Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Северная Осетия - Алания


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2012 г. № 479

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в целях дальнейшего совершенствования государственной политики по улучшению положения детей в Республике Северная Осетия-Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
Утвердить прилагаемую Республиканскую стратегию действий в интересах детей в Республике Северная Осетия-Алания на период до 2017 года.

Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
С.ТАКОЕВ





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 29 декабря 2012 г. № 479

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА

I. Общие положения

Обеспечение благополучного и защищенного детства, практическое решение задач по дальнейшему улучшению положения детей, усилению социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечению доступного и качественного образования детей, защите прав и интересов детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охране здоровья детей и, в целом, возрождению и укреплению института семьи, оздоровлению демографической ситуации, созданию благоприятной жизненной среды для детей и семей с детьми являются приоритетами социальной политики Республики Северная Осетия-Алания.
Данные приоритетные цели и задачи определены в рамках дальнейшего совершенствования государственной семейной и демографической политики, оздоровления демографической ситуации, всемерного повышения социального статуса и престижа семьи в Республике Северная Осетия-Алания, с учетом влияния национально-этнических, исторических, территориально-географических, миграционных и иных факторов и отражены в Конституции Республики Северная Осетия-Алания: "Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства", "Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей", в Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года, в принципах, сформулированных Главой Республики Северная Осетия-Алания Т.Д. Мамсуровым: "Мы и раньше говорили и не устанем повторять - ничто не имеет никакого значения, если это не делается для детей, для будущего".
В результате принятых мер в республике в последние годы наметились и укрепляются позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту, далеки от окончательного решения и требуют постоянного внимания.
Республиканская стратегия действий в интересах детей в Республике Северная Осетия-Алания на период до 2017 года (далее - Республиканская стратегия) определяет основные направления и задачи политики Республики Северная Осетия-Алания в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Реализацию Республиканской стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: "Семейная политика детствосбережения", "Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие детей", "Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни", "Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства", "Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия", "Комплексная безопасность детей", "Дети и молодежь - участники реализации Республиканской стратегии".
Республиканская стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих федеральных и международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, институтов и сегментов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее значимых и актуальных проблем детства.
Республиканская стратегия разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (далее - Национальная стратегия), с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
Основные меры социальной поддержки семей с детьми определены в рамках российского законодательства и установлены Законами Республики Северная Осетия-Алания "О семейной политике в Республике Северная Осетия-Алания", "О республиканской целевой программе "Улучшение демографической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания", "О социальном обслуживании населения в Республике Северная Осетия-Алания", "О прожиточном минимуме в Республике Северная Осетия-Алания", "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье", "О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) денежных средств на содержание ребенка", "О государственном пособии гражданам, имеющим детей", "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Северная Осетия-Алания", "О начальном профессиональном образовании в Республике Северная Осетия-Алания", "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Северная Осетия-Алания", "О мерах по защите нравственности и здоровья детей в Республике Северная Осетия-Алания", "О целевой программе "Безопасность образовательного учреждения", "О государственных наградах Республики Северная Осетия-Алания" (учреждено почетное звание "Мать - героиня Республики Северная Осетия-Алания"), "О молодежной политике в Республике Северная Осетия-Алания", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций", "Об основах отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Северная Осетия-Алания"; Указами Президента (Главы) Республики Северная Осетия-Алания от 17 декабря 1992 г. № 105 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", от 27 января 1994 года № ПР-01 "О мерах по усилению социальной защиты населения", от 12 апреля 2004 г. № 48 "О первоочередных мерах поддержки малообеспеченных семей и реализации срочных программ занятости трудоспособного населения в Республике Северная Осетия-Алания", от 16 мая 2005 г. № 89 "О мерах по улучшению медицинского обслуживания и материального положения молодых семей с детьми в г. Беслане Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания", от 21 января 2008 г. № 12 "О наделении Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Республике Северная Осетия-Алания".
Инструментом практического решения ряда вопросов в сфере детства стала реализация мероприятий, предусмотренных республиканскими целевыми программами "Здоровый ребенок", "Профилактика заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов в питании населения Республики Северная Осетия-Алания", "Молодежь Осетии", "Молодой семье - доступное жилье", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2011 - 2014 годы, "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012 - 2014 годы, "Гармония мира - миру детства", "Доступная среда в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012 - 2014 годы и др.
В республике в числе первых субъектов Российской Федерации был создан институт Уполномоченного по правам ребенка при Главе (Президенте) Республики Северная Осетия-Алания.
Только в 2012 году приняты Законы Республики Северная Осетия-Алания "О республиканском материнском (семейном) капитале в Республике Северная Осетия-Алания", "О предоставлении многодетным семьям земельных участков на территории Республики Северная Осетия-Алания". Практически осуществляется Комплексный план мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах в Республике Северная Осетия-Алания Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В республике успешно развивается республиканская система учреждений социального обслуживания семей с детьми, включающая 18 учреждений различного типа.
Сложность, масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

1. Основные проблемы в сфере детства

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.






Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.
Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
Расширение спектра мер воспитательного характера.

VII. Дети - участники реализации Республиканской стратегии

1. Краткий анализ ситуации

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В Республике Северная Осетия-Алания формируется правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские, подростковые и молодежные общественные объединения, молодежные палаты, парламенты.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); усиление элитизма (создание элитных групп "детей-профессионалов"); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.

2. Основные задачи

Развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования различными политическими силами детей в качестве инструмента достижения собственных целей.

3. Первоочередные меры

Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.

4. Ожидаемые результаты

Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет".
Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

VIII. Механизм реализации Республиканской стратегии

Республиканская стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и приоритетными национальными проектами.
Республиканскую стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый - в 2012 - 2014 годах и второй - в 2015 - 2017 годах.
Сроки и основные этапы реализации Республиканской стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом.
Для успешной реализации Республиканской стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке необходимых рекомендаций возлагаются на республиканские министерства образования и науки, социального развития, здравоохранения, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры и массовых коммуникаций.
На основе постоянного мониторинга реализации Республиканской стратегии предусматривается проведение корректировки управленческих решений. Механизмом контроля за ходом реализации Республиканской стратегии являются ежегодные информационно-аналитические доклады Правительству Республики Северная Осетия-Алания, подготавливаемые заинтересованными республиканскими министерствами, а также альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru