.08.2012 № 04-01223 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что оспариваемый акт Министерства промышленности и энергетики Красноярского края соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Кулак" осуществляет деятельность на основании лицензии № 107008 (регистрационный номер от 25.06.2009), выданной Министерством промышленности и энергетики Красноярского края, сроком действия до 25.06.2014.
Согласно лицензии общество с ограниченной ответственностью "Кулак" осуществляет деятельность по розничной продажи алкогольной продукции по адресам: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 41-151, павильон, г. Красноярск, ул. Светлогорская, 17 - продажа всей алкогольной продукции, кроме спирта питьевого.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 4 Закона Красноярского края от 06.07.2004 № 11-2179 "О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории края" лицензирующий орган исполнительной власти края, определяемый Правительством края, осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.18 Положения о Министерстве промышленности и энергетики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 18.05.2010 № 270-п, к компетенции министерства относится осуществление в установленном порядке лицензирования, включая контроль за соблюдением организациями лицензионных требований и условий розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона № 171-ФЗ государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с подпунктами 1, 3 части 2 статьи 23 Федерального закона № 171-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать у организации, индивидуального предпринимателя на основании мотивированного запроса в письменной форме и получать от них информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки; выдавать организациям, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано заместителем министра Климиным А.А., в пределах предоставленных ему полномочий.
Контрольные мероприятия в отношении лицензиатов проводятся лицензирующим органом на основании Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пунктам 6, 7, 8 статьи 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные и выездные проверки. Предметом указанных проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, соответствии лицензионным требованиям используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований. Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.
Из материалов дела следует, что проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кулак" проведена в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 год, согласованным с прокуратурой Красноярского края и размещенным в сети Интернет, на основании распоряжения заместителя министра Климина А.А. от 26.07.2012 № 157. Проверяемый объект расположен по адресу г. Красноярск, ул. Светлогорская, 17.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в распоряжении о проведении проверки указывается перечень документов, предоставление которых юридическими лицами необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
В пункте 11 распоряжения о проведении плановой проверки от 26.07.2012 № 157 указано, что при проверке необходимо предъявить, в том числе правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки и выдано оспариваемое предписание.
При таких обстоятельства процедура проведения проверки и выдача оспариваемого предписания Министерством промышленности и энергетики Красноярского края соблюдена.
Административный орган установил, что на момент проведения проверки у общества с ограниченной ответственностью "Кулак" отсутствовали документы, подтверждающие наличие торговых и складских помещений, что является нарушением лицензионных требований и условий розничной продажи алкогольной продукции, а именно статей 16, 26 Федерального закона № 171-ФЗ.
Согласно статье 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Закона.
В соответствии пунктом 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.
Согласно статьям 16 и 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов о создании условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.

В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.

Основы государственного регулирования торговой деятельности определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 3 указанного Закона правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом РФ, настоящим ***
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта федерации.
Постановлением администрации города Красноярска от 09.02.2010 № 55 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска. Положение устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Красноярска.
Согласно данному постановлению все временные сооружения в городе Красноярске, в которых осуществляется торговая деятельность и которые размещены в предусмотренном им порядке являются нестационарными.
Таким образом, поскольку отнесение тех или иных объектов к стационарным или нестационарным торговым объектам входит в компетенцию органов местного самоуправления, лицензирующий орган при исполнении государственных функций по лицензированию и контролю должен руководствоваться сведениями, содержащимися в схеме размещения нестационарных торговых объектов.
Постановлением администрации г. Красноярска от 29.11.2011 № 550 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, согласно приложению к настоящему постановлению объект, расположенный по адресу г. Красноярск, ул. Светлогорская, 17, включен в схему и относится к нестационарным торговым объектам.
Частью 11 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до 22 июля 2011 года, действуют до окончания срока их действия.
Следовательно, организация не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности в обособленном подразделении, если место нахождения такого обособленного подразделения организации перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции в результате внесения изменений в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Указанная позиция содержится в Информационном сообщении "Разъяснения по вопросам применения в отношении розничной алкогольной продукции норм Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", подготовленном Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В пункте 8 указанного Информационного сообщения отмечено, что норма абзаца первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции. Таким образом, организации, получившие лицензии до 22 июля 2011 года, обязаны обеспечить соблюдение требований абзаца первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ с 1 июля 2012 года.
Организациям, имеющим лицензии, был предоставлен переходный период для приведения своей деятельности в соответствие с новыми требованиями и с 22.07.2011 года в отношении соискателей лицензии (заявителей) вступили в силу изменения статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ, согласно которым для получения лицензии заявитель предоставляет в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие стационарных торговых и складских помещений. С 01.07.2012 года данные требования вступили в силу в отношении остальных организаций, получивших лицензию до 22.07.2011.
Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона № 218-ФЗ с 01.07.2012 вступили в силу требования, установленные абзацем первым и вторым пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, согласно которым организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику и указанные требования распространяются на все организации, занимающиеся розничной продажей алкогольной продукции.
Оценив доводы сторон, суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание соответствует Федеральному закону № 171-ФЗ, соответственно, изложенное в предписании требование не нарушает права общества с ограниченной ответственностью "Кулак" в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая указанные обстоятельства, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления в арбитражный суд общество с ограниченной ответственностью "Кулак" по платежному поручению от 21.08.2012 № 55 уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей.
С учетом результата рассмотрения настоящего дела государственная пошлина подлежит отнесению на общество с ограниченной ответственностью "Кулак"
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Кулак" (ИНН 2465100690, ОГРН 102465065178) о признании недействительным предписания Министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 09.08.2012 № 04-01223 отказать.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.П.КРИЦКАЯ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru