Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 19 ноября 2012 г. № 14044/12

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Во исполнение приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от 9 ноября 2012 года № 5867/12 направляем для руководства и учета в работе методические рекомендации:
- по условиям реализации и развития практико-ориентированной образовательной среды и определению параметров практико-ориентированности для основных профессиональных программ начального профессионального и среднего профессионального образования, разработанные по итогам совещания, состоявшегося 14 ноября 2012 года на тему: "Организационно-педагогические условия создания практико-ориентированной образовательной среды" (приложение 1);
- по формам взаимодействия с работодателем по усилению практико-ориентированной направленности образовательного процесса в ГОУ СПО "Технический колледж" г. Набережные Челны (приложение 2).

Заместитель министра
А.И.ПОМИНОВ





Приложение 1

УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) должны включать 3 вида требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ (перечень обязательных дисциплин, модулей, умений, знаний по дисциплинам; практического опыта, умений, знаний по модулям), в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ (материал, который будет положен в основу соответствующих разделов программ учебных дисциплин (УД) и профессиональных модулей (ПМ)), в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ (это виды деятельности и компетенции), которые отражают цель и задачи основных профессиональных образовательных программ (далее - ОПОП).
Особенности ФГОС начального/среднего профессионального образования (далее - ФГОС НПО/СПО):
- компетентностный подход;
- разработка образовательных стандартов совместно с профессиональными сообществами и на основе профессиональных стандартов;
- реализация ФГОС при участии работодателей;
- практико-ориентированность;
- повышение самостоятельности образовательного учреждения (далее - ОУ) в формировании содержания образования.
Рассмотрим более детально обеспечение практико-ориентированности образовательного процесса. Модульная структура ФГОС синхронизирует теоретическое и практическое обучение. Практическое обучение включает: практические и лабораторные занятия (практическое обучение), учебную практику, производственную практику. При внедрении ФГОС НПО/СПО изменились подходы к формированию практико-ориентированности. Разработчики стандартов третьего поколения сделали упор на увеличение практико-ориентированности за счет увеличения практической составляющей теоретического обучения.
Под целью практико-ориентированного образования понимают формирование профессионального опыта обучающихся (студентов) при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики. К практико-ориентированному образованию относят профессионально-ориентированные технологии обучения, направленные на формирование у будущих специалистов значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств.
Обеспечение практико-ориентированности ОПОП осуществляется посредством разработки перечня лабораторных работ и практических занятий, методических рекомендаций по их проведению. В целях соблюдения процента практико-ориентированности в содержание образования включено до 30% лабораторных работ и практических занятий по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.
Практико-ориентированность - один из показателей качества основных профессиональных образовательных программ начального/среднего профессионального образования (ОПОП НПО/СПО). В общем смысле под практико-ориентированностью понимается доля практического обучения (лабораторных, практических занятий, учебной и производственной практики) в общем объеме обязательной учебной нагрузки. Параметры практико-ориентированности могут быть рассчитаны на основании данных рабочего учебного плана по профессии НПО или специальности СПО.
Значение практико-ориентированности соответствует диапазону для ОПОП НПО: 70 - 85%. Значение практико-ориентированности соответствует диапазону для ОПОП СПО: базовой подготовки - 50 - 65%; углубленной подготовки - 50 - 60%.
Практико-ориентированность рассчитывается по формулам:
1) Начальное профессиональное образование:

             ЛПЗ + (УП + ПП)
    ПрО = -------------------- x 100,
           УНобяз + (УП + ПП)

где: ПрО - практико-ориентированность;
ЛПЗ - суммарный объем лабораторных и практических занятий (в часах);
УП - объем учебной практики (в часах);



- участие работников бизнеса, промышленных предприятий в проведении занятий в ОУ;
- трудоустройство выпускников;
- стажировка преподавателей на передовых предприятиях, организациях и фирмах.
Задача ориентации учреждений начального и среднего профессионального образования на требования рынка труда вызывает необходимость в изменении "привычной" квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. По многим профессиям целесообразно совмещение функций преподавателя и мастера, в связи с чем расширяется функционал методической работы специалистов, требующий от них самостоятельной разработки большого количества документации и учебно-методических материалов.
Но существуют факторы, негативно сказывающиеся на развитии практико-ориентированной среды:
- образовательное учреждение находится в сельской местности, трудно установить связи с социальными партнерами;
- игнорирование педагогическими кадрами нововведений;
- финансовые возможности образовательного учреждения;
- неправильное распределение часов;
- неосведомленность педагогического коллектива о практико-ориентированных параметрах;
- нежелание работодателей принимать участие в разработке и реализации образовательной программы.
Так, для обеспечения практико-ориентированности образовательным учреждениям необходимо:
- обладать кадрами, способными обеспечить изучение потребностей рынка труда региона, разработку образовательной программы, включающей профессиональные модули, организацию и содержание теоретической и практической составляющей программы. Кадровый потенциал образовательного учреждения должен включать не только профессорско-преподавательский состав, но и представителей работодателей, имеющих опыт практической профессиональной деятельности, связанной с реализацией программы;
- обладать материально-технической и научно-методической базой, необходимой для реализации программы: базы практик на предприятиях, новейшее оборудование лабораторий и мастерских, компьютерное обеспечение, учебные пособия, тренажеры, доступ к соответствующей новой (последних пяти лет) литературе, в т.ч. на электронных носителях;
- иметь продуктивные механизмы трудоустройства выпускников, договоры с работодателями (в части участия в ежегодном обновлении, уточнении результатов освоения программы; использования лабораторий, учебных полигонов предприятий, баз практик, участия в руководстве практикой; разработки заданий на дипломное проектирование и программ государственной итоговой аттестации, участия в ее проведении; организации курсов повышения квалификации преподавателей, их стажировок).
Качество образования - это критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные и практико-ориентированные выпускники.
В результате реализации практико-ориентированного обучения образовательные учреждения получат:
- образовательные программы, соответствующие профессиональным стандартам и обеспечивающие высокую эффективность профессиональной подготовки специалистов;
- высококвалифицированный инженерно-педагогический состав и эффективный образовательный процесс, адекватный изменениям структуры рынка труда, аккумулирующий лучшие образовательные технологии.





Приложение 2

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЕМ ПО УСИЛЕНИЮ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ГБОУ СПО "ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ")

В условиях технического колледжа, где прочно закрепился машиностроительный профиль, тему семинара "Организационно-педагогические условия создания практико-ориентированной образовательной среды" мы трактуем как совместную деятельность по подготовке специалистов, начиная с выбора направлений подготовки и заканчивая итоговой государственной аттестацией, где на протяжении последних пяти лет председателями комиссий и подкомиссий являются начальники цехов и производств, заместители генерального директора по отдельным направлениям.
Исходя из накопленного опыта, укрепляемся во мнении, что наиболее приемлемой и эффективной формой консолидации усилий в подготовке рабочих и специалистов является союз крупного многопрофильного производственного предприятия и учебного заведения соответствующего профиля (как элементы дуальной европейской системы образования, опыта государственного и негосударственного участия в подготовке профессиональных кадров в Великобритании).
Перечислим основные направления взаимодействия, выработанные в содружестве колледж - завод по созданию практико-ориентированной среды: в 2011 году кадровая служба завода двигателей выявила потребность в специалистах и рабочих на термогальваническое производство завода и обратилась к администрации колледжа по вопросу начала подготовки специалистов данного профиля. Изучив и определив возможности, выявив задачи для каждой из сторон, началась работа по созданию специальности. Весной 2012 года провели лицензирование специальности, и с сентября набрана группа студентов по программе СПО по специальности "Металловедение и термическая обработка металлов". В то время как на первом курсе идет реализация общепрофессиональной подготовки администрации колледжа и специалисты термогальванического производства завода совместно работают над корректировкой учебного плана специальности, где вариативную часть как по содержанию, так и по объему часов в разрезе дисциплин и профессиональных модулей, в объеме и содержании практической части дисциплин разрабатывает работодатель на основе видов профессиональной деятельности, перечня оборудования, лабораторных установок и стендов.
В то же время с октября месяца осуществляется работа по организации стажировки инженерно-педагогических кадров на подразделениях термогальванического производства. Цель вовлечения в стажировку преподавателей, работающих на этой специальности, - формирование предметной, междисциплинарной преемственности содержания подготовки, особенно на этапе становления специальности.
При взаимной заинтересованности сторон (образовательное учреждение, предприятие) качественная реализация ФГОС возможна, и, более того, приходит понимание того, что система профессиональной подготовки должна быть выстроена именно в тесном взаимодействии образовательных учреждений с работодателями.
Этапы взаимодействия ОУ с работодателем в ходе выполнения целевой заявки на подготовку кадров:
1. Установление возможностей реализации заявки, определение задач для каждой стороны;
2. Лицензирование направлений подготовки;
3. Разработка (ОУ), согласование (ОУ - работодатель), корректировка (работодатель) учебного плана специальности с проектом вариативной части;
4. Организация стажировки инженерно-педагогических работников в подразделениях предприятия;
5. Повторная корректировка учебных планов, разработка (ОУ), согласование (ОУ - работодатель), корректировка (ОУ - работодатель) рабочих программ дисциплин и ПМ;
6. Мониторинг качества учебно-планирующей документации.
Сравнительный анализ ФГОС по специальностям "Металловедение и термическая обработка металлов" и "Технология машиностроения" выявил, что соотношение долей часов обязательных учебных занятий, учебно-производственной практики (по профилю специальности) и преддипломной практики составляет на специальности "Металловедение и термическая обработка металлов" - 75% / 25%, "Технология машиностроения" - 65% / 25%. Как усилить практико-ориентированность подготовки и уравнять объемы часов теоретического и практического обучения?
В пункте 7.17 ФГОС говорится о требованиях к материально-технической базе, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ, практических занятий и видов практики. Объемные показатели по количеству часов на ЛПЗ(Р) в стандартах не оговариваются как в целом, так и по циклам, разделам, модулям. Как в таком случае установить объем часов ЛПЗ(Р) в разрезе каждой дисциплины, профессионального модуля? На этот вопрос мы отвечали коллективно, на уровне преподавателей дисциплин, МДК, профессиональных модулей и руководителей практики. Во-первых, однозначно, объем часов ЛПЗ(Р) устанавливается в соответствии с требованиями к умениям и практическому опыту в разрезе каждой дисциплины. Так, например, ФГОС специальности "Металловедение и термическая обработка металлов" по дисциплине "Электротехника и электроника" выставляет 12 позиций к требования "знать" и 5 позиций к требованиям "уметь", а по профессиональному модулю "Разработка, внедрение и ведение технологических процессов термической и химико-термической обработки металлов" к требованию "иметь практический опыт" - 6 комплексных задач, к требованию "уметь" - 13, и к требованию "знать" - 11. Отсюда вывод, что объем часов на ЛПЗ(Р) по учебной дисциплине и профессиональному модулю должен обеспечить полное выполнение требований стандартов. Детальный, аналитический подход к установлению соотношения теории и практики - одна из приоритетных задач образовательного учреждения. Часто приходится слышать, что нет лабораторного оборудования или лаборатории не дооснащены и поэтому происходит сокращение часов ЛПЗ(Р). Это ошибочный подход. Образовательное учреждение обязано создать условия для полноценной реализации образовательного стандарта. Методические указания и рекомендации по выполнению ЛПЗ(Р) разрабатываются преподавателем дисциплины, МДК, ПМ, а совместно со старшим мастером и руководителем практики ведется поиск возможностей к реализации часов ЛПЗ(Р), в том числе на подразделениях базовых предприятий (если образовательное учреждение не располагает лабораторной базой). Как узнать возможности предприятия по реализации практической части дисциплин? Преподаватель и мастер производственного обучения один раз в три года должны пройти стажировку на базовом предприятии. Основываясь на опыте работы, пришли к выводу - недопустимо отпускать студента на практику как в учебные мастерские и тем более на реальное производство без предварительно закрепленных навыков практических действий как в цикле общепрофессиональных дисциплин, так и в цикле профессиональных модулей.
Еще одним направлением усиления практико-ориентированности образовательного процесса является реализация курсового и дипломного проектирования. Количество курсовых работ (проектов), объем часов, отведенных на их выполнение, дисциплины, по которым предусматривается их выполнение, также определяет образовательное учреждение. Основной установкой в данном случае являются требования к видам профессиональной деятельности и междисциплинарная преемственность содержания образовательной программы.
Таким образом, основной задачей образовательного учреждения на этапе реализации ФГОС является грамотное, корректное определение соотношений часов теории и часов, отведенных на ЛПЗ(Р) из объема часов обязательных учебных занятий; материально-техническое и методическое обеспечение выполнения практической части дисциплин МДК и ПМ; организация стажировки инженерно-педагогических работников образовательного учреждения на базовых предприятиях с целью выработки содержания вариативной части ОПОП, повышения деловой квалификации ИПР, совершенствования профессиональных знаний и мастерства, изучения передового опыта деятельности производственных предприятий - заказчиков кадров. В нашем колледже реализованы два пилотных проекта организации стажировки: на ОАО "КАМАЗ" и на ООО Транспортная коммерческая фирма "Кама - Тракс". Стажировка проводится в соответствии с разработанным положением о стажировке.
В идеале реализация ФГОС - это переход к новой концепции образования: обновление содержания образования, методов, средств, форм его получения для достижения нового качества результатов. Инженерно-педагогическому коллективу учреждения профессионального образования необходимо выстроить систему взаимодействия с заказчиками кадров и адаптировать образовательный процесс под заявленный заказ.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru